... Ушел из жизни один из самых знаменитых в мире российских оперных певцов — Дмитрий Хворостовский Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОСЛЕ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ БИТВЫ С РАКОМ МОЗГА ОН УМЕР МИРНЫМ УТРОМ»

«От имени семьи Хворостовских мы с тяжелым сердцем объявляем об уходе Дмитрия Хворостовского — любимого оперного баритона, мужа, отца, сына и друга — в возрасте 55 лет. После двух с половиной лет битвы с раком мозга он умер мирным утром, 22 ноября, в окружении семьи», — такое сообщение сегодня днем появилось в «Фейсбуке» знаменитого артиста. Так ушел из жизни один из самых знаменитых в мире российских оперных певцов.

Уроженец Красноярска и выпускник местного института искусств без малого три десятка лет был одним из самых узнаваемых лиц на отечественной оперной сцене. Известность пришла к молодому солисту Красноярского государственного театра оперы и балета, когда он стал лауреатом всесоюзного конкурса певцов им. Глинки, а затем победил на международном конкурсе в Кардиффе, который проводило BBC. После этого певца ждали ангажементы в лучших оперных театрах мира и слава.

С середины 1990-х Дмитрий Хворостовский обосновался в Лондоне, но продолжал оставаться постпредом российской культуры за границей, рассказывая о своих спорах с западными режиссерами, которые были недостаточно точны в интерпретации отечественных шедевров вроде «Евгения Онегина» или «Пиковой дамы». Кроме того, Хворостовский — прекрасный актер и настоящий секс-символ оперной сцены. Одному из авторов этой статьи посчастливилось в ноябре 2015 года побывать в Санкт-Петербурге на концерте Хворостовского со знаменитой меццо-сопрано из Латвии Элиной Гаранчей. О болезни певца уже было объявлено официально, но это никак не сказалось на качестве выступления и восторженной реакции публики. Артист эффектно представал в образе графа Ди Луна и Риголетто, вальсировал с Гаранчей. А в конце, заполучив из зрительного зала букеты, с неповторимым артистизмом, как шпагу в ножны, вонзив что-то вроде коробки конфет от поклонницы в подаренный здесь же магазинный пакет, во фраке, с полиэтиленовым свертком в руке и гордой осанкой покинул сцену. Публика визжала от восторга.

Пробовал Хворостовский себя и в смежных жанрах. Большим событием стал его проект к 60-летию Победы «Песни военных лет», с которым он объехал всю страну, а с композитором и продюсером Игорем Крутым певец даже записал альбом «Дежавю». «Он был замечательным другом, замечательным человеком, сыном, отцом. Все те разы, когда я был в качестве зрителя на его концертах, меня не покидало чувство гордости за нашу страну, за то, что я его знаю и работал с ним. Я был на его выступления и в „Метрополитен опера“, и на других больших и значимых площадках... Умирал он очень тяжело, но мужественно. Большая несправедливость, что в 55 лет он ушел», — сказал сегодня Крутой в разговоре с «БИЗНЕС Online».


«В СМЕРТЬ ХВОРОСТОВСКОГО ТРУДНО ВЕРИТЬ, ДА И НЕ ХОЧЕТСЯ»

Об оперной карьере и славе Хворостовского мы поговорили с известным оперным критиком Еленой Черемных.

— Елена, какими были ваши эмоции, когда вы узнали о сегодняшнем трагическом известии из Лондона?

— Открыв сегодняшнюю френдленту в «Фейсбуке», увидела, что ее разрывает на тему смерти Хворостовского. Об этом пишут директора оперных театров, руководители вокальных фондов, театральные пресс-секретари, завлиты и, конечно, сами оперные певцы. Всем им болезнь Хворостовского, при ее внезапной кошмарности, все равно оставляла надежду на то, что певец выживет. Удалось же победить онкологию Хосе Каррерасу! Но у меня в эти страшные часы складывается убеждение, что Дмитрию Хворостовскому — как-то очень по-своему — все-таки удалось победить болезнь. Он вообще умел побеждать обстоятельства.

Когда он только появился в позднесоветском телевизоре — а это случилось в результате его победы на конкурсе имен Глинки, затем на конкурсе в Кардиффе, — было ощущение, что этот красноярский красавец с не по возрасту глубоким и объемным баритоном до известной степени опровергает расхожую формулу «Россия — родина басов», обязанную своим происхождением искусству Федора Ивановича Шаляпина. То, что Шаляпин сделал в начале ХХ века, подняв оперный имидж страны в глазах всего мира, Хворостовский сделал в последнее десятилетие того же ХХ века, представ эталонным исполнителем баритоновых партий в операх Чайковского и Верди, Моцарта и Доницетти.

