СПЧ ПОДКЛЮЧИЛСЯ К МУСОРНОЙ ТЕМАТИКЕ

В ноябре президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений, относящихся к сфере обращения с отходами, в которых учтены и предложения президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Перед этим, 30 октября, он встречался с членами СПЧ и среди прочих вопросов обсуждал с ними доступность для граждан информации о состоянии окружающей среды и строительстве объектов переработки бытовых отходов. Дискуссию спровоцировали сами граждане, завалив СПЧ письмами о нелегальных свалках и продемонстрировав неоднозначное отношение к проектам строительства мусоросжигательных заводов в Московской области и Татарстане. Правозащитники предложили президенту реформировать отрасль с максимальным учетом прав граждан.

Зампредседателя СПЧ Евгений Бобров отметил в докладе, что рост нелегальных полигонов вызван несоблюдением требований законодательства и нехваткой инфраструктуры для приема и логистики ТБО. Бобров считает, что в России достаточно перерабатывающих мощностей, но неразвитая логистика ограничивает их в сырье. Решается проблема введением раздельного сбора мусора, а для этого необходимы экономические стимулы. В частности, следует освободить от уплаты НДФЛ население, которое будет сдавать вторсырье. Если соблюсти все условия, то к 2019 году, по расчетам Боброва, сбор макулатуры вырастет втрое. Соответствующий законопроект был направлен в Госдуму еще полтора года назад, но движения до сих пор нет.

Докладчик сделал особый акцент на проблеме мусоросжигания. Сейчас в рамках национального проекта «Чистая страна» планируется строительство пяти МСЗ (4 — в Подмосковье, 1 — в Татарстане). Впоследствии будет построено еще 7 заводов. Однако Бобров раскритиковал как экономическое, так и экологическое обоснование данных проектов. Он также напомнил, что профильный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает 6 приоритетных способов утилизации отходов в России и мусоросжигание — наименее ценный среди них. В любом случае, отметил Бобров, строительству МСЗ должна предшествовать полноценная система раздельного сбора, пока же метод внедряется лишь локально. Региональные схемы обращения с отходами декларируют раздельный сбор, но для реальной отладки системы требуются утвержденные целевые показатели и мероприятия по снижению образования отходов.

РЕГИОНАМ ПРИДЕТСЯ ПЕРЕРАБОТАТЬ СВОИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ

Президенту был предложен ряд решений для оптимизации отрасли. Так, альтернативой МСЗ правозащитники видят развитие инфраструктуры раздельного сбора и мощностей для вторичной переработки отходов. При этом раздельный сбор предложено осуществлять по трем фракциям: органические отходы, вторсырье и неутилизируемые отходы. Такой подход в 8 раз сократит общий объем уничтожаемых отходов.

Представители СПЧ отметили также важность повышения экологической культуры населения, но особого внимания заслуживает идея рейтингования губернаторов по успехам региона в развитии инфраструктуры и внедрения раздельного сбора отходов. Подобная инициатива даст губернаторам прямой стимул к действиям.

Я остановился лишь на некоторых аспектах многогранного выступления Боброва, но стенограмму его речи легко найти в открытом доступе. Меня же особенно радует готовность федеральной власти принять к реализации многие инициативы СПЧ. К примеру, в утвержденном Путиным перечне значится поручение правительству РФ в рамках федеральной госпрограммы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы выделить отдельную подпрограмму для обращения с ТКО в замкнутом цикле: раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение. Правительству поручено предусмотреть источники финансирования и разработать целевые показатели ежегодного снижения объемов захоронения, а также роста объемов утилизации ТКО до уровня лучших мировых стандартов. Должны быть разработаны и критерии мониторинга таких показателей. Очевидно, что регионам придется значительно переработать свои территориальные схемы обращения с отходами.

Правительству поручено реализовать и еще ряд принципиальных решений, в том числе совместно с региональными властями. Отмечу лишь некоторые из них. Это, во-первых, поэтапный запрет на поступление ТКО на полигоны без предварительной обработки и утилизации. Во-вторых, законопроект, который будет регулировать обращение вторичных материальных ресурсов, — для его появления нужно еще проработать вопрос о стимулировании спроса на продукцию из вторресурсов. В-третьих, правительство должно предложить типовые решения для экотехнопарков в сфере обращения с отходами — им понадобится господдержка. Парки расширят спектр продукции из вторичных ресурсов. И наконец, особо хочется отметить поручение о проведении мероприятий, направленных на мотивацию населения к раздельному сбору ТКО и потреблению биоразлагаемых тары и упаковки.

Думаю, что принятие этих и других мер станет примером достойного завершения Года экологии в России. Впрочем, уже сейчас очевидно, что их реализация окажется не столь безупречной. Не исключено, что плоды этих решений вызовут пристальное внимание как представителей отраслевого сообщества, так и средств массовой информации и экологической общественности.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции