Александр Донской Александр Донской собирается открыть под Баумана музей современного искусства и в данный момент проходит все согласования с чиновниками Фото: ©Алексей Никольский, РИА «Новости»

«ПОМЕЩЕНИЕ В САМЫЙ РАЗ, СОВРЕМЕННЫМ АРТ-ОБЪЕКТАМ НУЖЕН ВОЗДУХ»

Александр Донской необычен во всем. Встреча была назначена рядом с его новым музеем «Веришь или нет». Заметьте, не внутри. Некоторые работницы развлекательного заведения так и не видели своего босса, хотя тот в последние два месяца из Казани не вылезает. Позже стало понятно почему.

Бизнесмен в этот момент рассматривал свое новое приобретение, которое уже установили перед музеем. Кто-то из местных умельцев бесплатно изготовил из железа черного дракона. И все бы было относительно нормально, если бы не помост, который почему-то был украшен еловыми венками. Создавалось такое ощущение, что помост просто украли с кладбища.

— А что, еще никто с ним не фотографируется? — спросил счастливый обладатель странного изваяния.

— Так еще утро, да и трезвые все, — то ли в шутку, то ли всерьез произнес кто-то из сопровождающих.

Попросив переделать, Донской направился вперед мимо своего музея. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», где же мы будем беседовать, бизнесмен ответил:

— Можно всегда любую кофейню использовать под бесплатный офис. И дела можно все решить, и кофе хороший попить.

По словам Донского, 5 тыс. кв. м для подземной галереи город, скорее всего, отдаст ему и его партнерам в аренду бесплатно или чисто за символическую плату Фото: «БИЗНЕС Online»

Так и получилось. Дело в том, что в последние несколько лет Донской не пьет алкоголь и не ест мяса. Разложив бумаги на столе, он признался, что сейчас идут бюрократические процедуры для того, чтобы оформить договоренность о создании музея современного искусства в столице Татарстана официально. По его словам, 5 тыс. кв. м для подземной галереи город, скорее всего, отдаст ему и его партнерам в аренду бесплатно или чисто за символическую плату. «Мы не просим у города денег на приведение этого объекта в божеский вид, а за это не будем платить аренду. Это взаимовыгодное сотрудничество, поскольку местным властям важно привлекать в город туристов, а наш музей, несомненно, будет этому способствовать».

Напомним, о своем амбициозном проекте Донской впервые рассказал в интервью для «БИЗНЕС Online» на прошлой неделе. Сейчас, когда с местом вроде определились и проект понравился главному архитектору Казани Татьяне Прокофьевой, хотя и нужно еще сделать несколько доработок, бизнесмен раскрыл чуть больше подробностей.

Холодно в помещениях под Баумана не будет. Корпорация развлечений Донского арендует 66 помещений и знает, как сделать лофтовое пространство комфортным Фото: inkazan.ru

— Мы собираемся в подземной галерее устроить биеннале молодых художников. Обыграем разруху, добавим гламура и чего-то такое современного. Там не будет  постоянной коллекции. Все последние арт-объекты мы планируем  выставлять там. Мы не боимся экспериментировать и всячески будем привлекать посетителей. А уж хайп я умею создавать.

По словам Донского, холодно в помещениях под Баумана не будет. Его корпорация развлечений Big Funny арендует в настоящее время 66 помещений и знает, как сделать лофтовое пространство комфортным.

— Не должны люди ходить в одежде, они же будут фотографироваться с экспонатами, а это должно выглядеть красиво, — говорит Донской. — Задача не только выставить работы художников и других творческих людей хорошо, но и сделать все, чтобы их творения еще и продавались.

По мнению предпринимателя, 5 тыс. кв. м для музея современного искусства — в самый раз, даже с запасом, потому что для арт-объектов нужен воздух. Он рассказал, что на ярмарке современного искусства мирового масштаба «Базель арт», где всю площадь мероприятия продают художникам, причем недешево, объекты налеплены друг на друга, и получается некрасиво. Совсем другое дело на венецианской биеннале, где этот воздух есть.

Судя по проекту, большое количество колонн планируется оформить в качестве декоративных  элементов, которые будут выполнять функцию осветительных приборов

ШАРЫ-ПУТЕВОДИТЕЛИ, ИНСТАЛЛЯЦИЯ НА СТЕНАХ И ВХОД КАК НА КАННСКОМ ФЕСТИВАЛЕ

Понятно, что бауманское подземелье нужно приводить в божеский вид. Однако Донской назвал уж очень астрономическую сумму для создания на этом месте музея — $12 миллионов: «Там нужно продумать пожарную безопасность, принять все меры, чтобы не было подтоплений, облагородить помещение. Много дорогих материалов». Насколько эта сумма близка к действительности, сказать пока сложно. Нужно не сбрасывать со счетов, что Донской — мастер эпатажа, а также его рассказы направо и налево о том, что час его работы в качестве бизнес-тренера стоит 240 тыс. рублей. Однако, по его собственному признанию, самая высокая цена, за которую ему удавалось продать свои бизнес-услуги, — это тысяча долларов США...

Тем не менее группу инвесторов, которая согласна вкладывать в этот проект, по словам Донского, он уже нашел. И здание за 90 млн рублей, которое он недавно приобрел на улице Баумана, также было куплено вместе с инвесторами. «Можно было бы, конечно, вложиться в недвижимость и получать с этого доход, но для меня слово „стабильность“ не очень интересно. Мне по духу гораздо больше, когда вокруг творится некий управляемый хаос. Я тут больше как управляющий партнер», — говорит предприниматель.

