Рустам Минниханов Рустам Минниханов: «Доступ частных компаний в государственный сектор позволит сэкономить бюджетные средства» Фото: president.tatarstan.ru

«КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ ОБЪЕКТ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРЕДАН В КОНЦЕССИЮ»

Для проведения форума была выбрана площадка МИЦ в Деревне Универсиады. В прекрасно построенном здании, разумеется, нисколько не стыдно принимать высоких гостей. Однако на входе возникли заминки с регистрацией в связи с тем, что одновременно с гостями форума пройти в здание пытались студенты Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма. Но после получения заветного бейджа (а надо сказать, что вся полиграфия была выполнена превосходно) проблем уже не возникало. В ожидании начала форума группы приехавших со всех уголков страны инвесторов и чиновников развлекали себя тем, что фотографировались для «Инстаграма» в индивидуальной кабинке, а также устраивали коллективные 3D-фотосессии.

«Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это способ создавать инфраструктуру в условиях, когда у бюджета есть определенные сложности. И даже в тучные годы средств федерального и регионального бюджетов на эти цели не могло хватить, потому что потребности значительно выше», — сразу обозначил актуальность данного института президент ассоциации «Альянс пенсионных фондов» Сергей Беляков, выступивший модератором форума. Он пояснил: речь идет о создании транспортной и социальной инфраструктуры, сферы ЖКХ, здравоохранения, образования, развитии спортивной индустрии — вот основные сферы приложения ГЧП, на что традиционно денег в казне не хватает. 

То, что первый форум по государственно-частному партнерству состоялся в РТ, ни у кого из гостей мероприятия не вызвало никаких вопросов. Татарстан как лидер всевозможных рейтингов давно стал универсальной экспериментальной площадкой. Здесь есть вся необходимая государственная и бизнес-инфраструктура, о которой можно мечтать. Так что предложение Татарстану стать пилотным регионом по внедрению механизмов ГЧП выглядело вполне логично и отчасти даже буднично. Другой вопрос: а нужно ли ГЧП самой республике?

Президент РТ Рустам Минниханов, который стал первым спикером форума, признал, что без ГЧП нельзя даже таким небедным регионам, как Татарстан.

«Наша цель — объединить усилия государства и бизнеса, направить дополнительные ресурсы на развитие социально значимых инфраструктурных проектов. Доступ частных компаний в государственный сектор позволит сэкономить бюджетные средства», — считает Минниханов.

В Татарстане уже работают проекты по ГЧП. Например, заключено 146 концессионных соглашений в 15 районах республики. «Каждый пятый объект коммунальной инфраструктуры передан в концессию», — удивлял собравшихся президент РТ. Он уточнил, что по данным проектам в отрасль будет привлечено свыше 1,1 млрд рублей частных инвестиций.

Второй прорывной момент — это сфера здравоохранения, в которой заключено 8 концессионных соглашений, два из них будет реализовано уже в этом году.

Фоат Комаров Фоат Комаров (справа): «Была принята транспортная стратегия, существует ее проект, а выделенных ресурсов нет» Фото: Сергей Елагин

ВЭБ О ДОРОГЕ ЕВРОПА — ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ: «НАЗРЕЛО, ПОРА ПРИНИМАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ»

Наконец, дорожное хозяйство. Планов здесь громадье. Прежде всего это строительство участка международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Позже и. о. гендиректора федерального проектного центра Внешэкономбанка (ВЭБ) Вячеслав Синюгин заявил, что федеральный центр проектного финансирования сейчас «активно работает по заказу госкомпании „Автодор“». «Назрело, пора принимать соответствующее решение. Мы знаем об активной позиции президента республики», — обнадежил Синюгин.

Стоит отметить, что Татарстан уже вовсю строит часть дороги, которая будет проходить по его территории, — это участок магистрали от Алексеевского до Альметьевска протяженностью 145 километров. Компания «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова вложила в проект около 20 млрд рублей. Считается, что это дорога стратегической важности, которая соединит между собой Россию, Казахстан, страны Средней и Восточной Азии. Однако сам бизнесмен не раз критически выступал в адрес властей, которые не спешат выплачивать ему свою долю средств.

