«СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩАЯ» ПРОПАГАНДА, УСТАНОВКА ОГРАЖДЕНИЙ И ОБУСТРОЙСТВО ПЕРЕХОДОВ

«По сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа и в целом по России Татарстан отличается заметным снижением аварийности и низким индикатором социального риска. Динамика сокращения числа ДТП, погибших, раненых сохраняется на протяжении пяти лет», — так, за здравие, начал сегодня свой доклад министр внутренних дел РТ Артем Хохорин на совместном заседании кабинета министров РТ и коллегии МВД по РТ. Хохорин отметил, что погибших на дорогах могло быть еще меньше, но свою роль сыграли две аварии с тяжкими последствиями — в Верхнеуслонском и Заинском районах. В них погибли 18 человек, еще 12 получили ранения.

Согласно неутешительной статистике, всего в Татарстане в 2017 году на дорогах погибли 393 человека, из них 61 — не жители республики. Еще 22 человека стали жертвами ДТП по вине водителей, проживающих в других регионах. «Несмотря на положительные тенденции, мы в начале пути и уступаем европейским стандартам. В каждом третьем районе республики число погибших выросло, второй год в зоне риска Тюлячинский район, дети становятся участниками каждого восьмого ДТП с пострадавшими», — перешел к проблемным моментам министр. Так, в текущем году количество погибших в ДТП детей возросло на 25%. Во избежание смертей МВД предпринимает все возможные меры. Ведомство совместно с минтрансом РТ занимается обустройством дорожной сети, учитываются предложения Госавтоинспекции. Таким образом искусственное освещение появилось на 70 км автомобильных дорог регионального значения, в 32 населенных пунктах. Сотрудничают правоохранители и с Горьковской железной дорогой — существенно снижена аварийность, ДТП с погибшими в уходящем году не зарегистрировано.

Тем временем в два раза больше стало мест концентрации ДТП — особенно в городах. «Главам муниципальных образований ставилась задача определить места и принять меры по устранению причин. Выполнение мероприятий затягивается, на 8 участках в Казани, Челнах, Нижнекамске они даже не начинались. На одном из участков по улице Ломжинской в Казани уже произошло 6 аварий с пострадавшими. Отсюда вывод — необходимо более детально исследовать каждое место и рассмотреть необходимость изменения дислокации приборов фото- и видеофиксации», — проанализировал ситуацию спикер.

По данным министра, еще одна причина аварий — неправильный выбор места проведения дорожных работ. «Улица Мира в Казани сохраняет за собой звание очага аварийности с 2015 года, в середине текущего года провели ремонтные работы, но в июле – августе снова аварии с пострадавшими. Виновата и Госавтоинспекция, поскольку не уделяла внимание профилактике, ведь знала, что ДТП произошли в большинстве своем из-за превышения скорости», — заявил спикер. По его мнению, важно предупредить появление новых аварий — всего существует 37 потенциально опасных участков.

Наиболее страшные последствия у аварий с выездом на встречную полосу — это каждый третий случай с летальным исходом. «Требуется установка краевых ограждений, оберегающих транспортные средства от опрокидывания. Запланировано 9 километров, однако этого недостаточно, требуется установка не менее 276 километров ограждений», — озвучил данные Хохорин. В качестве положительного примера министр назвал участок 917–918 км М7 «Волга». После установки ограждения на этом отрезке дороги аварий с пострадавшими не зафиксировано.

