Не надеясь на развитие внутреннего рынка автомобилей, авторы стратегии развития автопрома до 2025 года предлагают задуматься об экспорте, потенциал для которого — до 300 тыс. машин. О том, как кризис 2014–2016 годов перечеркнул достижения прошлого, почему уровня продаж и спроса 2012 года не удастся достичь даже к 2025-му и почему Россия отстанет от мировых трендов на 6–7 лет, — в материале «БИЗНЕС Online».
Не надеясь на развитие внутреннего рынка автомобилей, авторы стратегии развития автопрома до 2025 года предлагают задуматься об экспорте, потенциал для которого — до 300 тыс. машин
«ЦЕЛЕВОЙ УРОВЕНЬ, КОТОРЫЙ ЗАКЛАДЫВАЛСЯ В СТРАТЕГИЮ, 4 МИЛЛИОНА АВТОМОБИЛЕЙ, ДОСТИГНУТ НЕ БЫЛ»
В ближайшие месяцы должна быть принята стратегия развития автомобильной промышленности до 2025 года, которая определит основные принципы и цели отрасли, заявила вчера на круглом столе в Госдуме депутат Альфия Когогина. Любопытно, что вот уже два года в правительственных коридорах обсуждают этот, по сути, ключевой для автопрома документ. Президент РФ Владимир Путин в самом начале 2016-го поручал разработать стратегию к 1 марта, и такой срок не выглядел странным, поскольку к тому времени над документом несколько месяцев корпел минпромторг. Впрочем, готовый документ не появился ни к 1 марта 2016 года, ни через год. Все это время профильные министерства, эксперты и игроки отрасли то и дело указывали на несовершенство рождавшихся все это время стратегий. Первый вариант минпромторга забраковал вице-премьер Аркадий Дворкович, так что документ пришлось серьезно дорабатывать. Наконец, если верить Когогиной, вчера состоялось окончательное обсуждение итогового варианта, который вот-вот одобрят.
Отметим, что предыдущая стратегия, до 2020 года, хоть и сыграла свою роль в развитии отрасли, была реализована далеко не полностью. «Сегодня очевидно, что тот целевой уровень, который закладывался в стратегию, 4 миллиона автомобилей, достигнут не был», — пояснил директор департамента развития секторов экономики министерства экономического развития Александр Масленников. Теперь, по его словам, консенсус между министерствами и экспертами достигнут на показателе 2,5 млн легковых автомобилей — таков спрос в целевом сценарии стратегии ожидается к 2025 году. Любопытно, что этот показатель даже не достигнет того, какой был в 2012-м, — тогда объем рынка составлял 2,8 млн машин. Та же неутешительная картина заложена в стратегию по грузовикам: к 2025 году уровень спроса составит 122,8 тыс., тогда как в 2012-м фиксировался на уровне 127 тыс. штук. Объем внутреннего рынка легковых коммерческих автомобилей преодолеет «пиковые» значения докризисных 2005–2008 годов только к 2020 году (206 тыс.), спрос на автобусы уровня 2012 года будет преодолен только к 2025 году, и то лишь в случае реализации целевого сценария — 20,5 тысячи.
По словам Александра Масленникова, консенсус между министерствами и экспертами достигнут на показателе 2,5 млн легковых автомобилей
УДАЛОСЬ СПАСТИ
Просчеты предыдущих стратегов Масленников объяснил кризисом 2014–2016 годов, который «внес коррективы в оценки объемов внутреннего рынка». «Разрыв между ожиданиями отрасли и спросом привел к тому, что средний уровень загрузки последние четыре года составлял 50 процентов. В результате финансовые показатели отрасли перешли в отрицательную плоскость», — отметил он. В свою очередь, Когогина также указала нашему изданию на непредвиденные события. «Предыдущая стратегия не была выполнена в смысле объемов производства, так как никто не смог предусмотреть, предугадать, что рынок упадет более чем в два раза», — отметила она.