— Как складывалась его мировая оперная карьера?

— У него был опыт спокойного, а не торопливого движения в оперном репертуаре: к каждой очередной вершине он подбирался, понимая, чему конкретно сейчас ему как певцу важно научиться, освоить и воплотить. От русских опер Чайковского к итальянским операм Верди он наращивал мастерство и умение, артистично отталкиваясь от них в дальнейшем пути к более ранним стилям. Когда он пришел к Моцарту, исполнив партию Дон Жуана в ряде европейских постановок, именно в этом моцартовском образе он предстал в постановке Луки Ронкони на главном оперном фестивале мира — в Зальцбурге.

Я была на этих зальцбургских показах в 1999-м и 2000 годах. Хворостовский играл соблазнителя всех времен и народов с неотразимым шармом сложно устроенного современного человека. Казалось, ему не надо было дистанцироваться от своего героя, чтобы представить Дон Жуана именно тем, кем он и выведен в опере Моцарта — гордым одиночкой, избирательно следующим собственным желаниям вразрез тем или иным общественным условностям. Таким же он был и в жизни. Выступая на главных мировых оперных сценах — в лондонском Ковент-Гарден, Париже, Вене. Нью-Йорке, — он никогда особо не селекционировал в себе звездный статус.


— А российская сцена?

— В Москве едва ли не первым его выходом в опере — уже в чине европейского любимца — был Риголетто на сцене «Новой оперы». Поверить в то, что этот обожающий Джильду хромой горбун и есть самый обольстительный Дон Жуан современности, было невозможно. Джильду пела тогда только начинавшая свою мировую карьеру Екатерина Сюрина. Надо было видеть, с какой партнерской бережностью обходился с нею — тогда еще студенткой ГИТИСа — видавший виды оперный баритон. Именно Хворостовский позволил запомнить тот спектакль на всю жизнь. Впрочем, и другие его выступления никаким ластиком не стереть из памяти.

Например, концерт — под рояль Михаила Аркадьева — в Большом зале консерватории, где целиком прозвучал малоисполняемый цикл романсов Свиридова на стихи Блока «Петербург». Это было во второй половине 1990-х, и в исполнении лондонского гостя Хворостовского музыка последнего мэтра советской музыки воспринималась далеко за чертой привычных для заезжих звезд форматов: Чайковский — Рахманинов, Рахманинов — Чайковский. Точно так же — проникновенно и умно — Хворостовский выступал и на сцене Кремлевского дворца съездов с «Песнями военных лет» в сопровождении оркестра Константина Орбеляна. Ни у одного самого строгого критика тогда не возникло подозрений не дай Бог в конъюнктурности этого репертуарного «поворота»: безупречный вкус и оперная дисциплина Хворостовского сделали самые «запетые» шедевры военной лирики чем-то исключительно важным и сокровенным. Неудивительно, что среди его записей наряду с «Военными песнями» стоят «Неаполитанские песни», — для этой программы его вторая жена, итальянка, подтолкнула Хворостовского не только к изучению итальянского языка, но и некоторых его диалектов. А учиться Хворостовский умел и любил.

После венского классика Моцарта у него в дальнейших творческих планах мелькал намек на изучение барочного генделевского репертуара. Болезнь, диагностированная в 2015 году, помешала осуществлению многого, на что был способен этот певец и замечательный человек, проделавший свой путь из Сибири в Европу затем, чтобы стать символом оперной стати и того невероятного достоинства, за которое его так любят коллеги, партнеры и поклонники.

... Хворостовский 30 августа 2013 года участвовал в фестивале «Казанская осень» ГСО РТ. Тогда не повезло с погодой, но сибиряку погодные катаклизмы были нипочем
Фото: «БИЗНЕС Online»

«МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ НЕОПИСУЕМ, ТАКИХ ЕДИНИЦЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»

Хворостовский не раз приезжал в Казань. Знатоки оперы из нашего города вспоминают, что молодой баритон выступал на Шаляпинском фестивале еще в 1985 году — это был концерт молодых солистов 12 оперных театров СССР. Пел он и на 1000-летии Казани, и на открытии Универсиады, а 30 августа 2013 года участвовал в фестивале «Казанская осень» ГСО РТ. Тогда не повезло с погодой, и Альбина Шагимуратова, также заявленная в качестве солистки, не вышла на сцену перед зрителями у Дворца земледельцев. Однако сибиряку Хворостовскому погодные катаклизмы были нипочем — он пел арии из «Тангейзера», «Пиковой дамы», «Демона», а также русские романсы.

