Один из ключевых факторов роста мебельного рынка – старение мебели. Более 70% мебели в квартирах наших людей – старого производства, 90-х годов. О том, какова ситуация сегодня на мебельном рынке Челнов, что делать с подпольными мебельщиками, и зачем успешному бизнесмену общественная деятельность, газете «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор мебельной фабрики «Идея комфорта» и председатель Совета молодых предпринимателей Челнов Иван Шигин.
САМАЯ БОЛЬШАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В МЕБЕЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ
- Иван Александрович, расскажите о том рынке, на котором присутствует ваша компания. Как много мебельных фабрик работает в Челнах? Сильная ли конкуренция на этом рынке?
- Мебельный рынок специфичен. Можно отметить - да я занимаюсь производством мебели. Вроде все просто. Но можно заниматься производством мебели по-разному, например, просто продавать ее в розницу (вот в этом направлении конкурентов очень много). Причем мебель делится по классам: от эконом класса до премиум на любой вкус и цвет, от любого производителя, начиная от производства в гаражах, организованного мелкими ИП, заканчивая крупнейшими мебельными фабриками России и других стран...
По моему мнению, самая большая конкуренция в мебельном бизнесе именно в розничной торговле мебелью эконом и среднего класса. Оптовой продажи мебели уже поменьше, так как для этого необходимо выдерживать дилерские соглашения с производителями, поэтому организовать такие склады с достаточным ассортиментом и количеством товаров, намного сложнее. А самое лучшее, я думаю, в мебельном бизнесе (наверное, как и в любом другом) мебель самому производить, продавать оптом и иметь розничную сеть с интересными для населения ценами.
Именно так и работает наша мебельная фабрика «Идея комфорта». Такой бизнес, конечно, организовать очень непросто, нужны колоссальные вложения, специалисты, материалы, понимание, что ты хочешь получить, как результат своей работы. Но, как ни странно, челнинцы всегда отличались активностью и оптимизмом, наверное, поэтому конкурентов и здесь хватает. Но это очень здорово, потому что конкуренция подстегивает быть лучшими, и стимулирует к внедрению инноваций.
- Пострадал ли этот рынок от кризиса? А ваша компания? Какие шаги были предприняты вами, чтобы пережить сложные экономические времена?
- Кризис - это отличное испытание на прочность. Это время когда ты видишь и потом анализируешь проблемные вопросы твоего предприятия. В кризис приходилось продумывать каждый шаг, но нам очень помогло внедрение новых моделей производимой мебели. В этом помог и наш коллектив, который больше работал и прилагал усилий, понимая, что на дворе кризис.
ПОДПОЛЬНЫЕ МЕБЕЛЬЩИКИ
- Каковы сегодня условия входа на ваш рынок? Насколько возможным вы считаете приход сегодня новых игроков?
- На любой рынок можно зайти, в том числе и на наш. Но оборудование, используемое в нашем бизнесе, недешевое. Сегодня если кто и входит на наш рынок, так это те недобросовестные предприниматели, которые копируют чужую мебель. Получается, мы, наши дизайнеры разрабатывали модели, виды мебели, внедряли их на рынок, а кто-то копирует эти товары и продает под нашей маркой. Качество мебели в этом случае невысокое.
- А как вы боретесь с подпольными мебельщиками?
- А как бороться? Невозможно бегать за каждым производителем. Смысла нет. Мы нашим покупателям показываем, на каком оборудовании производим свой товар, чтобы у них не возникло желания приобрести похожий на стороне. Все оборудование у нас итальянское, с ЧПУ - числовым программным управлением. Вручную мы мало что сегодня производим – в основном на станках.
- Обычный человек, рядовой покупатель, ваш клиент сможет отличить качественную фирменную продукцию от поддельной?
- Да, может. Во-первых, по упаковке. Во-вторых, по тому, как наклеена кромка на торцах деталей. И главное, что мебель подпольных фабрик очень тяжело собрать, всегда, чего-то не хватает, какой-то детали нет. И люди, покупая эту «левую продукцию», делают ошибочный вывод о том, что в автограде нет хороших фабрик. «Гаражное производство» фактически портит репутацию фирменных производств.
