Фото предоставлено компанией «Скайлэнд»

«ИСПОЛНЯЕМ ЛЮБОЕ ПОЖЕЛАНИЕ КЛИЕНТА, СВЯЗАННОЕ С ЕГО КОМАНДИРОВКОЙ»

– Компания «Скайлэнд» была основана сравнительно недавно – в 2007 году в Москве. Обычно регионы идут покорять столицу, но тут произошло наоборот – ваш основной офис переместился в столицу Татарстана. Почему так произошло? В регионах проще развивать бизнес?

– Произошло так потому, что в Казани удалось набрать очень хороший коллектив, тем самым получить значимых клиентов, вести работу и расширяться. В итоге казанский офис стал больше и эффективнее, чем московский. Кроме того, в регионе дешевле содержать офис и сотрудников. Московский офис при этом продолжает работать и развиваться. В Татарстане, кроме Казани, у нас есть офисы в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, в аэропорту, расположенном в Лаишевском районе. Среди других регионов – в Нижневартовске.

– Вы начинали как туристическое агентство, но постепенно трансформировались в туроператора. Как это происходило?

– В Москве мы изначально были туроператором. В Казани же начинали как турагентство, которое продавало чужие продукты, не ориентируясь на создание собственных. Постепенно происходил обмен опытом между нами и московским офисом. Позже казанский офис стал самостоятельным туроператором, а индивидуальный деловой туризм – нашим основным направлением. По итогам 2016 года мы стали одним из лидеров регионального туристического бизнеса.

Список корпоративных клиентов в Татарстане достаточно обширен. Если начать перечисление, то это, наверное, все основные сферы экономики. В значительной степени мы обслуживаем государственный сектор – это аппараты различных министерств и ведомств, а также банковская сфера, включая крупнейший банк республики. Также нам доверяют крупные компании нефтехимического, машиностроительного, судостроительного, сельскохозяйственного секторов.

– Какие направления преобладают среди продаж физическим лицам?

– Прежде всего создание индивидуальных туров. Пакетные туры продаются в каждой компании, а вот персональные туры создать сложнее. Это немного другой стиль работы. Нужны надежные партнеры за рубежом, с которыми налажены коммуникации. Дело в том, что многие иностранные компании с большим недоверием относятся к российским туристическим организациям. Для того чтобы легко работать с зарубежными партнерами, важно создать себе хорошую репутацию. Кроме того, преимуществом любой туристической компании являются сотрудники, знающие языки.

Фото предоставлено компанией «Скайлэнд»

«СУММАРНЫЙ ОБОРОТ В ГРУППЕ КОМПАНИЙ «СКАЙЛЭНД» В 2016 ГОДУ СОСТАВИЛ БОЛЕЕ 1,6 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ»

– Сколько составляет оборот компании за год? И какие цели перед собой ставите?

– «Скайлэнд» – это группа компаний, и суммарный оборот по ней в 2016 году составил более 1,6 миллиарда рублей. Цель – рост продаж в Татарстане, но, помимо этого, хотим транслировать свой здешний бизнес-опыт на другие регионы. Как раз с этой задумкой мы открыли дополнительный офис в Нижневартовске. Получилось не так, как хотели, но все-таки неплохо, отточили на этом городе некоторые минусы. Собираемся открывать офисы в других городах России. Обсуждаются прежде всего перспективы работы в соседних с Татарстаном регионах – Башкортостане, Ульяновской и Свердловской областях, но также мы думаем и о Санкт-Петербурге.

– Исходя из каких критериев подбираете интересные для развития регионы?

– Первым критерием является наличие в регионе хороших корпоративных клиентов. Вторым – есть ли у компании какой-то опыт взаимодействия с этим регионом. Например, в переговорах в Башкортостане клиентам важно слышать, с какими крупными компаниями мы работаем в Татарстане. А вот, к примеру, в Екатеринбурге, эти названия ни о чем не говорят. Важным критерием для выбора является объем пассажиропотока в аэропортах вблизи планируемого размещения офиса. Чем больше пассажиропоток, тем чаще люди путешествуют – значит, нам выгодно там открываться.

Фото: Ирина Ерохина

«БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТОРА НЕ ОБХОДИМСЯ»

Какую роль в развитии туристического бизнеса играют современные цифровые технологии, интернет?