Хохорин предложил идти по пути повышения информативности:  «Пример — светодидодные знаки, дополнительное светодиодное освещение»
Фото: «БИЗНЕС Online»

К 1 июня должны были завершиться работы по нанесению разметки на дорогах. В сроки не уложились Агрызский, Азнакаевский, Бавлинский, Тукаевский, Нижнекамский, Нурлатский, Сармановский районы. Трудности есть и с пешеходным переходами. По статистике каждый шестой полностью не обустроен, отсутствует освещение, нет пешеходных ограждений и искусственных неровностей. «В прошлом году мы говорили о необходимости дополнительного финансирования по устранению недостатков, необходимо около 67 миллионов рублей. Пока это не представляется возможным», — отметил Хохорин и поэтому предложил идти по пути повышения информативности. «Пример — светодидодные знаки, дополнительное светодиодное освещение», — рассказал министр. По его мнению, световозвращающие предметы одежды нужно шить в Татарстане. Как выяснилось, производят ее только в Кукморе и Набережных Челнах. «Нужно больше рекламы, пропаганды, обеспечить производство в Татарстане», — сделал выход Хохорин.

«Количество погибших выросло более чем в 4 раза. Практически в каждом случае невыполнение элементарных требований безопасности» Минниханов еще раз призвал сделать «очень внимательный анализ». Обратился он и к главам Казани и Набережных Челнов с просьбой подключить силовиков и админресурсы для того, чтобы, наконец, уже навести порядок в автобусных перевозках
Фото: prav.tatarstan.ru

ВОДИТЕЛЯМ АВТОБУСОВ — НЕ ГНАТЬСЯ ЗА ПЛАНОМ, А СК — ВОЗБУЖДАТЬ ДЕЛА

Министр указал на еще одну причину ДТП — работы по реконструкции дорог. Он вернулся к статистическим данным и рассказал, что на местах проведения дорожных работ произошло 48 ДТП, 13 человек погибли, еще 56 получили ранения. «Количество погибших выросло более чем в 4 раза. Практически в каждом случае — невыполнение элементарных требований безопасности», — посетовал Хохорин. Докладчик напомнил, что ответственность за это может быть вплоть до уголовной.

Если говорить о пассажирских перевозках, то в 2017 году проверено более 49 тыс. автобусов, составлено более 32 тыс. административных актов по нарушению ПДД. Выявлено 238 фактов эксплуатации с неисправностью тормозной системы и рулевого управления. «В СК направлено 7 материалов для возбуждения уголовных дел. Однако 6 возвращено обратно, отказано по формальным признакам, лишь один на рассмотрении. Предлагаю совместно с прокуратурой вернуться к обсуждению следственной практики», — обратился с трибуны Хохорин.

Большую опасность представляют и нелегальные пассажирские перевозки. По подсчетам МВД по РТ, их годовой оборот составляет более 1,5 млрд рублей. Если говорить о городских маршрутах, то нередко из-за резких маневров водителя страдают пассажиры. В этом случае может помочь, как считает начальник МВД по РТ, изучение опыта Москвы и Санкт-Петербурга, где доход водителя не зависит от выполнения плановых показателей. «Учитываются соблюдение режима и правил дорожного движения», — противопоставил татарстанским реалиям правила жизни столичных автобусов Хохорин.

Министр поделился планами на будущее. К концу 2018 года МВД хочет обустроить техническими средствами наиболее протяженные участки трех федеральных трасс, проходящих по республике, а в 2019 году — три дороги федерального значения: Нижнекамск — Набережные Челны, Заинск — Альметьевск, Казань — Мамадыш. 

Далеко не у всех водителей, лишенных прав, удается их изъять. В текущем году процент неизъятых водительских удостоверений составляет 4,7%. «Напомню, в 2015 году этот показатель был 20 процентов, в 2016-м — 11 процентов. В Агрызском и Дрожжановском районах удостоверения изъяты полностью. Большая доля неизъятых документов в Казани, Челнах, Алексеевском, Нурлатском районах», — назвал прошлогодние данные для полноты картины министр. Сумма неоплаченных штрафов — 1,173 млрд рублей, 773 млн приходится на татарстанцев.

