Депутаты татарстанского парламента сегодня реструктуризировали остатки бюджетных кредитов в 5,7 млрд рублей. Платить по основным долгам нужно будет лишь с 2023 года, что у пожилых депутатов вызвало заметное воодушевление, а у молодых — тревогу, ведь речь идет о сумме до 7,9 млрд рублей в год. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как депутаты проторили тропинку к возможному повышению планки госдолга, а также узнал, чем грозит пришествие Центробанка к роли регулятора аудиторских услуг.
Леонид Якунин (слева) подчеркнул, что 5,7 млрд — это последняя сумма, которая оставалась нереструктуризированной до последнего времени
ПОЛНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
Сегодня на заседании бюджетного комитета депутаты Госсовета РТ обсудили реструктуризацию последнего пула из трех бюджетных кредитов Татарстана на общую сумму 5,7 млрд рублей. Кредиты эти ранее были получены из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета РТ. Вопрос обсуждался без министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, который, по словам главы бюджетного комитета Леонида Якунина, находится в Москве и решает некие бюджетные вопросы. Якунин намекнул: не исключено, что в день сессии депутатам придется вновь встретиться для обсуждения поправок в бюджет-2018. Не иначе как Гайзатуллин привезет из Москвы новые подарки от федерального центра?
Но вернемся к реструктуризации. Замминистра финансов РТ Алексей Шишкин напомнил, что подобные законы в прежние годы депутаты ГС РТ уже принимали. Например, в 2017 году министерства финансов РТ и РФ провели реструктуризацию бюджетных кредитов РТ, взятых на проведение чемпионата по водным видам спорта, на сумму в 12,2 млрд рублей.
Нужно сказать, что сами соглашения о реструктуризации были подписаны министерством финансов РФ и кабинетом министров РТ еще 25 декабря 2017 года (со стороны республики стоит подпись премьер-министра РТ Алексея Песошина). Теперь депутатам осталось лишь формально одобрить эти документы, возведя их в ранг закона.
Согласно графику погашения реструктуризированной задолженности, платить придется по возрастающей. В 2018–2019 годах — по 286,6 млн рублей (по 5% реструктурированной задолженности), в 2020 году — 573 млн рублей (10%), в 2021–2024 годах — по 1,146 млрд рублей (по 20%). Плата за рассрочку установлена в размере 0,1% годовых.
Якунин подчеркнул, что 5,7 млрд — это последняя сумма, которая оставалась нереструктуризированной до последнего времени. «Теперь вся сумма госдолга РТ будет реструктуризирована», — порадовался Якунин. Он добавил, что это возможность для республики немного отсрочить время неминуемой расплаты по бюджетным долгам. Общая сумма бюджетных кредитов РТ составляет 84,2 млрд рублей.
Альберт Фахрутдинов (слева): «Может быть, к минфину обратиться и попросить списать с Татарстана эту сумму? Это большие деньги»
«НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ ЛИ МЫ ДОЛГИ НА НАШИ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ?»
«Может быть, к минфину обратиться и попросить списать с Татарстана эту сумму? Это большие деньги», — помечтал вслух гендиректор «Кулона» и депутат Альберт Фахрутдинов.
Якунин напомнил, что Татарстан уже выходил с такой инициативой, но пока минфин не дает добро. «Обращались два региона, которые проводили международные спортивные мероприятия, — это Краснодар и Татарстан, и у которых сегодня высокая закредитованность. Пока нам предоставлена возможность отодвинуть все выплаты по этим долгам, а она за эти годы составляет значительную сумму», — говорит Якунин.
Напомним, что обещание «растянуть» долги Татарстана были даны еще в декабре, на итоговой коллегии минфина РТ с участием министра финансов РФ Антона Силуанова. Право на реструктуризацию бюджетных кредитов на 7 лет получили все регионы, а те, кто показывает рост налоговых доходов выше уровня инфляции, — на 12 лет. По данным Шишкина, с 2023 года начнется погашение долгов Универсиады: в 2023–2024 годах — по 7,8 млрд рублей, в 2025 и 2026 — по 6,7 млрд рублей, с 2027 по 2032 — по 7,9 млрд и с 2033 по 2036 — по 1,2 млрд рублей.
