Японская компания Iida Sangyo показала, как выглядят их «каркасники» по 40 тыс. рублей за «квадрат»Фото: Иван Скрябин

IIDA SANGYO ВЛОЖИЛА 90 МЛН РУБЛЕЙ В КАЗАНСКУЮ «ДОЧКУ» И ПОКАЗАЛА ПЕРВЫЕ ДОМА В САЛМАЧАХ

На днях подразделение японской строительной компании Iida Sangyo — ООО «Иида Санге Рус» — без помпы объявило о начале продаж своих первых фахверковых домов. Компания провела презентацию в коттеджном поселке Новые Салмачи. Пока возведено два дома: один из них станет демонстрационным, второй будет продан.

«На улице уже снег, поэтому мы не стали делать презентацию с приглашением большого количества гостей. Вторая причина — чемпионат мира по футболу, который пройдет в Казани. Многие японцы будут смотреть на Казань», — объяснил скромность запуска президент и гендиректор Iida Sangyo Масаси Канэи. Японская сборная по футболу выбрала столицу РТ как место базирования на время ЧМ, поэтому специальное открытие Iida Sangyo проведет в Казани в июне 2018 года.

Договоренности о приходе компании в республику удалось достичь в ходе визита делегации Татарстана в Японию во главе с Рустамом Миннихановым. Напомним, в марте 2016 года правительство РТ сообщало, что «Иида Санге» пришлет в Татарстан сотню японских домов для изучения рынка. Тогда же сообщали о планах японцев вложить $100 млн в сборочное производство в «Алабуге», а помочь им с ведением дел в республике было поручено главе АИР Талие Минуллиной. Но цифра инвестиций в РТ была названа с учетом инвестиций в Россию в целом. «Насколько я помню, речь шла об общей инвестиции в Россию, включая Приморье, — уточнил Канэи. — Мы не думаем, что будем возить брус из Приморья. Если здесь будет спрос, то завод будет здесь».

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» Канэи рассказал, что задержка в полтора года с момента заявления о заходе в Татарстан связана с регистрацией «дочки» компании в России. Компания с уставным капиталом в 90 млн рублей зарегистрирована в Казани. «Это минимальный капитал на покупку земли и строительство первых домов», — сказал Канэи. Компания развивается в России на собственные средства, речи о привлечении кредитов не идет. Кроме того, время ушло на получение всех необходимых строительных сертификатов, прохождение проверок и инспекций. Сам дом (от фундамента под крышу) строили 4,5 месяца казанские бригады под строгим контролем японских консультантов. Новые Салмачи выбрали, потому что понравилось расположение и ориентация поселка на жилье стандартного класса. Хотя изначально компания хотела возвести демо-дом в центре Казани, но свободных участков не нашлось. Офис продаж уже работает на проспекте Альберта Камалеева.

Масаси Канэи (справа) с истинно японской самоотверженностью заявил, что «до своей смерти» намерен наладить в России продажи до 10 тыс. домов ежегодноФото: Иван Скрябин

КОМПАНИЯ ОБУЧИТ СВОИХ ПОДРЯДЧИКОВ В ЯПОНИИ, ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ С СЕМИНЫМ И СТРОИТ ЕЩЕ ДВА ДОМА НА ПРОДАЖУ

«Made with Japan» («Сделано с Японией») — гласят буклеты о домах компании. Площадь первых двух домов — 138 кв. метров (незначительно отличаются друг от друга планировкой). Каркас из высокопрочного клееного бруса завезли из Японии, как и крепеж. Древесина, прежде чем стать ламинированным брусом, импортирована из России. Остальные материалы российского производства. В качестве утеплителя — напыляемый пенополиуретан. Снаружи стены обшиты OSB-плитами, на них слой минерального утеплителя, поверх которого уложена японская армированная декоративная штукатурка. Быстровозводимые дома, заверяют в компании, сооружаются гибридным методом (сочетает в себе традиционное японское строительство и оригинальный панельно-щитовой метод). В Японии, где, как известно, высокая сейсмоактивность, каркасные дома имеют высокую популярность — если бы они не были долговечными, вряд ли компании удавалось удерживать высокую долю рынка.

