На традиционной встрече с журналистами заместитель председателя Волго-Вятского банка — управляющий отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев подвел итоги уходящего года и поделился своими прогнозами на будущее. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, насколько увеличился клиентопоток в Сбербанк после крушения банков Татарстана, почему риелторы крайне негативно отнеслись к внедрению новой IT-платформы Сбербанка «ДомКлик» и какая перестройка ждет головной офис на улице Бутлерова.
По оценке Рушана Сахбиева (на фото), для татарстанского отделения Сбербанка год оказался успешным
«А ПРИ ЧЕМ ТУТ СБЕРБАНК?»
Традиционная встреча с журналистами в головном офисе татарстанского отделения Сбербанка России началась с просмотра мотивировочного видеоролика, который рассказывал о том, как технологии быстро меняют мир. Правда, сам Рушан Сахбиев посмотрел на него некоторым с удивлением: «А при чем тут Сбербанк?»
— А Сбербанк переводит города на безналичный товарооборот, — пояснила незамеченный Сахбиевым последний кадр сотрудник пресс-службы банка, имея в виду эксперимент в Зеленодольске.
По оценке управляющего, для татарстанского отделения Сбербанка год оказался успешным. Прибыль банка прогнозируется на уровне 16,5 млрд рублей, что на 21,3% (на 2,9 млрд рублей) выше, чем годом ранее. Налоговые платежи в бюджет РТ составят 2,22 млрд рублей. Остаток средств на счетах юрлиц увеличился на 17,9% до 82,1 млрд рублей. Кредитный портфель юрлиц вырос за год на 16,3% до 162,5 млрд рублей. Всего в 2017 году выдано кредитов на 499,6 млрд рублей, выдано более 1000 банковских гарантий предприятиям Татарстана на 38,2 млрд рублей. При этом удельный весь просроченной задолженности уменьшился за год с 1,7 до 1,01%, в том числе за счет снижения просроченной задолженности на 735 млн рублей.
На уточняющий вопрос журналистов Сахбиев рассказал, что удалось урегулировать самый крупный проблемный кредит на 600 млн рублей с ООО «Олимп», который принадлежал известному татарстанскому предпринимателю Ильгизу Минкину. «Частично клиент сам погасил кредит, частично в рамках процедуры банкротства был распродан имущественный комплекс», — сообщил Сахбиев.
«Удалось урегулировать крупный проблемный кредит на 600 миллионов рублей с ООО «Олимп», который принадлежал Ильгизу Минкину (на фото)»
Остаток средств физлиц на счетах в Сбербанке вырос на 18,6% и достиг 228,6 млрд рублей. «Огромная часть нашего бизнеса — это зарплатные проекты. 1 миллион татарстанцев получает зарплату на карты Сбербанка», — отметил он. Всего же, по словам управляющего, в республике свыше 3 млн действующих карт Сбербанка. За год эта цифра увеличилась на 14,7%.
Еще лучше динамика роста кредитного портфеля физлиц — он увеличился на 22,2% и достиг 113 млрд рублей. Всего физлицам выдано 51,8 млрд рублей новых кредитов, в том числе на 33 млрд рублей — ипотечных. «За 2017 год почти 22 тысячи татарстанских семей улучшили свои жилищные условия, используя ипотечные кредиты Сбербанка. Это примерно 57 процентов от общего количества всех выданных в Татарстане ипотечных кредитов», — отметил Сахбиев.
«Огромное количество людей мечтают съесть ланч Сбербанка. Это же здорово, это конкуренция»
«А ТЫ ЧТО, ДУМАЛ, ЧТО ТВОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, ТВОЯ ПРОФЕССИЯ БУДУТ СУЩЕСТВОВАТЬ ВЕЧНО?»
Здесь управляющий отделением «Банк Татарстан» решил сделать небольшое ответвление и на примере системы «ДомКлик» (запущенный на днях интернет-сервис для покупки квартир в ипотеку от Сбербанка — прим. ред.) проиллюстрировать глобальные изменения в подходах к ведению бизнеса, которые затрагивают все сферы деятельности. По его словам, это система полностью закрывает все потребности клиента: начиная с выбора квартиры, подачи заявки и оформления ипотечного кредита и заканчивая заключением договора и электронной регистрацией. «В банк надо прийти один раз — поставить „живую“ подпись, так как у нас, к сожалению, еще не действует квалифицированная электронно-цифровая подпись. Но если такой закон будет внесен, то в банк вообще можно будет не приходить», — отметил Сахбиев.
