Расим Асылгараев Троих подозреваемых по делу об изъятии 3,4 га лесного фонда из федеральной собственности в частную доставили накануне в Набережночелнинский горсуд

ВСЕХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ОТПУСТИЛИ

Троих подозреваемых по делу об изъятии 3,4 га лесного фонда из федеральной собственности в частную привезли в суд накануне около 10 часов утра, причем автозак сопровождала полицейская машина. В общей сложности VIP-задержанных и еще троих арестантов по другому делу, по подсчетам корреспондента «БИЗНЕС Online», сопровождали аж 15 конвоиров. Из интересующей публику троицы первым отстрелялся двоюродный брат экс-мэра Челнов, а ныне вице-премьера РТ Василя Шайхразиева Айрат Марданшин, которому следователи инкриминируют мошенничество в сфере предпринимательской деятельности — ст. 159 ч. 4 УК РФ.

Старший следователь Станислав Хораськин попросил для Марданшина заключения под стражу на два месяца до 22 декабря. Обыск у него, как выяснилось, прошел в 5 часов утра, и получается, что фактически задержали его около 7 часов 23 октября, таким образом, превысив допустимый 48-часовой срок задержания до избрания меры пресечения в суде. Во время первого заседания на это, впрочем, внимания не обратили. Адвокат Марданшина Оксана Левинская передала судье справку о гастрите у подозреваемого. Других обстоятельств в пользу более мягкой меры пресечения не нашлось — двое детей у 65-летнего Марданшина уже взрослые. Ранее он не судим, имеет 5 классов образования, женат, живет в элитном поселке Челны Яр на берегу Камы. Нигде не работает. До оглашения решения Марданшин держался достаточно робко.

Хораськин изложил фабулу дела. Заявление на Халиуллина подал руководитель Елабужского лесничества Рамис Гилазиев. По версии следствия, в 2012 году, не позднее 24 июля, «под покровительством неустановленных чиновников и руководителя правоохранительного органа Набережных Челнов» трое задержанных замыслили украсть у Российской Федерации кусок лесного фонда площадью 3,4 гектара. Альберт Халиуллин выступил покупателем, руководитель исполкома Тукаевского района Расим Асылгараев располагал возможностями, а Марданшин познакомил их — видимо, по рекомендации челнинского чиновника и «неустановленного» высокопоставленного полицейского, кстати, работающего и поныне, как намекнул корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из представителей прокуратуры.


Асылгараев совместно с некими коллегами утвердил схему расположения участка, присвоил ему сельхозназначение с видом разрешенного использования «для дачной застройки». Участок без торгов отдали супруге Халиуллина Луизе (также подозреваемая по делу) в аренду на 49 лет. По прикидкам экспертов (к делу подшита справка от компании «Аудит-ТД»), участок оценивается примерно в 75 млн рублей — таков нанесенный государству ущерб. 19 декабря 2012 года заговорщики представили в Росреестр ложные сведения о наличии на участке строений, которых фактически не было, — фальшивые свидетельства о регистрации двух домов и бани. После этого они обратились в исполком за правом собственности на землю, получили формальный отказ и с ним пошли в суд. Тукаевский районный суд 15 января 2013 года признал право на регистрацию собственности — в этом месте следователь снова упомянул о покровительстве челнинских чиновников и высокопоставленного правоохранителя, мол, без них не обошлось. Решение суда направили в Росреестр и закрепили право собственности за Халиуллиной. После этого, по словам следователя, Халиуллин, его жена и Марданшин неоднократно переоформляли участок на аффилированных лиц.

«БИЗНЕС Online» помнит эту историю — местные жители в прошлом году направляли челобитную руководителю аппарата президента РТ Асгату Сафарову и прокурору республики Илдусу Нафикову. В своем послании они просили «принять меры по обеспечению законности оборота земельных участков, расположенных на территории Боровецкого леса». К рассказу Хораськина можно добавить, что 17 апреля 2013 года участок оказался в собственности у Рустама Тазетдинова, гендиректора загородного клуба «Ривьера», который тут же приступил к «сносу» несуществующей недвижимости. Спустя два месяца, 19 июля того же года, собственником упомянутой земли стала компания «Дел-Кон».

