На прошлой неделе в Стамбуле завершился II фестиваль документального кино «Тюркский мир». Программный директор казанского международного фестиваля мусульманского кино Альбина Нафигова, которая выступила на турецком форуме в качестве жюри, в материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает о целях фестиваля, о новой ассоциации кино тюркского мира и о фуроре, который произвела там гендиректор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.
«МЫ С ВАМИ КОЧЕВНИКИ И СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ НАШИХ ФИЛЬМОВ И ФЕСТИВАЛЕЙ»
«Мы с вами кочевники и собрались здесь, чтобы выбрать оптимальный маршрут для наших фильмов и фестивалей», — прозвучало в первый день международного кинофестиваля документальных фильмов тюркского мира на панельной дискуссии, посвященной организации кинофестивалей. Я ответила подобным образом на вопрос из зала, а случилось так, что это и стало отражением смысла фестиваля.
По счету он второй, по характеру кочующий. Главное место действия: Стамбул. Вообще, рабочая длительность фестиваля составила три полных дня. Турецкие организаторы умеют заставить работать. В качестве члена жюри мне довелось это испытать в полной мере. В финал профессиональной основной номинации попало 12 фильмов, на них три денежных приза. Кроме того, было еще две секции. Заседали трижды.
«Мы будем обсуждать каждый фильм, на двух языках», – это председатель жюри. Сказано — сделано.
Возглавил жюри кинофестиваля Ходжакули Нарлиев, который был в Казани в этом же статусе в 2014 году. Вообще, он один из идеологов этого синематического курултая. Собрать кино тюркоязычного мира — этим он и его сподвижник Байрам Мухамедов занимаются давно. Поддержку в кинематографическом мире Турции им оказывает Ихсан Кабил, киновед и кинокритик (был в жюри 2015 года).
Как и любой кинофестиваль, стамбульский можно было разделить на три зоны внимания: зрительские киносмотры, судейство жюри, оценка прессы.
«ФАНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ПО ВСЕМУ МИРУ УМЕСТЯТСЯ НА МАДАГАСКАРЕ, ЕСЛИ СОБРАТЬ ИХ ВМЕСТЕ»
Кино и пресса
Учредителем фестиваля стала организация типа нашей «Татмедиа», куда входят газеты и журналы с типографиями, поэтому с полиграфией у турецкого форума все окей. С вниманием прессы — тоже. Большое участие приняла телерадиокомпания TRT (и в организации работы фестиваля, и в жюри). Кинопоказы проводились на базе университета, там же прошли дискуссии и главное событие фестиваля — создание ассоциации кино тюркского мира. Поскольку фестиваль совсем молодой, а миссия его непростая — продвижение документального кино, внимание зрителя было таргетированное. Это были в основном абсолютно вовлеченные люди, киношники, журналисты, исследователи, студенты. Их было немного, но смотрели внимательно. Фаны документального кино по всему миру вполне уместятся на Мадагаскаре, если собрать их вместе. Хотя их количество постоянно растет, продвигать данный продукт непросто, поэтому надо поставить пять баллов организаторам за главную цель — показать лучшие фильмы в разных тюркоязычных странах в виде эха фестиваля и пристроить его на ТV. Если это воплотится в полной мере, то можно будет назвать фестиваль уникальным. Такое бережное отношение к материалу из 3 тыс. кинофестивалей мало кому удается продемонстрировать.
Трудности естественного отбора
Три дня работы фестиваля, с утра до поздней ночи. Фестивальный директор Туран-бей после закрытия поинтересовался моим мнением. И мы имели увлекательный диалог о судьбах селекции, потому что я лично неплохо знаю кино тюркского мира и у меня были вопросы. И от Татарстана сюда было отправлено несколько фильмов. И у башкирской участницы помимо представленного фильма были работы посвежее и помощнее. Но селекция была исключительно сфокусирована на термине «тюркская культура», причем не в самом широком ее понимании. Отсюда прозвучал вывод: понятие «культура» надобно трактовать шире, это сделает программу колоритнее. Хотя для молодого фестиваля (повторюсь, этот второй) программа получилась географически весьма интересной. Много ли вы знаете о туркменском кино? Я помню сказки из эпохи советского экрана, фильмы Нарлиева и Сапарова — пожалуй, все. А здесь оно было, даже победило большинством голосов развитое кино Казахстана и Якутии. Хотя в моем личном топе якутские «24 снега» были на втором месте. Среди аксакалов я была самой молодой, спорила, конечно, но оказалась в меньшинстве. И потом я была единственным арт-менеджером и смотрела наполовину глазами зрительного зала. К мнению моему серьезно и внимательно прислушивались, но цифры — упрямая вещь. С детства не люблю математику!
«ИЗ ТАТАРСТАНА БЫЛ ВЫБРАН ФИЛЬМ ПРО МОСКОВСКУЮ СОБОРНУЮ МЕЧЕТЬ С РЕНАТОМ ИБРАГИМОВЫМ»
И темы, которые открылись на фестивале
Может ли нетюркоязычный режиссер представить картину на фестиваль? Да, если картина о тюркской культуре. И уже здесь мы наблюдали такое участие.
Есть ли другие фестивали в Турции и почему этот стал местом собрания кочевых народов мира? Фестивалей море. На круглом столе я увидела организаторов еще трех турецких кинофорумов, о которых прежде не слышала. Проблема недокоммуникации есть в нашем мире, в фестивальном — тоже. И даже внутри одной страны, чего уж говорить о целой языковой группе. Поэтому организаторам большой респект за то, что привлекли представителей практически всех снимающих тюрок. Привлекли внимание своего минкульта. И сделали фокус — внимание! — на документальном кино под эгидой прессы. Это почти гениально.
