Александр Сидякин Александр Сидякин: «У нас в республике раньше капремонт начали, раньше шишек набили, раньше научились обходить острые углы...» Фото: Оксана Черкасова

«РАНЬШЕ КАПРЕМОНТ НАЧАЛИ, РАНЬШЕ ШИШЕК НАБИЛИ, РАНЬШЕ НАУЧИЛИСЬ ОБХОДИТЬ ОСТРЫЕ УГЛЫ»

— Александр Геннадьевич, вы провели в Казани в октябре тематический прием граждан по вопросам ЖКХ. Много ли пришли людей и на что жаловались?

— Было 15 человек. А больше 15 сложно принять, потому что это будет палочная система, а она никому не нужна. Нужно ведь в каждом вопросе разобраться и найти какое-то решение. Иногда бывает, что решение очень просто напрашивается, а иногда, чтобы прийти к какому-то мнению, нужен час. Поэтому больше 15 человек я стараюсь не записывать. И приходит обычно не один человек, приходит целая делегация от дома. А набор претензий примерно одинаковый. Первое — поддельные протоколы общих собраний жильцов — непонятно, кто нами управляет. Второе — как переставить дом в программе капитального ремонта на другой срок. Третье — как добиться пересчета по счет-фактурам. Четвертое — как провести текущий ремонт, потому что в ненормативном состоянии находится или цокольный этаж, или отмосток — это между домом и земельным участком такое, как правило, цементное покрытие, по которому вода стекает. Либо на приеме говорят о том, что какие-то коммуникации вышли из строя, их надо починить...

Я не провожу прием один, приглашаю начальника госжилинспекции Татарстана Сергея Аркадьевича Крайнова, приглашаю заместителя руководителя исполкома Казани, председателя комитета ЖКХ Искандера Анваровича Гиниятуллина. И мы стараемся, чтобы по возможности решение сразу было найдено. Например, в доме по улице Достоевского, 53 люди попросили, чтобы им в рамках капремонта не стояки холодного водоснабжения поменяли, а один из торцов дома утеплили, потому что из-за этого грибок в квартирах. Считаю, мы должны на это пойти. Или, скажем, пожаловались на то, что в квартире из трех стояков греет только один, — сразу специалисты выехали, проверили, быстро наладили.

— Как с проблемами, связанными с подачей тепла в жилые дома?

— Есть нормативные величины: если 5 дней подряд температура опускается до  плюс 8, значит, обязаны подать тепло и отопительный сезон запустить. В Казани 5 тысяч только многоквартирных домов, бо́льшая часть, 4 800 с чем-то, была подключена уже к началу октября.

— К вам, как к первому заму комитета Госдумы по ЖКХ, обращаются не только татарстанцы. Интересно, есть какая-то разница по обращениям из Татарстана и из других регионов России?

— Повестка примерно везде одинаковая. Единственное — конечно, у нас в республике раньше капремонт начали, раньше шишек набили, раньше научились обходить острые углы. А кто-то в эту систему пришел только два года назад, а Севастополь с Крымом — вообще только что. Естественно, у них иногда глаза большие от любой проблемы: а как, а что, а с подрядчиком как работать? Но в целом специфика проблем примерно одинаковая. Ее можно разделить на то, что мы делаем в части модернизации, то, что мы делаем в части управления многоквартирными домами, то, что мы делаем в части облегчения доступа к этому управлению и цена всего этого. Вот четыре блока вопросов — они примерно по всей России одинаковые. Структура обращения одинаковая примерно от региона к региону. Есть, конечно, специфические регионы, которые требуют закрытия городков каких-то в районах Крайнего Севера, требуют специфического подхода к формированию программ капитального ремонта. Специфика есть у регионов северных. Но в целом мы же все в одной стране живем.

... «У нас тепло и горячую воду нельзя отключать, а электричество и канализацию — можно. А американцы все могут отключить: не заплатил — все, сиди и мерзни» Фото: metshin.ru

«СЕГОДНЯ ЭТО «СЕРВИС», ЗАВТРА «СЕРВИС ГАРАНТ», ПОСЛЕЗАВТРА «СЕРВИС ГАРАНТ +»...»

