«ОНИ ФОТОГРАФИРОВАЛИ ДЕТСКОЕ НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ, ЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Директор казанской школы-интерната «СОлНЦе» Павел Шмаков воззвал к общественности с призывом поддержать его в противостоянии с прокуратурой Татарстана. По его словам, надзорный орган провел проверку учебного заведения, по результатам которого сообщил Шмакову о том, что на него заведено административное дело. И хотя поводом для проверки стала жалоба родителя по совершенно отвлеченному поводу, подоплеку харизматичный директор видит в своей публичной позиции по татарскому языку. «Для того, чтобы грязнополитическая сиюминутная зараза не проникла в детское сообщество, нужна помощь юристов и сплоченность родителей. Нужна та сплоченность, которая была три-четыре года назад и которая исчезает с ростом равнодушия среди мам и пап», — эмоционально призвал своих подписчиков в «Фейсбуке» директор школы.

Напомним: в начале ноября стало известно о том, что школа «СОлНЦе» под руководством Шмакова решила обжаловать действия прокуратуры по проверке учебного плана, связанной с изучением татарского языка. По словам директора, 21 октября он, как и все остальные руководители общеобразовательных заведений республики, получил на этот счет прокурорское представление за подписью заместителя районного прокурора Елены Гавриленко. Также прокурор потребовала привлечь виновных в нарушении законодательства к дисциплинарной ответственности. Директору дали один месяц на то, чтобы дать прокурору ответ, — этот срок как раз истек на текущей неделе. Но, как уже рассказывал Шмаков, он решил оспаривать предписание Гавриленко в суде. Заседание по этому делу назначено на 29 ноября в Вахитовском райсуде Казани.

Как уже рассказывал Шмаков, у него есть «козырь в рукаве»: прокурорской проверки в его школе по факту не было, а значит, права выдавать предписания у прокуратуры нет. «Они нашего плана не видели. К нам в школу не приходили. Просто они, как и многие, работают плохо», — рассказывал директор школы-интерната. Кроме того, Шмаков отказался пересматривать учебные планы из-за ситуации с татарским языком. «Я сказал, что увольнять никого не буду. После этого меня вызвали в прокуратуру и потребовали, чтобы я представил свой учебный план», — рассказывает директор, отмечая, что ему вручили требование явиться в прокуратуру 27 октября, попросив принести с собой кроме учебного плана расписание занятий и положение о языках образования. Старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев тогда обратил внимание, что истребование необходимых документов и материалов, а также вызов должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов являются законными полномочиями прокуроров при осуществлении возложенных на них функций.

После этого инцидента на прошлой неделе последовала реальная прокурорская проверка. Формально она совершенно не касается изучения татарского языка, хотя наши источники в сфере образования подтверждают подозрения Шмакова. 16 ноября в школу пришла целая делегация из восьми человек во главе с прокуратурой: представитель прокуратуры — старший помощник прокурора Вахитовского района Лилия Габдуллина, два человека из Рособрнадзора, два из Роспотребнадзора, инспектор ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних) и представители роно и гороно. Поводом, по сведениям Шмакова, стало письмо одного родителя из-за «пижамной вечеринки» в школе.

Пижамный день в школе состоялся 21 октября: дети с письменного согласия родителей пришли не в обычной форме, а в пижамах и кигуруми (пижамы-комбинезоны в виде животных или героев мультфильмов) и остались в школе на всю ночь. При этом в каждом классе дежурил как минимум один родитель и классный руководитель. Предварительно каждый класс составил план вечеринки, к примеру, просмотр фильмов или исполнение песен под гитару. По словам Шмакова, родители обычно хорошо воспринимают подобные мероприятия, но в этот раз резко против высказался папа одной из учениц. Он написал заявление уполномоченной по правам ребенка Гузели Удачиной. При этом, говорит Шмаков, девочка участвовала в мероприятии до 8–9 вечера и на ночь в школе не оставалась. Впоследствии уполномоченная передала жалобу родителя в прокуратуру, которая инициировала проверку. Впрочем, по словам Шмакова, ни одного вопроса по проведению пижамного дня проверяющие почему-то не задавали.