По его словам, в 2018 году в «ДомКлик» появятся разделы «Ремонт» и «Правовая экспертиза документов». «Получается, что мы заходим на ту поляну, которая традиционно была риелторской. Когда я делал презентацию „ДомКлик“ для татарстанских риелторов, они сильно возмущались: „Мы не будем с вами работать, зачем вы такую систему делаете!“ Это угроза для нашего бизнеса! Правильный вопрос. А ты что, думал, что твое преимущество, твоя профессия будут существовать вечно? Нет! Есть очень популярное выражение, которое принадлежит одному из крупнейших американских банков J. P. Morgan: „В Силиконовой долине сидят парни, которые мечтают съесть наш ланч“. Так вот, Сбербанк тоже мечтает съесть ланч тех, кто не успевает меняться. И точно также огромное количество людей мечтают съесть ланч Сбербанка. Это же здорово, это конкуренция. Благодаря этому клиенты получают новые сервисы», — отметил Сахбиев.
«Значительная часть притока новых клиентов произошла в результате крушения татарстанских банков»
ЭФФЕКТ ТАТАРСТАНСКОГО «БАНКОТРЯСЕНИЯ» — КЛИЕНТОПОТОК В СБЕРБАНК ЗА ГОД УВЕЛИЧИЛСЯ НА 25%
На вопрос журналиста «БИЗНЕС Online» управляющий «Банк Татарстан» рассказал, как реализуется объявленная еще год назад цель сократить количество офисов за счет роста онлайн-сервисов. По его словам, в 2017 году было сокращено или укрупнено 17 офисов. Но при этом количество сотрудников Сбербанка в Татарстане не уменьшилось, как это можно было ожидать, а увеличилось. Причиной этого стал рост клиентопотока в офисы Сбербанка на 25%. По всей видимости, значительная часть притока новых клиентов произошла в результате крушения татарстанских банков. В результате пришлось увеличивать количество сотрудников, которые работают с клиентами в филиалах, на 300 человек, еще на 100 сотрудников увеличилось направление ипотечного кредитования. Таким образом, сейчас 4,5 тыс. сотрудников Сбербанка в Татарстане непосредственно заняты в банковском бизнесе, еще 500 человек работают в подразделении централизованного обеспечения — сотрудники дочерних компаний, которые оказывают различные услуги (клининг, перевозка и т. д.).
Сахбиев отметил, что в 2017 году пришлось заняться тем, чем никогда раньше банк не занимался, — профессиональным управлением принадлежащей банку недвижимостью. По его словам, всего в собственности Сбербанка в Татарстане находится 120 тыс. кв. м недвижимости. Около 20 тыс. кв. м было продано в 2017 году, такую же площадь планируется продать в наступающем году. «Где-то у нас идет чистая продажа, где-то, продавая здание, мы заключаем с новым владельцем договор обратной аренды. Мы готовы продать любой объект недвижимости, в том числе выдав кредит на покупку», — отметил управляющий, добавив, что были объекты, которые сразу уходили с торгов, но были и те, которые по пять раз выставлялись на торги и так и не находили покупателя. Сейчас им подыскивают новые сферы применения, например коворкинг. «Коворкинговые площадки — для нас это пилотный эксперимент. Мы пытаемся использовать наши высвобождающиеся площади для создания центров притяжения малого бизнеса», — пояснил Сахбиев.
Также в 2017 году начался эксперимент по внедрению модного в последнее время тренда реализации офисных пространств в стиле agile. (Стиль agile предполагает гибкое зонирование пространства без видимых барьеров, с минимумом кабинетов и максимумом переговорных зон с удобными и быстро трансформируемыми местами для работы в группах и в одиночку — прим. ред.). В новом году эксперимент продолжится и распространится на все здание головного офиса банка на улице Бутлерова.
Также в следующем году «Банк Татарстан» намерен запустить первый офис для обслуживания физических лиц в новой концепции «Офис 2020», которая перекликается со стилем agile: открытое удобное пространство с диванами и креслами внутри, где клиенты смогут общаться с сотрудниками банка, которые помогут решить вопрос через планшет и сайт банка. По словам Сахбиева, концепция «Офис 2020» делает офис похожим на удобный зал ожидания в аэропорту с разными зонами обслуживания.
Завершая встречу, Сахбиев поделился своим видением развития бизнеса в 2018 году. По его словам, уже в январе ожидается новое сокращение ставки фондирования ЦБ РФ, что постепенно приведет к дальнейшему снижению кредитных ставок. Что касается самого татарстанского отделения, то перед ним стоит задача не снижать темпов роста: по итогам 2018 года планируется вновь увеличить прибыль более чем на 21% и достичь планки 20 млрд рублей (+3,5 млрд рублей).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.