— Какая в Думе работа идет над законодательством в сфере ЖКХ?

— Жилищно-коммунальный блок — это большая часть работы. Основные реформы глобального свойства провели в прошлом созыве — я имею в виду запуск капремонта по всей стране по татарстанскому образцу, аварийную программу, инфраструктуру через концессии, трубы тепло-, водоснабжения... Но мы все равно постоянно вынуждены работать с массивом жилищного законодательства, потому что ничего совершенного нельзя изобрести. Ввели, например, лицензирование управляющих компаний, а они начали регистрировать свои клоны: сегодня это «Сервис», завтра «Сервис Гарант», послезавтра «Сервис Гарант +»... Фиктивно от этой компании подделываются протоколы собраний жильцов. Мы должны с этим бороться.

— А как бороться?

— Во-первых, ввести какие-то дополнительные ограничения, установить пятилетний срок на эти лицензии и так далее. По мелочи, по мелочи — а всегда набирается. В правоприменении вылезает очень много условных косяков, которые ты при всех твоих семи пядей во лбу не увидишь при разработке закона. Тем более что закон пишется иногда с нуля. Откуда мы возьмем опыт капитального ремонта по всей стране, если у нас страна, где многоквартирные дома в большинстве своем — «ежики» из собственников и не собственников. Это ситуация, нетипичная, например, для американского рынка. В основном там все дома частные — это одноэтажная Америка, а вот эти все даунтауны, которые из больших высоток... Там чаще всего один собственник, который сдает все квартиры в аренду, и это его проблемы — трубы, чтобы никто не замерз, и так далее. А у нас — дома смешанного типа, которые уже давно являются трендом больших городов. У нас спальные районы — люди утром туда добираются, вечером обратно... В 90-е годы, к сожалению, большинство российских городов так расползлись: там строили, лишь бы заработать. Это уже сейчас есть дома нового типа и с новым подходом в управлении. И не забывайте, что у нас все-таки социальное государство, у нас принципы неприкосновенности последнего жилища: нельзя выселить человека, нельзя отключить тепло, нельзя отключить воду горячую, если не ошибаюсь. Нет, я не могу ошибаться, ведь я ЖКХ занимаюсь. (Улыбается).  У нас тепло и горячую воду нельзя отключать, а электричество и канализацию — можно. А американцы все могут отключить, у них по другим моделям это все функционирует: не заплатил — все, сиди и мерзни.

— Вы рассказывали весной в своем интервью, что в этом году в июле будет рост тарифов ЖКХ на 4,2 процента. А на сколько реально выросли тарифы?

— Не может вырасти больше 4,2 процента, за этим прокуратура следит.

— Наши читатели в комментариях пишут, что официальная цифра бывает запланирована одна, а потом она растет всякими «левыми» путями.

— За 6 месяцев 2017 года в республиканскую жилинспекцию поступило почти 11 тысяч обращений. Примерно 35 процентов из них касаются правильности начислений платы за коммунальные услуги. Если бы, условно говоря, начислял робот, то начисления бы были в пределах заложенной формулы, потому что ресурсники сдают свои формулы в тарифный комитет и защищают их там. Тарифный комитет следит, чтобы совокупный рост по шести видам ресурсов не превысил установленных цифр. Но счета выставляют управляющие компании, и там бывают недоразумения. И надо смотреть внимательно, какую площадь ставят в счет-фактуру, опечатаны ли приборы учета, выставляют ли по нормативу или не нормативу... Ситуации разные бывают, в том числе у тех людей, который читают «БИЗНЕС Online». Вчера за тепло по прибору учета платили, прибор из строя вышел, вовремя его не опломбировали, начали платить по нормативу — произошел значительный рост. Люди увидели этот рост, говорят: «У нас не на 4,2 процента плата повысилась!» Да, не на 4,2, потому что включился другой механизм. По ОДН — общедомовым нуждам — мы, хотя их и увели в жилищную услугу и четко привязали к формулам, но и там тоже цифра может гулять, если люди приняли решение платить по показаниям прибора учета на входе в дом. Показания-то разные, от месяца к месяцу могут варьироваться... Так что надо каждую платежку разбирать индивидуально, тут простых решений нет. Вот пришла ко мне группа жителей дома, у них из месяца в месяц где по 100 рублей, где-то еще сколько-то с виду неправильно начислены. Я соответствующий запрос направил, и, более того, моя помощница там разбиралась, сейчас перерасчет сделают. Большое количество решений на эту тему принимает и жилинспекция: где они видят очевидные нарушения в формулах, они указывают, и эта ситуация исправляется.