- Насколько это масштабное явление – подделка мебели?
- Ну, та же ситуация, что и с запчастями КАМАЗа. Их тоже делают, можно сказать, «в каждом гараже», как и мебель.
МОДЕЛИ МЕБЕЛИ ЗАВИСЯТ ОТ ЧЕЛНИНСКИХ КВАРТИР
- Какую продукцию выпускает ваша фабрика и почему? Что сегодня пользуется особенным спросом в автограде?
- Наша фабрика выпускает самую разную продукцию. Кухонную мебель, стенки, кровати, детские, спальные гарнитуры, тумбочки, компьютерные столы. Более 200 видов корпусной мебели. Более 15 видов – мягкой мебели. И совсем недавно наша компания начала производить офисную мебель. Еще одно новое направление – металлоконструкции: это ортопедические основания для кроватей, мягкой мебели. Потому что сегодня перестают производить мягкую мебель на деревянных каркасах - все делают на металлокаркасах. По металлоконструкциям мы запустили отдельное производство.
Я все наши марки, наименования, которые мы планируем запустить в производство, сначала «примеряю» на себе. Смотрю, понравилось бы это мне или нет. Во-вторых, немалое значение имеет площадь челнинских квартир – они в нашем городе в основном небольшие. Скажем, у нас есть кровать «Семейная», двухярусная. На первом «этаже» спят родители, на втором – ребенок. Этот вариант мы разрабатывали фактически специально для малосемеек. И сегодня она пользуется хорошим спросом. Покупатели с большими квартирами берут большие «детские».
- А как работаете с офисной мебелью?
- Сегодня у нас три направления по офисной мебели. Это мебель для руководителя – стильная, дорогая, а также мебель для персонала и бюджетная мебель. И сами понимаете, руководитель у компании один, значит, только один кабинет будет обставлять. А мебели для персонала, так скажем, «мебели среднего класса», надо гораздо больше. В основном мы на нее и рассчитываем.
ЧЕБОКСАРСКОЕ ИЛИ ЧЕЛНИНСКОЕ?
- Как вы конкурируете с крупными мебельными фабриками? Чувствуете ли «давление» иногородних конкурентов? Планируете ли выход на другие рынки, скажем, на столичные?
- Конечно, наш брэнд не такой известный и узнаваемый. По Челнам-то он узнаваемый, а по другим городам пока не очень. Сегодня мы работаем по всему Татарстану. У нас более 100 оптовиков, которые покупают нашу мебель и выставляют в своих магазинах. И пять официальных дилеров - в Казани, в Башкирии, в ряде других городов и регионов.
Что же касается крупных фабрик – то мы с ними вряд ли конкуренты. У них ведь, прежде всего, цены выше, чем у нас. Мы сейчас рынок Челнов проработали почти. И планируем заняться Нижнекамском, Казанью, другими городами республики. Сначала обставим своими салонами Татарстан, а потом уже будем думать о федеральном рынке.
Я вообще, честно говоря, не понимаю наш народ иногда. Многие челнинцы не хотят брать «челнинское». Мол, лучше возьмем «чебоксарское». А там, в Чебоксарах, такой же предприниматель работает, и у него такое же производство! Самое смешное, что в Чебоксарах «чебоксарское» не берут, берут «челнинское». Не знаю, почему, но это длится уже много лет.
- В Челнах немало специализированных магазинов, торгующих мебелью. Присутствуете ли вы в них? Есть ли у вас свой магазин?
- Наша продукция и на рынках выставлена, и в магазинах. Порой я даже не знаю, в каких торговых заведениях мы присутствуем. Иногда захожу в магазин, смотрю – похожая на нашу мебель. И действительно, наш товар. Клиентов так много, что не успеваешь спросить, где они продают нашу мебель. Но у нас есть и свои точки. Год назад мы открыли свой магазин в ТЦ «Мегастрой». Открыли потому, что люди у нас постоянно спрашивали, где можно посмотреть нашу мебель. Изначально же мы начинали работать на оптовиков. Магазин этот довольно неплохо сейчас работает. Сейчас ведется ремонт в торговом центре «Джумба» (в бывшем закрытом боулинг-клубе). Там у нас откроется еще один магазин площадью 400 квадратных метров. Будем надеяться, и там дела хорошо пойдут.
