Стартовавшая накануне Нобелевская неделя может стать сенсационной для России — впервые претендентом на главную научную премию в области физики называют нашего астронома Рашида Сюняева. Обласканный властями Татарстана, Рашид Алиевич — частый гость республики: и как один из самых известных в мире татар, и как ученый, выведший местных астрономов в большой космос. Впрочем, сам он, комментируя «БИЗНЕС Online» ажиотаж вокруг его фигуры, попросил не верить гаданиям на кофейной гуще.
КТО «ВИНОВАТ», ИЛИ ДЕЛАЙТЕ СТАВКИ
Автор приятного переполоха в российской научной среде — известная международная компания Clarivate Analytics (ей владеют канадские и азиатские инвесторы), специализирующаяся, среди прочего, на вопросах рейтингования науки. Ежегодно она публикует список самых цитируемых исследователей, чьи работы оказали значительное глобальное влияние в соответствующих отраслях исследовательской деятельности. Это список считается своего рода народным шорт-листом кандидатов на Нобелевскую премию, которых, как известно, держат в тайне до самого последнего момента. И ведь этот «тотализатор» работает: за 15 лет 43 ученых из списков Clarivate Analytics были удостоены Нобелевки.
На этот раз среди 22 передовиков — астрофизик Рашид Сюняев. Отмечается, что на его работы в отечественных и зарубежных научных журналах сделано более 60 тыс. ссылок. Конкуренцию ему могут составить Митчелл Фейгенбаум из Рокфеллеровского университета (за открытия в сфере нелинейных и хаотических физических систем и определение константы Фейгенбаума) и группа из трех ученых, сделавших большой вклад в развитие углеродной электроники.
«Здесь есть некоторый нюанс, ведь Нобелевская премия по астрономии не вручается, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель отделения астрофизики и космической геодезии Института физики КФУ Наиль Сахибуллин. — Она вручается по физике. Конечно, астрофизика — это тоже физика в применении к астрономическим объектам, но все же есть некая заковыка. Тем не менее многие астрофизики получили Нобелевскую премию, однако они всегда ею награждались за исследования по физике. И происходит это довольно часто, например, относительно недавно — за открытие расширяющейся Вселенной, за исследование рентгеновских источников и черных дыр».
Добавим, что вместе с Сюняевым в перечне Clarivate Analytics и старший научный сотрудник Института химической физики им. Семенова РАН Георгий Шульпин. Отметим, что россияне в списке Clarivate Analytics появились впервые.
Владимир Путин наградил Рашида Сюняева государственной премией РФ за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры
ЗА ЧТО, ИЛИ ВЕСЕЛОЕ ЗРЕЛИЩЕ ДЛЯ ЗЕМЛЯН
«Номинирующая» Сюняева формулировка звучит так: «За обширный вклад в углубление нашего понимания Вселенной, включая ее происхождение, процессы формирования галактик, дисковой аккреции черных дыр и многих других космических явлений». Почти как у Владимира Путина, который в этом году наградил Сюняева (вместе с его коллегой — заведующим отделом релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Николаем Шакурой) государственной премией РФ за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры. Если сказать проще, то имеются в виду исследования экстремальных процессов во Вселенной — падения (аккреции) вещества на черные дыры и нейтронные звезды. Соответствующая теория была разработана Сюняевым и Шакурой еще в 1972 - 1973 годах. Они показали, почему черные дыры — одни из наиболее мощных источников излучения во Вселенной. «Мы были очень молодыми с Колей, нам не было и 30 лет, когда мы два года работали над статьей, которая сегодня получила такую высокую оценку, — рассказывал на вручении госпремии Сюняев. — И единственное, что мы хотели сделать тогда, это понять, как же черные дыры, которые полностью поглощают свет, которые не выпускают свет совершенно, как же можно сделать их видимыми? И вот, нам удалось найти такое решение, и сегодня каждые 18 часов, это даже приятно, где-нибудь в мире выходит статья, в которой люди используют наши формулы или полученные нами тогда результаты».