В 1,5 раза увеличилось количество обязательных работ для нарушителей, но не всегда их выполнение контролируется надлежащим образом. «Есть факты, когда нарушители отбывали наказание только на бумаге. Была проверка по районам. Должники отсутствовали на местах работы», — заявил Хохорин. Например, один из нарушителей вовсе «исправлялся» на своем основном месте работы, что недопустимо. Министр внутренних дел РТ призвал обратить внимание на контроль, иначе ни о какой воспитательной цели не может быть и речи. «Рустам Нургалиевич, сегодня мы продолжим обсуждение формата заседания коллегии министерства. Еще есть внутри проблемы, требующие разрешения. Есть руководители территориальных органов внутренних дел, с которых требуется спросить за просчеты в работе, — многозначительно намекнул Хохорин. — Обеспечение безопасности на дорогах — одно из приоритетных направлений нашей деятельности, оно всегда находится в центре внимания министерства». 

Сафин в ответ лишь смог произнести «принято»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОСЛЕ ВАШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОСТО ОХОТА ПОД АПЛОДИСМЕНТЫ ПРОВОДИТЬ ВАС НА ВАШЕ МЕСТО!»

Сразу после этого к трибуне пригласили министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина. Тот довольно вальяжной походкой по зову премьер-министра РТ Алексея Песошина проследовал к микрофону. Министр транспорта пообещал «очень кратко доложить о готовности к зимнему периоду», что несколько выбивалось из тона заседания, заданного Хохориным. Глава минтранса действительно успел лишь кратко обрисовать ситуацию, рассказав, что все службы к зимнему периоду готовы, все региональные и федеральные трассы находятся в полной боевой готовности — это относится и к заготовке противогололедного материала, и к закупке новой спецтехники. Только решил министр поблагодарить президента республики за оказанную поддержку, как тот его резко оборвал.

«То, что вы сделали, — это хорошо. Но если бы вы внимательно слушали, то [поняли бы, что] основная часть темы, которая сегодня обсуждается... За вами те участки, которые сегодня не соответствуют [нормам], — места вот этих ДТП, — перебил Сафина Минниханов. — По перевозкам вопросы остались. По школьным автобусам порядка нет. Давайте это... Что такое успехи? То, что у нас успехи есть, мы знаем. Сегодня заседание не о наших успехах. Министр четко разложил, очень хороший анализ. Вам надо по выступлению Артема Валерьевича [сказать], что мы сделали, что нужно сделать. Нам же не надо [рассказывать] об успехах. Успехи у нас есть, но резервы полностью не раскрыты. Основная часть — это состояние дорог, пешеходных переходов. По большому счету мы должны тебя сегодня очень сильно ругать. Как мы будем устранять эту тему? Где, в каких районах у нас эта проблема?»

Сафин в ответ лишь смог произнести «принято», а Рустам Нургалиевич продолжил критиковать. «После вашего выступления просто охота под аплодисменты проводить вас на ваше место!» — с горькой иронией отметил президент РТ. Глава минтранса спешно перелистал доклад и услышал призыв сосредоточиться на проблемах. С вопроса о подготовке дорог к зиме он перескочил к заказным автобусным перевозкам. Сафин назвал их теневым рынком, уточнив, что его объем сегодня по республике составляет 6 млн пассажиров в год. Неделю назад, с некой долей гордости добавил выступающий, на эту тему прошел круглый стол в студии одного из республиканских телеканалов. Министр попросил включить видеоролик с записью этого мероприятия, но спустя минуту томительного ожидания ничего не произошло. В напряженной тишине раздался голос секретаря из радиорубки, который объявил, что у него нет никакого видеоролика и включить он ничего не может. Минниханов, прильнув к экрану, с удовольствием посмеялся над фиаско смущенного министра. 

Чтобы сгладить конфуз, Сафин рассказал о своей победе над нерадивой компанией ООО «Ак Барс Трансфер», которая недобросовестно выполняла госзаказ. Попутно он прошелся по весьма частным случаям отсутствия дорожных знаков и в конце выступления заявил, что проблемы заказных перевозок приобретают особую важность в связи с ЧМ по футболу в следующем году. «Надо лишить заказников возможности беспрепятственно заезжать и брать пассажиров с любых точек в городе», — стало последним, что смог произнести министр. 