«70% МЕБЕЛИ ЧЕЛНИНЦЕВ – СТАРАЯ»
- Мебель - не товар первой необходимости. Как вы работаете на рынке? Есть ли какие-то особые схемы продвижения товара, маркетинговые ходы, реклама?
- В апреле мы планируем начать выпускать свою газету, где будет представлен весь наш ассортимент и цены. Первоначально выпустим ее тиражом в 20 тысяч экземпляров. Распространяться будет бесплатно – по почтовым ящикам челнинцев. Люди будут смотреть, примерять нашу мебель к размерам своих комнат.
Есть система скидок. Скажем, для одного башкирского постоянного клиента проводим акцию «ортопедическое основание для кровати – бесплатно». Мы для него сделали около 200 кроватей, все они успешно были проданы.
- Как вы, в целом, оцениваете перспективы рынка мебели в Челнах и Татарстане?
- Рынок будет расти. Дома по социальной ипотеке будут строиться, и новые жильцы не захотят обставлять квартиры старой мебелью, к примеру. Захотят купить новую. У кого-то мебель стареет. Но зависит наш рынок не только от рынка недвижимости. Вообще, как известно, более 70 процентов мебели у наших людей – старого произодства, 1990-х годов. Ее давно пора менять. Будут открываться офисы – будет продаваться и офисная мебель.
- Будете ли вы в ближайшем будущем как-то диверсицифировать свой бизнес, открывать новые направления, выходить на новые рынки?
- Помимо металлоконструкций сегодня мы прорабатываем новое направление: мебель для ванных комнат. Нам это интересно. И планируем развивать вновь открытое направление по металлоконструкциям. Мы же не остановились на ортопедических основаниях для кроватей и диванов. Собираемся выпускать стулья, столы металлические. Сегодня на них большой спрос.
«КРЕДИТ ПОЛУЧИТЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ»
- Берете ли вы кредиты на развитие или считаете, что всегда можно обойтись в вашем бизнесе собственными силами?
- Мы берем кредиты уже порядка шести лет. В пятый или шестой раз. Без кредитов развиваться очень тяжело. Оборудование дорого, и сразу из оборота взять средства для очередных вложений нелегко. Кредиты брать надо. Но когда мы берем любой кредит – всегда просчитываем, как и когда сможем по нему расплатиться. Какие будут минимальные продажи. Будут ли оставаться у нас деньги на выплаты по кредитам, зарплату, аренду. Поэтому даже в кризис каких-то проблем, связанных с кредитованием, не почувствовали. Вот 10 лет назад проблемы с кредитованием очень ощущали. Но в большей степени из-за неопытности. Просто я не знал тогда (мне было 17 лет), что такое бизнес.
- Сегодня предпринимателю сложно получить кредит в банке на открытие и развитие своего дела?
- Кредит сегодня получить сложнее, чем было раньше. Но раньше и проценты были большие. Сейчас проценты поменьше, но и взять кредит стало посложнее. Необходим хороший залог. Если залог - это товар в обороте, его приходится еще страховать. Требуется и отчитываться о том, куда потрачены заемные средства. Раньше ничего этого делать не надо было. Но для начинающих предпринимателей сегодня есть несколько вариантов получения средств. К примеру, в центре занятости давали в 2010 году по 56 тысяч рублей. Мы, открывая свой бизнес, о таком и не мечтали. Есть комитет по развитию малого и среднего бизнеса РТ – там тоже можно лизинг-грант взять, от 40 до 80 процентов субсидии дают. Самое главное для начинающего бизнесмена – уметь написать бизнес-план и уметь защитить его. Сегодня открыть свое дело намного проще, чем было в конце 1990-х.
- Каким оказался товарооборот вашей компании в 2010 году по сравнению с уровнем 2009 и 2008 года?
- В 2008 году у нас товарооборот вырос на 20 процентов. А с 2009 по 2010 год товарооборот поднялся на 36 процентов. Точной цифры назвать не могу – коммерческая тайна.
АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ НЕФТЯНИКИ БЕРУТ ПОДЕШЕВЛЕ
- Какова на сегодняшний день ваша ценовая политика? И каков портрет вашего потребителя? Целевая группа?