Все семеро ревизоров, кроме представителя прокуратуры, утверждает Шмаков, вели себя вежливо. Но в целом проверка, по его мнению, получилась крайне некорректной. «Мы допустили их во все помещения. Когда они ходят по школе, это нормально, когда заходят в туалеты — тоже нормально. Но когда женщины заходят в мужской туалет — это странно. Нас потрясло, что прокурорша заглядывала в мужской туалет. Нам не понравилось, что они много раз пытались говорить с детьми без родителей. Они не имеют права говорить без законного представителя детей. Они фотографировали жилье детей, хотя не имеют права входить туда без разрешения. Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы. Это они нарушили, насколько я понимаю, право на неприкосновенность жилища, будем писать жалобу прокурору России на эту тему», — возмутился директор.

По итогам проверки прокуратура потребовала предоставить документы: устав школы, санитарно-эпидемиологическое заключение, расписание занятий, учебный план и список учащихся класса 6а. На это Шмаков взял время подумать и в понедельник 20 ноября пришел в прокуратуру с письменным отказом эти документы предоставлять: по его словам, документы эти уже проверяли в октябре, зачем проверять повторно? Тут-то Шмаков и получил от прокуратуры четкое предупреждение: за отказ сотрудничать с прокуратурой могут последовать реальные последствия. «И тогда они мне сказали, что на меня заводится дело. Возможные исходы: либо штраф, либо дисквалификация на полгода, либо закрытие школы до 90 дней», — сказал директор. В тот же день в школу пришел и работник роно с очередным письмом, где написано, что согласно требованию прокуратуры школе необходимо предоставить им документы. Но наказание может последовать только после решения суда.

РОДИТЕЛИ ПОДДЕРЖАТ ШКОЛУ БЛАГОДАРНОСТЯМИ И ВИДЕОРОЛИКАМИ

Шмакова так возмутила эта ситуация, что он, как это бывало и ранее, начал собирать вокруг себя группу поддержки. Вчера в школе на эту тему прошло родительское собрание, на котором побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online». Павел Анатольевич сел напротив родителей, попутно предлагая взрослым чай с печеньем. Шмаков рассказывал, что школа уже один раз проходила подобную историю в 2013 году, сегодня у нее много заслуг, а старшеклассники хотят поддержать учебное заведение и прийти в Вахитовский райсуд Казани 29 ноября. «Мы не хотим, чтобы проходили шумные собрания, как в других школах. Чтобы в школах было такое, что если ты татарин, ты выбираешь соответствующий язык и его учишь, а русский его не учит. Моя личная позиция: мы живем в Татарстане и какое-то минимальное количество татарского всем разумно учить. Но нельзя менять план в середине года и увольнять учителей», — выступил директор.

Родители, которых к тому времени собралось почти три десятка, внимательно слушали и всем своим видом выражали поддержку. Первые вопросы от них поступали о том, какой учебный план будет принят после всех разбирательств, будут ли спрашивать мнение детей и когда это может произойти. Шмаков спокойно отвечал на все вопросы.

«Может быть, нам во время защиты сделать акцент не на том, что мы решили сохранить татарский язык, а на том, что мы решили сохранить учителей?» — спросил один из присутствовавших. Он предложил заняться этим вопросом, чтобы выработать общую точку зрения и позицию для защиты школы. Впрочем, собравшиеся его не поддержали, заметив, что разницы, на чем делать упор, нет.

Мама ученика шестого класса заметила, что в суде родителям выступать не разрешат. «Как мы можем защитить школу? Возьмем наихудшие из вариантов — закрытие на 90 дней. Мы не можем выйти с плакатами. Мы как родители можем только написать благодарность на сайт министерства образования, мэра, президента Татарстана. Но благодарность не голословную, а за каждого ребенка, за каждые его заслуги и за каждого хорошего учителя. Если мы массово это сделаем, то это будет эффективно», — призвала родительница. «Важнее написать 30 писем с одной подписью, чем одно с 30», — подхватил предложение женщины Шмаков. Все собравшиеся согласно кивали. «Это будет большая заявка о школе. И, может быть, прокуратура больше не будет себя так безобразно вести», — поддержали женщину другие родители. Ко всему прочему, все та же мама предложила снять профессиональный видеоролик в поддержку школы.

