Альберт Халиуллин: «На том основании, что я подписал договор и представлял компанию как юридическое лицо, мной якобы нанесен какой-то ущерб. Я считаю, что здесь потерпевшей стороны нет» Альберт Халиуллин: «На том основании, что я подписал договор и представлял компанию как юридическое лицо, мной якобы нанесен какой-то ущерб. Я считаю, что здесь потерпевшей стороны нет»

УЩЕРБ ГОСУДАРСТВУ НА ДВЕ СОТНИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Суд по очередному избранию меры пресечения, только на этот раз в Казани, юристу ГК «Еврогрупп» Альберту Халиуллину начался с часовым опозданием. Обвиняемый в махинации с землей от камер и журналистов не скрывался. Одетый в джинсы и черный джемпер он спокойно сел на скамью за решеткой. Судья Эрик Хабибуллин открыл процесс с вопроса, есть ли у сторон ходатайства. Ходатайство было только одно — у следователя Станислава Хораськина, подошедшего с постановлением к трибуне. Следователь зачитал предысторию второго уголовного дела, фигурантом которого выступает Халиуллин.

Напомним, следствие считает, что в мае 2013 года группа лиц совершила хищение двух земельных участков площадью 40 тыс. кв. м и 5,5 тыс. кв. м в Набережных Челнах. Для этого они вступили в сговор с неустановленными должностными лицами из исполкома города, незаконно перезаключившими с ними без проведения торгов договор аренды земельных участков, стоимость которого составила 196 763 рубля. В дальнейшем неустановленные лица переуступили право аренды на участки ООО «Санрайз Капитал» за 136,5 млн рублей. Тем самым был причинен особо крупный ущерб. 

Как стало известно «БИЗНЕС Online», участки отошли ООО «Компаньон Ч». Только вступив в права аренды, данная компания переуступила наделы по договору перенайма ООО «Т Инвестор». А оно, в свою очередь, предложило те же участки застройщику элитного жилого комплекса в центе Челнов — ООО «Санрайз Капитал». Отметим, что конечным бенефициаром обеих «компаний-прокладок» является король недвижимости Алексей Миронов. А Халиуллин, по версии следствия, участвовал в подписании этих самых договоров. По данному факту следственными органами СК РФ по РТ возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение служебных полномочий»).

Следствие считает, в мае 2013 года группа лиц совершила хищение двух земельных участков площадью 40 тыс. кв. м и 5,5 тыс. кв. м в Набережных Челнах Следствие считает, в мае 2013 года группа лиц совершила хищение двух земельных участков площадью 40 тыс. кв. м и 5,5 тыс. кв. м в Набережных Челнах

Хораськин напомнил, что после того как Набережночелнинский городской суд освободил юриста по первому эпизоду уголовного дела (земельные махинации в Тукаевском районе), заместитель начальника следственного управления по РТ передал дело во 2-й отдел по расследованию особо важных дел. «После освобождения Халиуллин неоднократно вызывался сам и через адвокатов, однако на допрос к следователю не явился», — зачитал Хораськин. Когда обвиняемого по месту жительства не оказалось, следствие объявило его в розыск. Через неделю после возбуждения нового уголовного дела, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286, ч. 4 ст. 159 УК РФ, Халиуллина снова задержали. Вину, кстати, он не признал.

«Кроме того, Халиуллин после того как судом было отказано в избрании меры пресечения в отношении него, не дождавшись его вступления в законную силу, покинул Набережные Челны. Требования о явке игнорировал, по вызову следователя не являлся, в связи с чем объявлен в федеральный розыск. Своими действиями он затягивал предварительное следствие», — рассказал суду об исчезновении фигуранта уголовного дела Хораськин.

