Падение подписного тиража в Татарстане продолжается, сам институт печатной прессы в кризисе. Это признают в АО «Татмедиа», бросая на поддержку акции для подписчиков и чиновников, а также кивая на другие регионы, где провал еще глубже. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают на то, что дело не только в физическом формате, но и в контенте.
ЧИТАЮЩИЙ ТАТАРСТАН: ОДНА ГАЗЕТКА — НА ТРОИХ
Общий подписной тираж в Татарстане на второе полугодие 2017 года по сравнению со вторым полугодием 2016-го – то есть за год – снизился почти на 3,7%. Так, тираж с учетом принятой подписки альтернативными структурами составил 1 285 932 экземпляра, в том числе по центральной и республиканской печати – 1 122 181 экземпляр и по районной печати – 163 751 экземпляр. Данные газете предоставили в министерстве информатизации и связи РТ.
Интересно, что данные по подписке готовит УФПС «Татарстан почтасы» Регины Кузнецовой. Но в учреждении после долгих переписок так и не смогли предоставить газете цифры применительно к конкретным изданиям. «В разрезе мы не можем предоставить данные. Действующими договорами предусмотрено неразглашение информации о количестве оформленных подписок на конкретные издания сторонним компаниям», – говорится в ответе пресс-секретаря «Татарстан почтасы» Артема Стюфеева. Выглядит это, скажем так, немного странно. С какой целью бюджетному ведомству скрывать цифры, ведь бизнес как-то должен оценивать издания – стоит ли заказывать там рекламу?
«Насыщенность периодической печатью на 1000 жителей во втором полугодии 2017 года составила 332 экземпляра», – сообщили «БИЗНЕС Online» в гораздо более открытом минсвязи. Переводя эту самую насыщенность с отчетного на человеческий, понимаешь: одна газетка приходится на троих татарстанцев. То бишь — в каждой семье выписывают-покупают как минимум по одному изданию. Вроде бы неплохо. Но, если изучить показатели конкретных изданий, выяснится, что лишь у трех из 16 СМИ, которые традиционно отображаются для статистики, тираж за год вырос. У всех остальных – снизился.
Итоговые данные о подписной кампании на второе полугодие 2017 года в Татарстане
==table1759==
Увеличить за год тиражи удалось только республиканским «Шахри Казан» (+35%), журналу «Татарстан» (+6%) и «Вечерней Казани» (+4%). У остальных татарстанских газет подписные тиражи во втором полугодии 2017-го по сравнению с аналогичным периодом 2016-го упали: у «Республики Татарстан» – на 2% (до 20,9 тыс. экземпляров), «Казанских ведомостей» – на 5% (до 18,1 тыс.), «Ватаным Татарстан» – на 11,4% (до 13,5 тыс.), «Татарстан яшьлэре» – почти на 20% (до 7,8 тыс.), а выкупленное структурами, близкими к Равилю Зиганшину «МК в Поволжье» просело почти на 24% до совсем уж микроскопических 64 экземпляров.
Провал с подписными тиражами у изданий центральной печати. За год тираж «Известий» снизился на 15,6% (108 экземпляров), «Труда» – почти на 18% (74 экземпляра), «Комсомольской правды» – на 20,2% (2,3 тыс. экземпляров), «Советского спорта» – на 23,4% (160 экземпляров), «Российской газеты» – почти на 24% (1085 экземпляров) и «Аргументов и фактов» – на 31,7% (5,1 тыс. экземпляров).
ИЗДАНИЯ «ТАТМЕДИА» УПАЛИ НА 9%
Если общие подписные тиражи потеряли около 4% за год, то издания АО «Татмедиа» чуть больше – 9%. Так, за год подписной тираж снизился с 250,4 тыс. экземпляров во втором полугодии 2016 года до 227,6 тыс. во втором полугодии 2017-го. Такие данные «БИЗНЕС Online» предоставил гендиректор АО Андрей Кузьмин. По цифрам каждого издания остается лишь базироваться на данных «Открытого Татарстана» (а там, кстати, подписной тираж на второе полугодие 2016 года составлял не 250,4 тыс. экземпляров, а 288,5 тысячи). И, согласно этим общедоступным данным, в результате подписной кампании районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах во втором полугодии 2017-го почти 20% — тираж снизился с 194,4 тыс. экземпляров до 155,7 тыс. Республиканские газеты потеряли за год 18,5% — с 37 тыс. экземпляров падение до 30,1 тыс. Наконец, журналы АО «Татмедиа» потеряли по подписке целых 27% — тиражи с 57,1 тыс. экземпляров во втором полугодии 2016-го упали до 41,6 тыс. во втором полугодии 2017-го.
==table1760==
==table1761==
==table1762==
==table1763==
«КРИЗИС ИНСТИТУТА ПОДПИСКИ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
Генеральный директор АО «Татмедиа» Кузьмин прокомментировал нашей газете прошедшую и текущую подписную кампании.