«Не перекладываем ли мы долги на наши следующие поколения?» — поинтересовался депутат Сергей Раковец. Он удивился, что с 2023 года расходы бюджета на оплату кредитов вырастут, по его подсчетам, в 20 раз.
«Конечно, перекладываем. Но здесь надо смотреть, какие бы выплаты были ежегодные, если бы не было реструктуризации? А тут они переносятся. 0,1 процента [годовых] от суммы долга», — расхваливал удачный ход минфина Якунин.
«Процент шикарный, — согласился Раковец. — И каждый здесь сидящий, наверное, мечтал бы о таком проценте! Но с 2023 года нагрузка возрастает неслабая, и надо к этому готовиться. Надо готовить документы в правительство РФ, чтобы нам не только переносили, но и списали! Мы два региона, которые достойно провели эти мероприятия, и нам как бонус (это надо предоставить — прим. ред.)».
Якунин заметил, что платить в будущем наверняка будет проще, чем теперь, поскольку ожидается экономический рост.
«Давайте честно, рост не будет в 20 раз! — парировал Раковец. — Те, кто будет сидеть на наших местах в 2023 и 2024 годах, чтобы они нас добрым словом вспоминали».
«Вы человек молодой, вы как раз еще можете сидеть здесь и принимать решения, а мы — уже проблематично», — со смехом заметил на его опасения Якунин.
Сергей Раковец (в центре) удивился, что с 2023 года расходы бюджета на оплату кредитов вырастут, по его подсчетам, в 20 раз
ПОДНЯТЬ ПЛАНКУ ГОСДОЛГА?
Далее депутаты обсудили изменения в Бюджетный кодекс РТ, которые в теории могут дать возможность минфину РТ обойти ограничения по верхней планке госдолга Татарстана и муниципального долга районов республики. Как известно, сегодня закредитованность республиканской казны близка к максимуму. И перехватить новых кредитов по прежним правилам уже не получалось.
Так вот, теперь предлагается разрешить до 1 января 2020 года муниципальным образованиям, чей долг на 1 января 2017 года составил более 100% объема годового местного бюджета, перевалить максимальную планку муниципального долга — на сумму полученных бюджетных кредитов. На сколько можно «перебрать», не уточняется.
Предельный порог госдолг Республики Татарстан, согласно поправкам, также может быть превышен в случае, если доля дотаций из федерального бюджета превысит 40% объема собственных доходов в течение двух из трех последних отчетных лет, хотя, исходя из нового бюджетного правила, такое вряд ли возможно. Для муниципальных образований — по аналогии — предусмотрено разрешение превышать планку муниципального долга, если доля дотаций из других бюджетов превышает 50% от собственных доходов местного бюджета. Отметим, что это не ноу-хау наших финансистов, изменения приняты на уровне федерального законодательства, так что теперь нормы дублируются на уровне РТ.
«Проще говоря, предельный размер госдолга не учитывается», — попытался объяснить по-простому глава комитета Якунин. Но тут же добавил, что к Татарстану в данный момент это все равно неприменимо, поскольку «мы в нормы не входим». «Так ведь, да?» — уточнил он у Шишкина, который согласно закивал головой. Так что Татарстан как регион-донор с высокой обеспеченностью бюджета собственными доходами право брать новые кредиты вряд ли получит.
