«ДАННАЯ КАТЕГОРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАИМЕНЕЕ ЗАЩИЩЕННОЙ»

Вчера совет республиканского фонда поддержки РТ наконец утвердил параметры первых выплат банковским «погорельцам» республики. Подать документы на выплату в рамках первого этапа — с 1 ноября 2017 по 1 мая 2018 года — смогут исключительно юридические лица, у которых «сгорело» до 300 тыс. рублей либо в Татфондбанке, либо в ИнтехБанке. Под этой суммой имеются в виду и банковские счета, и депозиты, и другие виды банковского договора. Как уже сообщал фонд, вложения в банки в иностранной валюте пересчитываются в рубли по методике минфина для подобных случаев.

Смысл решения состоит в том, что первый кусок «денежного пирога» в 250 млн рублей, полученного фондом, достанется кредиторам с наименьшими требованиями. А кредиторов с требованиями до 300 тыс. рублей, по подсчетам РФП, существенная доля — это 40% кредиторов Татфондбанка из числа юрлиц. Фонд подчеркивает, что принимал такое решение не единолично, а на основе публичного опроса на своем сайте.

«Данная категория пострадавших — юридические лица – является наименее защищенной в рамках конкурсного производства, — объясняет логику фонда исполнительный директор РФП Рустем Ибрагимов. — В отличие от физических лиц, которые уже получили гарантированные страховые выплаты от агентства по страхованию вкладов в размере 1,4 миллиона рублей, а с 29 сентября начали получать выплаты в качестве кредиторов первой очереди, юридические лица вообще не получали денежных средств».  

Подать документы на выплату в рамках первого этапа смогут исключительно юридические лица, у которых «сгорело» до 300 тыс. рублей либо в Татфондбанке, либо в ИнтехБанке Фото: «БИЗНЕС Online»

Фонд отмечает, что именно вкладчики третьей очереди имеют меньше всего шансов на получение денег в банкротных процессах. «Например, если посмотреть данные за все время деятельности АСВ, актуальные на 30 июня 2017 года, требования третьей очереди погашены всего на 13,9 процента, тогда как первой очереди — на 63,3 процента», — говорит Ибрагимов.

Важно понимать, что фонд не будет выплачивать деньги любому согласившемуся на 300 тыс. рублей: РФП меняет деньги на право требования в банкротных комитетах абсолютно без дисконта. Остальные клиенты фонда будут ждать следующего денежного транша. Кстати, не факт, что он придет в фонд только к 1 мая, когда закончится первый этап выплат — это может случиться и раньше. Так что заявки в РФП пока что могут подавать все кредиторы с любыми требованиями – и ждать, когда настанет их черед.

Кстати, в РФП уже подали заявки на выплаты 541 физлицо и 857 юридических лиц. Среди последних, конечно, есть и те, кто подпадает под требования первого этапа до 300 тыс. рублей. Им, как объясняют в фонде, второй раз беспокоиться не нужно: если их заявка соответствует требованиям (а они опубликованы на сайте фонда), то с ними свяжется сотрудник и объяснит процедуру получения денег. Как уже писал «БИЗНЕС Online», выплаты будут зачислять на банковский счет в течение трех дней после того, как АСВ подтвердит фонду тот факт, что вкладчик действительно находится в реестре кредиторов.

Александра Юманова Александра Юманова: «До этого говорили, что с подтверждением конкретно каждого кредитора проблем нет. Наоборот, говорили, что АСВ пошло навстречу» Фото: «БИЗНЕС Online»

СВЫШЕ 300 ТЫСЯЧ: «КОНЕЧНО, ОБИДНО. МЫ ЖДЕМ ЭТУ СУММУ КАК ИЗ ПЕЧКИ ПИРОГА»

Последний момент сложный: по сведениям «БИЗНЕС Online», именно получение сведений в АСВ и тормозит старт выплат, который изначально был анонсирован на сегодня, 1 ноября. Выписку из реестра кредиторов РФП требует в обязательном порядке — именно этот документ является главным для подтверждения долга. По некоторым сведениям, получение выписки занимает не меньше трех недель, и пока что ни один из обратившихся за помощью ее не предоставил. Тем не менее процесс идет, так что первые выплаты могут произойти уже 5–6 числа. Но даже при наличии выписки РФП запрашивает у АСВ подтверждение сведений. В перспективе этот процесс планируется перевести в электронную форму, но пока обмен документами идет через почту.

Лидер союза пострадавших вкладчиков ТФБ и ИнтехБанка Александра Юманова, правда, о подобных проблемах не слышала. Не говорили об этом и опрошенные «БИЗНЕС Online» предприниматели, подававшие заявки в фонд. «До этого говорили, что с подтверждением конкретно каждого кредитора проблем нет. Наоборот, говорили, что АСВ пошло навстречу», — рассказала Юманова, добавив, что сама она пока что заявку в РФП не подавала.

