... Два с половиной часа продолжалась вчера в Нижнем Новгороде встреча Михаила Бабича с почти 60 журналистами из 14 регионов ПФО, в том числе из Татарстана
Фото: pfo.gov.ru

«ЭТО ПРОБЛЕМА НАШИХ ПОСЛЕДНИХ 25 ЛЕТ, НАШЕЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ»

Два с половиной часа продолжалась вчера в Нижнем Новгороде встреча полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича с почти 60 журналистами из всех 14 регионов ПФО, в том числе из Татарстана. Первый вопрос от «БИЗНЕС Online» был весьма развернутым, продиктованным знаменитой теперь фразой президента РФ Владимира Путина на совете по национальным вопросам в Йошкар-Оле: «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, — так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского»:

«Михаил Викторович, вы один из тех, кто принимал участие в подготовке совета по национальным вопросам в Йошкар-Оле. Расскажите, как вообще возникло решение по вопросу добровольности изучения языков республик? Кто его предложил Путину, почему именно сейчас была поднята эта тема?

На совете в Йошкар-Оле Путин, помимо известной фразы про языки, произнес и другую: «Все, что связано с национальной идентичностью, с традициями, сфера тонкая и очень чувствительная, и действовать здесь следует крайне деликатно и мудро... Наша задача сберечь согласие, которое достигнуто в обществе». Прокурорские проверки в школах, изменение учебных планов в школах посреди года, увольнение педагогов можно ли это назвать «крайне деликатными и мудрыми» действиями?»

«Вы меня ставите в сложное положение, — отметил полпред. — Когда готовилась пресс-конференция, я, конечно, понимал в душе, что этот вопрос прозвучит, но очень хотелось его избежать именно в силу заключительной фразы президента, о которой вы сказали, — о чувствительности и деликатности этой темы. Почему? Не потому что я хочу уйти от каких-то комментариев — за последнее время я дал их много, но не хотелось бы каким-то образом в очередной раз эту тему будоражить. Объясню: потому что мне кажется, что она сейчас уже стабилизировалась в общественном сознании, наступило понимание тех акцентов, которые расставил президент, и тех ошибок, которые были совершены в отношении многих людей».

Тем не менее Михаил Викторович подробно ответил нашему изданию: «Если возвращаться к сути вашего вопроса о том, откуда взялась эта тема. Она взялась из обращений людей. Когда их сотни — это одна история, один подход. Но таких обращений стало тысячи! И люди стали об этом не просто писать — они начали открыто говорить, они начали выходить на какие-то протестные митинги, протестные действия... С позиции государства, какой бы деликатной и чувствительной ни была данная проблема, не обращать внимания на прямое нарушение российского законодательства было просто невозможно».

«Вы спрашиваете, почему эта тема появилась в середине года? — уточнил полпред. — Она появилась не в середине года. Эта тема как минимум два года изучалась, анализировалась различными решениями, начиная от решения совета безопасности, правительства Российской Федерации, прямых поручений президента, в том числе в попытках дать ответ на вопрос себе: что произошло? Когда в Ульяновске я отвечал на аналогичный вопрос, то сказал, что нужно понять, что это не современная проблема, которая сегодня образовалась и ее кто-то проспал. Это проблема наших последних 25 лет. Это проблема нашей постсоветской истории, которая накапливалась годами, которая облекалась в различные административные и нормативные решения в регионах и уже перешла, что называется, в угрожающий вид, когда основные права граждан действительно были нарушены и люди вынуждены были пойти на крайние протестные действия для того, чтобы поднять этот вопрос и привлечь к нему внимание».

«О чем я хочу сказать? — продолжил Бабич. — Прежде всего никто никогда в Российской Федерации не оспаривал права, возможности наших граждан изучать языки народов России и государственные языки субъектов, которые установлены законодательством субъектов Федерации... Может быть, основное достижение нашей Конституции тех лет состояло в том, что только у нас в России — в единственной стране в мире — было предоставлено право субъектам Федерации самим устанавливать государственные языки. Поверьте, мы посмотрели практически все страны со сложным федеративным устройством, в которых есть региональное устройство, аналогичное российскому. Субъекты везде называются по-разному: где-то провинции, где-то штаты, где-то кантоны, где-то земли. Но ни в одной стране мира нет такого понятия, как „государственный язык региона“. И только у нас — учитывая ту сложную межнациональную ситуацию, которая была в 90-х годах, и тот „парад суверенитетов“, о котором мы тоже не должны забывать, и те чаяния и устремления людей, которые хотели сохранить и поддержать родной язык, — было принято такое решение, и Конституция установила право субъектов устанавливать государственные языки. Из 22 республик в 21-й такое право реализовано: установлены языки государственные. Причем, если я опять же не ошибаюсь, в 17 регионах это один государственный язык региона, в трех — два. Есть регионы, где три, четыре государственных языка. В Дагестане — особо сложная модель: там они в Конституции республики не прописаны, но все языки народов Дагестана являются государственными языками».

