НУЖНЫ ЛИ ДИСТРИБУТОРЫ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД, КТО ЭТО СЕГОДНЯ – ПОЛЕЗНОЕ ЗВЕНО В ЦЕПОЧКЕ, ЛИБО ИЗЛИШНЕЕ?

Почему крупные сети в России никогда не смогут занять на рынке долю в 70%, несмотря на большой рост сегодня? Как меняется сфера продуктового ритэйлера после двух кризисных лет? Эти и другие вопросы обсуждались на крупнейшем в России февральском саммите Food Business Russia – главном деловом съезде лиц, принимающих ключевые решения на продовольственном рынке. О том, какие ответы были получены, газете «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор группы компаний "Смайл" Виталий Тимуца.  

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕНДЕНЦИИ

- Виталий Васильевич, насколько интересным и полезным для участников стал саммит?

- Главная цель нашего участия в Food Business Russia – понять направление развития отрасли. На таких мероприятиях, за круглым столом определяются тенденции на ближайший год, которые позволяют правильно выбирать свою корпоративную стратегию. Плюс есть возможность участвовать в формировании этих тенденций. Это важно. Любой разговор в кулуарах складывается в общую копилку направлений. В этом плане было очень интересно.

- Знаю, что Вы выступали с докладом на одном из "круглых столов". О чем?

- Насколько нужны дистрибуторы в посткризисный период, кто это сегодня – полезное звено в цепочке либо излишнее. Такие вопросы были заданы на "круглом столе", и мы представили свою точку зрения. По нашему мнению, есть предпосылки говорить об уже сейчас изменяющемся рынке. В какую именно сторону он будет изменяться, станет ясно вскоре, но некоторые тенденции видны уже сейчас.

- Какие?

- Во-первых, идет постоянный рост цен, повышается инфляционная, налоговая нагрузка на всех, в том числе на производителя. Которые в свою очередь стремятся снизить стоимость поставки в цепочке, иногда за счет дистрибуторов. Меняется розничный рынок, доля крупных национальных сетей растет. Сети со многими производителями работают на условиях прямых поставок, минуя дистрибуторскую систему. По оценкам Госкомстата, доля сетей в розничном товарообороте составляет 25 процентов. По оценкам консультантов, она доходит до 35 процентов. Так как прямые отгрузки мимо дистрибутора растут, у него снижается объем бизнеса. Либо, скажем так, он прирастает меньшими темпами.

Во-вторых, Россия - страна с большой территорией, но с меньшей плотностью населения, чем Европа. И с худшей транспортной инфраструктурой. О чем это говорит? О том, что доля традиционной розницы достаточно большая и значимая. И, сидя за круглым столом, мы говорили о том, что вряд ли доля сетей будет 70 процентов. На западе России она, например, будет выше, в том числе потому, что процент плотности населения там гораздо выше. На Дальнем Востоке она будет ниже: потому что туда еще не дошли сети и там другие расстояния. Если дистрибутор перестанет доставлять товар в традиционную розницу – потеряет производитель. Если он будет работать только с национальными сетями, максимум он сможет охватить 50 процентов населения.

Сейчас невозможно, чтобы система "производитель – потребитель" полноценно работала без дистрибуторов. Это наша российская действительность. Если не будет дистрибуторов, либо рознице придется создавать свои распределительные склады, закупать всю продукцию самостоятельно, заключать контракты, развозить товар самостоятельно во все свои магазины. Либо это придется делать самому производителю. В короткие сроки это не возможно. Поэтому дистрибуторский рынок был, есть и, на наш взгляд, будет.

- Вопрос – в каких объемах.

- Сейчас у производителей есть возможность поставлять продукцию в сеть тремя вариантами. Первый – через дистрибуторов. Второй – через логистических операторов. Третий – смешанный из варианта один и два и мы считаем, что перспектива именно в нем.

Причем, смешанный вариант может осуществляться по двум принципам. По территориальному - в крупных городах производитель заключает договор с логистическим оператором, тот оказывает услуги по хранению и доставке продукции до магазинов. Часть функций – выписка накладных, кредитный контроль, инкассации производитель решает сам. По канальному - ключевые клиенты – сети - отгружаются через логистический контракт, либо напрямую, если производитель эту функцию берет на себя со складом производителя. А уже каналы B и С – средние и малые магазины - отгружаются через дистрибуцию.

Идея моего выступления была в том, что производитель должен четко определить для себя, по какому типу он пойдет. Сформировать бизнес-модель и сформировать ее так, чтобы она была выгодной всем участникам этого процесса. Потому что производитель никогда не сможет иметь доминирующее положение на полке, если его цепочка поставок будет работать не стабильно, не эффективно. А это можно добиться, только если все стороны, участвующие в процессе, имеют прибыль.

Сейчас все это происходит в некотором роде спонтанно. Я не говорю про всех, есть производители, которые четко оценивают ситуацию. Но на мой взгляд, часто переход сетей на прямые отгрузки решается спонтанно, во время каких-то переговоров. В результате у дистрибутора сокращается объем, контракт становится неинтересен, дистрибьютор либо отказывается, либо получит убытки и не сможет в свое время рассчитаться с производителем по своим обязательствам.

ОТ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЗА СТОЛ ПЕРЕГОВОРОВ

- Если говорить о тенденциях, сегодня бурные дискуссии вызывает принятый закон о торговле. Как восприняли его участники саммита?

- Ни ключевая сетевая розница, ни производители не были довольны результатами действий этого закона, поскольку ни одна из сторон не получила от его введений каких-то плюсов.

Правда, на саммите, по моему мнению, не все стороны присутствовали. Были ключевая розница, национальный ритэйлер, отечественные и западные производители, поставщики. Но не было среднего и малого розничного бизнеса. Этот рынок дефрагментированный, у них нет ассоциации и нет ярких представителей, которые могли бы выражать их интересы. Хотя закон в большей степени был направлен на защиту именно их интересов. На саммите, по большому счету, собрались представители крупной розницы, от которой этот закон и должен был защищать.

Это первый момент. Второй - в кулуарах и на "круглых столах" все говорили, что теперь стараются жить в условиях нового закона и искать другие пути - как решать дальше получение тех же бонусов или как работать с прежними условиями, но облачив их в новые договора. Все равно есть, нельзя сказать, - лазейки, но законные способы, как и дальше получать либо бонусы, либо по-другому зарабатывать денежные средства. Закон далеко не идеален.

Но один из плюсов, который я увидел – представители ассоциации розничных сетей и производители продуктов питания России за одним из круглых столов пришли к мнению, что пришла пора самим в первую очередь договариваться и сотрудничать. Этот закон был принят потому, что не все довольны сложившимися договорными отношениями между сетями и производителями. Но если мы сами договоримся, то государству не нужно будет выступать регулятором, от действий которого появляются дополнительные сложности.

Такие круглые столы из состояния нейтралитета или военных действий позволяют перейти к конструктивным рабочим встречам, обсуждению.

Владимир Казанцев

Справка

Группа компаний "Смайл"

Компания "Смайл" – один из лидеров Поволжья в области дистрибуции FMСG и логистики (3PL). Работает на рынке 17 лет, покрывает более 15 тыс. торговых точек, 11 городов, 7 регионов Приволжского федерального округа.

В 2010 году оборот компании составил 8 млрд. рублей.

Миссия компании – "Мы помогаем производителям быстро и эффективно донести их продукцию до потребителя".

Саммит Food Business Russia

Делегаты Food Business Russia 2010 - это собственники и высшее звено управления розничных сетей России и стран СНГ; президенты и CEO российских подразделений международных компаний-производителей продуктов питания и FMCG; первые лица российских производителей продуктов питания, напитков и фармацевтической продукции.

Участие в работе саммита приняло 400 делегатов из 36 городов России, стран СНГ и EC. Более 40 докладчиков - первых лиц ведущих сетей, производителей и поставщиков.