«Качество выше эконом-класса. А зная японское качество, то это достойное предложение», — считает управляющий директор ООО «Иида Санге Рус» Артур Хафизов. По его словам, компания уже строит два следующих дома (где — не уточняет, но их продадут готовыми под ключ) и рассматривает под строительство различные коттеджные поселки в Казани и в радиусе 30 - 40 километров.

В компании особо подчеркивают, что дом создан по фахверковой технологии. Она отличается от принятой канадской или американской. «В классической американской, канадской, российской технологиях используется доска, зачастую высушенная естественным способом, — объяснил Хафизов. — Древесина со временем начинает изменять свою форму, портится внешняя и внутренняя отделки, появляются скрипы. Здесь такого нет. В наших домах используется конструкционный клееный брус».

В Японии земля занимает половину в стоимости дома, а в России 90% в цене дома составляет строительство и только 10%  — земляФото: Иван Скрябин

Ранее сообщалось, что переговоры с японской компанией вели также представители миллиардера Алексея Семина. Группа ASG намерена реализовать проекты 18 коттеджных поселков вокруг Казани и рассматривала для себя варианты сотрудничества в сфере производства и строительства быстровозводимых деревянных домов. Впрочем, японские бизнесмены пока не стали говорить о деталях и результатах тех переговоров.

Монтаж домов «Иида» планирует вести через проверенных подрядчиков и «субчиков». Плотников, кстати, ищут среди выпускников КГАСУ и строительного колледжа. Стажеров уже отправили в Японию на год для прохождения обучения, посвятив их перед этим в азы японского языка и показав на примере первых двух домов, чего от них хотят. Сейчас набирается вторая группа. «И уже тогда будем наращивать объемы», — сказал Хафизов. 

СТОИМОСТЬ «КВАДРАТА» — 40 ТЫС. РУБЛЕЙ, ДЕШЕВАЯ ПО МЕРКАМ ЯПОНИИ ЗЕМЛЯ И ПЛАНЫ «ДО СМЕРТИ» В 10 ТЫС. ДОМОВ ЕЖЕГОДНО

Ориентировочная стоимость одного квадратного метра дома, сделанного по японской технологии, — 40 тыс. рублей. Она будет зависеть от комплектации жилища, но все они строятся исключительно под ключ. В головной японской компании видят в Татарстане созревание условий для высокого потребительского спроса со стороны растущего среднего класса.

«Мы рассматривали предоставленные нам данные. Но и своими глазами я смотрел на людей в городе, их машины и одежду, наполняемость ресторанов, чистоту дорог», — объяснил Канэи позицию компании в разговоре с нашим изданием.

Стоимость квадратного метра будет зависеть от комплектации жилища, но все они строятся исключительно под ключФото: Иван Скрябин

Одна из причин, по которым компания заходит в Россию, — цена земли. В Японии, по словам гендиректора компании, стоимость участков занимает половину стоимости дома, а в России 90% в цене жилища составляет строительство и только 10% — земля. «Земля совсем дешевая», — считает Канэи.

У самой компании «Иида» есть несколько сфер деятельности. Но на первом месте в Японии по выручке (за прошлый год $10,8 млрд) — продажа домов. На втором месте — их обслуживание. В Японии компания ежегодно строит и продает 40 тыс. домов.

«И почти все покупаются в ипотеку», — сказал Канэи, уточнив, что сейчас ведутся переговоры с российскими банками для предложения клиентам наиболее выгодных условий кредитования. Например, в Индонезии, на рынок которой также выходит компания, «Иида» тоже ведет переговоры с местными банками. Цель японцев в России — ипотека на 20 лет под 8 - 10% годовых, хотя обычная российская ставка — около 12% годовых на 15 лет.

«Но стоимость ипотечного кредита на индивидуальный жилой дом несколько выше, чем на новые квартиры, — обрисовал сложность Хафизов. — Квартира для банка — это более ликвидный объект залога».

