«С детьми надо заниматься, их надо увлекать. Я не вижу таких ребят, которые после занятий сидели бы в своих комнатах, уткнувшись в гаджеты. Они понимают, что компьютеру — время, а все остальное — жизнь», — говорит основательница известного в Татарстане детского лагеря «Байтик» Лариса Бикмуллина. В интервью «БИЗНЕС Online» она поделилась, как заброшенная в 90-е годы территория превратилась в многопрофильный лагерь для школьников и дошколят со всего мира.
Лариса Бикмуллина: «С детьми надо заниматься, их надо увлекать. Для чего мы и расширяем их кругозор. В этом случае нужна просто мудрость наставников – взрослых. И здесь, в «Байтике», есть такие наставники»
«ПРОРАБОТАВ МНОГИЕ ГОДЫ В ШКОЛЕ, Я РЕШИЛА, ЧТО НУЖНО ПОПРОБОВАТЬ В ЖИЗНИ ЧТО-ТО ЕЩЕ»
– Лариса Владимировна, у вас интересная биография: в 17 лет вы уже стали преподавать, затем получили высшее педагогическое образование. Как выбрали профессию?
– Честно говоря, это получилось случайно. Случайно опоздала в университет на последний экзамен, совершенно случайно не поступила, в результате не знала, чем заняться осенью. Так как мама у меня работала в системе образования Высокогорского района, то я решила пойти поработать в какую-нибудь сельскую школу, где не хватает учителей. И когда пришла туда, оказалось, что дефицит кадров не только в дневной школе, но и в вечерней. Так что когда мне было 17 лет, передо мной за партами сидели семейные, взрослые люди. Это было очень интересно! Так поменялась моя жизнь. Я ведь не собиралась работать в школе – жизнь направила. И в какой-то момент я почувствовала удовольствие от этой работы. Вот так на следующий год уже пошла в педагогический институт.
– Вы 23 года работали в школе, преподавали физику, математику. А откуда появилась идея с лагерем «Байтик»?
– У меня был уже большой опыт преподавания, и я решила, что нужно попробовать в жизни что-то другое, – было интересно, на что я еще способна. В 1992 году согласилась возглавить районный компьютерный центр, мы работали в том числе с педагогами Высокогорского района. В те годы – а это ведь начало 90-х – на повестке дня стоял вопрос, что компьютеры нам нужны не как замена учителю, а как новый инструмент – инструмент новых возможностей образования для детей. Для того чтобы какие-то вопросы – не совсем понятные, неинтересные ребятам, сложные, из той же математики или физики – раскрыть как-то по-новому, наглядно, с возможностями программирования, и увлечь детей своим предметом.
«Занятия проходят всего два часа до обеда. После обеда — кружки, потом общие мероприятия. День проходит очень разнообразно»
Как только появились компьютеры в школах, ребята стали осваивать их быстрее, чем учителя. Ведь дети более свободны, у них незашоренное, активное мышление. Для них это было очень круто и интересно. Компьютеры их захватывали с головой! И нужно было объединять ребят и учителей в плане продвижения компьютерных технологий. Так и возникла мысль, что обучаться надо вместе. Мы стали собираться в различных школах, устраивать профильные компьютерные смены. В каждой школе нашлись способные ребята, которые становились лаборантами учителей, помогали проводить уроки.
– Получается, что вы собирали такие лагеря в разных местах?
– Каждый раз в новом месте, и это было очень интересно. Нам помогали руководители хозяйств и директора школ. И когда Рустам Нургалиевич Минниханов пришел в качестве главы Высокогорского района, он сразу стал уделять очень большое внимание информационным технологиям. Не только в образовании, но и в любом виде деятельности.
ПЕРВЫЕ СМЕНЫ: ОТ РЕМОНТА СВОИМИ СИЛАМИ – К СТРОИТЕЛЬСТВУ НОВЫХ КОРПУСОВ
– А стационарный лагерь?
– А стационарный появился тогда, когда нас поддержали госкомитет по делам детей и молодежи РТ и администрация Высокогорского района. Со стороны комитета поступило предложение проводить эти встречи уже не в школах, а найти какую-то свою базу. Заброшенных лагерей было очень много. Это была осень 1999 года. Мы объехали с нашими сотрудниками очень много мест в Высокогорском районе... Потом нас осенило: надо съездить в район Голубых озер. Привлекала красивая природа, уникальное место. В Крутушку попали совершенно случайно, дорогу туда нам подсказали встреченные по дороге сотрудники ГАИ – они сказали, что там есть лагерь «Вымпел». На территории самого лагеря мы встретили женщину, которая пасла корову. Она вспомнила, что здесь раньше был замечательный лагерь, куда приезжали дети из Польши, Чехословакии...