Отец двух детей остерег родителей от писем в прокуратуру напрямую: «В прокуратуре охотятся за персональными данными детей, учителей и родителей, чтобы лично выйти на контакт, опросить детей и сыграть в пользу прокуратуры... С ними надо работать в строго официальных условиях». По словам мужчины, буквально в марте были введены изменения в прокурорские проверки и большинство из них надзорный орган привык не соблюдать, а на все их вопросы можно отвечать письменно. «Они боятся писать свои требования письменно. Они хотят работать неофициально», — парировал мужчина.

«Самое важное: это должно идти не по инициативе директора школы, а по инициативе родителей», — подчеркнул Шмаков и продолжил собрание уже по текущим учебным вопросам.

«Я думаю, что реальной угрозы закрыть школу нет. Это они пугают, — заверил директор корреспондента „БИЗНЕС Online“ после окончания собрания. — Скорее всего, это будут либо штрафы, либо дисквалификация меня. Я просто помню, как это было 2013 году, когда закрывали школу по требованию прокуратуры районный и Верховный суды. Президент Татарстана приехал, и тогда все встало на место. Приставы приезжали, чтобы закрыть школу, но все обошлось. Тогда ситуация была хуже. У нас не было лицензии, аккредитации. Сегодня у нас все в порядке. У нас даже есть кубок лучшей школы республики».

По результатам проверки прокуратуры в адрес директора школы „СолНЦе“ внесено представление, поскольку он не изменил учебные планы, как того требовало законодательство По результатам проверки прокуратуры в адрес директора школы «СОлНЦе» внесено представление, поскольку он не изменил учебные планы, как того требовало законодательство Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОКУРАТУРА: «ГОСПОДИН ШМАКОВ НЕ НАХОДИТСЯ В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ ПОЛОЖЕНИИ»

В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в прокуратуре РТ сообщили, что в отношении директора школы «СОлНЦе» возбуждено административное дело по ст. 17.7 («Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»). «Сегодня директору школы „СОлНЦе“ будет вручена копия постановления о привлечении его к административной ответственности», — рассказал  старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

В основе дела два нарушения законодательства. Первое, по словам пресс-службы ведомства, Шмаков допустил в начале октября во время «языковой» проверки прокуратуры — на запрос надзорного органа он отказался предоставить документы по учебным планам преподавания татарского языка. Второе нарушение также касается непредоставления документов, но уже в совершенно другом случае. 7 ноября у надзорного органа к Шмакову появились новые претензии, когда в прокуратуру Вахитовского района поступила жалоба от родителя одного из учеников. «Мужчина пожаловался на ненадлежащую организацию образовательного процесса, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ источник, который пожелал остаться неназванным. — В частности, его не устраивал тот факт, что расписание для его дочери постоянно корректируется, а окончательный вариант становится известен только к 10 часам вечера или к утру учебного дня. Второй вопрос касался санитарно-эпидемиологических нарушений — девочка в ночь с 21 на 22 октября осталась ночевать в школе в неприспособленных для этого помещениях. Это возмутило отца, он забрал ребенка в 10 часов вечера и написал жалобу детскому омбудсмену РТ, а оттуда она уже поступила в прокуратуру».

Сейчас по этому факту решается вопрос о возбуждении второго административного дела — по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ («Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций»). Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. На место выезжали специалисты Роспотребнадзора и департамента минобра РТ. «Сотрудники контролирующих органов вели себя корректно, в рамках установленных процедур», — подчеркнул помощник прокурора.

«Санкция статьи 17.7 предусматривает различные виды наказаний, в том числе штраф, дисквалификацию должностного лица или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток» — добавил Галиев. Что касается предупреждений о дисквалификации директора и возможной приостановке работы школы на 90 суток, которые так возмутили директора школы, то прокуратура подтверждает: устный разговор был. «Во время визита Шмакова в прокуратуру Вахитовского района города Казани ему действительно были разъяснены положения закона о том, что в случае умышленного невыполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, он как руководитель образовательной организации может быть привлечен к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ. Санкция этой нормы предусматривает различные виды наказаний, в том числе штраф, дисквалификацию должностного лица или приостановление деятельности организации», — отметил Галиев. «Господин Шмаков не находится в привилегированном положении и не обладает иммунитетом от административной юрисдикции. Поэтому в случае нарушения законодательства он вполне может быть привлечен к административной ответственности и по данной статье», — отметил он.

