Днем вместе с директором фонда имени Вагапова Рифатом Фаттаховым (слева) Ильгам Валиев (справа) провел пресс-конференцию, посвященную его сольному концерту Вместе с директором фонда имени Вагапова Рифатом Фаттаховым (слева) Ильгам Валиев (справа) провел пресс-конференцию, посвященную его сольному концерту Фото: Альфред Мухаметрахимов

«НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС НАЦИИ»

У Ильгама Валиева, певца, носящего неофициальный титул «Лучший современный татарский тенор», в субботу был напряженный день в Казани. Рано утром он участвовал в музыкальной программе на одном из телеканалов, вечером его ждали на прямой радиоэфир, а днем вместе с директором фонда им. Вагапова Рифатом Фаттаховым солист уфимской оперы провел пресс-конференцию, посвященную его сольному концерту, который пройдет 24 ноября в ГБКЗ им. Сайдашева.

Кстати, по мнению Фаттахова, классика – «это неприкосновенный запас любой нации», поэтому именно сейчас на фоне непростой ситуации с татарским языком музыкальная классика «может стать спасительной силой». Это должно помочь оперному певцу и в жесткой конкурентной борьбе за зрителя, ведь, как оказалось, в день сольника Валиева в столице Татарстана запланировано целых пять татарских концертов. Впрочем, самого тенора этот факт не удручает, он даже шутит: «Мы с Раязом [Фасиховым] даже созвонились, шутили, что не сможем прийти на концерт друг к другу. Его концерт пройдет в „Пирамиде“. Казанская публика на этот счет избалована, но, думаю, люди придут». Думать так есть все основания, ведь это не первая встреча артиста с казанской публикой в таком формате. Его первый сольный концерт на исторической родине в филармонии им. Тукая собрал аншлаг.

Лучший татарский тенор рассказал о том, что ждет зрителя на этот раз: «Первая часть состоит из классических произведений, во второй будет больше эстрадных композиций. Оба отделения пройдут под аккомпанемент симфонического оркестра. В первом отделении — арии, романсы, во втором будут звучать произведения Эльмира Низамова, Резеды Ахияровой, Яхина, Музафарова, народные песни. Обязательно будут песни, которые пели Рашит Вагапов и Хайдар Бигичев».

Как сообщил Валиев, он советовался с продюсером концерта Фаттаховым по поводу репертуара, и директор фонда им. Вагапова посоветовал спеть арию «Аминакай» Салавата Юлаева из одноименной оперы. Башкирская национальная опера, написанная в 1954 году композитором Загиром Исмагиловым на либретто Баязита Бикбая, очень популярна на родине. «Были времена, когда „Аминакай“ пели даже за столом, в клубах», — вспомнил юность певец, родившийся в Башкортостане.

Стоимость билетов начинается от 400 рублей. Как отметил Фаттахов, столь демократичный тариф — результат помощи в организации концерта лично президента РТ Рустама Минниханова.

Директор Казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов по одному ему известным причинам игнорирует Валиева, хотя тот в свое время не скрывал желания перебраться в Казань Директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов по одному ему известным причинам игнорирует Валиева, хотя тот в свое время не скрывал желания перебраться в Казань Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ЗНАЮ, ГДЕ В КАЗАНИ РАСПОЛОЖЕН ОПЕРНЫЙ ТЕАТР, АДРЕС ЗНАЮ, МОГУ БЫСТРО НАЙТИ...»

Валиев — артист, которому всегда рады в Казани. И на любых встречах с прессой здесь его спрашивают: может, татарину лучше петь не в Уфе, а в Казани? На минувшей пресс-конференции одна из журналисток сформулировала вопрос весьма корректно: «Есть ли у вас какие-то отношения с нашим оперным театром?»

«Об этом „БИЗНЕС Online“ хорошо знает», — рассмеялся заслуженный артист РТ и обладатель премии «Золотая маска». Напомним, что наша газета не раз писала о том, что директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов по одному ему известным причинам игнорирует Валиева, хотя тот в свое время не скрывал желания перебраться в Казань. Но Мухаметзянову певец, несколько лет закрывавший основной теноровый репертуар в титулованной екатеринбургской опере, не нужен.

«Ну какие отношения? – продолжил Валиев, сохраняя хорошее настроение. – Я знаю, где в Казани расположен оперный театр, адрес знаю, могу быстро найти, знаю, что там памятник Тукаю стоит. Вижу в „Инстаграме“ президента Татарстана – он каждый день фотографирует здание из своего кабинета. Вид хороший, там и Ленин бабай стоит». Певец констатирует, что связи с театром им. Джалиля прервались, но говорить много об этом не хочет: «У меня нет ответа на этот вопрос. Может, лучше они ответят. Рифат абый тоже поднимал вопрос – не получил ответа. Видимо, чем-то я им не подхожу».