Кроме того, по информации следствия, Халиуллин просил изменить показания свою подчиненную Шигабутдинову. А до возбуждения уголовного дела пытался повлиять на второго свидетеля Тазетдинова (речь о Рустаме Тазетдинове, гендиректоре загородного клуба «Ривьера», на которого Халиуллин переоформил участок из земель лесного фонда в Тукаевском районеприм. ред.). При помощи адвоката задержанный склонял свидетеля к изменению показаний. На свободе, по словам следователя, могут сыграть роль связи Халиуллина в правоохранительных органах РТ. В итоге Хораськин ходатайствовал об аресте юриста «Еврогрупп» до 22 декабря, отметив характер преступления — «против государственной собственности в особо крупном размере».

— Ущерб какой причинен? — поинтересовался прокурор Ильнур Давлиев.

— Ущерб по одному уголовному делу — 75 миллионов рублей, по второму — 136 миллионов, — ответил следователь.

— Какая-нибудь часть погашена? — спросил Давлиев.

— Нет, — ответил тот.

После расспросов адвоката Олега Семенова выяснилось, что ущерб рассчитывался по справкам из оценочных компаний, которые предположили, сколько могут стоить земельные участки. В дальнейшем будет назначена экспертиза.

Халиуллин, на удивление сохранявший присутствие духа, решил пояснить суду, как оказался в Москве после освобождения из зала суда в Челнах.

«Я отправлялся в командировку, и следователь был уведомлен об этом. Так как у меня были изъяты телефоны, по памяти я не помнил всех номеров. О том, что в розыск объявлен, узнал из СМИ. После этого связался с адвокатом, чтобы он уведомил следователя еще раз о моей командировке, намерений скрываться нет», — заявил обвиняемый юрист.

Тут уже слово взял следователь, рассказавший, что ему о командировке стало известно только 7 ноября, когда вместо Халиуллина на допрос явился защитник. «После этого были новые повестки. 14-го обвиняемый явился в следственный отдел и был задержан по новому уголовному делу», — уточнил Хораськин.

К материалам был приобщен приказ о командировке в Москве юриста «Еврогрупп», продолжительность которой — месяц. Также Семенов ходатайствовал о приобщении решения Арбитражного суда, отказавшего челнинскому исполкому в признании договора недействительным. Речь о требовании исполкома города к «Санрайз Капитал» расторгнуть договор аренды и вернуть ту самую землю, на которой уже живут покупатели квартир в жилом комплексе Sunrise City. «Сказано, что владелец надлежащий, добросовестный», — сообщил Семенов.

«Я ЯВЛЯЮСЬ ПРОСТЫМ КЛЕРКОМ, ПРОСТЫМ ЮРИСТОМ ГРУППЫ КОМПАНИЙ»

В прениях адвокат был немногословен, поначалу заявив о пожилых родителях, двух малолетних детях и благополучном прошлом Халиуллина. «Инкриминируемые моему подзащитному деяния находятся в экономической плоскости. Так как следствие вменяет то, что земельный участок был перепродан по завышенной цене, мы полагаем, что это относится к экономическому блоку. И содержание под стражей обвиняемых не предусматривается УПК. Постановление же об объявлении в федеральный розыск не выдерживает никакой критики. Имеются два договорных адвоката, с которыми никто не связывался. Просто не захотели. Также материал поступил в суд с нарушением сроков, прошу отказать в удовлетворении ходатайства», — обратился к Хабибуллину защитник.

Халиуллин решил не игнорировать обвинения следователя в давлении на свидетелей. «Свидетель Шигабутдинова — моя помощница, более 6 лет. Тазетдинов — мой двоюродный брат. Я к ним подъехал, извинился за то, что они оказались впутаны в это дело. Попросил, чтобы внимательно отнеслись к своим показаниям», — честно рассказал Халиуллин.

Когда судья вышел со спасительным для обвиняемого постановлением и прочитал «в ходатайстве следователя отказать», присутствующие в зале выглядели удивленными Когда судья вышел со спасительным для обвиняемого постановлением и прочитал: «В удовлетворении ходатайства следователю отказать», присутствующие в зале выглядели удивленными

Свою роль в преступлении он свел к одной только подписи. «Я являюсь простым клерком, простым юристом группы компаний. Поставил подпись на договоре передачи прав и обязанностей по аренде только потому, что в Росреестре отказывают, если две стороны подписывают один и тот же листок. Мне была выдана генеральная доверенность на подписание непосредственно договора. На том основании, что я подписал договор и представлял компанию как юридическое лицо, мной якобы нанесен какой-то ущерб. Я считаю, что здесь потерпевшей стороны нет. Сумма ущерба некорректно указана — это простая хозяйствующая сделка между двумя коммерческими организациями. Прошу в ходатайстве следователя отказать», — заявил в своей речи Халиуллин.