Что там делал Татарстан?
Татарстан трижды участвовал в разных ипостасях. В жюри меня пригласили заблаговременно. Затем в ходе селекции был выбран фильм из Татарстана про Московскую соборную мечеть с участием муфтия, Рената Ибрагимова и Эрдогана. И наконец, в третий день фестиваля состоялось поистине интереснейшее событие: 30 сентября в Стамбуле была организована специальная платформа — ассоциация кино тюркского мира. Организации предстоит заняться продвижением, развитием копродукционных схем, поддержкой проката и фестивальных маршрутов.
За огромным столом в присутствии 24 флагов тюркоязычных стран и регионов собрались представители государственных институций и общественных организаций Кавказа, Башкортостана, Татарстана, Якутии, Чувашии, Кыргизии, Азербайджана и, конечно, Турции. Последняя была представлена и фестивалями, и режиссерами, и прессой, и министерством культуры, и новой коммерческой структурой. Модерировал киновед, кинокритик Кабил (я называю его ходячим фондом турецкой кинематографии). Директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова — наш представитель — выступила блестяще. Она предложила простую схему дистрибьюции через Татарстан и акцентировала внимание на продвижении. К слову сказать, ее речь оказалась в топе выступлений с представителем минкульта Турции и гостем с Кавказа. Это обеспечило сразу вхождение в совет. Тут же была передана награда для турецкого режиссера, получившего Гран-при на нынешнем фестивале в Казани.
«ОНИ НЕ РЕВНУЮТ И НЕ ИГРАЮТ В ГОСЗАКАЗ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СНИМАЮТ»
Кроме того (кочевые заметки на полях)
Казахстан. Кроме развивающейся кинематографии и евразийского кинофестиваля меня приятно удивило появление новой волны киноведов и кинокритиков, которых взращивает эта страна. И правильно делает. Это тот компонент плодородной почвы, которого Татарстану очень не хватает. Киноведы отслеживают динамику, они в теме, они коммуникаторы с киномиром, они не ревнуют и не играют в госзаказ, потому что не снимают, они осмысленно смотрят и пишут грамотные статьи, организовывают кинофорумы и фестивали для молодых и постоянно держат в тонусе всю кинематографическую рать.
Киргизия. Страна короткометражного кино. Страна интересных документальных фильмов. Страна, где 35% контента в залах — свое кино. Садык Шер-Нияз не только снял дорогой блокбастер, который знают в тюркском мире и за его пределами, но и организует фестиваль азиатского кино в Лос-Анджелесе. Фестиваль вызывает интерес, там принимают участие оскаровские академики, а сейчас событие получает поддержку «Золотого глобуса» и Variety (самого авторитетного СМИ в области кино).
Якутия. Министерство культуры этого региона, как и все министерства культуры, — машина тяжелая, поэтому особенно важно, чтобы там работали люди, неравнодушные к кино. Самое массовое из всех искусств — кино — содержит больше всего ловушек. В нем борются и скрещиваются две стихии: миссия и бизнес. Министерству культуры надо быть в теме, и мне показалось, что из Якутистана (здесь Якутию называют именно так) приехал именно такой человек. Один аксакал сказал так: «Я — дятел, ты — дятел, она — дятел. У дятла голова не болит, пока он свою цель не продолбит». Якуты написали письмо с предложением в законопроект о прокатке, они составляют «дорожную карту» новых кинотеатров и уже точно понимают, что поддерживать надо не только само производство, но и всю инфраструктуру.
«МЫ ПОНИМАЕМ ЯЗЫК ДРУГ ДРУГА, НАС МИЛЛИАРД, НО МЫ ВЫНУЖДЕНЫ ОБЩАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПЕРЕВОДЧИКА»
Турция. Одна из сильнейших кинематографий в мире, а показывают ее мало. (У нас, например, только в «Мире»). Свой процент фильмов в залах очень неплохой. Если российского кино в собственных залах всего 18%, то турецкого в их ареале — более 50%. Единый бокс-офис и коммерческая аналитика есть, а вот единой организации по отслеживанию и сбору информации вообще нет, хотя фонды имеются. Но зато есть желание показывать российское кино. Кстати, «Великолепному веку» в Стамбуле не поклоняются.
Про Голливуд. Голливуд вспоминали нечасто, но вспоминали: и как пример, и как головную боль, и как модель, и как фестивальный набор селебрити, и про гениальную выходку якутских девушек — собрать свое серебро и выплавить «Оскар» для Ди Каприо. Дважды было процитировано выражение из «Крестного отца» про предложение, от которого трудно отказаться. Но трудности перевода не смогли донести мысль полностью.
— Мы понимаем язык друг друга, нас миллиард, но мы вынуждены общаться через переводчика, нас мало в залах (если объединить все сетования в одно предложение, то это звучит именно так).
— Мы должны знать количество посадочных мест в кинотеатрах и каналов сбыта на ТV для нашего кино. У каждого из нас есть фестивали, международные по содержанию и качеству, которые могут принимать наше кино. Надо все это просчитать и выстроить в единую схему. И это реально.
Это общая мысль. Ею завершил свое выступление представитель минкульта. И в принципе, если хватит здравого ума и терпения, действительно все составляющие есть для того, чтобы сказать: маршрут построен.
И географически, и по фестивальному календарю Татарстан — в центре этого кинотрафика. В мире кино кочевые традиции стоит беречь и приумножать. Это очень хорошо можно применять для взаимного проката и продвижения фильмов не только тюркского мира.
Альбина Нафигова
Фото автора
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.