– Приехали вы в это место – и что увидели?
– Заброшенные здания, огромное количество разбитых скульптур, арматуру, торчащую из земли. Вот это здание, в котором мы сидим, было все завалено мусором – с разбитыми окнами, лопнувшими батареями, провалившимися полами. Но мы решили рискнуть, попробовать превратить эту заброшенную, захламленную территорию в настоящий детский лагерь. Нам это было действительно очень интересно. Сейчас «Байтик» – это около 100 человек: административно-хозяйственный персонал, повара, штатные педагоги, не считая вожатых, волонтеров и очень большой команды приглашаемых преподавателей.
– А тогда?
– А тогда нас было 9 человек – плюс учителя, педагоги. Но той осенью мы при поддержке министерства образования и науки РТ организовали в Крутушке первую Республиканскую конференцию по информатизации образования – с выставкой, открытыми уроками. В тот же год мы совместно с педагогами Высокогорского района выпустили новый учебник: «Информатика детям. Уроки развития». Выход учебника мы приурочили к этой конференции.
«Сейчас «Байтик» – это около 100 человек: административно-хозяйственный персонал, повара, штатные педагоги, не считая вожатых, волонтеров и очень большой команды приглашаемых преподавателей»
– А когда лагерь принял первую смену?
– В 2000 году. При поддержке администрации Высокогорского района убрали весь мусор, подкрасили, подремонтировали, электропроводку сделали... Тогда все шло на энтузиазме, на интересе.
– Много было детей в 2000 году?
– Человек 300. За лето было организовано три смены по 18 дней. Но какие они были! Были организованы совершенно шикарные мероприятия, так что после забвения 90-х лагерь кипел! Потом мы потихоньку начали развиваться. Конечно, пришлось брать кредиты, на которые к 2010 году построили новое здание. К 2014 - 2015 годам построили еще два здания, а потом – корпус для малышей. Сейчас база вмещает до 500 человек в смену!
«Наш лагерь и компьютерный, и «антикомпьютерный». Ребята приходят на занятия, два часа занимаются, а дальше их течение несет – на лошадок, на мини-багги, на волейбол. И они уже понимают, что компьютеру – время, а все остальное – жизнь»
ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ: БИЗНЕС ИЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
– Лагерь «Байтик» частный или государственный?
– «Байтик» – частный лагерь, он принадлежит нашему ООО «Центр информационных технологий в образовании». Государственные лагеря финансируют – им выделяют деньги на строительство, на ремонт, приобретение оборудования. Какая-то часть путевок там реализуется на коммерческой основе.
С другой стороны, есть частные лагеря. Мы за свой счет строим, ремонтируем, приобретаем оборудование, платим налоги. Но в течение года мы участвуем в конкурсах на госзаказ и нередко выигрываем их. Есть организации, которые оплачивают путевки за детей своих сотрудников. Но гораздо больше мест покупают сами родители. К началу летнего сезона, как правило, их уже раскупают.
– Любой родитель вас первым делом спросит: это доступно?
– Стоимость зависит от программы, от того, каких преподавателей она требует (а мы приглашаем и иностранных специалистов), от уровня проживания – у нас корпуса с разным уровнем комфорта. Разброс цен – от 1,1 до 2,5 тысяч рублей в сутки.
«Все ребята, которые нас выбрали, – это и есть наш отбор. К нам приезжают из разных школ, разных городов – со всей России. Приезжают из-за рубежа – Америки, Франции, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов»
– Что привлекает детей и родителей? В чем уникальность? Лагерей же много, в принципе, по стране...
– Очень многие отмечают, что здесь, в небольшом поселке в окружении реликтовых лесов, создана домашняя обстановка. Здесь спокойно, хорошее пятиразовое питание, комфортные условия проживания. Поскольку мы находимся недалеко от Казани, у нас есть возможность устраивать экскурсии для школьников из других городов.
А рядом – Голубые озера, вокруг – уникальная природа, благоприятные для организма факторы. В целом в Крутушке очень хорошая безопасная обстановка: и поселок, и санаторий, который рядом с нами. Это, кстати, еще один фактор: родители могут отдыхать недалеко от своих детей. А дети будут отдыхать по соседству, в лагере. Получается семейный отдых, и так делают родители, особенно из других регионов.