... Михаил Бабич: «Тема-то взялась с подачи людей. Какой бы ни была деликатной эта проблема, не обращать внимания на прямое нарушение российского законодательства было просто невозможно…» Фото: pfo.gov.ru

«И ВОТ ЗДЕСЬ БЫЛА ЗАЛОЖЕНА ПЕРВАЯ ОШИБКА, КОГДА ИЗ ПРАВА ЭТО ПОПЫТАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ОБЯЗАННОСТЬЮ»

«Очень важный момент, — подчеркнул Бабич. — Обязательное преподавание на этих государственных языках было введено далеко не во всех субъектах Федерации нормативными актами субъектов. И вот здесь была заложена первая, может быть, ошибка, первый такой факт нарушения законодательства, когда из права это попытались сделать обязанностью. То же самое касается и родных языков народов России. Родные языки — это совсем не одно и то же, что государственные языки субъектов. Родные языки — это то, что каждый гражданин, каждый ребенок, его родители или законные представители сами выбирают для себя. Допустим, в Татарстане родным языком может быть не только татарский. Это может быть и башкирский, и чувашский, и русский. И есть такой предмет обучения, как „Родной язык — русский“. Гражданин, родители или законные представители могут выбрать родным языком для своего ребенка русский язык, несмотря на то, что он относится к другой национальности».

«Эта проблема родилась не вчера, она накапливалась многие годы, — еще раз повторил полпред, — и приобрела такие сложные формы, когда тысячи людей писали обращения и к президенту Российской Федерации, и в министерство образования, и во все инстанции, включая контрольно-надзорные органы, что в итоге принудило власти к тому, чтобы найти решение: с одной стороны, восстановить законность, с другой — безусловно, не навредить в этой чувствительной сфере. То есть надо было пройти аккуратно, деликатно. Поэтому первая часть этой работы сводилась, во-первых, к глубокому анализу российского законодательства, к изучению международной практики по данному вопросу, к сопоставлению различных моделей в различных регионах страны. Я в Ульяновске сказал, что у нас в округе из шести национальных республик в трех — в Удмуртской Республике, в Марий Эл и в Мордовии — вообще не было никаких проблем. Там все было прописано в региональном законодательстве так, как должно быть: добровольное изучение, право выбора родителей, отведенное правильное количество часов, которое ни в коем случае не нарушает право граждан на изучение единственного государственного языка, который есть в Российской Федерации, — это русский язык».

«И если вернуться к поручениям президента, — сказал Бабич, — то там было две основные задачи, которые нужно было решить. Первая — довести объем изучения русского языка во всех общеобразовательных школах страны до установленного минобрнауки, то есть обеспечить право граждан на полноценное изучение государственного языка Российской Федерации. И второе поручение (основное, ключевое) — это обеспечить добровольность изучения родных и государственных языков наших регионов. При этом я опять вернусь к Конституции, к нашему законодательству. Задача по сохранению, развитию родных языков народов России — это прямая обязанность власти. Еще раз: никто никогда в России на это не покушался. Наоборот, все, что делается в языковой сфере, нацелено и направлено на то, чтобы действительно создать и финансовые, и кадровые условия для того, чтобы те, кто хочет изучать родной язык, государственный язык субъекта, имели для этого возможность — не только в образовательном плане, но и в культурологическом, в историческом — в любом другом, которое они для себя выберут. В регионах сегодня есть специальные программы. Кстати, в Татарстане — одни из самых эффективных и дорогостоящих в этой части программ, которые направлены на развитие и укрепление языка. И в этом плане присутствует полная поддержка со стороны федеральных властей на всех уровнях. В Башкирии принят аналогичный указ главой Республики Башкортостан, и тоже на 2017, 2018-й и последующие годы выделяются значительные суммы на программы по реализации и поддержке родного и государственного языка Башкортостана».

