Рустам Минниханов вступительное слово решил посвятить кратким итогам 2017 года, перемешанным с достижениями республики в разных отраслях

«ЖИЛИ МЫ НЕПЛОХО, НО НАДО РАБОТАТЬ И РАБОТАТЬ»

Вчерашний по-настоящему зимний и снежный вечер президент РТ Рустам Минниханов провел в Москве в компании участников медиаклуба, организованного при полпредстве РТ в РФ. Согласно информации, размещенной на сайте полпредства, объединение было создано в 2010 году, во главе его поставили главного редактора «Российской газеты» Владислава Фронина, которого с Татарстаном «роднит» не только учеба в КГУ, но и тесное сотрудничество. Включает в себя это сообщество тех, кто родился, учился, работал в республике, либо просто татар (родом даже из других регионов). О будничной деятельности медиаклуба известно мало. Освещались только встречи членов этого собрания с президентом РТ. Первая состоялась как раз в момент рождения медиаклуба — в 2010 году, спустя два года участники собрались в Казани. Встреча 2015-го и вчерашняя проходили в московском офисе компании Arch-Skin, которую возглавляет Исмаил Ахметов. Помимо журналистов, во встрече участвовали, например, депутат Госдумы Ирек Зиннуров, вице-премьер РТ Василь Шайхразиев, писатель Ринат Мухамадиев и другие.

Минниханов вступительное слово решил посвятить кратким итогам 2017 года, перемешанным с достижениями республики в разных отраслях. «Год завершаем, по-разному можно оценить. Но я считаю, что жили мы неплохо, но надо работать и работать. Экономика — где-то 3 процента рост ВРП, объемы наши будут составлять 2 триллиона 150 миллиардов рублей. Посмотрим, 5-е или 6-е будем в масштабах нашей страны», — задумчиво прикинул президент РТ. Как обычно, говорил он безо всяких бумажек и подсказок, оттого порой Рустам Нургалиевич неожиданно менял темы так, что сложно было угнаться за тем, куда и как бегут его мысли. Вот он уже хвастался большими успехами по зерну и сахарной свекле, но печалился, что цены на них падают. «Эти колебания требуют неких мер регулирования, стимулирования, чтобы селяне чувствовали изменения и старались наращивать те объемы, которые мы реализовываем», — говорил Минниханов так, будто прямо сейчас в голове обдумывал, как же помочь.

С темы сельского хозяйства он тут же переключился на нефть, где, как заверил президент РТ, применяют самые современные технологии. «Мы сегодня добываем 35 миллионов тонн нефти. Как вы знаете, в годы падения мы упали до 24. Сегодня у компании „Татнефть“ — 29, и порядка 7 миллионов добывают наши малые компании. Сейчас есть некие ограничения, но мы могли бы и дальше расти», — считает Рустам Нургалиевич. Но сможет ли «Татнефть» наращивать добычу дальше — спорный вопрос, поскольку ОПЕК только недавно вновь продлила ограничения добычи нефти на 9 месяцев. Так что Татарстан пока что, по словам Минниханова, делает упор на нефтепереработку, а главную точку роста глава республики видит в нефтехимии. «Большой проект „Этилен-600“ — это практически второй „Нижнекамскнефтехим“», — напоминал он собравшимся.

Вскользь коснулся Минниханов и Казанского авиационного завода, и нового модельного ряда КАМАЗа, и уже известных на всю страну площадок типа ОЭЗ «Алабуга». Наконец президента РТ в этот же момент заботило сокращение поголовья крупного рогатого скота... «Люди, которые живут на селе, если они занимаются личным хозяйством, это и дополнительные доходы, и трудовое воспитание. Дети, которые воспитываются в такой среде, бывают очень коммуникабельными», — уверенно говорил Минниханов, по сути, являя собой как раз пример такого воспитания. Впрочем, тут же он обещал не упускать и классическое образование в школах и вузах Татарстана.

«Планов много!» — заверил Рустам Нургалиевич.

Рифат Сабитов Идиллию вечера прервал Рифат Сабитов, спешивший обрадовать всех новостью об участии в выборах Владимира Путина

«МЫ ДОЛЖНЫ ЗАБЫТЬ ПРО ВСЕ ОБИДЫ И ОКАЗАТЬ ПОДДЕРЖКУ БУДУЩЕМУ НАШЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ»

И вот уже хотели перейти к вопросам от журналистов, как идиллию вечера прервал прокравшийся на свое место на сцене замгендиректора ВГТРК Рифат Сабитов. «Сообщаю вам одно приятное и очень важное известие: президент РФ объявил об участии в выборах», — довольный оповестил он всех.