– Детский лагерь – это больше бизнес или...?
– Для меня лично это образ жизни. Если вы работаете с детьми, невозможно думать только о бизнесе, и неважно – частный лагерь или государственный. Вы каждый день, каждую минуту несете ответственность за детей, за их здоровье, комфорт, за то, чтобы всем детям – а они ведь разного возраста – отдых стал полезным и интересным. Помимо этого, вам надо решать массу организационных и финансовых вопросов: всех накормить, починить, если что-то вышло из строя, найти талантливых специалистов. Конечно, это и бизнес. Но для нас главное то, ради чего сюда приезжают дети: учебные программы, отдых, новая энергия, новые лица, расширение горизонтов знания и общения.
«Очень многие отмечают, что здесь, в небольшом поселке в окружении реликтовых лесов, создана домашняя обстановка. Здесь спокойно, хорошее пятиразовое питание, комфортные условия проживания»
КОМПЬЮТЕРАМ – ВРЕМЯ, ОСТАЛЬНОЕ – ЖИЗНЬ: КАК «БАЙТИК» СОБИРАЕТ ДЕТЕЙ СО ВСЕГО МИРА
– И какие тематические смены вы предлагаете?
– Разнообразие профильных программ было необходимо сразу, и сегодня ребята занимаются не только компьютерными технологиями. Мы разработали несколько направлений по IT, робототехнике, техническому творчеству. Есть профиль «Архитектура и дизайн», театральное направление, мультипликация. Есть программы обучения иностранным языкам: китайскому, английскому, итальянскому.
– Как расписан день? Вообще, часто говорят: дети и так в школе перегружены, дайте им в каникулы свободы!
– Иногда говорят, что в профильных лагерях ребята много занимаются и лучше бы им дать больше отдыха. Но наши занятия проходят в игровой форме, это не академические уроки. Квесты, проекты, театральные постановки, совместные выступления, презентации проектов – программа расписана таким образом, чтобы ребенок не уставал. А педагог, волонтер, вожатый не ментор, а старший товарищ, которому тоже все интересно.
И потом занятия проходят всего два часа до обеда. После обеда – кружки, потом общие мероприятия. День проходит очень разнообразно. К примеру, дети ставят спектакль-детектив с преподавателем английского, который не говорит по-русски. А кружки – из другой сферы: мультипликация или астрономия, кому что интересно. И любой ребенок может поменять профиль. Найти себе занятие по душе – это полная свобода творчества. А вечером – общая культурная программа, собирающая вместе весь лагерь.
«Мы принимаем детей от 6 до 16 - 17 лет. По продолжительности программы разные – от нескольких дней до смен в 18 дней. В каникулы (кроме летних) это обычно бывает недельная смена»
– Есть у вас какие-то критерии отбора детей?
– Мне часто приходится слышать: в «Байтике» какие-то особенные дети. Но отбор прост: это решение самих детей и их родителей. Все ребята, которые нас выбрали, – это и есть наш отбор. К нам приезжают из разных школ, разных городов – со всей России. Приезжают из-за рубежа – Америки, Франции, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов. Там живет много наших соотечественников, которые хотят приобщить ребенка к своей культуре. Некоторые ребята практически не знают русского языка, и родители специально отправляют их сюда, чтобы они окунулись в родную языковую среду.
– Если ребенку ничего не интересно, а из увлечений – один планшет с играми, стоит ли ему приезжать в «Байтик»?
– Наш лагерь и компьютерный, и «антикомпьютерный». Ребята приходят на занятия, два часа занимаются, а дальше их течение несет – на лошадок, на мини-багги, на волейбол, футбол. И они уже понимают, что компьютеру – время, а все остальное – жизнь.
С детьми надо заниматься, их надо увлекать, для чего мы и расширяем их кругозор. В этом случае нужна просто мудрость наставников – взрослых. И здесь, в «Байтике», есть такие наставники. Плюс мощная база: огороженная территория в 4 гектара, 7 жилых корпусов, конный двор, бассейн, футбольное поле, площадки для спортивных игр и так далее. Я не вижу таких ребят, которые после занятий сидели бы в своих комнатах, уткнувшись в гаджеты. Тут это просто невозможно!
«В Крутушке очень хорошая безопасная обстановка: и поселок, и санаторий, который рядом с нами. Это, кстати, еще один фактор: родители могут отдыхать недалеко от своих детей»
– С какого возраста принимаете? И долго ли длится смена?
