«Право, которое не опирается на нравственность, – это гробы повапленные», — заявили сегодня на секции IV республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций «Право, которое не опирается на нравственность, — это гробы повапленные», — заявили сегодня на секции IV республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций

«ЯЗЫК, ВЕРА, НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — ЭТО ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НАДО ОБСУЖДАТЬ ТЩАТЕЛЬНО, ОТВЕТСТВЕННО»

Сегодня в Доме дружбы народов РТ в Казани прошла одна из девяти секций IV республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций. Обсуждение было посвящено теме работы институтов гражданского общества в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. С раннего утра в фойе Дома дружбы народов толпились эксперты и чиновники, приглашенные на дискуссию: представители администраций районов, министерств, депутаты Госсовета РТ, общественники и особые гости из Москвы. Среди них были, например, председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин и член общественного совета федерального агентства по делам национальностей Николай Григорьев. Дискин, войдя в зал, сразу приметил в первом ряду депутата Госсовета РТ Анастасию Исаеву. «Вы что, с 16 лет стали депутатом?» — полюбопытствовал он, поразившись, сколь юно могут выглядеть народные избранники в Татарстане. Тем временем с небольшим опозданием заседание секции началось, несмотря на то что зал был скорее наполовину пуст, чем полон. Многие из приглашенных не пришли. Например, места в первом ряду для депутата Госдумы Ирека Зиннурова, замруководителя аппарата президента РТ Александра Терентьева и замминистра по делам молодежи и спорту РТ Рустама Гарифуллина так и остались пустыми.

«Глядя на планер нашего сегодняшнего заседания, мы видим, насколько интересны доклады по названию и содержанию, они отражают весь спектр вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений. Мы всегда помним, что три вопроса, которые надо обсуждать чрезвычайно тщательно, ответственно, — это вопросы языка, веры и национальности. Не сомневаюсь, что наши сегодняшние выступления и будут посвящены этим трем темам», — заявил председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, открывая секцию. Но, как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», в программе не было ни одного доклада, посвященного напрямую актуальной в эти дни теме языка. Подтвердил опасения журналиста и Дискин, который выступил с первым и основным докладом дискуссии, посвященным, однако, вопросам гражданского общества и укреплению общероссийского единства.


«ВСЕ ПОМНЯТ, КАК В 90-Е ГОДЫ ТЯЖКО БЫЛО БЕЗ ГОСУДАРСТВА...»

«Почему сегодня в России тема общероссийского единства становится императивом общественного развития страны?» — с ходу задал Дискин вопрос присутствующим. По его словам, это единство граждан напрямую связано с политическими и экономическими сферами жизни российского общества. Невозможно создание единства в социуме без реформирования основ российской экономики, убежден общественник. «Россия не может дальше жить за счет крупных массовых производств, при которых производится очень мало добавленной стоимости. Нет добавленной стоимости — нет денег на образование, здравоохранение, культуру, рушится сам фундамент современного развития», — подчеркнул докладчик, говоря о первом вызове перед российским обществом.

Второй же вызов он связал с изменениями основ геополитики и отношением самих граждан к институту государства. «200 лет определенные социальные круги выступали с позицией, что нравственной основой подлинного интеллигента является жесткое противостояние государству. Да мы и недавно видели, что социальный статус многих общественных деятелей определялся градусом их оппозиционности. Если мы не переломим эту традицию, если мы не поймем, что это наше государство, что у нас есть наше общее достояние... Все помнят, как в 90-е годы тяжко было без государства. И это должно быть общим согласием. Все те, кто выступает с позицией не эволюции, а разрушения государства, — это должны быть маргиналы, вытесняемые на обочину общественного российского развития», — предложил Иосиф Евгеньевич.

Еще одна проблема, которую он затронул, — вопрос справедливости, с пониманием которой у россиян также есть проблемы. На сегодняшний же день, по его словам, в России преобладает социокультурная шизофрения, которая состоит в том, что правовая система страны обращена не в сторону традицией и нравственных представлений граждан, а «к достаточно абстрактным нормам формального права». «Право, которое не опирается на нравственность, — это гробы повапленные», — подчеркнул докладчик, приводя в качестве примера посткрымский консенсус, выделивший три самые важные для россиян ценности: патриотизм, справедливость и свобода. Именно эти элементы и составляют латентное чувство единства россиян.