Тем временем Минниханов продолжил перечислять проекты в сфере автодорожных ГПЧ: «Завершены работы по разработке технико-экономического обоснования строительства мостового перехода через реку Каму у села Соколка. В предварительной проработке находится строительство южного обхода Казани». Президент пояснил, что в республике рассчитывают на «дальнейшее сотрудничество с федеральными институтами развития и частными инвесторами».

«Европа — Западный Китай» Компания «СМП-Нефтегаз» вложила в проект около 20 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Но реализацию проектов ГЧП тормозит ряд трудностей. Во-первых, это вопрос подготовки кадров, считает Минниханов. Кроме того, проблемой является отсутствие долгосрочного финансирования.

Идея ГЧП не то чтобы нова — на это намекали многие выступающие. Во времена царской России большинство железных дорог было построено с привлечением частных инвесторов. В 2015 году в России был принят закон о ГЧП, после чего работать в этой сфере, по признанию спикеров, стало несколько легче.

Однако не хватает системности в работе. К примеру, многие из ораторов напирали на то, что инвесторам как воздух нужны грамотно составленные программы, прописывающие, какие именно проекты ГЧП нужны в конкретном регионе. Мол, в существующих стратегиях развития субъектов, как правило, они не указаны, прежде чем браться за работу, инвесторам приходится очень долго и дорого сражаться с бюрократической машиной.

Игорь Снегуров Игорь Снегуров Фото: Сергей Елагин

«ВЕДЬ ЕСЛИ МЫ КОНЦЕССИЮ ДАЕМ, ТО НУЖНА ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. НО НЕТ ЕЕ!»

Руководитель правительства Ульяновской области Александр Смекалин отметил, что 100% объектов социальной инфраструктуры не являются самоокупаемыми, ждать в этой сфере инвесторов нет смысла, потому остается только один выход — ждать денег из бюджета. Но Смекалин считает иначе: если бы Москва разрешила использовать бюджетные средства, которые распределяются через ФЦП, как элемент участия государства в ГЧП, дело бы пошло в гору. «Это существенно облегчило бы нагрузку на концессионеров и дало бы возможность увеличить число строящихся объектов», — считает он.

Ну а пока ульяновские власти как могут облегчают жизнь немногочисленных концессионеров у себя на малой родине — всех участников ГЧП в области освободили от налогов, которые зачисляются в региональный бюджет.

Некоторые участники покритиковали власти с родины Ильича: мол, а что делать с наполняемостью бюджета? Но чуть позже за коллегу вступился Минниханов, который заметил, что льготы для участников ГЧП — от безысходности.

«Льготы — это вынужденная мера, ведь если мы концессию даем, то нужна инвестиционная составляющая. Но нет ее! Они (власти Ульяновской области прим. ред.) пытаются эту тему разрулить. И конечно, льготы концессионеру в разы меньше, чем нужно инвестировать», — заявил Минниханов.

Гендиректор группы строительных компаний «ВИС» Игорь Снегуров заявил, что более 60% инфраструктуры в РФ нуждается обновлении. Он уверен, что в стране есть средства для этого.

«Что надо сделать? Очень важно пробуждение так называемых спящих денег: это 5,5 триллионов пенсионных денег, которые находятся без движения и никуда не вкладываются, и 3,5 триллиона остатков на банковских счетах. То есть мы имеем 9 триллионов „спящих денег“, для которых инфраструктура была бы хорошим способом вложения», — уверен Снегуров. Однако до сих пор ЦБ не дает добро на «распаковывание» пенсионных кладовых.

Хафиз Салихов Хафиз Салихов Фото: president.tatarstan.ru

ГЧП НЕ ПАНАЦЕЯ

Бывший министр торговли РТ, а ныне зампредседателя бюро специалистов по ГЧП Европейской экономической комиссии ООН Хафиз Салихов оказался более сдержанным в оценке значения государственно-частного партнерства: по его словам, ГЧП не панацея.