 Вы рассказывали про ОДН, что там была склонность у управляющих компаний начислять побольше...

— Да, я не буду повторяться, мы поработали над этой ситуацией, откорректировали эту двоякость, которая была не в пользу жителей, и устранили ее. Прописали четыре варианта начисления расходов за общедомовые нужды. Базовый принцип — это норматив. Но если жители не хотят платить по нормативу, например, у них энергосбережение, они четко понимают, куда тратят воду, то они могут сказать, что норматив для них — это много, давайте, мол, мы будем платить вне норматива. И тогда они будут каждый месяц платить по входящему ресурсу в дом, например в этот месяц столько-то «кубов» вошло, в другой — столько. Но тогда плата за ОДН у них будет «гулять» из месяца в месяц, разной будет. Это тоже не совсем правильно воспринимается всеми жителями. Мы предусмотрели возможность пересчета по среднему арифметическому за 12 месяцев. Если больше норматива, то уравнивается с нормативом, если меньше норматива, то в пользу жителей перечисляется. Вот такая четко прописанная многовариантность сейчас позволяет жителям на собрании принять любое решение.

— На сколько в следующем году вырастут тарифы?

— Да так же будет: в рамках инфляции и минус 0,3. Эта формула в законе заложена. Если инфляция, которую нам обещает глава ЦБ Эльвира Набиуллина, будет 4 процента, значит, будет рост на 3,9.

«Сильно изношена инфраструктура, особенно по теплу — под 50 процентов износа»Фото: nabchelny.ru

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЖКХ — СЕРЬЕЗНАЯ ИЗНОШЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

— Как проходит в Казани и в целом в Татарстане внедрение ИТП, индивидуальных тепловых пунктов? Вы, наверное, держите руку на пульсе...

— Ну конечно, держим. Где-то хуже, где-то лучше. Есть отдельные перегибы на местах, когда, например, детей угрожали забрать из семьи из-за того, что тепла нет в доме. Мы отреагировали — таких злоупотреблений, конечно, не должно быть. Но там преломление информации произошло через СМИ, просто там не было тепла, не было условий, чтобы дети там нормально жили. И, соответственно, органы опеки говорят: «Если вы не исправите ситуацию... Хотя бы как-то исправьте, иначе мы вынуждены будем какие-то решения принять, потому что дети не могут в холоде жить». А журналисты отдельных изданий — не вашего — интерпретировали так, что детей собираются забрать из семьи под угрозой установки ИТП. Переборы все равно есть, без них никуда...

— Есть ли какие-то изменения в системе оплаты капремонта?

— Нет никаких изменений для жителей Татарстана: как было, так и осталось. И здесь не ожидается никаких серьезных рывков, только в рамках инфляции, возможно, будут корректировки. Но программа идет — даже по тем домам, которые первоначально в программу попали лишь на 40-е годы, корректировка происходит, идут, смотрят, привлекают общественников и советы многоквартирных домов, переставляют. Там, где ремонт не делали с 1950 года, ставят дом на 2018, 2019, 2020 годы. Эта программа все равно единственная, альтернативы ей нет. 15 процентов примерно в среднем по стране копят на спецсчетах, но для того чтобы накопить на капремонт, им еще нужно несколько лет. Лифт заменить — 1,3 миллиона, если четыре подъезда — вот вам, пожалуйста, почти 7 миллионов. Быстро их не собрать. Есть преимущество «котлового» способа, который у нас в республике превалирует. Он предполагает привлечение средств за счет накоплений других домов и проведение ремонта и в том случае, если дом еще не собрал достаточно средств. То есть ты собрал 2 миллиона, а ремонт тебе сделали на 20.

— Какие самые главные проблемы вы видите в сфере ЖКХ?