Вместо стен в галерее будут трансформируемые стеклянные перекрытия

Задумки относительно создания музея действительно грандиозные. Занимался разработкой проекта молодой Антон Семенов, основатель архитектурной студии «Заман проджект». Крупных проектов у студии пока еще не было, они работают в основном по частным клиентам. Одним из направлений у них является проектирование экологических зданий из соломенных панелей...

Что же будет внутри самой галереи? Судя по проекту, большое количество колонн планируется оформить в декоративные  элементы, которые будут выполнять функцию осветительных приборов. Вместо стен в галерее будут трансформируемые стеклянные перекрытия.  

В качестве интерактивного путеводителя по музею будут использованы необычные светящиеся шары. Человек заходит в музей, они слегка поднимаются, образуя своеобразный тамбур для прохода, а когда он подходит к экспозиции, тамбур смыкается, и посетитель находится в освещенном со всех сторон пространстве, где нет никакой тени. Это хорошо подходит для того, чтобы делать селфи рядом с музейным экспонатом.

Группу инвесторов, которая согласна вкладываться в этот проект, по словам Донского он уже нашел

Пространство вдоль стены самой галереи и на куполах, которые выходят на поверхность Баумана, будет оформлено с помощью двух стеклянных перегородок. Внутри будет создаваться пар с помощью парогенераторов, чтобы в этом пространстве можно было проецировать некие графические изображения. Это позволит получить более качественную картинку.

Скорее всего, поменяется и входная группа в галерею. Сейчас два входа разнесены друг от друга, но Прокофьева предложила сделать плавный вход прямо с середины улицы Баумана. По задумке должно получиться наподобие красной дорожки на кинофестивале в Каннах.

Можно было бы посчитать, что этот проект слишком амбициозный для его осуществления, однако основатель корпорации развлечений Big Funny уже имеет различные заведения с филиалами в Барселоне и 8 городах России («Дом великана», «Зеркальный лабиринт», «Дом вверх дном», музей эротики и музей иллюзий). В Казани он работает с 2013 года, а недавно приобрел целое здание на центральной улице города. Также в планах купить дом татарской кулинарии за 90 млн рублей и рядом находящийся пустырь, чтобы создать большой развлекательный кластер в центре города.  «Для меня создание музея современного искусства в Казани — это самое главное дело в жизни, поскольку такой центр останется после моей смерти», — говорит Донской.

Бизнесмен надеется, что в ближайшее время удастся согласовать проект с президентом РТ Рустамом Миннихановым и мэром Казани Ильсуром Метшиным, а при удачно сложившихся обстоятельствах в феврале следующего года он планирует принять первых посетителей.

«Мы не боимся экспериментировать и всячески будем привлекать посетителей. А уж хайп я умею создавать»

«БАУМАНА СЕГОДНЯ „МЕРТВАЯ УЛИЦА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают перспективы появления музея современного искусства в бауманском подземелье.

Сергей Насекин  дизайнер:

— То, что я увидел, даже на концепцию с трудом тянет. Это скорее набросок, тезисы к концепции. Решения тоже крайне сырые. Некоторые вызывают большие сомнения по их реальному техническому воплощению. Я бы пока посмотрел на это как на оторванные от реальности предложения. Но это повод для начала обсуждения данных вещей на профессиональном уровне теми, кто занимается экспозициями, выставочными пространствами, архитектурными интерьерами. Сколько лет эта подземная галерея существует, с ней действительно что-то надо делать. С этим помещением огромное количество технических проблем, оно находится ниже уровня сточных вод. С полуподвальными помещениями тоже большое количество вопросов с отводом сточных вод и влажностью. С другой стороны, не простаивать же огромному пространству в центре города. Открытие музея современного искусства было бы хорошей реализацией этого пространства.

Андрей Питулов  руководитель лофт-проекта «Фабрика Алафузова»:

— Я думаю, идея неплохая, вроде бы у Александра Донского и деньги есть, несколько проектов в Казани он запустил с псевдомузеями. Я думаю, с деньгами попроще что-то реализовывать. Тем более с этой подземной галереей все равно рано или поздно нужно было что-то придумывать. Это один из вариантов. Место в центре достаточно проходное. Этот проект действительно может выстрелить, и при наличии финансов можно любую техническую проблему решить. Современное  искусство — вещь спорная, оно кому-то нравится, кому-то нет. Тут, наверное, надо комплексно подойти к раскрутке этого места. Мне кажется, мало там сделать просто галерею современного искусства. Думаю, нужно реализовывать сопутствующие проекты, торговлю подключить. Насколько человек настроен, какие у него намерения, если он решил сделать так, чтобы этот проект заработал, я думаю, у него это получится, судя уже по существующим.  

Виктор Тимофеев — художник:

— Лишняя галерея еще никому не мешала, но в пространство под Баумана нужны огромнейшие вложения. Там сыро, темно, и кто отдаст свои картины на выставку или на хранение? В Казани сегодня нет ни галереи, ни музея современного искусства, и им давно уже пора быть. У нас были такие художники, которые сегодня уже классиками становятся... Нужно сделать так, чтобы воздух был нормальный, чтобы свет хороший, чтобы сухо и тепло. Сегодня там нет ничего. Когда «Угол» показывал один спектакль в этих помещениях, было сыро и холодно. И мне кажется, при достаточном финансировании эти проблемы можно решить. А теперь представьте, как это все будет работать! В Казани Баумана все равно сегодня мертвая улица.