Ринат Ханбиков (справа) предложил не строить детсады, а просто раздать деньги семьям с детьми
В ДЕТСКИХ САДАХ — ПРОТЕЧКИ И ДЕШЕВЫЕ ИГРУШКИ
Далее Счетная палата РТ отчиталась о результатах проверки использования средств бюджета Татарстана, выделенных в 2015–2017 годах на строительство, реконструкцию и капремонт детских садов в районах и городах РТ. Как сообщил депутатам аудитор Счетной палаты Азат Валеев, общий объем средств, выделенных на строительство и капремонт детсадов, составил 9,9 млрд рублей. На эту сумму был построен 81 детский сад на 11,44 тыс. мест, отремонтировано 227 ДОУ с созданием дополнительных групп на 825 мест.
«В отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан наблюдается переуплотнение детских дошкольных образовательных учреждений. В среднем по республике на каждые 100 дошкольных мест приходится 112 детей: 96,17 — в сельских поселениях, 121 — в городских округах», — сообщил Валеев.
По словам аудитора, строительство и ремонт детских садов в РТ в целом позволили решить задачу обеспечения дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет. С 2015 года по 2017 год очереди в детсады сократились на 28,7%, на 1 октября 2017 года очередь детей в возрасте от 1,5 года до 7 лет в детские сады республики составила 33 498 ребенка. Проблема актуальна по крупным городам, на селе детсадов хватает уже практически всем малышам, заметили депутаты. Теперь предстоит решить новую проблему — по яслям, поскольку наибольший удельный вес очередников приходится именно на детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет — 92%.
Проверкой Счетной палаты РТ были выявлены завышения стоимости выполненных работ на 1,78 млн рублей. Отличился подрядчик, ремонтировавший детсад №61 «Аленушка», который пририсовал к смете 399 тыс. рублей. «Выявлены факты поставки товаров низкого потребительского качества, например смесители с небольшим сроком службы, детские игрушки», — перечислял аудитор.
«Многочисленные обращения из-за протекания кровли имеются в детском саду №54 „Звездочка“ в селе Осиново Зеленодольского района», — сообщил Валеев.
Депутаты возмутились: мол, куда же смотрит минстрой и минобраз РТ, почему не пресекли нарушения? «Речь идет о том, что мы даже ремонт и строительство детских образовательных учреждений не можем провести так, чтобы не было нареканий», — стыдил чиновников Якунин.
Пришедший на заседание Айрат Гатиятов, замминистра строительства РТ, признался, что минстрой не снимает с себя ответственности за протекающие крыши и прочие нарушения, но отметил, что речь идет о масштабной программе на 10 млрд рублей, а выявленные нарушения тянут менее чем на 1% от этой суммы. Он добавил к тому же, что сейчас практически все претензии уже устранены.
По словам Гатиятова, программа ремонта детских садов продолжается. «Более 3 миллиардов вкладывается ежегодно на капремонт дошкольных учреждений и школ, плюс по федеральной программе „Жилище“ у нас строятся детсады. Сейчас прорабатывается вопрос по новой программе для устранения очереди по ясельным группам», — заявил замминистра РТ.
За минстрой вступился депутат Дмитрий Самаренкин. «В защиту минстроя хочу сказать, что менее 1 процента — это хорошо», — сказал он: мол, кто строил дом, знает, сколько замечаний приходится делать строителям.
«1 процент — это тоже процент, мы, как бюджетный комитет, должны считать и процент, и рубль», — заметил Якунин.
А вот депутат и гендиректор завода «Аммоний» Ринат Ханбиков предложил подойти к проблеме с другой стороны — не строить детсады, а просто раздать деньги семьям с детьми.
«А где рабочие руки взять? Кто будет коров доить?» — недоумевал Альберт Фахрутдинов.
«Сейчас идет роботизация, очень много будет высвобождаться рабочих рук», — парировал Ханбиков. Он добавил, что «дети, воспитанные в детских садах, отличаются от „домашних“».
«Думаю, что все сидящие здесь воспитаны в детских садах», — осмотрел коллег Самаренкин.
«Психологически — ребенок в 7 лет пойдет в школу, это дикий человек будет, так нельзя делать, вы что!» — удивлялся предложению Раковец.