В 2013 году «Дел-Кон» разбил участок на 27 долей, чтобы распродать их под коттеджи, — по этой причине жильцы граничащего с лесом 68-го микрорайона Челнов и забили тревогу. Представители ТОС «Боровецкое» писали в защиту леса, что значительную часть массива занимает столетний рукотворный парк, в котором растут ягоды, грибы и лекарственные растения. Зимой здесь катались на лыжах, а летом  на велосипедах. В сентябре 2013 года Росимущество подало в арбитраж соответствующий иск, и в декабре постановление тукаевского исполкома о предоставлении земли в аренду Халиуллиной признали незаконным. Решение вступило в законную силу, но для возврата земли этого оказалось недостаточно. В ноябре 2015 года Росимущество потребовало изъять участок из незаконного владения ООО «Дел-Кон» и снять его с кадастрового учета. Суд вновь встал на сторону ведомства, однако в марте 2016 года Арбитражный суд РТ выделил требование Росимущества к «Дел-Кону» в отдельное производство, и в апелляционной инстанции суд отказал в иске. Сейчас процесс в арбитраже застыл на стадии кассации по жалобе Росимущества.

Айрат Марданшин Первым отстрелялся двоюродный брат экс-мэра Челнов Василя Шайхразиева Айрат Марданшин, которому следователи инкриминируют мошенничество в сфере предпринимательской деятельности

«МАРДАНШИН В ИСПОЛКОМЕ ВЕЛ СЕБЯ ВОЛЬГОТНО...»

Хораськин мотивировал просьбу о заключении Марданшина под стражу возможностями подозреваемого воздействовать на следствие, учитывая его связи, в том числе и родственные, а также боязнь одного из свидетелей обвинения Алмаза Валеева.  Он заявил, что Марданшин якобы носит с собой оружие и не стесняется. Судья Роман Михеев прочитал показания Валеева, но не обнаружил в нем слов о страхе конкретно перед Марданшиным. Кроме того, посредническая роль в этой операции вообще труднодоказуема, поскольку показания, в частности Валеева, давались с чужих слов — «я слышал, мне рассказывали». Между тем Марданшин приобрел один из 27 участков в бывшем лесу, а ныне 70-м микрорайоне, по договору купли-продажи. На то, что участком он был вознагражден за услуги, может косвенно указать разве что цена покупки, которая пока озвучена не была. Кстати, упомянутый высокопоставленный полицейский тоже, по версии следствия, получил в награду участок, без затей оформив его на себя.

Из зачитанных судьей отрывков допроса Валеева стало понятно, что этот свидетель во многом основывался на словах знакомой — работницы тукаевского исполкома, которая часто рассказывала, что происходит на работе. «Сотрудники исполкома занимаются захватом земли... Выдают своим родственникам и родственникам других чиновников... — отрывочно зачитывал Михеев показания Валеева. — С приходом Шайхразиева прибыль компании „Еврогрупп“ превысила миллиарды... Бесплатные участки, которые предоставлялись Шайхразиеву... В настоящее время он стал вице-премьером, но продолжает помогать своему родственнику... Марданшин в исполкоме вел себя вольготно, заходил напрямую к руководителям. После того как он уходил, глава давал поручения оформить те или иные участки... После одного из визитов Асылгараев вызвал Тедееву (экс-руководитель Земельной палаты Тукаевского района прим. ред.) ... Они вышли из кабинета с Марданшиным, он сказал подготовить и сформировать необходимые документы... Все понимали, что без покровительства Шайхразиева и Миронова (бенефициара ГК „Еврогрупп“прим. ред.) оформить такой участок невозможно... Как мне известно, на Марданшина оформлено большое количество участков... Поговаривают, что он потерял страх, носит с собой оружие, цинично демонстрируя его окружающим».

Сам Марданшин, когда ему предоставили слово, заявил, что хозяина участка Халиуллина он до покупки в 2014 году не знал, и настоятельно попросил суд проверить его слова на полиграфе. «Я к этим земельным участкам никакого отношения не имею. Я просто хочу на детекторе лжи... Я готов», — путано высказался Марданшин. Его отпустили безо всяких ограничительных мер.


«Я НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАМ ЛЕС...»

Для экс-руководителя исполкома, которому инкриминируется ст. 286 ч. 3 пункт «в» УК РФ («Превышение должностных полномочий»), следствие запросило домашний арест. У Асалгараева трое несовершеннолетних детей, супруга получает немного на должности медсестры в клинике «Авицена», да и по его подавленному состоянию трудно было предположить, что человек способен на кого-то надавить или, тем паче, сбежать от правосудия. Более того, Асылгараев частично признал свою вину, подтвердив, что подписывал распоряжение о выделении участка, но отрицая при этом сговор и собственный преступный умысел. Об этом он сообщил не только в ходе допроса, но и на суде. И наконец, его адвокат Наталья Федяева таки отметила процессуальное нарушение в работе следствия — ее подзащитного продержали под стражей на полчаса дольше положенных 48 часов. Судья Мансур Саитгареев отпустил Асылгараева домой без ограничений.