Впрочем, правительство радуется положительной тенденции по итогам прошлого года. «Рынок вырос в целом более чем на 13 процентов по итогам прошлого года. При этом производство автомобилей в РФ увеличилось почти на 20 процентов», — объявил замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. При этом, по его словам, в 2017 году порядка 40–45% автомобилей были проданы с использованием кредита, а каждая вторая машина – с использованием мер господдержки.
К слову, именно господдержка, как считает Когогина, сыграла ключевую роль не просто в развитии автопрома, но и его выживании как отрасли. «Нам удалось спасти отрасль. Если бы не было поддержки, рынок был бы сегодня 1 миллион автомобилей. Отрасли бы не было как игрока, это были бы игроки только регионального уровня. А сегодня имеем экспортный потенциал», — уверена она.
Александр Морозов: «Рынок вырос в целом более чем на 13 процентов по итогам прошлого года. При этом производство автомобилей в РФ увеличилось почти на 20 процентов»
«ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ УРОВЕНЬ ЛОКАЛИЗАЦИИ БЫЛ НЕ МЕНЕЕ 80 ПРОЦЕНТОВ»
Тем не менее, по мнению Масленникова, даже те мощности, которые были созданы за прошлые годы, позволили сократить импорт автомобилей в Россию до 15%. «В настоящее время произошел качественный переход от России как страны импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом», — считает чиновник минэкономразвития. А далее планируется на все 90% удовлетворять потребности российского рынка.
Впрочем, даже показатель спроса в 2,5 млн автомобилей не позволит загрузить имеющиеся в России мощности на все 100%. Так что эту задачу собираются решать, расширяя экспорт автотехники. Так, по словам Масленникова, в прошлом году удалось экспортировать лишь 100 тыс. автомобилей. Потенциал экспорта к 2025 году оценивается в 20–300 тыс. единиц. «Дальнейший уровень экспорта будет определяться проникновением на рынки Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Рост экспорта на европейский рынок тоже возможен, но, скорее всего, придется поменять модельный ряд, а также более эффективно внедряться в цепочки глобальных производителей», — полагает представитель минэкономики. По его мнению, даже сегмент компонентов имеет неплохой потенциал экспорта, но при условии обеспечения стабильного качества продукции. В общей сложности, считает Масленников, Россия сможет и должна экспортировать не менее 14% производимых автомобилей — такова цель стратегии. «Общий объем экспорта автомобильной техники и компонентов к 2025 году должен составить порядка 80 миллиардов долларов», — ожидает эксперт.
В свою очередь, Когогина в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» призвала ставить более амбициозные цели: «Мы должны стремиться к тому, чтобы уровень локализации был не менее 80 процентов, а уровень экспорта — не менее 20 процентов». Отметим, согласно стратегии развития автопрома, углубление локализации составляет 70–85% в зависимости от сегмента.
«ТОЛЬКО 1 ПРОЦЕНТ РЫНКОВ ОТКРЫТ ДЛЯ ЭКСПОРТА АВТОМОБИЛЕЙ ИЗ РОССИИ»
Тем не менее, как будто не надеясь на интенсивный рост внутреннего рынка, авторы стратегии считают, что упор все-таки необходимо делать на экспорт. И вот тут страна сталкивается с целым набором разного рода барьеров и угроз. И один из главных в том, что автотехнику из России в мире почти нигде не ждут. «Сейчас только 1% рынков открыт для экспорта автомобилей из России. Нам нужно хотя бы 5-8%», — заявил гендиректор ЗАО «РЕНО-Россия» Андрей Панков. А чтобы расширить этот коридор возможностей, государство и автопроизводители должны изрядно потрудиться. Например, если производители должны поработать над качеством своей продукции, которое бы соответствовало стандартам развитых рынков, то государство, как считает Когогина, обязано поддерживать и развивать дилерскую и сервисную сеть, снижать таможенные барьеры, работать над развитием торговых отношений с другими странами. «Продавать автомобили на рынок, где пошлина 85%, невозможно, мы сразу становимся неконкурентоспособными и вылетаем в трубу», — добавила депутат. Наконец, по ее мнению, немаловажная задача – помогать автопроизводителям проводить агрессивный маркетинг, продвигать отечественную продукцию, показывать на всевозможных выставках. «Любая страна с более-менее развитой экономикой понимает, что лицо страны — автопром, а экспорт автомобильной промышленности — экспорт твоих технологий», — добавила Когогина.