Директор бугульминского ООО «Стройсервис» Анатолий Красильников уже подал заявку в фонд, однако сумма его вклада превышает 300 тыс. рублей. «Конечно, обидно. Мы ждем эту сумму как из печки пирога. Тем более копили мы на развитие компании, а теперь еле ведем свою деятельность. Они нас убили натуральным образом», — сетует Красильников на слишком низкий порог выплат. Юманова же относится к барьеру в 300 тыс. спокойно: «Для человека, который оставил свои деньги и не может ими воспользоваться, конечно, это несправедливое решение. Но хорошо, что хотя бы такое решение есть, хотя бы такие деньги хоть кто-то получит. Это маленький плюс. Конечно, хотелось бы всем и прямо сейчас, но будем работать, чтобы так и было».

В союзе пострадавших вкладчиков ТФБ и ИнтехБанка уверяют: пока все кредиторы не получат свои деньги, митинги и пикеты не прекратятсяФото: Алексей Дубровин

«ФОНД БУЛАТА БАКЕЕВА ЕЩЕ В МАЕ СОБИРАЛ ДОКУМЕНТЫ. НО ПОМОЩЬ НЕ БЫЛА ОКАЗАНА»

Тем временем сегодня утром казанские обманутые вкладчики организовали одиночные пикеты в Москве, у администрации президента России. Как уверяют в союзе пострадавших вкладчиков ТФБ и ИнтехБанка, пока все кредиторы не получат свои деньги, митинги и пикеты не прекратятся. На пикетах побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

На поезде Казань — Москва прибыли два обманутых вкладчика из столицы Татарстана: женщина средних лет Ольга Коршунова и пенсионерка Сария Романова.

— Беда в том, что народ у нас пассивный. Не верим, что нам деньги вернут, если мы на пикеты ходить не будем, — начала Романова.

— Верим ли мы в собственное правительство? Нет, — продолжала Романова.

На прошлой неделе в Москву на пикет уже приезжали юридические лица из Казани. Всего в столице за все время прошло 5–6 таких мероприятий, включая знаменитый выход Дмитрия Бердникова на Красную площадь с иконой Казанской Божией матери. Сама Сария приехала на пикет в Москву во второй раз.

— Наше республиканское правительство создало фонды поддержки пострадавших вкладчиков. Первый фонд под руководством Булата Бакеева еще в мае собирал документы со вкладчиков и обещал помощь (на самом деле фонд частный, правительство РТ к нему прямого отношения не имеетприм. ред.). Но помощь так ни одному человеку не была оказана. У всех вкладчиков сложилось впечатление, что он создан просто для нашего успокоения. Второй фонд был создан по указу президента Минниханова. Однако было принято решение, что первые выплаты будут производиться только юридическим лицам, и то небольшими суммами. Физически лицам обещает помощь только года через два-три, что для нас неприемлемо. Мы уже потеряли веру, — сетует Коршунова.


Она недавно продала свое единственное жилье и во время поиска другого положила деньги в банк. «Теперь я с маленьким ребенком одна на улице», — говорит вкладчица.

К пикетчицам, передавшим обращения в приемную президента и СПЧ, в первые же две минуты подошли два сотрудника правоохранительных органов, попросили предъявить документы и сфотографировали на свои телефоны каждую страницу паспортов. После этого пикетчицы со своими обращениями поехали к зданию следственного комитета и в представительство Татарстана в Москве.

Пикет помог организовать Алексей Стаханов, лидер инициативной группы пострадавших в банке «Интеркоммерц». «Люди не должны молчать, — прокомментировал он акцию корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — К сожалению, у нас кто-то боится, кто-то не верит ни во что и уже смирился с потерей. Но это совершенно напрасно, нам надо заявить о себе во весь голос для того, чтобы добиваться защиты своих прав. Мы ни в коем случае не призываем ни к каким потрясениям, незаконным акциям». 

По его словам, сейчас движение обманутых вкладчиков занимается сбором подписей под петицией президенту РФ с требованием провести полное расследованием по каждому случаю банкротства банков, наказать виновных лиц. «Это общая петиция, она касается не только двух республиканских банков Казани. В интернете вчера было 550 подписей.  В идеале собрать 100 тысяч подписей, чтобы это попало напрямую к президенту. Стараемся сейчас объединять пострадавших всех банков. Накопилось понимание, кто виноват, кто выводил деньги. Мы хотим обратиться напрямую к президенту как к гаранту Конституции. Не уверены, что это поможет, но надо попытаться».