А международное признание к Сюняеву пришло в 1969 - 1970 годах, когда он под руководством своего наставника Якова Зельдовича открыл то, как галактики и их скопления влияют на наблюдаемый спектр реликтового излучения. Впоследствии это было названо эффектом Сюняева — Зельдовича. Благодаря ему человечество стало лучше представлять эволюцию Вселенной.
Словом, сегодня Сюняева «настигает» результат открытий, сделанных им в 60 - 70-е годы. Не парадокс ли? «Это нормальный „разрыв“: теоретические предсказания в практику вводятся спустя десятилетия, — заверяет Сахибуллин. — В данном случае Рашид Алиевич вместе с Николаем Шакурой разработали теорию образования в двойных системах аккреционных дисков. 40 лет назад техника не позволяла в большом количестве такие объекты обнаружить, а сегодня наблюдений таких объектов стало больше, и все пытаются использовать теорию, разработанную Сюняевым и Шакурой. Сейчас на эту работу каждые 18 часов появляется ссылка. В России только двое ученых с таким невероятным показателем, и за границей — человек 20».
Также Сюняев участвовал в фундаментальных исследованиях ранней Вселенной — возглавлял исследования, которые проводились на модуле «Квант», входившем в состав орбитальной станции «Мир». Его группа в ИКИ отвечала за астрофизические наблюдения со спутников «Гранат» и «Интеграл».
Время от времени Сюняев заявляет о себе и как популяризатор астрономии. Так, в январе 2016 года «Роскосмос» распространил видеоролик, в котором говорится о том, что через 4 млрд лет наш Млечный Путь столкнется с галактикой Андромеда. А прокомментировал видео Сюняев: «Это будет очень невеселое зрелище для землян, если они к этому времени еще будут существовать на планете. Солнечная система почувствует необычайное ускорение, нас выбросит из плоскости нашей галактики куда-то далеко. Это будет удивительный полет через такую кашу из звезд».
КТО ОН, ИЛИ «А РАШИД-ТО ПРАВ»
Сюняев работает в области астрофизики высоких энергий и космологии. Учился в Московском физико-техническом институте. Доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН. Главный научный сотрудник Института космических исследований РАН (ИКИ), директор (один из трех) Института астрофизики общества им. Планка в Гархинге (Германия), которое называют негласной немецкой академией наук. Он член академий наук едва ли не всех ведущих государств, и награжден, наверное, всеми возможными астрономическими регалиями. В том числе он стал первым российским ученым, получившим премию Хейнемана (2003), среди обладателей которой несколько нобелевских лауреатов. В 2012 году Сюняеву была вручена медаль Бенджамина Франклина по физике — ее когда-то получили Нильс Бор, Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг, Петр Капица.
К слову, Королевская академия наук Швеции уже отмечала Сюняева. В 2008 году ему была присуждена премия Крафурда (одна из крупнейших в науке — $ 500 тыс.), а в 2016-м он получил медаль Оскара Клейна, присуждаемую Нобелевским комитетом и Стокгольмским университетом.
Главными учителями в жизни Сюняев называет своего отца — промышленника сталинского времени Али Сюняева — и трижды Героя Социалистического Труда Зельдовича, который является одним из создателей советских атомной и водородных бомб. Ко времени их знакомства, в середине 60-х, академик отошел от оборонных дел и занялся своей любовью — астрофизикой. Его курс назывался «Строение и эволюция звезд». Именно Зельдович «перековал» юного Сюняева, который мог бы и не пойти в астрономию — мечтал заниматься теорией поля. А в дальнейшем Якову Борисовичу даже пришлось сыграть в судьбе Сюняева роль тяжелой артиллерии. Как-то молодой ученый выступал с докладом в Физическом институте им. Лебедева, и аудитория категорически не восприняла его идеи. Общее мнение было: «Этого не может быть!» И тут в зал вошел Зельдович, с ходу оценил ситуацию и выдал: «А Рашид-то прав». «И тут смотрю: весь этот зал начинает кивать головами! Тогда я понял, что значит, когда за тобой стоит тяжелая артиллерия», — вспоминал Сюняев. К слову, в конце августа 1941 года Зельдович, который тогда заведовал лабораторией в Институте химической физики АН СССР, был эвакуирован в Казань и работал здесь до 1943-го.