«Почему показывают школьные автобусы, которые не отвечают соответствующим требованиям? Куда смотрит минобразования? Надо реагировать на всю эту информацию! Межгород тот же — мы же знаем, где все эти площадки расположены, но никаких действий нет! И город должен смотреть, администрация Казани, Челнов. Понятно, что у предпринимателя цель одна — заработать больше денег, но есть правила!» — заявил Минниханов. Президент республики снова поднял Сафина и поручил ему детально проработать каждый вопрос, озвученный Хохориным, чтобы потом уже подготовить конкретный план действий.

Владимир Леонов доложил о реализации пилотного проекта по внедрению в систему транспортных перевозок спортсменов ДЮСШ на условиях аутсорсингаФото: «БИЗНЕС Online»

«КАК-ТО КОМФОРТНО, ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ СВОЙ АВТОБУС»

Сразу после этого микрофон по плану должен был перейти главе Нурлатского района Равилю Кузюрову, но трибуну занял министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов. Несмотря на отсутствие в списке выступающих, он доложил о реализации пилотного проекта по внедрению в систему транспортных перевозок спортсменов ДЮСШ на условиях аутсорсинга.

Видимо, вспоминая страшную трагедию весны 2015 года, когда под Нижним Новгородом разбилась команда юных каратистов из Казани, Леонов рассказал, что часть автопарка министерства сегодня находится в удручающем состоянии. Так, на балансе ведомства стоит 181 автобус, предназначенный для развоза юных спортсменов республики по всероссийским соревнованиям. Из них 98 автобусов старше 5 лет, только 83 служат менее 5 лет. Износ транспорта есть, а закупать новые — слишком дорого. По этой причине было принято решение сделать пилотный проект с аутсорсингом. Минспорт РТ договорился с несколькими перевозчиками о выгодных условиях транспортировки спортсменов — 23 рубля за 1 км при 380 рублях за час простоя (на рынке в среднем сегодня — 40 рублей за 1 км и 500 рублей за простой соответственно). На реализацию проекта в 11 спортшколах всего было выделено 2,7 млн рублей. И перевозки по аутсорсингу дали положительные результаты. С точки зрения безопасности к ним претензий не было. По этой причине Леонов назвал этот проект приоритетным и сообщил, что в следующем году к данной программе подключат уже 46 спортшкол.

«Как-то комфортно, если у тебя есть свой автобус. Но водителя автобуса никто не аттестует, никто не несет ответственности за техническое состояние. Если у нас будут аккредитованные автотранспортные предприятия, которые будут под контролем ГИБДД, и все наши выезды будут у них в расписании, то это уже будет повышенный контроль. Думаю, что данную тему надо продолжить, — прокомментировал Минниханов, добавив. — У нас есть мысли еще и дальше эту тему развивать. В любом случае нам покупать каждому бюджетному учреждению автобус или транспортное средство... Мы видим, насколько они неэффективно используются — в каких-то побочных личных целях...»

Равиль Кузюров заявил, что в его вотчине число ДТП и пострадавших идет на спад. Все это, по его словам, стало возможным благодаря решению проблем с уличным освещением на дорогах и обустройству тротуаровФото: «БИЗНЕС Online»

«КУДА ВЫ ДЕНЕТЕСЬ, ЕСЛИ НЕ ИСПРАВИТЕСЬ? МЫ ВАС СЮДА НЕ ХВАЛИТЬ ПРИГЛАСИЛИ...»

