Каримулла Исмаев Каримулла Исмаев

«НАДО ГНАТЬ К ЧЕРТЯМ ИЗ НАШЕЙ ТОРГОВЛИ ВРАГОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ!»

1927 год. Каримулла Исмаев приехал в кантонный центр Арск. Председатель правления Татсоюза, необычно для советской сельской местности модно одетый и ухоженный по всем европейским правилам, недавно вернулся из Швеции, где в составе советской делегации принимал участие в стокгольмском международном альянсе кооператоров. Он проникновенно выступал на многолюдных собраниях партийного, хозяйственного и кооперативного актива, многочисленных митингах. Крепкого телосложения, черноволосый, с открытым лицом, он производил сильное и приятное впечатление. Говорил Каримулла Хуснуллович на чистом русском языке. Слова его звучали весомо, как у человека с твердыми убеждениями. Собравшимся, особенно комсомольцам, интересно было слышать и о Швеции, и о работе альянса. Но еще больше захватило аудиторию состояние советской экономики и торговли республики. Докладчик рассказал, что благодаря индустриализации страны и неуклонному росту социалистического сектора целеустремленно вытесняются капиталистические элементы из торговли: доля частника в розничном товарообороте уменьшилась с 53% в 1924–1925 годах до 35% в 1926–1927 годах, а в оптовой торговле – с 9% до 5%. «Надо гнать к чертям из нашей торговли врагов советской власти, – говорил он, – жуликов, всех нечистоплотных». Вскоре в кантоне в этом направлении развернулась практическая работа...

Родился Каримулла Исмаев 24 июня 1898 года в деревне Старые Кармалы Тетюшского уезда Казанской губернии. Семья была многодетной. Отец его, Хуснулла, любознательный, смекалистый крестьянин, служа в царской армии, ухитрился освоить русскую грамоту. Он сумел своим шестерым сыновьям и двум дочерям дать первоначальное образование. Каримулле повезло особенно: его отдали учиться в Тетюшское русско-татарское училище. Это учебное заведение было главным источником передовых идей в уезде.

«ЭСЕРЫ И ПРОЧАЯ НЕЧИСТЬ СТАЛИ СКАЛИТЬ СВОИ ВОЛЧЬИ ЗУБЫ»

Октябрьскую революцию молодой Исмаев встретил в Тетюшском гарнизоне уже будучи товарищем (заместителем) председателя революционного солдатского комитета. Он еще не состоял в партии большевиков, но держал тесную связь с ними, под их руководством проводил большевистскую линию в гарнизонном солдатском комитете. «Победу вооруженного восстания в Питере, в Москве, в Казани, – пишет он в своих воспоминаниях, – трудовой народ и солдаты Тетюшского гарнизона приняли радостно. Местные купцы, чиновники, офицеры гарнизона и эсеры, меньшевики революцию встретили, как и всюду, враждебно. Они тут же стали скалить свои волчьи зубы. Началась бескомпромиссная борьба за установление советской власти».

На первом заседании уездного совета крестьянских и солдатских депутатов Каримулла Исмаев участвовал в качестве представителя гарнизонного комитета. Заседание было бурным – решался вопрос о ликвидации власти представителей временного правительства. Нашлись люди, требующие не трогать их. Исмаев от имени гарнизона настаивал на их немедленном аресте и высылке. Совет так и решил. Комиссар временного правительства и председатель земской управы были арестованы и высланы за пределы уезда.

В июне 1918 года в Тетюшах вспыхнуло восстание, организованное местной буржуазией и офицерами. Совет принимает экстренные меры по его подавлению. Исмаев назначается комендантом города и начальником уездной и городской милиции. Обстановка была тяжелая. Не успели подавить восстание, как получили известие, что к городу приближаются белочехи. По поручению совета Исмаев проводит экспроприацию буржуазии. Враги за это ему угрожают смертью. Когда белочехи заняли Тетюши, а из-за недостаточности сил Исмаев и его товарищи отступили в Казань, в уездном центре началась кровавая расправа: белочехи в первые же часы своего появления расстреляли 12 советских работников, Исмаев был объявлен вне закона. За поимку и доставку его живым или мертвым обещали награду.