«Вот! Все совпало! Президент объявил, а мы здесь поддерживаем», — под аплодисменты зала отреагировал Минниханов. С этого момента можно было считать, что региональная кампания по выборам президента РФ стартовала. А после последних событий, сотрясавших Татарстан, надо было, чтобы она началась с позитивной ноты. Вот президент РТ и старался экспромтом задать нужное настроение. «Это очень важно, потому что мы живем в непростое время, — объяснял он. — Так получилось, что никто не хочет, чтобы Россия была сильной, все хотят, чтобы она была послушной. Президенту тоже нужна поддержка. В этой ситуации считаю, что мы должны забыть все свои обиды... — тут Рустам Нургалиевич на секунду сбился, но продолжил, — и достойно провести выборы президента РФ, потому что это доверие очень важно». Доверие и поддержка Владимиру Путину, по мнению президента РТ, нужны именно в нынешний момент, когда «так поступили с нашими спортсменами, ограничив их и придумав непонятные решения по допуску».

Да, Минниханова вчера волновала ситуация с допуском российских спортсменов на Олимпиаду. «Я согласен, что люди, которые виновны, не должны быть допущены, но основная часть нормальные. В спорте не должно быть политики. Политизировать этот вопрос нельзя. В этой ситуации мы должны все объединить все наши интересы, забыть про все обиды и показать единение нашей нации, оказать поддержку будущему нашему президенту», — твердо вернулся он к главной теме.

Московский медиаклуб, организованный при полпредстве РТ в РФ, включает в себя тех, кто родился, учился, работал в республике, либо просто татар

«МЫ САМИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ТАТАРЫ, ДОЛЖНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ»

Наконец следующие полчаса Минниханов отвечал на вопросы журналистов. Справедливости ради отметим, что желающих о чем-то спросить президента РТ было почему-то крайне мало. Тем более у Фронина был уже заготовлен список тех, кому в этот вечер выпадет такая честь — задать вопрос лично.

Так, например, первым микрофон попал в руки внештатного корреспондента журнала «Нефть и жизнь», который, наверное, к удивлению многих, спрашивал отнюдь не про черное золото, а про... татарский язык. «Как вы лично смотрите на проблему татарского языка в других регионах страны?» — поинтересовался мужчина. Оригинальностью ответ президента РТ (как и вопрос, впрочем) не отличался, буквально то же самое по смыслу он говорил на недавнем молодежном форуме «Мост Москва — Татарстан». «Мы сами, в первую очередь татары, должны пользоваться своим родным языком. Мы не только должны говорить лозунги... Если мы, сами татары, не можем говорить на своем языке матери, с кого мы можем спрашивать?» — убеждал глава республики. И, наверное, эти его слова больше были направлены вовне того зала, где все собрались, туда, где кипели основные страсти, — в Татарстан. И Минниханов точно знал, что эти его слова обязательно прочитают как ревнители татарского языка, так и их оппоненты.

Пока же среди плюсов знания татарского языка президент РТ вновь вспоминал примеры из своих заграничных командировок. «Я много общаюсь, езжу. Я с казахами общаюсь, хотя они русский язык знают, но мы говорим: они — на казахском, я — на татарском. С узбеками. Был случай, когда в Китае не было переводчика, с губернатором-уйгуром говорили. Или в Турции. Но все же понятно, когда медленно говоришь», — заявил он.

«Никто не должен говорить: „Это мне не пригодится“. Может, твою жизнь спасет одна фраза, которую ты скажешь на этом языке!» — повторил еще один аргумент Минниханов.

Как развивать татарский язык в других регионах, в республике, кажется, пока толком не придумали. «У нас есть программа „Ана теле“, но она ограничена, — огорчился президент РТ. — Мы должны придумать что-то более эффективное». Эффекта пока ждут только от мечетей, где Минниханов считает целесообразным организовать обучение татарскому языку. «Почему китайский парень на татарском языке лучше говорит, чем мы? Или в Австралии я был, они собираются и говорят на татарском. А я думаю: „Как бы русское слово убрать?“ Если говоришь вперемешку, они перестают понимать. Никто не виноват — мы сами, — бичевал президент РТ себя и всех татар, — если дома родители не пользуются, если дети не знают языка матери. Здесь мы должны показать на личном примере, как надо. Я считаю, что нужно через конгресс татар, через литературу, методику, используя новые технологии, чтобы желающие изучать язык имели такую возможность».

Владислав Фронин  Во главе медиаклуба — главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин, которого с Татарстаном роднит не только учеба в КГУ, но и тесное сотрудничество

«Я ТОЖЕ НИКОГДА ПРЕЗИДЕНТОМ НЕ РАБОТАЛ»

Логично будет тему изучения татарского языка продолжить вопросом от корреспондента «БИЗНЕС Online», отсутствующей в таинственном списке Фронина, но которой все же удалось заскочить в последний вагон, задав последний, шестой, вопрос.

— Как принималось решение об отставке Энгеля Фаттахова? Он не справился с обязанностями министра образования или это было требованием прокуратуры? Почему на его место был назначен Рафис Бурганов — человек, при всем уважении к нему, никогда не работавший в сфере образования? — поинтересовались мы.

— Я тоже никогда президентом не работал, — отреагировал под смех зала Минниханов. — Каждый из нас приходит и осваивает. У кого-то получается, у кого-то не получается.