– Мы принимаем детей от 6 до 16 - 17 лет. По продолжительности программы разные – от нескольких дней до смен в 18 дней. В каникулы (кроме летних) это обычно бывает недельная смена.
Мы также проводим углубленные обучающие смены, они зачастую проходят в учебное время. Пока все школьники учатся в школе, участники таких смен благодаря интенсивности занятий за короткое время погружаются в изучаемый профиль и к концу смены приобретают серьезный багаж новых знаний и навыков. Такую самоотдачу школьники редко показывают во время каникул, ведь детям хочется отдыхать.
Среди таких смен особенно выделяется Республиканский проект IT-Jump. Это 7-дневные смены, на которых школьники 11 - 17 лет с нуля обучаются навыкам программирования и к концу смены готовы защищать свои IT-проекты.
Есть проект «Интеллектуальный будильник», который проводится совместно с организацией «Школьный патент» (Санкт-Петербург) и Институтом международного бизнеса и права университета ИТМО (Санкт-Петербург). Ребята со всей России, приезжая к нам, занимаются определенным профилем, и в результате у них рождаются какие-то завершенные проекты и изобретения. В результате можно получить патент на изобретение. Вообще, к нам часто приезжают целые школьные группы из разных городов России, мы готовим для них спецпрограммы. Это профильные смены по робототехнике, лингвистике, по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ...
«Я не вижу таких ребят, которые после занятий сидели бы в своих комнатах, уткнувшись в гаджеты. Тут это просто невозможно!»
– Вы целенаправленно готовите детей к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ?
– Да, это одно из направлений нашей работы. Конечно, ребенку, который занимался у нас, не обязательно ехать на олимпиаду, но это дополнительные возможности. Конкурсов в IT-сфере очень много. Например, один из наших учеников – Илья Дементьев – стал победителем во Всероссийском конкурсе Microsoft «Магистр Кода» в Москве и получил грант на обучение в частной школе США. Сейчас он живет и учится в Лос-Анджелесе.
СВОБОДА ВЫБОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
– Какая программа у вас запланирована на ближайшие зимние каникулы – с 24 декабря по 8 января?
– Мы проведем для школьников две смены. Это «Предновогодние каникулы» 24 - 30 декабря и «Новогодние каникулы» 2 - 8 января. Это свободный выбор мастер-классов: информационные технологии, робототехника, архитектура и дизайн, театральное искусство. Кроме того, запускаем новое направление: «Кулинарная школа Рината Ильдусовича» – от настоящего мастера кулинарного искусства, шеф-повара Академии «Изысканного Вкуса», разработчика авторской кухни здорового питания.
«К 2014 - 2015 годам построили еще два здания, а потом – корпус для малышей. Сейчас база вмещает до 500 человек в смену!»
С 31 декабря по 1 января мы проводим программу «Новогодняя ночь для всей семьи». Это отличная возможность для родителей вместе с детьми встретить Новый год вдалеке от городской суеты. Будет сказочная программа с Дедом Морозом, зимние забавы, катание на лошадях и санях и шикарное банкетное меню.
Кроме того, в феврале будут дополнительные каникулы для первоклассников, и мы также приглашаем провести это время вместе с нами на увлекательной смене «Первоклашка» с 18 по 24 февраля.
Кроме того, в это же время пройдут зимние олимпиадные сборы. В программе – английский и русский языки, математика и программирование, мировая художественная культура и живопись. В английской смене – сложные аспекты грамматики через диалоги, песни и фильмы, в русской – морфология и риторика, искусство написания сочинений. Смены включают подготовку к ОГЭ и олимпиадам. Ведут их преподаватели из Москвы и призеры российских и международных олимпиад.
Мы, конечно, проводим очень много программ на протяжении всего года. Чтобы познакомиться с программами, можно зайти на наш сайт Baytik-kazan.ru или позвонить в наш отдел продаж в Казани по телефону 8(843) 225-54-45.
«Сегодня ребята занимаются не только компьютерными технологиями. Мы разработали несколько направлений по IT, робототехнике, техническому творчеству»
– Кто у вас преподает?