«Пока в мире доля ГЧП в инфраструктурном финансировании только 8 процентов», — сообщил он собравшимся на форуме. При этом велика доля неудавшихся проектов. «По данным Европейской экономической комиссии ООН, в настоящее время более 5 тысяч крупных проектов реализовано с применением ГЧП, но не все проекты удачные. Из 5 тысяч более 1 тысячи проектов не удалось реализовать», — посетовал Салихов.

Он заметил, что нужны некие международные стандарты ГЧП, которых пока нет. Салихов считает, что, несмотря на принятие федерального закона о ГЧП, в России необходимо также, чтобы и нормативная база создавала бы благоприятные условия для развития ГЧП-среды. Он поддержал тезис о необходимости создания актуальных проектов ГЧП в регионах. Ну а закончил экс-министр на позитиве — с заявлением, адресованным инвесторам: «Вы не потеряете ни копейки, вложив в Татарстан!»

Нужно сказать, что в РФ сегодня работают две признанные Всемирным банком структуры, которые занимаются ГЧП в России: это федеральный центр проектного финансирования ВЭБа (ФЦПФ) и АНО «Национальный центра ГЧП» (соучредитель — ФЦПФ). Разумеется, руководители обеих организаций были представлены на форуме.

Так, по оценкам председателя правления национального центра ГЧП Павла Селезнева, рынок государственно-частного в России оценивается в 2 трлн рублей. «В России более 2 тысяч проектов ГЧП, только в Приволжском федеральном округе реализуется 155 проектов ГЧП на 200 миллиардов рублей. Это прорыв, можно сказать, что рынок есть», — заявил Селезнев.

Он заявил, что неким новым трендом стали проекты в сфере благоустройства — в ПФО их уже 6 (из 155). Вторым новшеством последнего времени стало то, что ГЧП постепенно снижает минимальную планку инвестиций. «Появляются проекты стоимостью до 1 миллиарда рублей, то есть малый и средний бизнес начинает интересоваться данным механизмом», — считает Селезнев.

Однако с эффективностью реализации проектов пока все сложно — около 80% проектов не доходят до финала по разным причинам.

Павел Селезнев Павел Селезнев Фото: Сергей Елагин

«ЧТОБЫ ТЕ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАЛИ НА ПОЛКАХ, «ВЗЛЕТЕЛИ»

«Мы хотели бы предложить правительству республики, президенту выступить пилотным регионом в РФ, который бы более системно подошел к проектам ГЧП», — обратился Селезнев с предложением к Минниханову.

Речь идет о создании «дорожной карты» проектов по ГЧП по разным отраслям. «Это важно для инвесторов, они должны понимать, что есть утвержденная программа, согласованная с главой региона и отраслевыми ведомствами и муниципалитетами. Под такие программы проще привлекать финансирование», — пояснил Селезнев важность задумки.

«Чтобы те проекты, которые лежали на полках, „взлетели“ и чтобы мы смогли привлечь те самые „замороженные“ 5 триллионов рублей, которые есть на рынке. Считаю, что Татарстан должен стать регионом, который явно миллиардов 200–300 должен привлечь в проекты ГЧП в ближайшие пять лет», — посулил Селезнев нашей республике.

Модератор поспешил немного остудить пыл ораторов, со скепсисом заявив, что «ГЧП рискует превратиться в мантру», а слов будет гораздо больше, чем действий.


Но Минниханов уверен, что на уровне республики будет проведена вся необходимая работа: будет определено, какие проекты нужны республике, после чего будет сформирован годовой план.

Вместе с тем президент РТ уверен: нужны шаги со стороны федерального центра. «Каждый мост или серьезная дорога — это совершенно другая экономика и толчок в развитии. Мы говорим про Камский промышленный кластер — если у нас не будет моста, то он не будет до конца реализован», — считает Минниханов.

«Какая может быть концессия, если при стоимости денег 9–10 процентов [годовых] ты будешь сначала работать на банк, а потом — на банкротство?!» — развеял он существующие иллюзии.