– Как оцените подписную кампанию на второе полугодие 2017 года?
– Общий итоговый подписной тираж изданий АО «Татмедиа» на второе полугодие 2017 года, включая альтернативную подписку, составил 227,6 тысячи экземпляров. Это на 9,1 процента ниже уровня второго полугодия 2016 года (250,4 тысячи экземпляров). Считаю, что для летней подписной кампании, которая по объективным причинам (отпуска, студенческие и школьные каникулы, пик дачного сезона) всегда проходит тяжелее «зимней», это неплохой результат.
В последнее время происходят изменения в самой структуре подписки. Несмотря на снижение подписных тиражей по почте, наблюдается плавный рост альтернативной подписки. По итогам подписной кампании на второе полугодие 2017 года подписка на 31,9 тысячи экземпляров изданий АО «Татмедиа» была оформлена не через Почту России, что на 4,4 процента выше аналогичного подписного периода (30,6 тысячи экземпляров). Это подписка через другие подписные агентства и редакционные подписки. Последняя все больше набирает популярность и важность, давая возможность редакциям сэкономить на услугах связи и без посредников предложить подписчику свои издания. Ведь, как известно, в конечной подписной цене газет и журналов наибольшую долю (около 60%) занимают транспортно-логистические затраты – межрегиональная перевозка, сортировка и доставка непосредственно подписчику.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года среди районных и городских газет существенно нарастили альтернативную подписку «Челнинские известия» – с 1078 до 1949 экземпляров (80,8 процента), «Маяк» (Азнакаевский район) – с 1249 до 1821 экземпляров (45,8 процента), «Знамя труда» (Альметьевский район) – с 677 до 837 экземпляров (23,6 процента). Выросла альтернативная подписка и у республиканских газет: «Казанские ведомости» – с 344 до 435 экземпляров (26,4 процента), «Шәһри Казан» – с 639 до 650 экземпляров (1,7 процента). Журналы также активно развивают альтернативную подписку. К примеру, у журнала «Казань» рост по альтернативной подписке 78,1 процента (с 431 экземпляров во втором полугодии 2016 года до 768 экземпляров по итогам подписной кампании на второе полугодие 2017 года), «Сөембикә» — с 1396 до 1441 экземпляров (3,2 процента).
Андрей Кузьмин
– Чем, по-вашему, вызвано падение подписных тиражей?
– Если проанализировать ситуацию по подписке на второе полугодие текущего года, то она по разным нашим изданиям разная: у кого-то произошел спад, кому-то удалось сохранить тираж на прежнем уровне, а ряд изданий смогли увеличить число подписчиков. Компенсировать снижение уровня подписки мы стремимся, в том числе активно развивая розничные продажи наших изданий в крупных городах. Существенные объемы розницы есть у «Челнинских известий», «Зеленодольской правды», газеты «Наш Зеленый Дол. Зеленодольск», «Казанских ведомостей», «Шәһри Казан». Среди журналов активную позицию по рознице занимают «Чаян», «Сөембикә», «Безнең мирас», «Салават күпере».
Но проблема снижения объемов подписки действительно существует. Это проблема не только наших СМИ – такая тенденция характерна для большинства печатных изданий страны, столкнувшихся с ослаблением актуальности самого института подписки.
Как свидетельствуют недавно озвученные данные ФГУП «Почта России», в целом по стране результаты подписки на второе полугодие 2017 года оказались хуже на 9,9 процента показателей аналогичного периода 2016 года, что, по мнению экспертов рынка подписки, говорит о продолжающемся кризисе института подписки в России. В 48 регионах страны диапазон падения тиражей составил от 10 до 82,5 процентов. В числе регионов, показавших наибольший спад подписки, – Самарская область (минус 57,9 процента), Ханты-Мансийский автономный округ (минус 49,9 процента), Башкортостан (минус 38,7 процента). А ведь, как отмечается в информации, распространенной ФГУП «Почта России», эти регионы много лет лидировали по росту подписных тиражей.
Ослабление института подписки – многофакторное явление. Не последнюю роль в этом играет перманентный рост тарифов Почты России, что напрямую отражается на подписной цене изданий. И, конечно, ни для кого не секрет, что печатные СМИ испытывают острую конкуренцию со стороны телевидения и интернета. Люди молодого и среднего возраста все больше предпочитают получать оперативную информацию из интернет-СМИ и социальных сетей, что не лучшим образом сказывается на подписных тиражах.