Фахрутдинов вернул разфантазировавшихся парламентариев к повестке дня. Он рассказал, как в Рыбно-Слободском районе в детском саду Биектаукского сельского поселения «вынуждены были поставить подпорки под несущие конструкции, чтобы детей просто не придавило». Якунин старательно записал информацию и обещал дать поручения.
Вадим Хоменко (справа): «Центробанк берет на себя не свои функции»
ЦБ НАЙДЕТ УЗДУ НА НЕРАДИВЫХ АУДИТОРОВ
Наконец, Сергей Никифоров, руководитель аудиторской компании «ФБК Поволжье», рассказал депутатам про проект федерального закона, который, как ожидается, наделит Банк России полномочиями по контролю аудиторской деятельности в стране. Ожидается, что в марте 2018 года он будет принят во втором и третьем чтениях, а уже с 1 января 2019 года вступит в силу.
Проблема, по его мнению, назрела со всех сторон: во-первых, качество самих аудиторских услуг хромает, во-вторых, предприятия зачастую не проводят обязательную для себя аудиторскую оценку, чтобы скрыть «грешки». Все это порой выливается в резонансные банкротства, самым громким примером стало крушение Татфондбанка, который, согласно оценкам аудиторов, еще незадолго до банкротства был якобы вполне себе устойчивый банк.
«Всего в Татарстане 4 717 организаций, которые подлежат обязательному аудиту, но только 42 процента из них проводят его, потому что 59 процентов являются превышенцами по активам», — заявил Никифоров.
Аудиторских компаний в республике официально 75, но реально компаний, о которых что-то известно, — пять-шесть, считает эксперт. По его словам, законопроект поможет перевести сферу аудита в профессиональное русло. Компаний станет заметно меньше, качество аудита — лучше, но при этом большинство «регионалов» уйдет с рынка, а оставшимся придется поднять свои услуги на 40–50%.
С другой стороны, с 400 до 800 млн рублей будет повышена планка по выручке, после которой для компании аудит становится обязательным, то есть малый бизнес по большей части освободится от этой нагрузки. Ожидается, что всего в РТ останется 1100 организаций, для которых аудит станет как «Отче наш».
Также будет определен список наиболее значимых компаний: это ПАО и АО, имеющие 25 и более процентов госкапитала, для них аудит будут проводить компании строго из реестра ЦБ. По прикидкам Центробанка, для этого будет достаточно 20–40 компаний на всю Россию, сообщил Никифоров.
«Надзор будет очень жесткий», — предупредил он. Заслон будет поставлен «кривой отчетности», компаниям будет сложнее (в идеале — невозможно) приукрасить свой отчет ради получения кредитов или для каких-то других своих целей. Как считает Никифоров, в этом главный риск для татарстанских компаний: предприятиям, получившим кредиты под «нарисованную» отчетность, банки могут отказать в своих услугах.
«Это не будет ли выдавливанием аудиторов? Все централизуем, все соберем в одно место, под Набиуллину?» — поинтересовался Фахрутдинов.
По мнению Никифорова, усиление контроля позволит повысить качество аудиторских услуг.
«Маленькие аудиторские компании идут на нарушения, могут поправить отчетность: в банк надо — одна отчетность, туда надо — другая», — обрисовал ситуацию Якунин.
«У нас один аудитор — налоговая инспекция», — заметил Ханбиков.
Вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко выступил с критикой законопроекта: по его мнению, не стоит дальше наделять ЦБ непрофильными ему функциями. «Центробанк не занимается своей основной деятельностью, как мы ждем, в части развития банковского сектора, доступности кредитов, а берет на себя не свои функции», — уверен ученый.
Еще немного пошумев и повозмущавшись (были предложения в таком случае уволить и всех дворников, которые плохо метут дворы), депутаты приняли информацию к сведению и благополучно завершили работу комитета.
Фото: gossov.tatarstan.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.