Первый проект в России «Иида Санге» запустила в Приморье. Там на первом этапе планируется создание деревообрабатывающего комплекса (уже вложено $30,2 млн, всего планируется вложить $52,6 млн), на втором — строительство домов.

«Во Владивостоке у нас несколько иной характер отношений. Там речь идет о заводе по производству клееного бруса и его экспорта в Японию. В Татарстане мы пока настраиваем продажи и строительство», — сказал Канэи. Татарстан, по его словам, был выбран еще и потому, что в радиусе 1 тыс. км от него проживает половина населения страны. — Люди здесь богаче, чем жители Дальнего Востока. Я думаю, что и бизнес-климат здесь лучше. Мы пока смотрим, как россияне принимают наши продукты и каким будет масштаб продаж, я пока затрудняюсь». После того как будет налажено строительство и сбыт, станет актуальным и завод в ОЭЗ «Алабуга». 

А затем господин Канэи с истинно японской самоотверженностью заявил, что «до своей смерти» намерен наладить в России продажи до 10 тыс. домов ежегодно. Впрочем, будет это все-таки нескоро. В течение года-двух «Иида» выйдет на строительство и реализацию 100 домов в год, затем в течение 5 лет в планах — выход на 1 тысячу, а далее прогноз теряется в дымке времен.

«В средней полосе люди привыкли к холодам, и одним из вопросов, который у них может появиться, — это способность домов держать тепло»Фото: Иван Скрябин

«СКАЖУ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ: ПРЕДЛОЖЕННАЯ ЦЕНА НЕПОДЪЕМНА ДЛЯ МНОГИХ, ЕСЛИ УЧЕСТЬ НАЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО 4 - 5 МИЛЛИОНОВ»

Оценить проект «БИЗНЕС Online» попросил экспертов — строителей и риелторов. 

Цена квадратного метра, по мнению директора строительной компании ООО «Фарус» Рустема Юнусова, в принципе, адекватна и интересна. «Мне кажется, должно пользоваться спросом, и скорость хорошая», — считает он. Камнем преткновения может стать российский менталитет. В средней полосе люди привыкли к холодам, и одним из вопросов, который у них может появиться, — это способность домов держать тепло. Кроме того, мы привыкли к стереотипу, что кирпичный дом — это на века. «Насколько психологически народ будет готов к самому типу таких домов — надо смотреть, — говорит Юнусов. — Хотя, в принципе, частники из таких материалов строят».

А генеральный директор «Амик» Марат Хакимов (застройщик поселка «Уютный дом» в Сокурах) полагает, что суммарная цена за дом с участком в 6,5 млн рублей может оказаться завышенной. «Скажу как потребитель — для людей, которых я знаю, это неподъемная сумма. Особенно если учесть, что на рынке много предложений и готовые дома стоят 4 - 5 миллионов, причем из кирпича или пенобетона. А этот напыляемый пенополиуретан — это практически сплошная химия. Любой утеплитель, тем более напыляемый, — это в любом случае формальдегиды. Ну и в целом — это обычный каркасный дом. Себестоимость такого дома — 10 - 12 тысяч за квадратный метр. Добавьте сюда стоимость участка — еще миллион. Бюджетная отделка у них встанет тысяч в 300. Мебель самая простая, эконом-вариант. То есть маржинальность у них должна быть стопроцентная», — категорично отмечает эксперт.

В качестве примера он приводит опыт своей знакомой, купившей в районе Константиновки кирпичный дом с землей на 6 соток примерно за 4,5 миллиона. Еще один пример — ЖК «Светлый», где «Антей» возводит дома по сходному принципу — разве что они многоквартирные. Опыт же каркасных коттеджей, по его мнению, не слишком успешный. «У нас многие ребята занимались этими каркасниками, у них и цены были доступные. Но сейчас фактически все они просели. Не идут эти дома», — говорит Хакимов. В России в целом другой менталитет — здесь люди хотят видеть дом капитальным, кирпичным, каменным, и в этом одна из сложностей для застройщика.