Он призвал также пересмотреть концепцию светского государства, сделав акцент на нравственности, которую обеспечивает религия. А в завершение своего выступления Дискин еще раз напомнил о том, сколь важно переломить отношение россиян к государству, которые воспринимают этот институт как нечто чужое. В каком-то смысле, по мнению общественника, в этом виноваты СМИ и нерадивые НКО вроде структуры Гарегина Тосуняна  ассоциации российских банков. «Необходимо начать взыскательный разговор о приоритете общественных интересов. Невозможно существование НКО, например, как российское банковское объединение, где люди вполне себе попустительски знали о том, что целый ряд банков превратился в воровские малины. Почему я об этом говорю? В одной телевизионной передаче, глядя в глаза председателю ассоциации российских банков Гарегину Тосуняну, я сказал: „Как же так? Вы же все знаете и молчите!“ Ответ был замечательным: „Мы что? Собачиться должны друг с другом?“ Подобная ситуация должна быть прекращена! Попустительство к нравственным ценностям! Но без фанатизма, конечно».

Камиль Самигуллин: «Есть три вещи, которые хоть и не относятся к религии, но сохраняют нашу религию: национальный язык, национальная одежда и национальные традиции» Камиль Самигуллин: «Есть три вещи, которые хоть и не относятся к религии, но сохраняют нашу религию: национальный язык, национальная одежда и национальные традиции»

«КАМИЛЬ? УБЕЖАЛ, ДА? НУ ОН МОЛИТСЯ, Я ЕМУ ПЕРЕДАМ»

Следом к трибуне был приглашен муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. «По регламенту должен был выйти владыка Феофан, по старшинству. Но так как сегодня пятница и буквально минут через 40 мне нужно приступить к пятничной проповеди, я должен буду отлучиться, — сразу же извинился перед всеми Камиль хазрат, продолжая выступление. — Есть три вещи, которые хоть и не относятся к религии, но сохраняют нашу религию: национальный язык, национальная одежда и национальные традиции».

Однако об этих основополагающих вещах речь так и не пошла. В своем докладе муфтий РТ, в отличие от предыдущего спикера, сделал акцент на презентации деятельности духовного управления мусульман (ДУМ). «Когда было создано наше духовное управление, то было очень сложно. Непонятны были цели, но все стремились к тому, чтобы наше духовное управление было одним-единственным. Думаю, что нам это успешно удалось. К сожалению, сегодня в России 85 духовных управлений мусульман. Это наша боль, печаль, но, к счастью, в нашей республике только одно», — заявил муфтий. Он продолжил речь рассказом о том, что в республике сегодня действует 1,5 тыс. мечетей и Татарстан занимает второе место в стране по числу махаллей. Гордится Камиль хазрат и тем, как много внимания в ДУМ РТ уделяют вопросам канонического образования и благотворительности — чего только стоят пожертвования в ифтар, Ураза-байрам, Курбан-байрам, фонда «Закят» и т. д.

Вышедший после убежавшего на молитву муфтия митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, в отличие от своего коллеги, выступил более импровизированно. Он мигом отложил в сторону специальную папку с речью, которую ему поднес помощник, выхватил микрофон со стойки у трибуны и встал, чтобы каждый в зале видел его во весь рост. Митрополит вспомнил, что когда-то бок о бок работал с Дискиным в Общественной палате РФ. Он согласился с тем, что гражданское общество не должно быть оппозицией. По его словам, российские НКО должны быть не оппонентами действующей власти, а ее партнерами. «Полностью разделяю, поддерживаю и считаю, что гражданское общество и НКО не должны ставить во главу угла это противоборство с властью. Другое дело — разумная критика, замечания. Они могут быть. Но не оголтелая борьба», — заявил глава Татарстанской митрополии, оговорившись, что к докладу Дискина есть и замечания.


