В России приступили к созданию собственной операционной системы для самолетов — разработчики планируют применить ее для нового отечественного пассажирского самолета МС-21, пишут «Известия».

Фото: Denis Fedorko, Викимедиа

Над созданием ОС работает Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних подрядчиков. В минпромторге, который выступил заказчиком ОС, пояснили, что система разрабатывается без привязки к конкретному самолету, но в ГосНИИАС нацелены на ее применение именно в составе МС-21.

Сейчас на гражданских самолетах используются иностранные операционные системы реального времени (ОСРВ), в том числе и на самолетах SuperJet-100. «Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ», — рассказали в пресс-службе минпромторга.

По словам собеседника издания, новая система получила рабочее название JetOS. «Уже существует рабочий прототип ОСРВ, функционирующий на платформах отечественных разработчиков», — рассказали в ведомстве, отметив, что сертификацию планируется получить в конце 2019 года.

Один из подрядчиков проекта JetOS рассказал, что по факту российская ОС уже существует и активно тестируется, «но там еще много работы».

МС-21 — первый ближне-среднемагистральный самолет, который будет производиться в РФ. Отметим, что элементы механизации крыла самолета собирают на заводе в Казани. В новой истории России с нуля произвели пока только один гражданский самолет — региональный Sukhoi Superjet 100, который эксплуатируется с 2011 года. В отличие от него, МС-21 имеет увеличенную дальность полета (6400 км против 4578) и большее количество посадочных мест (211 против 108). В мае самолет МС-21−300 совершил первый пробный полет на аэродроме Иркутского авиационного завода.

Как сообщил ранее во время своего визита в Казань губернатор Иркутской области Сергей Левченко, в серийное производство МС-21 запустят в 2019 году.