Потенциал загородного строительства в Казани очень большой. Причин для этого несколько, полагает директор АН «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. Стоимость трехкомнатных квартир, аналогичная стоимости коттеджей, отсутствие соседей, услуг управляющих компаний — плюсы собственного дома. Отдельный вопрос — технология: казанцы — большие консерваторы, и в любом случае предпочтение явно отдается керамике, считает она. Но предложение японцев интересное.

«Сейчас ощущается дефицит готовых коттеджей по цене 4 - 6 миллионов рублей, — говорит Гизатова. — Немаловажна и форма оплаты за эти дома — в какой момент клиент будет рассчитываться. Если предоплата, то это усложнит реализацию, поскольку приобретению дома, как правило, предшествует реализация имеющегося жилья». Вообще, предложение японской компании для рынка смотрится очень свежим: вариант с полной отделкой и мебелью для Казани — новый ход. «Если угадают с качеством и дизайном и останутся в заявленном ценовом диапазоне, то это будет еще одним конкурентным преимуществом «Иида Санге». Думаю, первые дома как новинку на рынке разберут. А потом уже будут  ждать откликов по эксплуатации от счастливых обладателей этих домов».

«ЯПОНЦАМ ПРИДЕТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ, ЧТОБЫ РАЗВЕЯТЬ МИФЫ И ЗАВОЕВАТЬ РЫНОК»

Само по себе строительство домов на продажу при правильном и грамотном подходе может приносить хорошую прибыль и быть надежным источником дохода, считает начальник отдела развития территорий и градостроительства инвестиционной группы ASG Руслан Биккенов. Успех конкретно данной бизнес-модели может быть обеспечен занятием обособленной ниши качественного каркасного домостроения по рыночной цене, это своего рода уникальный готовый к использованию продукт.

«Просмотрев объекты по объявлениям о продаже коттеджей подобной площади, в большинстве случаев вы увидите слишком близко расположенные друг к другу дома, маленькие тесные прихожие и санузлы, неудобные лестницы... Не говоря уж о наличии прачечной, гардеробной, кладовой. Их уместить в бюджетную площадь застройщика при толщине стены из газоблока, утеплителя и облицовочного кирпича практически не представляется возможным. Об этом даже не задумываются», — описывает рыночную ситуацию Биккенов.

Кроме того, есть еще и менталитет российского строителя и сложившийся средний уровень качества работы. Повсеместно распространен низкий цоколь. Используется пенопласт в стеновых конструкциях. Стропила часто делают из сырой древесины — она дешевле, применяют обрешетки без специальных пропиток. Коммуникации встраивают в дверные проемы, заливая их стяжкой. Это неполный перечень ухищрений с целью уменьшения затрат.

«Если оценивать предложенную японцами технологию, то по итогам ознакомления с базовыми домокомплектами привлекает их подход к организации пространства, — рассказывает эксперт. — Все четко, просто, функционально, используется каждый дециметр. Весь интерьер решается в стиле японского мышления — функционально, минималистично, логично. Что особенно удивило, так это то, что весь силовой каркас привезен из Японии, в том числе и метизы. Продаваемые здесь не прошли испытания под их требования...»

Компания сможет занять свою нишу за счет знаменитого японского качества. Главное — выдержать его, считает Биккенов. Лаконичность, функциональность и эргономичность объектов, с одной стороны, позволяют сделать строительство выгодным, а с другой — создают комфорт для покупателя.

Вместе с тем у нас принято возводить свой дом самостоятельно, зачастую прибегая к помощи знакомых-специалистов. Какая топосъемка, геология, расчет фундаментов, если даже проект делается не всегда? А все это приводит порой к дополнительным и зачастую непредвиденным расходам. На рынке сложились представления: самые распространенные материалы для ИЖС — это газо- и пенобетонные блоки. Однако у каркасных технологий есть шанс со временем развеять мифы и занять определенную долю рынка. «Здесь японцам придется потрудиться, чтобы привлечь внимание к подобному виду конструкций. У многих сейчас засела  мысль, что это дешевый и ненадежный вид жилья с играющими полами, потолками и т. д., который строится из некачественной древесины силами случайных непрофессиональных „строителей“», — резюмирует представитель ASG.