- Средний класс цен на мебель. И мы его стараемся придерживаться. Были мысли делать дорогую мебель, но пока мы от нее отказались. Придерживаемся среднего класса. На такую мебель всегда будет покупатель. Но и сам клиент меняется. Раньше альметьевские нефтяники брали у нас дорогую мебель на 5-10 лет, а сейчас они лучше возьмут подешевле, и будут менять ее раз в два года.
- В работе вы используете итальянское оборудование. Почему? Чем не удовлетворяет российское?
- У российских производителей просто нет еще такого оборудования, которое нам нужно. Не могут они этого изготовить. Вот мы уже семь лет как сотрудничаем с итальянской фирмой SCM. У них и оборудование качественное, и сервис прекрасный. Другого оборудования нам не надо, мы привыкли с этим работать.
- Вы сами мебелью своей компании пользуетесь?
- Конечно. Когда родилась у меня дочка, например, я придумал для нее «детскую». Она стоит и у меня дома, и пользуется хорошим спросом у челнинцев. Вообще я сам полностью проектирую новую мебель, сам рисую. Есть дизайнер, который только дорабатывает идеи, доводит их «до ума».
«ТРИ ГОДА МЕБЕЛЬ ДЕЛАЛ САМ»
- Расскажите, с чего начали свою карьеру, свой бизнес?
- Мне было 17 лет, только школу закончил. Поступил в училище. Хотелось чего-то своего. Был вариант с ремонтом запчастей КАМАЗа, тогда бум такой был. И как-то с другом решили попробовать стол, табуретку изготовить. Сами все проектировали, сами изготавливали. Года три вообще все самостоятельно делал. Поначалу нам приходилось брать предоплату, денег не хватало, но потом постепенно бизнес вырос. Были и неудачные решения в бизнесе. Как-то переехали в слишком большое помещение. Тогда мы изготавливали кухонные диваны. Они, конечно, хорошо продавались. Но мы не потянули в результате. Пришлось арендовать площадь поменьше, взяли еще один бокс, потом еще один. И в итоге проработали на одном месте лет пять. После чего уже построили свою базу, куда переехали в прошлом году.
Спасибо огромное за поддержку надо сказать родителям, моим родственникам. Почти весь руководящий состав компании – мои близкие родственники.
«ХОТЕЛОСЬ ЗАКРЫТЬСЯ ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ КАДРОВ»
- Были в вашем бизнесе неудачи, как вы их преодолели?
- Одно время, в 2006, кажется, году даже хотелось закрыться, уйти в другое направление. Тяжелый период переживал из-за нехватки квалифицированных специалистов, хороших кадров. Хотелось чего-то полегче, производить те же пластиковые окна. Там же ничего сложного нет: делай да ставь. Но хорошо, что этого не сделал. Посмотрел, подумал – столько прошел, проработал, назад дороги уже нет. Я был тогда молодой просто, хотелось всего, быстро и сразу. А такого не бывает.
- Насколько успешна сегодня, по-вашему, политика государства в отношении малого и среднего бизнеса? Чего не хватает вам в этой области, что бы вы хотели изменить?
- Во-первых, не хватает информации для предпринимателей о субсидиях. Взять тот же Центр занятости с программой помощи в открытии собственного дела. Многие узнали о ней тогда, когда она уже заканчивалась. Ошибкой я считаю введение новых страховых платежей в размере 34 процента. У многих теперь будет «конвертная» система оплаты труда, просто зарплатный фонд бизнесмены не будут показывать. Эти 34 процента очень сильно ударят по бизнесу. Как и повышение тарифов на электроэнергию.
В то же время, государство сегодня помогает малому бизнесу, на мой взгляд. Через Совет молодых предпринимателей, который я возглавляю, мы уже провели двух людей через программу лизинг-грант Комитета по развитию малого и среднего бизнеса РТ. Они получили деньги, начали работать.
ОСОБЫХ ПРОБЛЕМ С КОРРУПЦИЕЙ В ЧЕЛНАХ НЕТ
- Сегодня работать сложнее, чем было в начале «нулевых», или легче?