— Главная проблема ЖКХ — серьезная изношенность инфраструктуры, недоинвестированность серьезная... Изношенность — это качество; исправление качества — это рост тарифов. Сильно изношена инфраструктура, особенно по теплу — под 50 процентов износа. Мы работаем над этим. Понятно, что есть программы. В Челнах меняют, и коллекторы чистят, и здесь, в Казани, работа серьезная по очистным ведется, но много чего еще предстоит... Года два назад я бы назвал проблемой невысокий уровень правовой грамотности населения, но сейчас много чего сделали, поработали, люди теперь понимают свои права. А вот незаинтересованность в том, что происходит вокруг тебя, такой патернализм, надежда на то, что придут и за тебя все сделают, — это и в части управления серьезно осложняет нам работу. Когда мы бываем в муниципальных районах, то видим, что там даже развитие программы по общественным пространствам живее идет, потому что люди живут в своем небольшом поселке, они здесь всех знают, знают, чего хотят. А большой город... Помните, как герой «Брата» говорил: «Город — это зло». Наша задача — уйти от такого стереотипа. Вообще, мне кажется, круто, что президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов даже стал председателем общественного совета «Парки малых городов». На самом деле, везде татарстанский опыт эксплуатируют. 24 июля в Краснодаре проводили большой форум, посвященный городской среде, «Единая Россия» проводила. Я там был модератором одной площадки и, конечно, тему с Татарстаном задавал, она была топовой, но не обошлось без нее и на других площадках. Все говорили: «Вот как татарстанцы делают!» Все-таки эти 2–3 миллиарда, которые направили на озера, на парки, меняют отношение людей. Конечно, лениногорский глава жалуется, говорит: «Только сделали — вышли на День города и все скамейки поломали, которые были сделаны». Но когда мы обновляем среду, мне кажется, все равно меняется ментальность. Очень много активных людей. Ко мне на прием приходят и говорят: «У нас протокол подрисовали, а мы считаем, что мы сами должны принять решение». Но и проблема незаинтересованности есть. Человек приходит с работы и считает, что ЖКХ, УК — это не его вопросы. Ему легче сесть и посмотреть футбол, чем пойти на собрание и проголосовать. И, конечно, сказывается отсутствие должной прозрачности в сфере ЖКХ. Единую федеральную централизованную информационную систему ГИС ЖКХ, которая содержит всю информацию о ЖКХ России, федеральное минсвязи тормозит. В прошлом году еще должны были запустить. Когда запустят, эта проблема исчезнет, будут и открытость, и прозрачность.

.... «Есть преимущество «котлового» способа. Он предполагает привлечение средств за счет накоплений других домов и проведение ремонта и в том случае, если дом еще не собрал достаточно средств» Фото: metshin.ru

«СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ДОЛЖНА БЫТЬ 85–87 ЛЕТ»

— Вы часто приезжаете в Татарстан, как работаете с избирателями?

— Вот 1 октября был Международный день пожилых людей, а 3 октября для ветеранов Ново-Савиновского и Авиастроительного районов был концерт в 177-й школе. Поздравили их и глава, и ваш покорный слуга, благодарственные письма вручили, чайные наборы. Выборов сейчас, слава богу, нет, поэтому по закону можно подарки сделать.

— Подкупом избирателей не считается...

— Я и сам проехался по нескольким квартирам ветеранов, подарил продуктовые наборы тем, кому больше ста лет.

— А у нас в Казани и такие есть?

— Конечно. И я их с удовольствием поздравил — тех, кому в нынешнем году 100 лет исполнилось. Дай бог им здоровья, чтобы еще прожили долгие годы. Вы знаете, те, кого я поздравлял, для своих ста лет выглядят очень даже здорово! Я мечтал бы о таком! И очень бы хотел, конечно, чтобы люди, живущие вокруг нас, жили дольше. У нас сейчас продолжительность жизни 73 года и 8 месяцев. Вот в прошлом году была избирательная кампания, и, выступая перед разными аудиториями, мы рассказывали о том, что в Татарстане 73 с половиной года продолжительность жизни. Теперь она еще немножко прибавилась. Значит, есть движение вперед.