«Поэтому здесь очень важно понимать, что право и возможность изучать язык есть у всех, — еще раз подчеркнул полпред. — Эти возможности обеспечены, гарантируются государством сегодня в полном объеме. И не просто никто никогда не покушается — мы будем строжайшим образом следить, чтобы эти права не были нарушены. Но обязанность наших граждан в полном объеме изучить государственный язык Российской Федерации и право их выбора, то есть добровольность на изучение родного языка народов России по их выбору, который они считают родным, и государственного языка субъекта, также должно быть государством неукоснительно обеспечено».

«Два года потребовалось на то, чтобы найти сбалансированный комплекс решений, — сообщил Бабич. — Я могу напомнить о том, что, действительно, по родным языкам там было более или менее все понятно: они находятся в обязательной части учебного плана федерального государственного образовательного стандарта. Раньше это называлось „Предметная область: филология“, сейчас она так и называется — „Родной язык и литература“, в рамках которой каждый ребенок — естественно, через родителей, через законных представителей — выбирает себе родной язык и получает право его изучать. Если это русский — родной язык, то он идет в продолжение русского языка — основного предмета. Если это любой национальный язык — значит, это любой национальный язык, который они выберут. Наши общеобразовательные организации, тем более в республиках, безусловно, эту возможность обеспечат. И сейчас министерство образования и науки — я тоже об этом уже сказал — направляет методические указания в регионы органам государственной власти о том, что государственный язык той или иной республики также может изучаться в той части учебного плана, который называется „Программа, формируемая участниками образовательных отношений“, то есть вариативная часть плана, до двух часов в неделю с согласия родителей или законных представителей. Никаких проблем здесь ни с часами, ни с возможностью нет. Но добровольность — это, безусловно, краеугольная составляющая, которая должна быть соблюдена».

Также полпред прокомментировал уход в отставку министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова: «Что касается того, что ушел в отставку Фаттахов. По большому счету, видимо, это решение руководства республики. Допускаю, насколько мне известно, оно связано не только и не столько с языковой проблематикой, хотя там тоже вопросы были в этой части, но и с общим подходом сегодня, в том числе по дальнейшему использованию Фаттахова на других должностях в системе государственной власти Республики Татарстан. Поэтому ничего критичного я там не вижу. Идет нормальная плановая кадровая работа в республике. Президенту Татарстана виднее, как и кого использовать и на каких должностях».

... Оживление в зале вызвал вопрос об укрупнении регионов
Фото: pfo.gov.ru

«НАСКОЛЬКО Я ПОНЯЛ, ТАКОЕ ПОРУЧЕНИЕ МНЕ ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ ОДИН ИЗ TELEGRAM-БЛОГЕРОВ»

Оживление в зале вызвал вопрос: «В последнее время СМИ поднимают вопрос об укрупнении регионов. Нередко „объединяют“ Татарстан и Башкортостан, Алексей Кудрин предложил соединить в большую агломерацию Казань, Самару и Ульяновск. Появилась информация, что эти эксперименты могут вам поручить».

Дружный смех заглушил окончание вопроса... Михаил Викторович тоже заулыбался: «Насколько я понял, такое поручение мне хочет сделать один из Telegram-блогеров... Такие вопросы в той или иной степени всегда обсуждаются, и Государственный Совет РФ ищет какие-то эффективные модели. Такие примеры в нашей современной истории были, вы знаете, целый ряд регионов прошли через процедуру укрупнения. Практика показала, что эффект в этой части получен — и бюджетный, и социальный. Те риски, о которых говорили — об удаленности власти от людей, недоступности, — не нашли под собой оснований. Я ничего не предвосхищаю, при том что любое правительство во все времена, исходя из того, что меняется логистика, меняются скорости, меняется демографическая ситуация, конечно, думает над тем, каким образом на той или иной территории создать более эффективные условия для жизни людей. Но точно не путем объединения Татарстана и Башкортостана! Зачем объединять два крупных, сильных многонациональных региона, для чего?.. Любое укрупнение — что в экономике, что в промышленности на уровне предприятий, что в регионах — происходит по принципу присоединения слабого к сильному...»

Таким образом, можно сказать, что Бабич не только не развеял, а усилил интригу: по сути, о самой идее объединения он высказался позитивно. Вопрос, мол, лишь в том, кого с кем объединять: не сильных с сильными, а сильных со слабыми.