Добавим, именно требование заместителя прокурора РТ о явке и предоставлении документов в прокуратуру в рамках «языковой» проверки Шмаков сейчас оспаривает в суде.

Шмаков работал в Финляндии учителем математики, физики и химии и в итоге был признан лучшим учителем школы (на основе мнения учеников) в 2009 году. Слух о необычном преподавателе тогда дошел и до его родины Шмаков работал в Финляндии учителем математики, физики и химии и в итоге был признан лучшим учителем школы (на основе мнения учеников) в 2009 году. Слух о необычном преподавателе тогда дошел и до его родины Фото: «БИЗНЕС Online»

«О ВОЗБУЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ СТОЛОВОЙ»

Шмаков хорошо известен в Казани. В начале 90-х годов он стал одним из создателей экспериментального лицея при КФУ (тогда он назывался Академическим колледжем при КГУприм. ред.) для работы с одаренными детьми. Однако колледж  был знаменит не только победами своих учеников на многочисленных олимпиадах и знаменитыми выпускниками (например, АК в свое время закончили писатель Денис Осокин и помощник президента РТ Олеся Балтусова), но и непримиримой позицией в отношении властей. Чтобы сохранить учебное заведение, к которому у чиновников была масса замечаний, учителя и школьники не раз устраивали пикеты у здания городской администрацией (главой города тогда был Камиль Исхаковприм. ред.).

Однако в начале 2000-х колледж все же был закрыт. На его базе был создан лицей №33, который затем был преобразован в лицей им. Лобачевского при КГУ. После закрытия колледжа Шмаков уехал в Финляндию, где прожил 11 лет. Он работал там учителем математики, физики и химии и в итоге был признан лучшим учителем школы (на основе мнения учеников) в 2009 году. Слух о необычном преподавателе тогда дошел и до его родины. Мэр Казани Ильсур Метшин пригласил Шмакова, и в 2011 году он вернулся в Казань.

Но директором лицея им. Лобачевского при КГУ Шмаков проработал всего два года. Старая история повторилась вновь — учебное заведение засыпали ворохом безосновательных, на взгляд самого руководителя, претензий. Как считает Шмаков, основной их причиной стало то, что лицей отказывался принимать детей чиновников и работников прокуратуры «по разнарядке». В итоге лицей реформировали, а Шмакова сняли. 

«Три раза прокуратура предлагала мне уйти по собственному. Угрожали — будет заведено дело. Мол, есть оперативная информация, что я беру взятки, — вспоминает Шмаков в интервью  „Комсомольской правде“ в 2013 году. — Я им говорю: „Я ушел с зарплаты в 3 тысячи евро (столько мне как учителю платили в Финляндии) на зарплату в 30 тысяч рублей, чтобы брать взятки?!“ Спрашиваю: „Есть ли у вас письмо о взятках?“ „Нет, — говорят, — письма нет, но мы надеемся, что они напишут“. Однако до сих пор никаких дел о коррупции в отношении Шмакова заведено не было».

В 2013 году неутомимый директор создал «Специализированный олимпиадно-научный центр», или школу «СОлНЦе». Но и там работать без проблем не удалось. В первый же год работы Шмакову приходилось бороться за выделение зарплат учителям и оплату коммунальных платежей, на какой-то период школу даже закрывали. В «СОлНЦе» постоянно проводились какие-то проверки: Роспотребнадзора, Рособрнадзора, Роспожнадзора. Одна из них касалась, например, того, что в школе нет своей столовой для тех пяти детей, которые проживают в интернате. 15 января 2016 года Шмакова вызывали в прокуратуру «для дачи объяснений и решения вопроса о возбуждении административного производства из-за отсутствия столовой». При этом проект строительства пристроя (для создания там блока общепита) на тот момент был, но вот денег из бюджета на это не выделялось. Но конечная цель, как считает руководство школы, была одна — наказать «неудобного» директора за то, что не берет детей «по звонку». Нужно отметить, что в последние годы школа «СОлНЦе» действительно стала входить в число самых сильных школ республики, а в 2016 году официально стала лучшей школой Татарстана.