Есть такая программа Watson, которая анализирует все выходящие в мире статьи на тему медицины на разных языках, переводит их, анализирует... Там уже совершенно удивительные вещи встречаются. Например, такой аппарат, в который просто вставляешь руку, и он берет у тебя биохимический анализ крови, прослеживает твою генную историю и выдает тебе диагноз и какое нужно лечение. Надо, чтобы такие современные технологии работали на человека, чтобы люди жили не в среднем 73, а минимум 73 года. А средняя продолжительность жизни должна быть 85–87 лет. Для этого надо и парки делать, и общественные пространства в городе, чтобы люди могли отдыхать, бесконфликтно находиться там с другими социальными группами. Ветераны, которых мы поздравляли, прожили большую жизнь и много сделали для страны, для республики. Они строили экономику, они строили наши производственные гиганты...

К слову, пока мы поздравляли ветеранов в 177-й школе, сидели как на иголках с главой на этом празднике — думали, что вот-вот в нашу школу поступит звонок о минировании, потому что по соседству 179-ю школу уже «заминировали». Но нашу, слава богу, нет... Потому что люди собрались пожилые, их так быстро не эвакуируешь, как тех же школьников...

.... «Я прогнозирую, что через 5 лет, в 2022 году, мы будем в «БИЗНЕС Online» тоже говорить о летающем беспилотном такси в Казани» Фото: Оксана Черкасова

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУТ ЗАСТАВЛЯТЬ НАС МЕНЯТЬСЯ, ХОТИМ МЫ ЭТОГО ИЛИ НЕТ»

— Вы сказали про медицинскую технику, но сейчас вообще технологии очень серьезно шагнули вперед...

— Я уж не знаю, насколько это будет интересно читателям «БИЗНЕС Online», но недавно председатель Государственной Думы организовывал семинар в Корпоративном университете Сбербанка, куда пригласил президента Сбера Германа Грефа. Это было очень интересное погружение в мир искусственного интеллекта, робототехники, блокчейна, криптовалют. Я давно не впитывал информацию как губка. На самом деле, об этом надо говорить всерьез, потому что целые отрасли экономики будут серьезно структурированы или деструктурированы — какое хотите, такое и используйте здесь выражение. Например, вы знаете, что у нас охранников в России полтора миллиона? Разных ЧОПов, не ЧОПов.

— Полтора миллиона? Больше, чем население Казани...

— Да, в России полтора миллиона охранников. Я ничего против них не имею, сразу оговорюсь, а то потом читатели будут в комментах писать, что, вот, пришел и на охранников наехал. Просто современные технологии — я имею в виду искусственный интеллект — позволят от услуг большей части охранников отказаться. Будут использоваться отпечатки пальцев, сканирование сетчатки глаза. Уже сейчас на биометрии паспортов это есть.

Мы сейчас находимся на пороге значительных изменений в экономике и в нашем обществе. Вы подумайте. Самый крупный сервис по предоставлению услуг такси не имеет ни одной машины. У самого крупного арендатора квартир и домов нет ни одной квартиры. У самой крупной торговой площадки нет ни одного магазина. Мы на самом деле меняемся, и эти цифровые технологии, искусственный интеллект, который приходит в нашу жизнь, будут заставлять нас меняться, хотим мы этого или нет. В прошлом году компьютер Deep Mind обыграл чемпиона по игре в го, а это сложнейшая игра. Просто машины учатся не только на наших ошибках, но и на своих. У нас КАМАЗ уже запустил беспилотный автомобиль. Но нам надо избавиться от консервативных якорей, которые у нас есть. Вот попробуй-ка выпусти беспилотный автомобиль «КАМАЗ» на нашу трассу М-7 и сообщи: «Вот эта машина едет без водителя...» На самом деле, можно, конечно, все предусмотреть, но кто возьмет на себя такую ответственность? Наверное, сначала надо будет сажать водителя в беспилотник, чтобы он смотрел, как будет себя вести автомобиль. Вот арабы уже запустили де-факто беспилотное такси, летающее по Дубаю. Я прогнозирую, что через 5 лет, в 2022 году, мы будем в «БИЗНЕС Online» тоже говорить о летающем беспилотном такси в Казани.

—  Спасибо, успехов вам!