«ДОЧКА» БЕЛЬГИЙСКОГО БАНКА ДОБИВАЕТСЯ БАНКРОТСТВА ЗАО «ТАТТРАНСКОМ-ХОЛДИНГ» - ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПАНИЙ ГРУППЫ «САПСАН»

Судебный сериал разбирательств автодилерской группы «Сапсан» с банками-кредиторами вчера пополнился еще одним эпизодом. На этот раз в арбитраже встретились представители Абсолют банка и ЗАО «Таттранском-Холдинг», а предметом спора стали 214 млн. рублей просроченных кредитов. Банк-кредитор решил применить к должнику наиболее болезненный прием – признать несостоятельным поручителя. Правда, председатель совета директоров Таттранском-Холдинга Ильдар Зиннуров уверяет, что у этой компании «за душой ничего нет» и поэтому даже введение банкротства никак не скажется на группе.

НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ… 

С начала кризиса судебные разбирательства одной из крупнейших татарстанских автодилерских групп «Сапсан» с банками-кредиторами стали своеобразной традицией. Причем, хороший тон в этой традиции - разрешение конфликта к концу текущего года. На памяти корреспондентов «БИЗНЕС Online» подобное случалось дважды. Но так ли будет с многолетним спором между банком «Абсолют» (входит в международную финансовую группу KBC Group) и ЗАО «Таттранском-Холдинг» - большой вопрос.

Вчера банк-кредитор добивался признания Таттранском-Холдинга банкротом из-за долга в 214 млн. рублей. Эти деньги Абсолют банк пытался взыскать с холдинга еще в 2009 году. Так, в декабре 2009 года Ильдар Зиннуров заявил в интервью «БИЗНЕС Online», что не может реструктуризировать свой 200 млн. кредитный портфель в этом банке, несмотря на все свои попытки.

«К сожалению, с этим банком договориться невозможно. Я общаюсь с коллегами по отрасли, которые также не могут договориться с ним. Их нельзя назвать какими-то агрессивными, они достаточно приятные в общении люди. Но Абсолют принадлежит бельгийскому банку и, по сути, это его российский филиал. Материнский банк не дает никаких полномочий на реструктуризацию, - разъяснял тогда бенефициар группы «Сапсан» историю своих взаимоотношений. - Мы со своей стороны неоднократно предлагали реструктуризировать долги и дождаться времени, когда отрасль начнет подниматься. Но, как признаются сами банкиры, головному банку проще списать задолженность, чем реструктуризировать». Практически то же самое повторил Зиннуров и в интервью нашей газете в ноябре 2010 года.

И вот теперь финал истории – требование признать банкротом должника. По словам Зиннурова, Таттранском является поручителем, а залогом по кредиту Абсолют банка выступали объекты недвижимости, оформленные на другие восемь «дочек» холдинга. Две трети сумы долга залога, как рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров Таттранскома, покрывала многоуровневая парковка для хранения автомобилей в Кирове.

А БЫЛ ЛИ ДИАЛОГ?

Правда, на суде выяснилась важная деталь – оказывается, стороны все-таки ведут переговоры о мировом соглашении. Представитель Таттранском-Холдинга Матвеева на суде предложила истцу решить дело мирным путем. «Мы решили свои споры миром с «АК БАРС» Банком, Сбербанком, Акибанком, поэтому просим дать нам время урегулировать спор», - сказала Матвеева. При этом она сообщила, что между компаниями уже сегодня ведутся переговоры.

Однако факт диалога представитель истца Дмитрий Игнатов категорически отрицал: «В последний раз компании пытались договориться в 2009 году, с тех никаких переговоров не было. Должник уже более двух лет не исполняет обязательства по возврату долга», - подчеркнул Игнатов.

В итоге судья Максим Боровков попросил стороны представить доказательства ведущихся переговоров и отложил рассмотрение дела до 21 марта 2011 года.

КОГДА ФОРМА ВАЖНЕЕ СУТИ

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до собственника автохолдинга  Зиннурова, который все-таки подтвердил, что реструктуризировать долги перед Абсолют банком не удалось:

 - Договориться о реструктуризации мы не можем, так как менеджменту банка наплевать на результат, им важно производить какие-то определенные действия, которое их европейское руководство установило. Решение вопроса каким-то иным способом их не волнует, они делают акцент на форме, а не на содержании спора. Поэтому они совершают эти достаточно бессмысленные действия, которые банку никакой пользы не приносят, но зато европейскому руководству легче упрекнуть российский менеджмент.