В первых числах сентября 1918 года Красная армия разгромила белогвардейские части под Казанью, заняла город. Белые без передышки откатывались вниз по Волге и вверх по Каме, оставляя города и села. За передовыми частями Красной армии шли советские работники, восстанавливая советскую власть в уездах. Вернулся в Тетюши и Исмаев. Он назначается заведующим мусульманским отделом уездного совета и редактором газеты «Хабарлар» («Известия»). Население уезда в большинстве своем было татарское. Работа среди этих людей имела важное значение. Первая задача, которая встала перед Исмаевым и его товарищами, – организация школ для детей и ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Создали татарскую секцию в отделе народного образования. В деревнях почти не было квалифицированных учителей, поэтому их стали готовить на курсах. Туда направляли молодежь, которая когда-то училась в школах. Во время каникул в Тетюшах для всех учителей действовали курсы по повышению квалификации. Эти курсы стали центром всей культурно-воспитательной работы.

В первых числах декабря 1918 года Каримулла Исмаев был послан на работу в чрезвычайную комиссию для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. В конце апреля 1919 года, в дни наступления Колчака на Казань, Исмаев добровольно вступает в ряды Красной армии. Работает инструктором-организатором, затем агитатором центральной мусульманской военной коллегии, выезжает в действующую армию, работает в запасном батальоне.

С конца 1919 года по сентябрь 1920 года Исмаев – председатель уездного исполкома и член бюро тетюшского уездного комитета партии. После образования Татарской республики он был избран председателем кантонного исполнительного комитета и членом бюро кантонного комитета партии.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОЖДЯ ВДОХНОВИЛО ЕГО НА УПОРНЫЙ ТРУД

Весной 1921 года губком партии предложил ему переехать в Казань и взяться за работу в Татсоюзе, где активизировались эсеры. Так неожиданно он стал кооператором. В декабре того же года в Москве состоялся IX всероссийский съезд советов. На этом съезде, будучи делегатом от Татарской республики, Исмаев слушал доклад Владимира Ульянова-Ленина о внутренней и внешней политике Советской республики. Выступление вождя вдохновило его на упорный труд во имя торжества идеалов социализма. Изо дня в день обогащались опыт и знания. Его имя становится известным в центральных органах. В октябре 1923 года ЦК партии командировал его в Бухару для налаживания дел в Бухарском Центросоюзе. По возвращении из этой командировки в марте 1924 года обком партии направляет Исмаева заместителем управляющего Казанской областной конторой государственного банка.

В январе 1926 года Исмаев вновь возвращается в Татсоюз, избирается членом правления и председателем союза. Он был также членом бюро Татарского обкома партии. Новый председатель стремился к тому, чтобы как можно скорее Татсоюз стал рентабельным, и добился своего. Уже в 1927 году Татсоюз получил 1 млн рублей прибыли и превратился в крепкую, рентабельную организацию. «Для меня это была высшая награда, и я радовался успеху республике, как голодный ребенок – булочке», – вспоминал об этом времени Каримулла Хуснуллович. В 1928 году Исмаев был выдвинут на пост председателя Совнаркома Татарской автономной республики. Это был памятный период: в стране началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Разумеется, большая ответственность в этом отношении ложилось на главу правительства Татарской республики. «Доклады и речи для выступлений обычно я писал сам,– вспоминал он. – Да и чтобы не отставать, много нужно было работать и над собой: читать, решать задачи – обогатить знания, полученные еще в период учебы в экономическом отделении политехнического института. А как же иначе, ведь правильно сказано: политика – это концентрированная экономика. Попробуй вести дела Совнаркома, осуществляй экономическую стратегию партии без знания экономической теории и практики!»

11 декабря 1929 года на утверждение 2-й сессии ЦИК ТАССР был внесен план первой пятилетки Татреспублики. С докладом о нем выступил глава правительства Исмаев. «Основной установкой нашего пятилетнего плана, – говорил докладчик, – так же как и плана всего Советского Союза, является подъем хозяйственного и культурного уровня нашего края на базе широкой его индустриализации и решительного расширения социалистических элементов в хозяйстве».

Пятилетний план Советского Татарстана, доложенный председателем Совнаркома Исмаевым, предусматривал в течение пяти лет в госпромышленность, на новое строительство и реконструкцию существующих предприятий вложить 86,8 млн рублей. Для сравнения: за предыдущее пятилетие было вложено всего 11 миллионов. За пятилетку предстояло построить 26 новых предприятий. План первого года пятилетки в промышленности был выполнен на 106,3%...

Подготовил Михаил Бирин