При этом сам артист себя комфортно чувствует в родной Уфе, куда недавно вернулся из Екатеринбурга. Уфимская опера сейчас активно движется вперед, а в этом году даже получила две «Золотые маски». «Пришел новый директор молодой (Ильмар Альмухаметовприм. ред.), начал продвигать театр. Нас заставляет ходить на телевидение, в другие СМИ. Очень хороший пиар идет. Результат — в Уфе сейчас аншлаги. Такого никогда не было».

По мнению Фаттахова, главное отличие двух театров – казанской и уфимской опер – состоит в том, что в первом труппа есть, а во втором ее нет, выступают в основном приглашенные солисты. Хотя, по словам продюсера, два оперных театра могли бы работать вместе: «Сотрудничество не помешало бы. Взять ту же оперу „Салават Юлаев“ – можно у нас в Казани ее ставить, а оперу „Джалиль“ Жиганова – в Уфе. Раньше ведь было такое. Был культурный обмен».

Ильгам Валиев Ильгам Валиев Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЛОДЫЕ, ПОНИМАЯ, ЧТО НА ЭСТРАДЕ ЛЕГЧЕ СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ, УХОДЯТ ТУДА, СТАНОВЯТСЯ БАНКЕТНЫМИ ПЕВЦАМИ»

По ходу пресс-конференции директор фонда им. Вагапова рассказал о новом интересном проекте, запустить который планируется ближайшей весной. «Рабочее название — «Дуслык күпере» («Мост дружбы»): это будет всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады, там будут участвовать лучшие певцы. Пройдет концерт 7 апреля в Московском кремле. Потом Пенза, Ульяновск, Екатеринбург, Тюмень, 18 апреля фестиваль завершится в Казани». Бюджет «Дуслык купере» Фаттахов раскрывать не стал, а Валиев под смех зала добавил: «Думаю, что он меньше бюджета „Үзгәреш җиле“».

А еще солист уфимской оперы сетовал, что сейчас практически нет продолжателей его дела – молодежь не горит желанием петь классику: «Их очень мало. Молодые, понимая, что на эстраде легче стать звездой, уходят туда, становятся банкетными певцами. В консерватории учатся – что в Уфе, что в Казани, но все уходят в эстраду со своими хорошими вокальными данными».

С этим согласен и Фаттахов: «Я как продюсер хочу сказать, что молодежь не стремится посвящать себя классическому исполнению. Мы начинаем с талантами работать, а они не хотят долго ждать. В академическом стиле за два дня не станешь популярным...» Есть и еще одна проблема – для таких артистов просто нет работы. В оперном театре мест на всех не хватает. Даже если ты суперталантливый композитор, твои произведения не будут звучать круглый год со сцены, а без этого они забываются. Решением проблемы может стать строительство татарского музыкального театра, идею которого Фаттахов вынашивает далеко не первый год.

Ильгам Валиев: «К Радику Юльякшину почему-то, скажем так, по-разному относятся. Я слушал несколько его песен, он чем-то привлекает к себе. Я очень его уважаю за талант, какие аудитории он собирает! Очень грамотно выбирает песни, хорошо их преподносит» «К Радику Юльякшину почему-то, скажем так, по-разному относятся. Я слушал несколько его песен – он чем-то привлекает к себе. Я очень его уважаю за талант, за то, какие аудитории он собирает! Очень грамотно выбирает песни, хорошо их преподносит» Фото: «БИЗНЕС Online»

А мог бы Валиев сам стать наставником молодых певцов? На этот вопрос заслуженный артист РТ ответил однозначно: «Нет». «Я не обучаю, хотя ко мне часто обращаются: Ильгам абый, научите нас, пожалуйста. Но у меня нет такого таланта, это талант, данный Богом, — обучать. Это как талантливый врач, который сразу определяет твои болезни без всякой компьютерной графики. Может, у человека великое будущее, а я его испорчу. Поэтому я говорю: слушайте великих исполнителей – Шакирова, Бигичева, Атлантова, Лемешева, Паваротти. У меня старшая дочь учится в академии искусств на вокальном отделении, я и ее не учу».

Не обошлась пресс-конференция и без вопроса об Элвине Грее (Радике Юльякшине) – еще одном башкирском земляке Валиева. Как оказалось, оперный певец отнюдь не прочь спеть дуэтом с покорителем юных девичьих сердец: «К Радику Юльякшину почему-то, скажем так, по-разному относятся. Я слушал несколько его песен – он чем-то привлекает к себе. Я очень его уважаю за талант, за то, какие аудитории он собирает! Очень грамотно выбирает песни, хорошо их преподносит. Почему бы не спеть дуэтом с Радиком?! Если найдем песню, споем... Так ведь, Рифат абый?»

Фаттахов хоть и не высказался против, но уточнил, что Грея точно не будет на концерте 24 ноября в ГБКЗ им. Сайдашева.