Оценить эффективность плана «Буран» ночью вышел мэр Казани Ильсур Метшин Ильсур Метшин: «Самой большой проблемой остаются дворы, поселки. Необходимо в рамках операции «Буран» правильно распределить силы, вывезти максимальное количество снега» Фото: metshin.ru

«МЫ СТАВИМ СЕБЕ ЗАДАЧУ 20 ТЫСЯЧ ТОНН»

Оценить эффективность плана «Буран» сегодня ночью вышел мэр Казани Ильсур Метшин. Как сообщает пресс-служба исполкома, он побывал, в частности, на перекрестке улиц Качалова — Шаляпина. Здесь красовалась табличка-предупреждение — мол, граждане автолюбители, освободите проезжую часть с 22 часов до 6 утра — дороги надо чистить! Впрочем, реакция бывает далеко не всегда, рассказали мэру дорожные рабочие. «Только сами, если не будет помощи населения, понимания жителей близлежащих домов, мы не справимся, — передает слова градоначальника пресс-служба. — Большая просьба к казанцам: если услышите, что работает техника, выйдите и уберите машины, которые ей мешают».

Импровизированное совещание прошло и во дворе дома №25 по ул. Шаляпина. Замруководителя исполкома — председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин рассказал о проблемах с вывозом мусора — машины зачастую просто не могут заехать за контейнерами. «Мусора меньше не станет. Если до завтра мы не вывезем его, начнется не снежный, а мусорный коллапс, — обеспокоен мэр. — Это будет большая проблема, поэтому здесь надо серьезно поработать».

Завершая объезд, он подвел итог. «Важно, несмотря на настоящую стихию, все-таки обеспечивать движение по основным магистралям. Самой большой проблемой остаются дворы, поселки. Необходимо в рамках операции „Буран“ правильно распределить силы, вывезти максимальное количество снега. Мы ставим себе задачу 20 тысяч тонн», — резюмировал мэр.  Напомним, в обычные дни с дорог вывозят примерно по 10 тыс. тонн снега. За прошедшие сутки этот показатель составил 16,8 тыс. тонн. 

Идущие друг за другом комбинированные дорожные машины, грохот самосвалов на снегоплавильной станции у Речного техникума, снежные валы от грейдеров и медленное движение тихоходных лаповых снегопогрузчико Идущие друг за другом комбинированные дорожные машины, грохот самосвалов, снежные валы от грейдеров и медленное движение тихоходных лаповых снегопогрузчиков — так в полночь проходил рабочий объезд ночных улиц Фото: Ирина Ерохина

«МАШИН НА ДОРОГАХ МАЛО. МОЖНО ВЫПУСКАТЬ ТЯЖЕЛУЮ ТЕХНИКУ»

Идущие друг за другом комбинированные дорожные машины, грохот самосвалов на снегоплавильной станции у Речного техникума, снежные валы от грейдеров и медленное движение тихоходных лаповых снегопогрузчиков — так в полночь проходил рабочий объезд ночных улиц Казани при участии главы исполкома города Дениса Калинкина и его зама, председателя комитета внешнего благоустройства Игоря Куляжева. Какими силами убираются дороги? Достаточно ли техники? Какие проблемы надо срочно «расшивать»? Эти и многие другие вопросы решаются «в полях» с участием глав районов и руководителей подрядных организаций.

«Снегопад только-только закончился, поэтому сейчас необходимо размести, поджать к обочинам снег, посыпать дороги, — рассказал журналистам в ходе рейда Куляжев, стоя на проезжей части кольца у Дворца водных видов спорта. — Основной упор ночью мы делаем на вывоз снега. Это самая удобная ситуация — машин на дорогах мало, мы не перекрываем движение, можно выпускать тяжелую технику». Напомним, что вчера чиновники объясняли отсутствие тяжелой техники именно тем, что вереницы КДМ, тихоходы-лапотники, гребущие снег в кузовы «КАМАЗов» плюс грейдеры, сдвинувшие вал снега на дороги, способны запросто вызвать транспортный коллапс.