Президент РТ не говорил о том, что у Энгеля Наваповича что-то не получилось. По его словам, были лишь «желание вернуться на ту стезю, которую он воспринимает». Видимо, Актанышский район. «Энгель Навапович — человек очень трудолюбивый, наверное, немножко прямой иногда. Когда ты что-то сказал, обратно это слово взять невозможно», — посетовал Минниханов.

В свою очередь Рафис Бурганов видится казанскому Кремлю тем человеком, который каким-то образом должен разрулить непростую нынешнюю ситуацию.

«Рафис Бурганов прошел огромный путь, он и в городе поработал, и в министерстве, он и систему знает. Он, конечно, не преподаватель. Вы скажете, что он сельхозинститут окончил, я тоже его окончил. И что? — пожал плечами Минниханов. — Это была наша просьба, чтобы он, такой опытный руководитель, пришел на эту должность... Задача — стабилизировать ситуацию, многое надо сделать по методике образования, большая работа ему предстоит».

«БИЗНЕС Online», вам не нравится наше назначение? — нахмурился в шутку Рустам Нургалиевич. — Мы считаем, что нашли человека, который консолидирует, найдет общий подход для всех. Мир и согласие — это самое главное... Стабильность».

Рустам Минниханов: «Никто не должен говорить: «Это мне не пригодится». Может, твою жизнь спасет одна фраза, которую ты скажешь на этом языке!»

«ДОГОВОР 1994 ГОДА ДАЛ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ЧЕМ ТАТАРСТАН ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ»

Если Бурганову только еще предстоит вернуть республике стабильность в сфере образования, то в теме договора РТ с федеральным центром она, кажется, уже наступила. Это следовало из ответа президента РТ на вопрос об этой «дырке в отношениях». «Остается ли тема открытой? Эта дырка когда-нибудь может сыграть. Собираемся ли мы с ней что-то сделать?» — спросил корреспондент приложения «Власть» журнала «Коммерсант».

«Два договора — 1994 года и 2007 года — сыграли большую роль в той ситуации, в которой сегодня находится республика. Это надо признать. Конечно, договор 1994 года дал очень большие возможности, чем Татарстан воспользовался. Договор 2007 года был переходный, декларативный, — объяснил Минниханов нынешнюю позицию властей РТ. — Он отработал 10 лет, то есть тех преференций, которые у нас были в первом договоре, во втором уже не было». Так что, по словам президента РТ, сейчас отсутствие этого документа никак не ощущается. «С одной стороны, это некий такой флаг, но, с другой стороны, договор свою роль сыграл и те конкурентные преимущества нам предоставил, мы ими воспользовались. Сегодня имеем то, что имеем», — спокойно констатировал он.


«МЫ ИНФОРМАЦИОННО ИНОГДА НЕДОРАБАТЫВАЕМ»

Спрашивали Минниханова еще и про отношения с Узбекистаном, куда он всем рекомендовал немедленно отправиться осматривать Самарканд, Ташкент и Бухару, а заодно обещал выход татарстанских компаний на узбекский рынок.

Интересовались и перспективами работы президента РТ в стратегической группе «Россия — исламский мир». В ответ Рустам Нургалиевич пустился в рассуждения о плюсах исламского банкинга, который в нынешних условиях санкций может стать для России спасением в части привлечения финансов. «Посмотрите, насколько устойчивы исламские банки, нет ни одного мыльного пузыря! Сам принцип исламского банкинга отвергает разные спекуляции и те подходы, которые есть в банковской системе», — пояснил Минниханов. Тут же он предлагал России увеличивать производство халяльной продукции и с ней покорять рынки исламских стран, да и вообще развивать стиль жизни халяль, а это и туризм, и медицина, и многие другие элементы, которые должны привлечь в Россию представителей исламского мира.

Наконец был вопрос о престижности профессии журналиста. «Вас критиковать нельзя вообще...» — осторожно начал, но осекся президент РТ. Далее следовали только комплименты в сторону прессы: мол, должны же и писать интересно, да еще и во всем разбираться.

А вот власть Минниханов решил покритиковать: «Мы должны быть открытыми. Мы сами свои хорошие идеи не можем донести до людей... Оппоненты всегда ждут наших ошибок. Наша нерасторопность сказывается не в нашу пользу. Мы должны грамотно доносить до населения те планы, которые должны реализовывать». В качестве примера президент РТ привел мэра Москвы Сергея Собянина, затеявшего реновацию. «Собянин — герой, что на себя взял такую задачу. По большому счету рано или поздно с этими домами надо что-то делать. Это огромные вложения. То, что мы информационно иногда недорабатываем, получаем такое. Надо грамотно работать и доносить нашу информацию», — заявил Минниханов. Видимо, с реновацией команда пиарщиков столичного градоначальника все же недоработала... На этом достаточно краткое общение с журналистами завершилось.

Фото: president.tatarstan.ru