Убедили ли эти доводы судью, долго оставалось непонятно. Пока Хабибуллин пребывал в совещательной комнате, журналисты томились в ожидании решения. Обвиняемый выглядел куда более радостным, бросив из-за решетки: «Все в телефонах!» Иногда он общался с Семеновым и даже прессой, хотя адвокат за спиной журналистов подсказывал: «Без комментариев». Когда судья вышел со спасительным для обвиняемого постановлением и прочитал: «В удовлетворении ходатайства следователю отказать», присутствующие в зале выглядели удивленными. Избежать заключения в СИЗО, причем во второй раз! Халиуллин светился.

После суда в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Халиуллин опроверг информацию о том, что участок ушел от исполкома за 196 763 рубля без торгов. По его словам, аукцион на земельные участки, которые отошли туркам, состоялся. «Право аренды было куплено за несколько десятков миллионов рублей, а не даром. Платежные документы все у нас имеются», — заметил юрист «Еврогрупп». Более того, Халиуллин сказал, что прежде чем передать туркам участки по договору перенайма, компания построила там два объекта незавершенного строительства. Что именно это были за объекты, собеседник не уточнил.

Следствие считает, что Халиуллин вместе с другими фигурантами дела —  Айратом Марданшиным (на фото) и Расимом Аслыгараевым — провернул аферу с землями лесного фондаФото: «БИЗНЕС Online»

ДВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛА ЗА МЕСЯЦ

Напомним, Халиуллин проходит по двум уголовным делам. По первому он является одним из трех подозреваемых по делу о выводе 3,4 га в Тукаевском районе из земель лесного фонда РФ и продаже данного участка в частную собственность. Ему инкриминируют ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). Следствие считает, что он вместе с другими фигурантами дела — кузеном вице-премьера Василя Шайхразиева Айратом Марданшиным и бывшим руководителем исполкома Тукаевского района Расимом Аслыгараевым — провернул аферу с землями лесного фонда. При этом они действовали «под покровительством неустановленных высокопоставленных чиновников и руководителей правоохранительных органов» Челнов. Халиуллин и Марданшин обратились к Асылгараеву и иным неустановленным руководителям администрации. Те утвердили схему расположения участка и присвоили ему категорию земель сельхозназначения для дачного строительства. Позже неустановленные должностные лица предоставили участок супруге Халиуллина в аренду на 49 лет, что привело к отчуждению имущества РФ стоимостью около 75 млн рублей.

После этого Халиуллины и Марданшин предоставили заведомо ложные сведения о наличии на участке строений; далее, получив свидетельство о регистрации на несуществующие строения, обратились в Тукаевский районный суд, который принял решение о признании права на регистрацию земельного участка. В дальнейшем он неоднократно переоформлялся на аффилированных лиц (в том числе и на двоюродного брата Халиуллина) и делился на более мелкие участки, часть из которых потом была распродана. У всех троих фигурантов 23 октября прошли обыски, они были задержаны, а 25-го числа Набережночелнинский суд отпустил их домой, признав обыски незаконными. Позже Верховный суд РТ утвердил решение, которое челнинская прокуратура пыталась безуспешно опротестовать.

А на днях пресс-служба СУ СК по РТ сообщила, что установлен дополнительный эпизод преступной деятельности Халиуллина, по которому и состоялась сегодняшняя мера пресечения. Кстати, после своего второго «чудесного» освобождения Халиуллин пообещал: «Я удовлетворен решением суда, не считаю себя виновным. В ближайшее время я дам большую пресс-конференцию».