«Когда мы документы готовили, я не знал, что там лес, — поделился с „БИЗНЕС Online“ в перерыве до объявления решения Асылгараев. — Я думал, это земля сельского поселения, Большой Шильны». «Если и есть какая-то вина Расима, то не настолько умышленная. Он ведь не один работал. Есть специалисты, которые проверяют документы, есть согласования», — добавила со своей стороны адвокат Федяева.

Юрист «Еврогрупп» в качестве группы поддержки пригласил сразу двух адвокатов — Гилязову и Минненасима Галиева, которые сразу перешли в атаку. Они принесли положительные характеристики и свежую справку из БСМП о том, что Халиуллин болен ишемической болезнью сердца, и настаивали на гражданско-правовой юрисдикции вопроса, указывая на то, что дело, собственно, уже не первый год рассматривается в Арбитражном суде. Актуальное арбитражное решение адвокаты с согласия судьи приобщили к делу.

Халиуллину, как и Марданшину, вменяется ст. 159 ч. 4 УК РФ («Мошенничество»), однако тщетно Хораськин акцентировал внимание суда на связях подозреваемого в администрации и УВД Набережных Челнов — судья Рамазан Абдулвагапов отпустил и главного фигуранта. Любопытно, что даже сам Халиуллин в начале заседания не просил отпустить его совсем, а просил лишь не сажать в камеру, где «много курят», ссылаясь на свою болезнь. «События, в которых меня обвиняют, произошли в 2012 году. Все материалы у следствия имеются. Намерений что-то скрывать у меня нет. Считаю, что это гражданско-правовые отношения, спор по границам всего лишь идет», — обратился к суду Халиуллин.

В итоге, хотя ходатайства о мере пресечения рассматривали разные судьи, все трое подозреваемых были отпущены набережночелнинским городским судом на свободу даже без подписки о невыезде. В отношении Асылгараева и Марданшина помощник прокурора Амир Абдулвагапов уже подтвердил намерение прокуратуры обжаловать решение суда. Относительно покупателя Хаулиуллина прокуратура в лице помпрокурора Рамзии Бадретдиновой пока конкретного решения не приняла.

Альберт Халиуллин Адвокаты Альберта Халиуллина настаивали на гражданско-правовой юрисдикции вопроса, указывая на то, что дело уже не первый год рассматривается в Арбитражном суде

МНЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВ У ДЕЛА НЕТ

Отметим, что по данному делу показания давали и экс-председатель Палаты земельных и имущественных отношений Тукаевского района Татьяна Тедеева, и упомянутый гендиректор загородного клуба «Ривьера» Тазетдинов, и еще несколько лиц. Обыски у всех троих прошли одновременно, 23 октября, непосредственно перед задержаниями. По результатам у Асылгараева как минимум изъяли документы на машину, у Халиуллина — тоже некие документы и компьютер, но и эти обыски, как и аналогичные рейды к чиновникам по актуальному делу о выделении «Еврогрупп» участка в автограде, были признаны судом незаконными.

Собственные источники «БИЗНЕС Online» добавляют к содержанию суда по мере пресечения то, что Асылгараеву изначально предлагали уйти с должности «по-хорошему». Предложение якобы исходило из аппарата президента РТ. Вопреки сложившейся практике, руководитель исполкома рекомендации не последовал. После этого на одном из республиканских заседаний по безопасности дорожного движения выяснилось, что Тукаевский район, несмотря на выделенные республикой деньги, вопреки бодрому отчету, выполнил далеко не все оплаченные работы. Асылгараев тогда подвергся жесткой критике, а один из высокопоставленных чиновников кабмина по видеосвязи прямым текстом заявил, что добьется его отставки. Спустя некоторое время дорогу в кабинет руководителю исполкома преградили сотрудники правоохранительных органов...

Вместе с этим источники «БИЗНЕС Online» в правоохранительной системе считают, что спускать всех собак на одного Асылгараева в текущем процессе неправильно. «Руководитель исполкома в каждом населенном пункте подписывает постановления о выделении участков тысячами, — указывают наши собеседники. — Вы что, думаете, он каждое постановление под лупой рассматривает? Ему подчиненные подготовили пачку документов, он их и подписал».

Есть мнение, что судебных перспектив у этого дела практически нет. Нарушение законодательства Асылгараевым при выделении участка в аренду супруге Халиуллина просматривается явно, что подтвердил и Арбитражный суд. «С другой стороны, — говорит наш собеседник, — у подобной категории дел есть сроки исковой давности, они составляют три года, так что еще в 2015 году сроки вышли. Кроме того, на эту землю уже зарегистрировано право собственности, а оспаривать частную собственность крайне сложно...»