– Около 10 лет назад заявки на бронирование туров проводились по факсу, билеты на самолет были только бумажными. Когда я пришел в эту сферу бизнеса, туристические путевки уже бронировались онлайн, билеты были электронными. Поэтому для меня туризм начался с позиций, неразлучных с интернетом. Если изначально электронное взаимодействие было ориентировано на формат B2B, сейчас наступили те времена, когда продажи клиентам осуществляются напрямую из интернета. Я думаю, что тот бизнес, который мы выстроили сейчас, если не пропадет, то достаточно сильно ужмется из-за натиска со стороны прямых продаж через интернет.

– Вы анализировали, какую долю в вашем бизнесе занимает e-commerce1?

– У нас пока очень мало интернет-продаж, и мы понимаем, что это большой минус. В этом направлении мы работаем и думаем, что 2018 год будет для нас прорывным.

– Любой бизнес хочет расширяться и развиваться. Вы рассказали о планах по открытию офисов в новых регионах. Как привлекаете инвестиции и какие финансовые инструменты используете?

– Без поддержки инвестора, конечно, не обходимся. C 2008 года, то есть почти с самого основания компании работаем с «АК БАРС» Банком (ПАО), это наш финансовый партнер. О нем сейчас ходит много слухов, равно как и о большинстве российских банков. Но мы руководствуемся официальной отчетностью Центробанка, да и с региональным партнером сотрудничать удобнее.

В начале у нас был открыт в банке расчетный счет, мы проводили валютный контроль. Лет через пять начали пользоваться банковскими гарантиями, это удобно, рекомендую. Решения принимаются быстро, а это имеет существенное значение при участии в тендерах. Недавно мы стали пользоваться овердрафтом, так получается выгоднее, чем простое кредитование. Безусловно, в основе овердрафта лежит полное взаимное доверие между компанией и ее финансовым партнером.

Фото: Ирина Ерохина

«У ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ТАТАРСТАНЕ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ»

– Туристы, путешествуя по России, часто сами планируют свои туры без помощи туроператоров или агентств. Таким образом, значительный пласт российского туристического сегмента выпадает из оборота туроператоров. Как в этом направлении работаете?

– Действительно, российские туристы часто просто садятся в машину и едут до того же Крыма самостоятельно. Прибывая на место, они сами размещаются в гостинице и планируют свой отдых. Кроме того, люди заходят на сайт, который продает авиабилеты, сравнивают цены и покупают без чьей-либо помощи. То же происходит и с бронированием отелей. В плане статистики для нас эти покупатели не видны. Чтобы привлечь таких туристов в качестве клиентов, можно, например, предложить им привлекательные цены на авиабилеты. Несмотря на то что основной наш сегмент – это люди, предпочитающие зарубежные поездки, число туристов, которых мы отправляем в путешествия по России, год от года растет. Исключение составил 2017 год. Причиной стала отмена субсидии на авиаперевозки в Крым. В этом направлении из Казани вылетели значительно меньше туристов.

– Есть ли у вас планы по развитию внутреннего туризма в Татарстане?

– Новое направление, которое мы начали в прошлом году, – въездной туризм в Татарстан. Тематика интересная, и для ее развития мы участвуем в разнообразных выставках за пределами республики, презентуем наш туристический потенциал.

Здесь ситуация довольно простая. В республике был создан госкомитет по туризму, который очень активно выявляет точки притяжения для туристов. Он помогает туркомпаниям взяться за кое-либо направление и развивать его.

Фото: Ирина Ерохина

У внутреннего туризма в Татарстане большой потенциал. Ярким примером развития туристических брендов в республике могу назвать саму столицу Казань, а также Свияжск и Болгар. В 2009 году, когда я впервые побывал в Свияжске, он выглядел заброшенным, все постройки были «настежь». Сейчас этот туристический объект разительно изменился. Это та уникальная позиция, которую смогли поднять и раскрутить. То же самое могу сказать о Болгаре, Кремлевской набережной в Казани. Точек притяжения запустилось большое количество. Заметный PR-эффект был создан благодаря проведению в Казани крупных спортивных мероприятий.

С недавнего времени «Скайлэнд» начал заниматься организацией индивидуальных экскурсий по Казани. Эти услуги востребованы для туристов, приезжающих в столицу Татарстана на различные форумы, конференции, сборы, спортивные соревнования или же с целью просто посмотреть этот красивый город.