Митрополит Феофан покритиковал московского гостя, акцентировавшего внимание на модернизации экономики для строительства российского единства. По мнению архипастыря, такой переворот должен быть сделан во всех сферах, «иначе мы опять окажемся на обочине жизни». «Вчера очень внимательно слушал речь Владимира Владимировича [Путина] на Валдайском форуме. Кстати, я был приглашен, но не смог поехать — другие дела были, — подчеркнул митрополит. — Он сказал очень замечательную и общеизвестную фразу. Проблема юбилея революции 1917 года в том, что случилась революция, а не эволюция!» Отвечая на вопрос, что нужно делать для общероссийского единства сегодня, митрополит сознательно отказался от рекламы того, что делает митрополия для социального служения: «там все то же самое», что и у мусульман. Вместо этого Феофан остановился на конкретных вещах, которые требуют внимания.

«У нас есть замечательная группа, которая занимается реабилитацией наркозависимых, алкозависимых. И никто об это не говорит, но мы занимаемся и ВИЧ-инфицированными. Там, в этом центре, есть и те, кто, к сожалению, попал в такую беду. Но это тоже люди! Ими тоже надо заниматься! Я бы сказал, что и гранты мы какие-то выигрываем. Я бы хотел обратить внимание представителей государственной власти на эту работу. В какой-то степени нам нужна помощь. Объясню почему. Центр имеется, естественно, не в самой Казани, а в дали, кажется, в Пестречинском районе. Когда речь зашла элементарно (а люди там живут) о том, чтобы оформить там землю (там такое все заросшее), на местах говорят: „Нет, это нельзя! Это нельзя!“ Я считаю, что такие инициативы должны приветствоваться, — посетовал митрополит Феофан, не отрицая той помощи, которая уже была оказана Рустамом Миннихановым и Минтимером Шаймиевым. — Что касается некоторых нестыковок на местах, то я думаю, что вместе мы это будем преодолевать».

«Нужны проекты социального характера и проекты совместных молодежных лагерей. Очень важно, чтобы эти проекты были апробированы» «Нужны проекты социального характера и проекты совместных молодежных лагерей. Очень важно, чтобы эти проекты были апробированы»

— Нам нужны... Камиль? Убежал, да? Ну он молится, я ему передам. Мы на эту тему очень часто говорили, — продолжил свое импровизированное выступление митрополит Феофан, оглядывая зал. — Нужны проекты социального характера и проекты совместных молодежных лагерей. Очень важно, чтобы эти проекты были апробированы. Помню, в первое время [Владислав] Сурков боялся, когда я предложил ему такой проект. Он говорит: «Ну слушай, а как же быть, если что-то...» Я говорю: «Ничего не будет. Будет нормальное явление». И мы делали такие проекты. Собираются в летних лагерях десятка по два со стороны мусульман, православных — они вместе живут. Не молятся вместе! Но вместе они посмотрят какой-то фильм, о Великой Отечественной войне, например. Пожалуйста, патриотическое воспитание.

— Могилы пусть будут [восстанавливать], — согласился Дискин.

— Послушайте, могилы у нас тоже есть кому восстанавливать. Они вместе пойдут в музей, в мечеть, в храм. Здесь не в молитве дело, а в знакомстве культур. И выбирал бы я не самых паинек, а самых активных ребят, буйных.

Почему именно буйных, глава Татарстанской митрополии объяснил тем, что они чаще всего становятся кандидатами в ту же самую ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.).

 Ирек Шарипов рассказал о деятельности Дома дружбы народов Ирек Шарипов рассказал о деятельности Дома дружбы народов

Докладчики, произносящие свои речи после митрополита, не были уже столь ярки в своих выступлениях. Григорьев провел для присутствующих ликбез по конфликтам, депутат Госсовета РТ Ирек Шарипов рассказал о деятельности Дома дружбы народов, а начальник отдела работы с детскими и молодежными организациями минмолодежи РТ Владислав Усанов, которого представили Гарифуллиным, поделился подробностями своей работы. На докладе последнего Дискин без стеснений уснул прямо на сцене. Не дали слова завкафедрой татарского языка и литературы Института развития образования РТ Расиме Шамсутдиновой, которая должна была рассказать о поликультурном образовании и, видимо, актуальных языковых проблемах. После этого была организована пресс-конференция, которая на таковую не походила, и все разошлись на кофе-брейк. После обеда выступления продолжились, но уже без участия почетных гостей. Согласно программе секции ни один доклад напрямую не был посвящен ни теме языка, ни теме нации, ни теме веры.