Сюняев (в центре) является членом академий наук едва ли не всех ведущих государств, и награжден, наверное, всеми возможными астрономическими регалиями
ПРИ ЧЕМ ТУТ ТАТАРСТАН, ИЛИ НОВАЯ КАРТА ВСЕЛЕННОЙ
Сюняев (родился 1 марта 1943 года в Ташкенте) — из мордовских татар. «А с Казанью у него все завязалось очень просто, — рассказал Сахибуллин. — Он несколько раз приезжал сюда студентом, как-то раз зашел в Казанский университет, познакомился с моим учителем Шавкатом Хабибуллиным, так и стал заезжать. А в 1996 году университет установил в Турции полутораметровый телескоп, и он заинтересовался его возможностями и привлек казанских коллег к международному проекту по созданию космической лаборатории „Интеграл“, которая была запущена в 2003 году и до сих пор летает. Сюняев был руководителем этого международного проекта со стороны России. Сегодня он ставит задачи для нашего телескопа: мы с Земли мониторим объекты, которые наблюдаются с орбиты. Сейчас он довольно часто в Казань приезжает, а мы — в ИКИ на конференции. Наши молодые сотрудники ездят к нему в Гаршинг. Один наш студент на полгода уехал туда на обучение. Связи у нас очень крепкие. Словом, именно благодаря Сюняеву Казань теперь вовлечена в крупные международные астрономические проекты».
Среди прочего, казанские ученые поучаствуют в семилетней программе по «переписи» космических объектов, излучающих в рентгеновском диапазоне. Их будет обнаруживать российско-германская орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» (СРГ), которую запустят в сентябре 2018 года. В этом году в Казани Сюняев сообщил, что для работы с данными СРГ будут отобраны в том числе студенты и аспиранты КФУ. Таким образом, они поработают над составлением детальной карты Вселенной.
Но Сюняева связывает с Татарстаном не только «чистая» наука. Например, в этом году он был участником и одной из главных звезд съезда всемирного конгресса татар. «В какой-то степени его можно назвать и участником татарского национального движения, — говорит Сахибуллин. — Он сам ведь родом из Ташкента и пытается помочь молодым ребятам из Средней Азии, которые хотят учиться. Он помогает им всеми средствами. Сюняев приезжал на всемирный конгресс татар, он превосходно знает нашу литературу, историю. Я несколько раз вместе с ним был в музеях, так он рассказывал намного лучше, чем наши гиды. Он глубоко знает материал, не только астрономию, но и историю, всякие архивные данные, так что он широко развитый человек». К слову, дед Сюняева был муллой.
В 2013 году АН РТ организовала торжества в честь 70-летия Сюняева. Тогда «славному сыну татарского народа» вручили золотую медаль АН РТ «За достижения в науке». «Это первая золотая медаль, которую я получаю в моей родной стране!» — воскликнул тогда ученый. Тогда же его наградили орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан». Также он почетный академик АН РТ и почетный профессор Казанского университета.
«Это громадная честь — быть признанным у себя, в своей стране, в стране, где ты родился, в стране, где ты учился, начал работать, написал свои лучшие работы, — сказал Сюняев на вручении госпремии. — В стране, где родились твои дети и где сотни лет, согласно семейным преданиям, жили твои предки». Но при этом сам он живет и работает в Германии. Не парадокс ли? «Это директорство ему предложили еще в середине 90-х годов, и вообще надо понимать, что в таких странах, как Германия, Америка, директором может быть любой человек, невзирая на его национальность, паспорт, потому что смотрят на его научные заслуги, — ответил на вопрос „БИЗНЕС Online“ заместитель директора ГАИШ Константин Постнов. — Ему предложили, и он согласился. Надо понимать, что у науки нет границ, она едина. Тем более у нас фундаментальная наука в сложном положении находится: отсутствие финансирования, интереса со стороны руководителей государства. За последние 25 лет это сделало свое дело».