Напомним, ранее Рустам Минниханов тоже комментировал эту тему: «Официально никаких обсуждений не было, — отметил президент РТ. — Это, может быть, желание кое-кого. Да, субъекты у нас объединяются. К счастью, в нашем округе таких действий, шагов пока нет. У нас и особого желания нет — 68 тысяч квадратных километров хватает». 

ВСМ: ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИДУТ ПЕРЕГОВОРЫ С ПАРТНЕРАМИ ПО ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ

Татарстан как один из самых сильных субъектов России полпред на встрече со СМИ упоминал часто. Например, напомнил: «В округе у нас есть группа регионов, которая активно занимается улучшением инвестиционного климата. По итогам 2017 года лидером рейтинга, ежегодно составляемого АСИ (агентством стратегических инициатив — прим. ред.), признана Республика Татарстан 1-е место в России, Чувашская Республика 2-е место в России, Ульяновская область 10-е место в России».

Отвечая на вопрос о развитии физкультуры и массового спорта, Бабич сказал: «Недавно я был в Татарстане мы там не только языком занимались, мы в Тюлячинском районе посмотрели, как муниципальное образование, в котором проживают всего 14 тысяч человек, занимается развитием массового спорта. Там нет профессиональных команд, которые выступают на федеральном уровне... Но в Татарстане за последние годы только вдумайтесь в цифры, которые я скажу! построены 41 ледовый дворец (мы в Тюлячах такой открывали) и 180 бассейнов...»

Наверняка заинтересует читателей, что полпред сказал про, казалось бы, совсем уж задвинутую в дальний угол тему — ВСМ Москва Казань. Нет, оказывается, тихо, но настойчиво работа продолжается: «Что касается ВСМ, это очень важный вопрос. Я являюсь искренним сторонником этого проекта. Как раз вместе с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, другими коллегами мы на разных этапах приложили много усилий для того, чтобы этот проект состоялся. Он идет, работа над ним идет, продолжается проектирование, идут переговоры с партнерами по финансовой модели этого проекта, по степени участия разных инвесторов, условиям привлечения средств. То есть все, что сопутствует окончательному принятию этого решения... Этот проект в повестке... Есть некоторые подводные камни, но они больше связаны с финансовыми условиями и нашими взаимоотношениями с нашими международными партнерами. Есть стратегия с Китайской Народной Республикой, но появились и альтернативные желающие из других государств. Сейчас идет сопоставление условий...»

Рассказывая про завершение уничтожения химического оружия, Бабич упомянул Казанский пороховой завод. Полпред сказал: «40 тысяч тонн химического оружия было в Российской Федерации, 28 тысяч тонн было в Соединенных Штатах, и еще 3 тысячи тонн приходилось на весь остальной мир. Мы уничтожили все 40 тысяч тонн, американцы сейчас дату поставили 23-й год. Тоже не факт, что у них получится... То они ссылались на отсутствие технологий, сейчас ссылаются на отсутствие средств. Ну бедная страна...»

Бабич сообщил, что следующий этап полная санация территорий и уничтожение всего зараженного имущества, которое не может быть использовано в дальнейшем производственном процессе: «Также поэтапно на каждый объект будут привлекаться соответствующие потенциальные инвесторы. Выбор сегодня достаточно широкий, я бы даже сказал, что, к нашему приятному удивлению, началась здоровая конкуренция»...

Что касается перемещения Казанского порохового завода, это «всего-навсего один из возможных изучаемых проектов, который обсуждается на экспертном уровне... Никаких решений в этой части еще не принято, и там предстоит большая работа специалистов оборонно-промышленного комплекса, властей Татарстана, властей Удмуртии для того, чтобы выйти на то или иное решение...»

... На встрече была попытка выведать у полпреда секретную информацию: когда все-таки Путин объявит о том, что идет на президентские выборы?
Фото: pfo.gov.ru

«ВОПРОС ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ С СЫРЬЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ, КОНЕЧНО, ВСЕГДА БУДЕТ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ»

Говорили на встрече с полпредом о теме, которая непосредственно касается Татарстана,  это межбюджетные отношения.