Мы предлагали закрыть кредит путем передачи объектов в Кирове, но банк отказался. Таттранском-Холдинг не имеет активов и не участвует в бизнесе. Таттранском-Холдинг не является материнской компанией автосалонов «Сапсан», это просто одна из многочисленных фирм, у которой за душой ничего нет. Процедура банкротства, если и будет, введена никак на деятельности других компаний не отразится. Таттранском уже лет семь или восемь не ведет никакой деятельности, и, собственно, проблем с кредиторами другими нет, - заверяет Зиннуров.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?

Что интересно, ЗАО «Таттранском-Холдинг» уже выступало в качестве ответчика в другом громком судебном разбирательстве - о взыскании почти в 1 млрд. рублей кредита, выданного челнинским филиалом Сбербанка. Как писала газета «БИЗНЕС Online», 19 ноября 2010 года Сберегательный банк выиграл иск о досрочном взыскании 979,9 млн. рублей с ЗАО "Таттранском-Холдинг". Соответчиками выступали еще четыре дочерних компаний холдинга – казанское ООО "Премиум авто", челнинские ООО "Премиум кар" и ООО "Лачын мастер", а также ООО "Таттранском" из села Бетьки Тукаевского района. Все эти компании, как стало известно «БИЗНЕС Online», переуступили свой долг головной компании еще 29 апреля 2009 года. Тогда же были заключены 15 договоров залога, в качестве которого были оформлены земельные участки на улице Спартаковской, 43, - в Казани и улице Советской, 182, - в Альметьевске с расположенными на них автосалонами холдинга.

25 января 2011 года татарстанский арбитраж взыскал в пользу Сбербанка с ЗАО «Таттранском-Холдинг» часть заложенного имущество по этому иску, а именно ряд объектов холдинга в Альметьвске - двухэтажное административное здание, теплые стоянки, гаражный бокс, двухэтажное здание бытовых помещений, а также земельные участки общей площадью почти 5 тыс.кв. метров. Поэтому слова главы холдинга о том, что ЗАО «Таттранском-Холдинг» не является материнской компании и «это просто одна из многочисленных фирм, у которой за душой ничего нет», получают явное подтверждение.

Правда, стоит помнить, что в интервью журналистам нашего издания Зиннуров в конце 2010 года заявил, что кредитная нагрузка на холдинг снизилась с 2,3 млрд. до 1,8 млрд. рублей. Из них проблемной задолженностью, наряду с кредитами Абсолют-банка, были названы обязательства перед ВТБ (400 млн. рублей) и МДМ-банком (около 800 млн. рублей). Поэтому не исключено, что арбитражный сериал может получить продолжение.

Надежда Замалиева
Арслан Минвалеев

Справка

Автомобильная группа "Сапсан" ("Таттранском") основана в 1991 году. Бенефициаром является Ильдар Зиннуров. Сеть автоцентров расположена в Казани, Чебоксарах, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Кирове и Сыктывкаре. Автомобильная группа Сапсан - официальный дилер Audi, Volvo, Ford, Skoda, Fiat, Honda, Citroen, GM. Сеть автоцентров в городах Казань, Набережные Челны, Киров, Альметьевск, Нижнекамск, Москва работает под торговыми марками "Сапсан моторс", "Сапсан-трейд", "Сапсан кар", "Сапсан-авто", "Премиум авто", "Премиум кар", "Премиум лайн", "Сапсан лэнд" и другими.

ЗАО «Абсолют банк» - российский коммерческий банк,  входит в европейскую финансовую группу KBC Group. Штаб-квартира находится в Москве.

Основан в 1993 году группой «Абсолют»

Акционерами банка являются: KBC Bank NV (95%), International Finance Corporation (5%). Председатель правления банка - Николай Владимирович Сидоров.

Активы банка на 31 декабря 2009 года составляли 129,6 млрд. рублей, капитал - 18,2 млрд. рублей, чистый убыток за 2009 год - 7,3 млрд. рублей.