Казанский «снегоуборочный комбайн» на полную мощь включается по ночам. Днем 5 февраля на улицах города работали 417 единиц техники, к полуночи на улицах Казани задействовали 517 машин. Из них 190 пришли на помощь в рамках объявленного плана «Буран» (в основном это самосвалы грузоподъемностью от 15 до 30 тонн и тяжелые погрузчики). Совокупно за день и ночь в уборке поучаствуют свыше 930 различных машин. Включили все 6 стационарных снегоплавильных камер. «Передвижные камеры пока не используем», — уточнил глава КВБ. Частично снег вывозят на площадки для временного хранения, откуда затем его переплавят и спустят в канализацию. Хороший эффект дала новинка — влажный двухфазный реагент. Он прилипает к дороге и остается на месте, ликвидирует скольжение и не разносится ветром.

«Есть дорожные рабочие, которые занимаются расчисткой остановочных павильонов, подбором снега за снегопогрузчиками, — рассказывает Куляжев, уточнив, что в каждом звене четыре-пять человек. — Какой бы техника ни была, подчистую она все равно отработать не может». Вот и машут лопатами труженики в рыжих тужурках. Всего в минувшую ночь работали 48 механизированных звеньев. В состав каждого звена, помимо дорожных рабочих, входит от трех до семи самосвалов — их количество зависит от производительности приданного погрузчика.

«Месячную норму за три дня убрать невозможно. К воскресенью наведем порядок», — пообещал в ходе ночного рейда по улицам Казани Игорь Куляжев «Месячную норму за три дня убрать невозможно. К воскресенью наведем порядок», — пообещал в ходе ночного рейда по улицам Казани Игорь Куляжев Фото: Ирина Ерохина

«ПРИЕДЕТ ЭВАКУАТОР — ВОТ ТОГДА ТОЛЬКО ОТРЕАГИРУЮТ! К СОЖАЛЕНИЮ, КРОМЕ ДУБИНКИ...»

Как реагируют автовладельцы, наглядно стало понятно неподалеку от улицы Адоратского. Здесь работало одно из звеньев городского «снегоуборочного комбайна». 

— Вот как убирать эту улицу? Машины по обочинам! — показал журналистам Калинкин. 

— А убирать надо, тут троллейбусы ходят, — обронил сидевший рядом с ним глава Ново-Савиновского и Авиастроительного районов Тимур Алибаев.

По словам Куляжева, предупредительные знаки о том, что на этой дороге вечером будет вестись уборка, в Вахитовском районе выставляли. «Но на знаки не реагируют — машины как стояли, так и стоят», — сказал глава КВБ.

Денис Калинкин (справа): «Вот как убирать эту улицу? Машины по обочинам!» / Фото: Ирина Ерохина

«Мы на улице Симонова попробовали, но эффекта не было, — поделился ситуацией в своем районе Алибаев. — Если стоит знак и за нарушителями приедет эвакуатор — вот тогда только отреагируют! К сожалению, кроме дубинки...» Не завершив фразу, Алибаев как-то обреченно махнул рукой.

Вообще же у дорожников только два дня на уборку снежного покрова, образовавшегося в результате осадков мощностью до 6–10 миллиметров. Если осадки превышают 10 мм (а это как раз наш случай), то на расчистку города по нормам отводится три-четыре дня. Напомним, что, по словам профессора КФУ Юрия Переведенцева, такого количества осадков за одни сутки в феврале не выпадало 140 лет. А только за ночь 4–5 февраля выпало 24 мм — переводя в высоту сугроба, получим «подушку» примерно в 24 сантиметра.  