Смекалин поддержал коллегу: мол, невозможно привлечь инвестора ГЧП, не предусмотрев для него инвестиционной составляющей. «Если правительству не хватает денег и оно приглашает бизнес, оно должно понимать, что бизнес приходит для того, чтобы в том числе зарабатывать. А выстраивать логику, что вот мы бизнес пригласили, а он еще на этом и зарабатывает... Да это так изначально и предполагалось! Ставить ему в упрек данный факт будет неправильно!» — воскликнул премьер Ульяновской области.

Завершая обсуждение, Беляков подметил, что государству в лице прокуратуры, следственного комитета, Счетной палаты и прочих контрольных структур неплохо бы ослабить хватку в отношении участников ГЧП, особенно на этапе подготовки проектов. «Всегда ставится под сомнение, что эти деньги были направлены на необходимые нужды, это, конечно, демотиватор. Но если вы преодолеваете этот барьер, то оказываетесь в комфортном состоянии в конкуренции за средства для реализации проектов с участием бюджетных денег и частного капитала», — считает Беляков.


«КАК ЧАСТНИК Я ИНВЕСТИРОВАЛ, А ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВА ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ»

«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов и участников ГЧП, что, по их мнению, мешает развитию государственно-частного партнерства в России и есть ли успешные проекты.

Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз»:

— Причина, по которой тормозится развитие ГЧП, — отсутствие конкретики в решении поставленных задач. Бизнес желает работать, а в федеральном центре отсутствуют ресурсы, направленные на реализацию совместных проектов. Проблема же в финансировании. Правильно было сказано, что разговоров и обсуждений много, но проекты же существуют, их нужно финансировать. Ресурсы существуют везде, не только в пенсионном фонде, но отсутствуют гарантии со стороны государства. Есть зарубежные инвестиционные фонды, которые готовы инвестировать в проекты, а гарантий со стороны государства нет. Я больше 10 лет занимаюсь ГЧП, на каких только форумах не был, встречался с разными инвесторами. Если государство не хочет отвечать за бизнес-проект, то никогда зарубежный инвестор не принесет деньги в Россию. Как частник я инвестировал, а инвестиций государства практически нет. В 2008 году даже была принята транспортная стратегия, существует ее проект, а выделенных ресурсов нет. Конечно, удачные проекты ГЧП есть, но я не занимался их анализом. Даже на форуме сегодня прозвучала информация, что из 5 тысяч проектов 20 процентов не было реализовано. Значит, остальные дают эффект.

Азат Газизов — вице-президент «Опоры России» по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями, сопредседатель ТРО «Опоры России»:

— Государственно-частное партнерство — инструмент, необходимый для развития экономики как бизнеса, так и государства. Однако на протяжении последних 10 лет больше разговоров, чем реальных примеров данного сотрудничества. Одна из основных причин — неповоротливость государства в принятии решений. Из названия ГЧП уже понятно, что партнерами выступает бизнес-структура, предприниматели с одной стороны, государство в лице конкретных госслужащих — с другой. Именно процесс согласования и нахождения взаимной выгоды очень костный, потому что чиновники не заинтересованы в получении результата. Зачастую сталкиваешься с формальным отношением. Способ заинтересовать государственную сторону я вижу такой: в конкретных отраслях должны быть созданы квоты, подразумевающие, что определенный процент работает по механизму ГЧП. Возможно, тяжело регламентировать бизнес-процессы, но в таком случае появится толчок. Раз квота установлена, то нужно будет выполнять. 

Первое, что приходит в голову из удачных примеров ГЧП, — это проекты в медицинской сфере. Но без конкретики. Вопрос финансирования на самом деле вторичен, можно задействовать не только пенсионный фонд, большое количество банковских вкладов у населения. Если заинтересовать, то и их можно было бы привлечь. Однако в первую очередь надо создать механизм, при котором государство и бизнес будут ставить перед собой создание ГЧП как приоритетную задачу.