После этого лирического отступления участники заседания вернулись к нелицеприятной повестке дня. За трибуну все же вышел Кузюров. Глава района пошел по сценарию, который задал Сафин, за что в итоге и поплатился. Равиль Афраимович заявил, что в его вотчине число ДТП и пострадавших идет на спад. Все это, по его словам, стало возможным благодаря решению проблем с уличным освещением на дорогах и обустройству тротуаров.

«Основной показатель по федеральной целевой программе по погибшим в ДТП не превышен, но зафиксирован рост погибших в ДТП на дорогах местного значения, что в принципе не вписывается в общую положительную картину по республике», — приструнил Кузюрова Песошин. По его словам, минтранс дал указание остатки от выделенных на дорожные работы средств направить на обустройство самих дорог, но в районе «посчитали нужным все эти 6 миллионов пустить на тротуары». Конкретного вопроса не прозвучало, но Кузюров начал оправдываться перед премьером: мол, все для граждан, было много обращений именно по тротуарам и т. д. Но Песошина это не остановило, он отметил другой факт — из 28 школьных автобусов в районе тахометры имеются только в двух. Данные этих приборов — тоже своего рода элемент контроля за безопасностью, порой даже лучше, чем ГЛОНАС.

— Автобус без этого прибора вообще эксплуатироваться не должен, — подчеркнул Минниханов, заметив, что об этом уже не раз говорили.

— Рустам Нургалиевич, принимается! Исправим положение! — отрапортовал глава Нурлатского района.

— Понятно, что исправитесь. Куда вы денетесь, если не исправитесь? Мы вас сюда не хвалить пригласили. И вас сюда поставили не как положительный пример работы, а как район, который не уделяет достаточного внимания вопросам обеспечения безопасности перевозок детей и обеспечения безопасности движения. Вы здесь отрицательный персонаж, вы должны это почувствовать. Если вы сюда вышли, то это не значит, что мы вас пригласили поделиться вашим опытом. К сожалению, ваш опыт пока еще не положительный. Не хотелось бы, чтобы вы во второй раз сюда выходили. Все, садитесь, пожалуйста!

— Есть! — как-то по-военному отреагировал Кузюков.

Глава Сармановского района Фарит Хуснуллин, которого следом пригласили выступить, также рассказал о том, что за год было сделано в районе для предотвращения ДТП. Песошина снова смутили показатели — вместо «прогнозируемых 6 человек» в ДТП за год погибли 8, все «из-за недостатков состояния дорожной сети». Премьер-министр призвал Хуснуллина внимательнее отнестись к этим проблемам и пригрозил выездной проверкой.

«ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО НУЖНО СМОТРЕТЬ НА ТЕХ, КТО В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ... НИКОГО НЕ ЖАЛЕТЬ!»

Подводя итоги, Минниханов еще раз призвал министра транспорта РТ сделать «очень внимательный анализ». Обратился он и к главам Казани и Набережных Челнов с просьбой подключить силовиков и админресурсы, чтобы, наконец, уже навести порядок в автобусных перевозках.

«Хочу обратить ваше внимание, Артем Валерьевич. Как будто бы ГИБДД нет или ваша выездная группа приезжает, они специально одеваются и выезжают на дорогу, чтобы их там поймали. Недостаточно эффективно работают службы на местах. И если есть необходимость, если нет изменений, то принимайте кадровое решение. Было бы неплохо, если бы сегодня приняли несколько таких решений. Это было бы таким реальным шагом», — заявил Минниханов, на что Хохорин одобрительно покивал головой, будто подтверждая, что после сегодняшнего заседания все-таки полетят чьи-то погоны.

Обратился президент РТ и к судейскому сообществу, которое представлял сегодня зампредседателя Верховного суда РТ Роман Гафаров. «Очень внимательно нужно смотреть на тех, кто в нетрезвом состоянии! Самые жесткие меры [должны быть]. Все, что есть в ваших полномочиях... Никого не жалеть!» — призвал Минниханов судей республики, вспоминая невинную смерть девушки за рулем, когда та «сидела» в соцсетях.