Впрочем, в трехдневный срок уложиться не удастся, развеял надежды Куляжев. «Месячную норму убрать за три дня невозможно. Мы рассчитываем, что к воскресенью наведем порядок, если к этому времени не будет новых снегопадов», — пояснил он. Витиеватые поселковые улицы чистить тоже собираются. «По поселкам — обязательно, — заявил Куляжев. — Но есть специфика работы, не каждая машина туда зайдет, улицы узкие. Поэтому туда мы направляем маневренные снегопогрузчики, небольшие тракторы». А чем меньше машина, тем ниже ее возможности, так что расчистить до блеска по взмаху руки не получится. 

Фото: Ирина Ерохина

ЧТО НЕ ТАК С КДМ НА ГАЗУ И ПОЧЕМУ КИРОВСКОМУ РАЙОНУ НЕ ХВАТАЕТ ГРЕЙДЕРОВ

В целом в городе четыре заказчика работ на уборку дорожной сети (по количеству районных администраций), итого четыре подрядные организации (все они МУПы) — у них есть мелкие «субчики», которые в основном трудятся на внутриквартальных территориях, поселковых дорогах. Годовой бюджет на содержание улично-дорожной сети Казани составляет 1,2 млрд рублей. Из них 700 млн рублей — расходы на зимний период.

Обычно механизированные звенья начинают выставляться на дороги в 22:00. Но из-за того что до этого времени дороги еще загружены, полноценные работы начинаются в 23:00 и продолжаются вплоть до самого утра — 6:00. «Днем работают только на тех участках, где создаются проблемы для движения автотранспорта. А также у остановочных павильонов, на внутриквартальных проездах, где ночью практически невозможно работать из-за заставленных автомобилей. Да и жители начинают жаловаться», — рассказал Куляжев.

Подрядные организации уже получили 25 новых КДМок купленных за счет бюджета РТ. 10 из них на дизеле и уже работали этой ночью на дорогах города. А вот 15 оставшихся машин работают на газомоторном топливе — они тоже пришли к подрядчикам, но для работы на них водителям нужно пройти специальный инструктаж, обучение, чем они сейчас и занимаются. «Говорят, что газомоторное топливо более экономичное, дешевле, по крайней мере, солярки, — рассуждает Куляжев. — Надеемся, что проблем не будет. Пока мы еще не работали на газу. Посмотрим, как себя покажут эти машины».

Обычно механизированные звенья начинают выставляться на дороги в 22:00, но из-за того что до этого времени дороги еще загружены, полноценные работы начинаются в 23:00 и продолжаются вплоть до самого утра — 6:00Фото: Ирина Ерохина

А вот на ул. Восстания ревизоров уже ждал глава Кировского и Московского районов Сергей Миронов. По его словам, даже план «Буран» не позволяет найти в городе дополнительных грейдеров, которые с обочины в единый вал подгребают снег для снегопогрузчиков. «Техника специфичная, компании ее просто так не держат, поэтому когда все стали убирать снег, возник дефицит, — сказал Миронов. — Такого количества грейдеров в городе просто нет. У нас до снегопада район был убран от поребрика до поребрика, тщательно. Думаю, максимум одна неделя — и снова везде будет от поребрика до поребрика. Процесс организован везде. Главное, чтобы с погодой повезло».

Кстати, днем ранее Миронов вместе со своими сотрудниками взял в руки лопату и помог с уборкой снега прилегающей к администрации территории, о чем сообщил в своем «Инстаграме».


«Получил множество комментариев, где люди писали о том, что нашему примеру последовали, вышли во дворы для очистки парковок, — рассказывает Миронов. — Положительных комментариев, по крайней мере, было больше. Обычно, когда какие-то вещи выкладываем, то в первую очередь получаем негатив. Это нормальная ситуация, в экстраординарных условиях мы подключаемся и помогаем».

Завершался объезд двух районов на снегоплавильной станции у Казанского речного техникума. Там уже накопились горы снега, которые погрузчик оправлял в камеру в теплые объятия канализации. Объезд на этом закончился только для журналистов, а для чиновников он продолжился в других районах, как и продолжилась смена для сотен дорожных рабочих.