Антон Грачев — директор казанского IT-паркаФото: Сергей Елагин

«ПРИБЕГАЯ К ПОМОЩИ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ, МОЖНО СЭКОНОМИТЬ ДО 30 ПРОЦЕНТОВ ИТОГОВЫХ РАСХОДОВ»

Термин «аутсорсинг» (с англ. «вынос вовне») — давно привычное слово в деловых кругах. Наиболее лаконичное описание аутсорсинга — это способ оптимизации деятельности предприятия с помощью передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям.

В России и в мире эта услуга уже давно ассоциируется не только, к примеру, с услугами юристов и транспортных компаний, но и с динамично развивающимся направлением, так называемым IT-аутсорсингом. И необходимость перехода на аутсорсинг в области информационных технологий давно четко осознали многие российские компании. Однако есть и те, кто по традиции в своей структуре содержат собственное IT-подразделение.

В этой статье мы постараемся разобрать, в каких случаях такое предпочтение оправданно, а когда традиционный подход лишает компанию возможности оперативно внедрять новейшие технологии для повышения эффективности деятельности организации.

Для чего использовать IT-аутсорсинг?

К IT-аутсорсингу чаще всего обращаются для обеспечения бесперебойного функционирования IT-инфраструктуры (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, программного обеспечения), для обучения и технической поддержки пользователей, для автоматизации бизнес-процессов компании, модернизации оборудования и ПО или даже разработки IT-стратегии компании.

В чем же преимущество и недостатки собственного IT-департамента? Рассмотрим на примере компаний, где IT не является профильным направлением.

Нажмите, чтобы увеличить

По некоторым оценкам, прибегая к помощи сторонних организаций для менеджмента IT-инфраструктуры, можно сэкономить до 30% от своих итоговых расходов.

Нажмите, чтобы увеличить

«БУДУЩЕЕ РОССИЙСКИХ БАНКОВ СТОИТ ЗА УВЕЛИЧЕНИЕМ ДОЛИ ОНЛАЙНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОФЛАЙНУ»

Каким компаниям стоит обратить внимание на IT-аутсорсинг?

Компании, где информационные технологии не являются профильным направлением, могут легко воспользоваться комбинациями готовых решений или разовыми услугами аутсорсинга. К примеру, такие услуги могут быть полезны при обновлении всего парка компьютерной техники, переустановки программного обеспечения или при расширении локальной сети.

Или взять, к примеру, небольшой интернет-магазин. Содержать штат разработчиков для такого бизнеса невыгодно, так как для того чтобы один раз в пару лет обновить сайт, контент и добавить новые функции, легче и дешевле будет обратиться к аутсорсу. Это типично для многих компаний вне IT-сферы, периодически обновляющих свои представительства в интернете.

Казалось бы, если программное обеспечение не влияет на бизнес-процессы компании, то ей и незачем обращаться к аутсорсу, но сейчас нет таких компаний, которые, так или иначе, не пользовались бы IT-технологиями. Не заняться сегодня оптимизацией и автоматизацией своих бизнес-процессов — значит завтра подвергнуть себя риску стать неконкурентоспособным. Любой компании необходимо идти в ногу со временем — изменять свои привычные бизнес-процессы, автоматизировать их, оцифровывать информацию и повышать таким образом свою эффективность в поиске клиентов или при работе с ними.

Постоянный же аутсорсинг необходим и важен, когда у бизнеса есть регулярно поступающий поток IT-задач. Наглядный пример — российские банки. Их будущее — за увеличением доли онлайна по отношению к офлайну. Поэтому здесь, конечно же, не обойтись без разработки дополнительного функционала. И те банки, которым уже удалось добиться первых результатов после внедрения новых IT-проектов, сейчас содержат свой штат разработчиков или же на постоянной основе пользуются IT-аутсорсингом.

Нажмите, чтобы увеличить

«ЧТОБЫ НЕ УСЛОЖНЯТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ НОВОВВЕДЕНЯМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ, ВСЮ РАБОТУ ПО ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ МОЖНО ТАКЖЕ ОТДАТЬ НА АУТСОРС»

Какие задачи стоит отдавать на аутсорс?

Что касается популярных услуг в IT-аутсорсинге, то здесь можно отметить  «облачные» решения, которые используются в качестве альтернативы физическому «железу». Компании хорошо понимают важность «облака», что подтверждается статистикой: рынок «облачных» решений в России растет примерно на 20% в год. Для решения задач по созданию «облачной» инфраструктуры компании всегда есть два пути: можно приобрести собственное «железо», оборудовать серверные залы, вложиться в инженерные системы, продумать схему питания и т. п. или же арендовать «облачный» сервис в дата-центре.

Перед тем как решить, что дешевле — физический сервер или виртуальный, компаниям придется рассчитать стоимость временной аренды у аутсорсинговой компании и стоимость полного приобретения «железа», затраты на его собственную поддержку и даже стоимость одного часа простоя серверного оборудования, общее время простоев в год, а также сумму убытков в случае простоев. Сумма будет зависеть от сферы деятельности предприятия, его размеров, степени зрелости IT-инфраструктуры. Иногда сумма убытков от простоев может в десятки раз превышать сумму затрат на аренду отказоустойчивого «облачного» сервера, способного снизить до нуля подобные убытки. Уже здесь можно остановить дискуссию о целесообразности миграции в «облако», т. к. надежность физического сервера, расположенного в офисе, в разы ниже, чем надежность «облачного» сервера, находящегося в специализированном дата-центре.

Или же другой пример — работа с персональными данными. Российское законодательство предъявляет очень жесткое требование к обработке персональных данных и к их обязательному хранению только на территории Российской Федерации, поэтому всякому крупному бизнесу, который работает с большими базами данных о клиентах, придется отчитываться о соблюдении законодательства в Роскомнадзор. Чтобы не усложнять законодательными нововведениями бизнес-процессы в компании, всю работу по персональным данным можно также отдать на аутсорс надежным центрам обработки данных или же дата-центрам.

К примеру, в Татарстане находятся не более пяти крупных коммерческих дата-центров, но из них высоким стандартом надежности оборудования и инфраструктуры TIERIII, а также аттестатом соответствия защиты персональных данных обладает только дата-центр казанского IT-парка.

Нажмите, чтобы увеличить

«КАЖДЫЙ ДОЛЛАР, КОТОРЫЙ МЫ ТРАТИМ НА АУТСОРСИНГ, ТРАТИТСЯ НА НАШИ ТОВАРЫ ИЛИ РЕИНВЕСТИРУЕТСЯ В НАШ РЫНОК»

Как выбрать правильную компанию на аутсорс?

При выборе аутсорсера важно учитывать несколько важных моментов:

— Возраст компании. Чем меньше компания существует на рынке, тем больше вероятность того, что вам будет трудно с ней работать и понимать друг друга. Лучше, если команда уже работает на рынке более пяти лет: к этому возрасту время неудач и жестких провальных проектов уже осталось в прошлом.

— Изучите сайт компании. Он поможет не только ознакомиться с фирмой, но и получить информацию о спектре услуг и даже рассчитать их стоимость через специальные калькуляторы.

— Узнайте список партнеров компании и соберите обратную связь от своих знакомых, которые уже успели посотрудничать с данной компанией.

— Почитайте отзывы в интернете. Полностью на них полагаться не стоит, но для составления общего впечатления они подойдут.

Как говорил американский экономист Артур Лаффер: «Просто помните, что каждый доллар, который мы тратим на аутсорсинг, тратится на наши товары или реинвестируется в наш рынок».

Антон Грачев