«Что касается бюджетной политики. Действительно, извечный вопрос, и здесь есть несколько составляющих, сказал Бабич. Первая попытки создать понятные правила игры в бюджетном процессе... Они с разной степенью успешности решались... Но в силу того, что экономика развивается очень стихийно, мы можем что угодно планировать, но когда возникают элементы мирового финансового кризиса, санкционное давление, изменение базовых параметров состояния экономики, то, как ни крути, все равно приходится некоторые правила игры пересматривать по ходу дела для того, чтобы решать текущие задачи региона, это раз. Второе попытка принять правила игры на длительный период предпринята и сейчас. Наверное, вы слышали, что разработан такой модельный бюджет, который сейчас обсуждается. В него закладываются основные бюджетные показатели, экономические показатели регионов, которые должны стать константой, чтобы каждый губернатор для себя понимал, что вот его база, на которую никто не посягает, а от нее он дальше может развиваться, наращивать и уже использовать эти ресурсы для развития региона, хотя богатые регионы тоже не совсем согласны с этим модельным бюджетом, я подробно со всеми разговаривал, погружался в эту тему... Это пока дискуссионный вопрос, решений нет конечных. Третья составляющая безусловно, в одной стране, в которой мы живем, должны быть обеспечены минимально необходимые равные условия для всех граждан».

Полпред напомнил, как формировалась еще советская экономика относительно регионов, и сказал: «Есть сырьевые регионы, есть регионы с диверсифицированной промышленностью, есть регионы, традиционно сильные какими-то моноотраслями, в которые вкладывалась вся страна. И они сегодня формируют основу экономической и налоговой базы регионов. Но есть и общефедеральные задачи армия, правоохранительные органы, образование, здравоохранение, государственное управление... И услуги этих институтов должны быть доступны в равной степени для всех граждан, как и социальные гарантии, которые предоставляют регионы. И вопрос выравнивания межбюджетных отношений это вопрос справедливости. Если у кого-то есть нефть и газ или другие ресурсы, это не значит, что уровень бюджетной обеспеченности должен в разы отличаться от регионов, где этих ресурсов нет. Там живут те же граждане России. И здесь, с одной стороны, вопрос выравнивая неизбежен, с другой вопрос стимулирования эффективности управленческой деятельности, безусловно, надо ставить... Вот здесь как раз стоит задача разобраться, что регион наращивает за счет собственных управленческих возможностей и усилий за счет работы с налогоплательщиками, привлечения новых инвесторов, привлечения новых технологий и тем самым повышения добавленной стоимости... Это и будет стимул для развития...

Без обид  когда какой-то руководитель региона, допустим, рассказывает о росте промышленного производства на 10 процентов, из которых большую часть составляют федеральные холдинговые компании, национальные компании «Газпром», «Сибур», Сбербанк и так далее, согласитесь, это не очень адекватно и не очень честно. А вот если в регионе идет развитие строительного комплекса, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства... Вот тут видна та истинная составляющая, которая зависит сегодня от работы региональных властей. И задача федерального правительства на этом этапе (собственно, для чего принят в том числе модельный бюджет)  показать эти точки роста регионов, где они могут в долгосрочной перспективе на себя рассчитывать, с пониманием того, что никто их не заберет, наоборот, их усилия будут таким образом простимулированы. Но вопрос перераспределения определенных доходов, которые идут с сырьевых отраслей, с высокотехнологичных отраслей, конечно, всегда будет на повестке дня стоять».

«ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ ДО 8 ДЕКАБРЯ НЕДОЛГО. ДАВАЙТЕ ДОЖДЕМСЯ...»

В последние минуты встречи с полпредом в Нижнем Новгороде был снова вопрос от «БИЗНЕС Online»: «А вы не жалеете, что не стали послом на Украине?» Бабич сказал: «Жалею не жалею... Это было очень важное поручение главы государства. Сейчас что говорить жалеешь или не жалеешь... Значит, не пришло время выполнять эту задачу. Это важное и очень ответственное направление работы, безусловно, нам необходимое сегодня в отношениях с Украиной... Но не все наши коллеги думают так же, как мы... На той стороне...»

И на встрече была попытка выведать у полпреда секретную информацию: когда все-таки Путин объявит о том, что идет на президентские выборы: «Владимир Владимирович сказал, что, возможно, он скажет об этом за 100 дней до выборов. Это, получается, 8 декабря. А вам уже известно?»

Ну как же, Бабич опытный политик, у него разве что выпытаешь! Под общий смех зала он сказал: «Ждать осталось до 8-го недолго. Давайте дождемся...»