«Масштаб личности неописуем, таких единицы в музыкальной истории, — вспоминал сегодня работу с великим баритоном в разговоре с „БИЗНЕС Online“ художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский. — Это был человек уровня Паваротти, Шаляпина без всякого преувеличения. Во-первых, его тембрально нельзя было ни с кем спутать вообще. Когда пел Хворостовский, было понятно, что это он, — голос его был настолько уникальным. Я имел счастье стоять рядом, и у меня было впечатление, что возле находился колокол. Невероятный, масштабный, насыщенный обертонами, ощущение от его голоса у меня было незабываемое — это останется со мной на всю жизнь. Я понимаю восторг и любовь его почитателей и зрителей, слушателей».


Сладковский запомнил Хворостовского доброжелательным, но требовательным человеком — настоящим профи: «Он обожал жизнь и хотел жадно ее проживать, это был широкого полета человек. Может, он предчувствовал, что ему, к сожалению, не так много осталось, человек это чувствует, жадно жил, очень красиво, у него остались красивые дети». Худрук ГСО РТ сожалеет только об одном: он работал с певцом не так часто.  «Это было, по-моему, два концерта в Казани, потом мы с ним выступали в Перми на юбилее Победы, это было в 2015 году. Да, мне посчастливилось с ним поработать тесно и пообщаться в разных ситуациях, он был лидером настоящим, красивым, невероятно одаренным человеком, который, если где появлялся, то все преображал вокруг себя», — заключает Сладковский.

«Это выдающийся баритон современности, многие ему подражали, он отличался музыкальностью, природа его таким грандиозным голосом одарила, большой музыкант, у него всегда было свое прочтение в музыке. Это большая утрата для России, это гениальный оперный певец, актер. А как он пел военные песни! Во время концерта на Красной площади просто всех завораживал», — вспоминает многолетняя прима казанской оперы профессор Зиля Сунгатуллина. «Само имя Хворостовского в мире считается синонимом словосочетания „великий певец“. Тяжело говорить сейчас, что он „был“. Лично я с ним не был знаком, только на одном совместном концерте пересекались, на уровне здравствуйте-здравствуйте. Это было как раз в Казани в „Корстоне“, где проходило какое-то правительственное мероприятие. Он запомнился как красавец-мужчина, прекрасный актер, светлый человек», — добавляет солист уфимской оперы Ильгам Валиев.


«Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЕРНУТЬСЯ! ВЕРНУТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО Я ВАС ЛЮБЛЮ...»

О том, что у Хворостовского рак мозга, стало известно еще в середине 2015 года. Оперные звезды не раз устраивали флешмобы в поддержку певца в соцсетях, а поклонники по всему миру ждали информации о ходе лечения. При этом артист не прекратил концертную деятельность. В своих выступлениях в оперных спектаклях он сделал паузу только в нынешнем сезоне, а участвовал в концертах еще этим летом. Аида Гарифуллина в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминала один из таких: «В замке Графенегг недалеко от Вены на знаменитом музыкальном фестивале на открытом воздухе состоялись два незабываемых концерта с Дмитрием Хворостовским. Его жизнелюбие и очень высокое отношение к профессии всегда поражает меня и заставляет выкладываться по максимуму».

Но особняком здесь стоял концерт в родном Красноярске, состоявшийся 2 июня. Видео оттуда нельзя смотреть без слез. Артист, очевидно, понимая, что уходит, испытывая проблемы с речью и движением, тем не менее вернулся туда, где начинал. Хворостовский сказал зрителям: «Что я могу сказать. Спасибо вам за такую награду, за уважение, за любовь. Я должен был вернуться! Вернуться, потому что я вас люблю, потому что это мой родной город... И мои выступления заставляют меня двигаться дальше, двигаться вперед». Артист улыбался и показывал публике знак победы.

Завтра будет определено место, где всемирно известный оперный певец обретет вечный покой.