«Он хочет, чтобы ребята из Татарстана как можно больше работали в международных проектах, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор астрономической обсерватории им. Энгельгардта Института физики КФУ Юрий Нефедьев. — И для республики этот человек уже сделал очень много, хотя бы как один из кураторов нашего телескопа в Турции. И поймите, нет науки российской, австралийской — она глобальна. Да, он работает в Германии, но постоянно не просто приезжает в Россию, но находится здесь, он никуда от нее не удалялся. А то, что он работает в престижнейшем институте, который стал мировым брендом, так это институту очень повезло (кстати, там работает очень много россиян). Повезло и казанцам, которым и в дальнейшем будут большие плюсы от того, что такой человек есть. Не зря первые лица республики всегда принимают Сюняева в Казани, не зря он свой юбилей здесь со всей семьей праздновал. Свою причастность к Татарстану он чувствует. Хотя Рашид Алиевич родился в Ташкенте, потом в Москве жил, он считает, что Татарстан — его родина».
В 2013 году «славному сыну татарского народа» вручили золотую медаль Академии наук РТ «За достижения в науке»
«АСТРОНОМИЯ — ЭТО АКТУАЛЬНО»
И финальный момент. Достоин ли Сюняев Нобелевской премии? Есть ли у него шансы? И каково «астрономическое» значение внимания к его фигуре?
«Безусловно, достойная кандидатура, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов. — Но, посмотрите, обычно для тех, кого в прессе обсуждают, вероятность маленькая. Только сейчас прошла информация про биологов: премию получили те, кто нигде даже не упоминался. Это многопараметрическая задача — как определяют нобелевского лауреата, только Нобелевскому комитету это ведомо».
«Это один из лидеров мировой астрофизики, — категоричен Постнов, — автор одной из самых цитируемых работ в астрофизике. Считаю, что не хуже других. И в последнее время астрофизики нередко получали премию. Это говорит о том, что астрономия — одна из ведущих наук в плане фундаментального познания эволюции Вселенной».
«По каким критериям выбирают лауреатов, никому неведомо, — отмечает Нефедьев. — Но Сюняев, разумеется, один из ведущих астрофизиков в мировом масштабе. Он не только когда-то сделал выдающиеся открытия, но и активно работает до сих пор. Участвовать в совместных с ним исследованиях престижно». Кроме того, директор обсерватории обратил внимание на то, в какое время Сюняеву была вручена госпремия: «Сейчас начали возвращать в школы астрономию — важный мировоззренческий предмет. Астрономическое общество много раз писало письма об этом в правительство, просто на них не реагировали. Да, пока нет учебников, пособий для уроков, да и сам курс небольшой, но все равно поворот произошел!»
«Пока выдвижения Сюняева на Нобелевскую премию не было, хотя он, несомненно, этого заслуживает, — уверен Сахибуллин. — Он весьма разносторонний человек, еще будучи студентом, зарекомендовал себя необычным ученым. Он сочетает в себе качества теоретика и превосходного наблюдателя. Среди астрофизиков России это фигура номер один, без всякого сомнения. Он также признан в зарубежном научном сообществе. И, посмотрите, в XXI веке, с вводом в строй мощных телескопов, новой микроэлектронной техники, астрономы начали проникать очень глубоко во Вселенную. Поэтому если ХХ век был веком термоядерных реакций, космонавтики, то XXI-й можно назвать веком астрофизики. Среди прочего, появятся дорогостоящие кооперативные проекты по созданию орбитальных телескопов. И есть основания утверждать, что открытия будут следовать одно за другим. Для чего все это? Мы хотим познать окружающий мир, свое место в нем. И потом, мы открыли объекты, которые излучают чудовищную энергию, и надо понять, как она образуется. Если оценивать в целом, то мы освоили очень маленькую часть энергии Солнца, и рано или поздно энергетическая проблема перед человечеством встанет, и, изучая космические объекты, мы можем проникнуть в механизм освоения гигантских запасов энергии. Так что астрономия — это очень актуально».
Наконец «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием к самому Сюняеву. Он в своей обычной мягкой манере извинился за то, что не располагает временем для обстоятельного ответа на вопросы, и порекомендовал: «Особо надеяться не надо. Не верьте гаданию на кофейной гуще».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.