- Раньше было попроще работать. Налогов было поменьше, электроэнергия была дешевле. Клиенты буквально хватали новую мебель. Сегодня потенциальный клиент пока все магазины не обойдет, не обдумает, решение о покупке принимать не будет. Но мы предприниматели, для нас нерешаемых проблем не бывает.
- Проблема коррупции сильно мешает вашему бизнесу и малому бизнесу автограда, актуальна она для нас?
- Мы поэтому и создали Совет молодых предпринимателей, чтобы идти вместе, чтобы про нас знали в городе. Одному предпринимателю тяжело работать. А когда мы работаем вместе, в команде, пусть у нас разный бизнес и разные проблемы, мы стараемся их решать сообща. Но такой коррупции, чтобы невозможно было работать бизнесу в Челнах, ее нет на самом деле. Если кому-то тяжело, пусть приходит в наш Совет, мы поможем ему.
- А когда вы решили организовать объединение молодых бизнесменов автограда?
- Год назад. Нас в городе несколько предпринимателей, которые общались, дружили. Нам пришла мысль в голову создать Совет. Сегодня же государство активно пытается поддерживать предпринимателей. Сейчас у нас больше 50 челнинских бизнесменов. Я председатель, у меня есть несколько заместителей, у каждого свое направление работы. Совет - это общественная организация. Про нас руководство города сегодня знает. Работаем с Ассоциацией малого и среднего бизнеса РТ, с «Деловой Россией», «Опорой России».
«СКУЧНО, КОГДА ЗАНИМАЕШЬСЯ ТОЛЬКО БИЗНЕСОМ»
- Какие-то успехи есть уже?
- Мы получили статус юридического лица в конце 2010 года. Создали бизнес-сообщество в Челнах. Открыли общественную приемную для начинающих предпринимателей. Помогает в открытии нового дела. Одному, Виноградову Владиславу, помогли с открытием типографии. Через Центр занятости он взял деньги, закупил оборудование, закупил помещение в ТЦ «Джумба». И мы всем Советом заказываем у него полиграфическую продукцию. Вот, скажем, каталог нашей фабрики отпечатан у него. Другому помогли открыть несколько точек по продаже кваса, все лето он работал, и сейчас открывает кафе японской кухни. Еще одному помогли с открытием макаронной фабрики. У нас есть член Совета, который пишет бизнес-планы для начинающих предпринимателей. Недавно открыли консалтинговую компанию при СМП. Раньше наша общественная приемная работала два часа в неделю, а теперь ежедневно с 8 до 17 часов. Через наш Совет предприниматели занимаются и благотворительностью. Недавно мы провели для ветеранов концерт, подарили подарки юбилярам. Зимой восстановили каток у МЦ «Заман». В марте организуем профильную смену для школьников «Как начать свое дело», где они будут защищать свои проекты.
- Зачем вам, успешному бизнесмену, взваливать на себя еще и работу в общественной организации?
- Скучно, когда занимаешься только бизнесом. Пять лет назад я бы сказал, мне не нужна никакая общественная организация. А сейчас хочется чего-то нового, интересного. Мы молодые, стараемся идти вперед. Да и одно другому не мешает. Совет молодых предпринимателей не мешает производству, производство не мешает СМП. Хватает ли времени? Времени никогда не хватает. У меня его не было, даже когда общественной организации не существовало. И до сих пор времени не хватает.
- Остается ли у вас в таком случае время на отдых?
- Отдыхать успеваю. Отдыхаю с семьей, с друзьями. На охоту, на рыбалку выезжаю. Сам лично в понедельник и среду хожу на лыжах зимой, а по вторникам и четвергам хожу в бассейн. Вечером, после работы. Как-то успевается.
Сергей Афанасьев
Визитная карточка руководителя Шигин Иван Александрович генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта» Дата и место рождения: Набережные Челны, 11.10.1983 Образование: высшее, незаконченное, сейчас учится в ИЭУиП. Карьера: с самого начала в мебельном бизнесе Семья: женат, двое детей Увлечения: охота, рыбалка |
Визитная карточка компании Мебельная фабрика «Идея комфорта» Дата создания: 25.03.1999 Численность работников: 55 Основной собственник: Шигин Иван Александрович |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.