– У нас есть учебный центр, под контролем которого ведется подбор преподавателей. За последние три года мы создали команду из частных образовательных организаций, которые курируют отдельные профили. Например, по направлению «Архитектура и дизайн» это специалисты из творческой мастерской «Проектэро», прошедшие стажировку в лучших архитектурных школах мира. И они интересны детям – могут их увлечь, зажечь своим предметом. IT и робототехнику мы развиваем сами. По языковым программам привлекаем языковые центры, с которыми работаем в партнерстве. Два года сотрудничаем с Москвой: научным руководителем программы иностранных языков является Ирина Сидоркина (ВШЭ, МГПУ), она также привозит специалистов самого высокого уровня. По отдельным техническим направлениям работаем с клубом творчества «Технокласс». По театральному искусству – со студией актерского мастерства Гульнары Качаловой. Очень хорошее сотрудничество сложилось с московским центром онлайн-обучения «Фоксфорд».
«Наши занятия проходят в игровой форме. Квесты, проекты, театральные постановки, совместные выступления, презентации проектов – программа расписана таким образом, чтобы ребенок не уставал»
«СТАРАЮСЬ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ С КАКИМ-ТО СМЫСЛОМ»
– Конец года – время подводить итоги. Чем вам запомнился 2017 год?
– Год был очень плодотворным, у нас прошло множество интересных мероприятий. В частности, семинар организаторов детского отдыха. Мы провели его впервые, и он совершенно точно будет иметь продолжение. Это очень важное событие как для нас, так и для региона в целом. Также в этом году мы провели научную этнографическую конференцию, в ней приняли участие ученые из Москвы и Санкт-Петербурга...
Кроме того, получили президентский грант по международному этническому фестивалю «Крутушка». Мы готовим его как семейный фестиваль, интересный и самым маленьким детям, и взрослым членам семьи.
– Расскажите немного о семье, чем занимаетесь в свободное от работы время?
– У меня три дочери, муж, который работает вместе со мной. Одна из дочерей тоже работает здесь. Пятеро внуков. В свободное время зимой люблю катание на лыжах. В «Байтике» много цветов, клумб – мне нравится все это в свободное продумывать, организовывать.
«У нас корпуса с разным уровнем комфорта. Разброс цен – от 1,1 до 2,5 тысяч рублей в сутки»
– А путешествовать любите?
– Если есть свободное время, стараюсь выкроить хотя бы недельку-две для поездки. Но поездка должна быть со смыслом: выставка, конференция, обмен опытом. Совсем недавно приехала из Восточной Венгрии – ездили с врачами из Санкт-Петербурга по санаториям этой страны, потому что у нас есть планы развивать для «Байтика» санаторное направление.
Была на олимпиаде по робототехнике в Джакарте, в Лондоне – на выставке компьютерных технологий. Два раза ездила в США, где ознакомилась со множеством детских центров. Все эти поездки обогащают мой опыт, что очень важно для развития нашего лагеря.
– Спасибо за беседу!
Визитная карточка компании:
ООО «Центр информационных технологий в образовании»
Год создания – 2005.
Направление работы – гостиничная, отдых, образование.
Количество сотрудников – около 100.
Оборот компании – 55,4 млн рублей (по итогам 2016 года – данные «Контур.Фокус»).
Визитная карточка руководителя:
Бикмуллина Лариса Владимировна
Родилась 30 апреля 1952 года.
Образование:
Окончила Казанский государственный педагогический институт (1974 год).
Имеет почетное звание заслуженного учителя Республики Татарстан (2008 год).
Трудовая деятельность:
09.1969 - 09.1970 – учитель географии Кульсеитовской 8-летней школы.
08.1974 - 09.1975 – учитель физики и математики Борисоглебской средней школы.
09.1975 - 08.1977 – учитель физики и математики Бирюлинской средней школы, поселок Бирюли Высокогорского района РТ.
08.1977 - 08.1992 – учитель физики и математики Высокогорской средней школы №1, поселок железнодорожной станции Высокая Гора Высокогорского района РТ.
08.1992 - 09.2003 – директор Районного компьютерного центра Высокогорского района, поселок железнодорожной станции Высокая Гора Высокогорского района РТ.
09.2003 - 06.2006 – директор ГУ «Высокогорский компьютерный центр», поселок железнодорожной станции Высокая Гора Высокогорского района РТ.
06.2006 - 04.2012 – генеральный директор ООО «Центр информационных технологий в образовании», поселок Дачное Высокогорского района РТ.
05.2012 - 05.2013 – директор ГБУ Центра медико-социальной реабилитации Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Санаторий «Крутушка», Казань.
05.2013 - 10.2013 – генеральный директор ООО «Санаторий Крутушка», Казань.
10.2013 по настоящее время – генеральный директор ООО «Центр информационных технологий в образовании», поселок Дачное Высокогорского района РТ.
18+
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.