Для того чтобы сохранить свою аудиторию, СМИ должны развиваться в формате конвергенции. У наших изданий есть свои преданные подписчики среди людей старшего поколения, привыкших читать бумажную версию газет и журналов. Но у каждого издания АО «Татмедиа» кроме бумажной версии есть электронная. Их нельзя разделять. Поэтому, когда мы говорим о подписке, всегда отмечаем, что охват аудитории не ограничивается только бумажной версией издания. Читатели издания – это читатели как бумажной, так и электронной версии. А количество посетителей сайтов – читателей – растет с каждым днем. Посещаемость сайтов многих изданий уже не просто сопоставима с их тиражами, но и превышает этот показатель. Суммарная посещаемость сайтов всех СМИ АО «Татмедиа» в 2016 году составила 41 605 680 уникальных посетителей.
– Как оцениваете ход подписной кампании на первое полугодие 2018 года?
– Основная подписная кампания на первое полугодие 2018 года стартовала 1 сентября. Думаю, пока преждевременно давать какие-либо оценки. В целях поддержки подписки АО «Татмедиа» проведена работа по включению газет и журналов в перечень социально значимых СМИ, утвержденный экспертным советом по региональным печатным СМИ при министерстве связи и массовых коммуникаций РФ на 2018 год. Республиканским изданиям, вошедшим в этот перечень, в подписные кампании на первое и второе полугодия 2018 года предоставляется 25-процентная скидка по услугам связи, районным СМИ – 20 процентов.
«КОМУ-ТО ПОМОГАЮТ С ПОДПИСКОЙ, А КТО-ТО ВЫЖИВАЕТ САМ»
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на текущее полугодие и кампанию в самом разгаре на первое полугодие 2018 года.
Алекcандр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:
— Последняя подписная кампания прошла вроде бы неплохо — мы чуть-чуть снизили подписку, но в целом уровень сохранили. Для меня очевидно, что перспективный путь увеличения тиража — это розница. Здесь у нас есть определенный опыт — мы распространяем газеты в розницу в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах. Сейчас планируем заходить на площадки Альметьевска, Зеленодольска, Елабуги. Есть очень много форм сотрудничества. Газеты распространяются не только в торговых сетях, киосках, но и в фойе кинотеатров, домов культуры, гостиницах, медучреждениях, министерствах и ведомствах. Проблем очень много. Есть непонимание, нежелание, но в целом через розницу тираж удается увеличивать.
Подписка объективно будет падать. В медиапространстве на нас давит интернет, и это будет продолжаться. Подрастает новая генерация читателей, которым газеты, честно говоря, малоинтересны. Еще одна форма работы — это, конечно, сайт. Будущее за синтезом электронной и печатной версий. Бумажный носитель еще долго не умрет в силу разных причин. В этом году у нас прошел 100-летний юбилей газеты, и помогли наши учредители — сейчас идет радикальное переоснащение технической составляющей газеты и в том числе сайта. Мы используем новые формы, такие как трансляции прямых связей и так далее. Будем все это развивать вплоть до спортивных лотерей. Так и надо привлекать читателей. Те же трудности, которые есть у нашей газеты, есть и у изданий, которые под контролем «Татмедиа». Непросто держать тиражи, читателя. «Татмедиа» живет, действует. Мы коллеги, поэтому желаю им всего хорошего.
Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:
— Я не могу оценивать работу «Татмедиа», но я слышу, что сотрудничают с районами, проводят интернет-конференции. Но сама система направлена на получение доходов от рекламы и увеличение тиражей. А, насколько мне известно, там никаких задач по совершенствованию контента в СМИ не стоит, никаких мер не принимается и никаких экспертных советов нет. Зависимость между тиражами и качеством публикаций есть, но косвенная. Если не ошибаюсь и меня правильно проинформировали, планы по тиражам на прошлое полугодие были снижены. Меня это очень удивило...Конечно, снижение есть, но говорить, что интернет побеждает, – меня это не успокаивает, поскольку я наблюдаю за интернет-пользователями. Большинство из них отслеживают совсем не те публикации. Тех, кто не сидит в интернете, достаточно – это неплатежеспособные или старшее поколение.
Кризис с тиражами обостряется. Честно говоря, я сочувствую своим коллегам из государственных изданий, поскольку народ интересуется актуальными темами. Ну хорошо, пусть будет не самая острая критика, но в изданиях ведь должно быть что-то острое и интересное. Если читатели узнают, что в каком-то издании есть созвучный их душе кусочек правды, они на них подписываются. Это доказывают, например, татарские издания «Безнен гэжит», «Акчарлак», «Ирек майданы» – они набирают очень высокие тиражи. Я не думаю, что власть заинтересована в удушении объективной информации. Если будут работать раскованнее, если в СМИ будут актуальные темы, их будут читать. Жаль, что актуальные темы обходятся стороной и читатели отворачиваются. Конечно, параллельно это отражение снижения доходов. Народ тратит на самое необходимое, но тем не менее на концерты и в театры ходит. Жаль, что такой тренд продолжается. При этом я считаю, что социально-значимые СМИ не должны зарабатывать и цены на них можно снизить.
Ян Гордеев — медиаэксперт, экс-главный редактор «Ведомостей» и KazanFirst:
— Снижение тиражей — неизбежность. Медленное, на несколько процентов год, это снижение выглядит как естественный процесс. Конечно, тиражи изданий «Татмедиа» поддерживаются искусственно (например, «добровольно-принудительной подпиской»), иначе снижение было бы большим. Значительное количество людей до сих пор предпочитают бумагу, потому что мало знакомы или почти не знакомы с интернетом или не привыкли к нему. Тем не менее уход поколения не приведет к полному исчезновению бумажного формата.
Бумага сейчас выглядит анахронизмом, но со временем она займет свое место на медиарынке. Так же как, например, виниловые пластинки или пленочные фотоаппараты никуда не пропали, а просто вышли из массового сегмента. Бумажные газеты будут всегда. Все, кто хотел уйти в интернет, давно туда ушли. Возможно, печатным СМИ следует максимально отличаться от онлайна и забирать себе форматы, которые массовый интернет с трудом переваривает. Например, стихи и карикатуры (не мемасики, а именно карикатуры!), фельетоны. Кто-то так и делает.
Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):
— Из года в год подписные кампании проходят все тяжелее. Газет и журналов на рынке очень много, конкуренция большая. И здоровой конкуренции нет – кому-то помогают с подпиской, а кто-то выживает сам, например, мы, частные газеты. Никаких акций, кроме «Декады подписчика», мы не проводим, народ подписывается сам. Правда, на местах бывают случаи, когда создаются препоны при подписке на нашу газету. Есть районы республики, о которых в моей газете было много материалов с критикой, потому что мы получаем очень много жалоб от читателей.
Но в целом я доволен ходом подписной кампании. В сравнении с первым полугодием есть небольшой спад, но в сравнении со вторым полугодием 2016-го уровень тот же. Когда пять лет назад я открыл интернет-версию газеты, мы потеряли около двух тысяч читателей по подписке на бумажную версию. Тем не менее я не отказался от сайта и сделал его добротным и современным. Сейчас интернет-версия работает, а я нахожусь в поисках специалиста, чтобы еще улучшить его. В будущем я планирую развивать как сайт, так и бумажную версию газеты, чтобы они дополняли друг друга, а не дублировали. Текущая кампания идет как обычно. Никакие акции не проводим, рекламу не даем, а наши журналисты не ходят по администрациям районов и обязаловкой не занимаются.
Разиль Валеев — председатель комитета по образованию и культуре Госсовета РТ:
— Сегодня появляется очень много разных возможностей для получения информации. И в таких условиях организовать успешную подписную кампанию, как в советское время, почти невозможно. Но все равно я за то, чтобы сохранить печатную продукцию. Я долгие годы работал в библиотеке директором. В библиотеках есть документы начиная с XIV века. Хранение информации на электронных носителях чревато разными опасными ситуациями – вдруг что-то случится, и все исчезнет. Поэтому я за то, чтобы информация хранилась и в электронном виде, и в бумажном. Старшее и среднее поколение все равно пока еще активно пользуется печатной продукцией. По-другому организовать подписку невозможно. Самая результативная подписная кампания удается, когда твоя газета или журнал востребованы. Даже если заставить подписаться организации, людей – они все равно не будут читать, если им неинтересно. Во главу угла нужно ставить то, что издание должно быть интересным для читателя. Но нужно и распространять их – библиотеки, в том числе школьные, муниципальные, обязательно должны быть обеспечены подписными изданиями.
Леонид Толчинский — директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ:
— Те СМИ, которые показывают рост подписных тиражей или остаются на том же уровне, видимо, предоставляют тот контент своему читателю, который ему не дают другие издания – ни электронные, ни печатные или какие-то другие. В конечном счете главное – контент.
Когда учредитель не очень понимает, зачем, с какой перспективой, под какую целевую аудиторию, с каким уникальным контентом, он собирается дальше продолжать выпуск тех или иных изданий, в том числе печатных, то и в самих редакциях не очень понимают, чего от них хотят. Это сказывается и на позиции читателя – он потихонечку уходит. Дело даже не в формате получения информации, а в контенте. Можно ли найти выход из этой ситуации, предложить контент и уникальные формы? Можно. Но это уже другая тема.
Если говорить об институте подписки, есть некоторая сложность в плане того, что уже давно Почта России перешла на полугодовые подписки. В этом смысле редакциям постоянно приходится работать с подписными кампаниями – завершается одна, и надо работать над другой. Но от института подписки отказываться не надо. Другое дело — иные источники тоже не надо выпускать из вида и понимать, что они могут быть более привлекательными и даже более дешевыми в перспективе. На сегодня институт подписки для печатных изданий играет существенную роль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.