Альфия Когогина: «Через пару лет станет реально, когда автомобиль спроектирован для тебя, это будет конструктор. База останется та же самая, но двигатель, сидения, интерьер, коробка передач — все будет для тебя»
«ПРИ ТАКОМ НЕБОЛЬШОМ СПРОСЕ НА ЭЛЕКТРОКАРЫ РАЗВИВАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ НЕ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО»
Кроме того, стратегией развития автопрома предусмотрено участие России в мировых трендах, а это выпуск электромобилей, беспилотников и ТС с сетевыми возможностями. Отдельный для нашей страны тренд — производство авто на газомоторном топливе. Что касается электромобилей, то их появление продиктовано целым рядом причин — от изменения климата до потребительских запросов. Так, по оценке экспертом, уже к 2020 году выпуск электромобилей составит 17%, 75% из них будут гибридными, а общее число электромобилей достигнет через два года 20 млн штук, то есть 1,7% от мирового автопарка. «Стоимость производства и владения электромобилем снижается. Идет быстрое сокращение стоимости батареи», — отметил Масленников. По мнению экспертов Tesla и GM, с 2020 по 2022 год стоимость батарей для электромобилей должна снизиться до $100–150 за киловатт-час.
Впрочем, в России электромобили пока не получили широкого распространения. Согласно статистике, в 2017 году продажи электрокаров хоть и показали рост в 27%, но в числовом выражении это всего лишь 95 штук. Не развита в России и сеть зарядных станций. О масштабном переходе на электротранспорт пока заявила лишь Москва, которая в конце прошлого года объявила тендер на покупку 300 электробусов в ближайшие три года. В то же время Дворкович накануне заявил, что в России инфраструктуру для электромобилей пока делать все-таки рано. «Электрокары пока относительно дорогие. При нашем уровне доходов они доступны только небольшой части российских семей. При таком небольшом спросе на электрокары развивать полномасштабную инфраструктуру не очень эффективно», — считает вице-премьер.
Поэтому оптимистичный сценарий, заложенный в стратегию развития автопрома, подразумевает отставание от глобальных темпов роста электромобилей в продажах на 4–5 лет. Так что к 2020 году в нашей стране будет продаваться лишь 15–25 тыс. автомобилей в год, это 1–1,5% общих продаж, причем исключительно в премиальном сегменте. В среднеценовой категории электрокары появятся, только если батареи подешевеют. В случае пессимистичного сценария Россия после 2025 года отстанет на 6–7 лет, а продажи электромобилей будут составлять не более 3–4%.
С беспилотниками пока тоже нет ясности. В России над темой работают некоторые производители, например КАМАЗ, однако для этого вида транспорта нет пока ни законодательной базы, ни инфраструктуры, а значит, выезд их на дороги общего пользования запрещен. Так что пока в случае оптимистичного расклада к 2025 году доля автомобилей с ограниченной автономностью может достигнуть лишь 1–2%. При пессимистичном сценарии такой показатель будет зафиксирован лишь к 2035 году.
Кажется, более-менее просматривающиеся цели есть у России по газомоторному транспорту. Так, предполагается, что объем производства к 2020 году составит 10 тыс. единиц, а к 2025-му — 12–14 тысяч. Из них 65% будет приходиться на автобусы, а 35% — коммерческий транспорт.
Сбудутся ли к 2025 году прогнозы, заложенные в стратегии развития автопрома, неизвестно. Однако Когогина заверила нашего корреспондента, что через 7 лет «архитектура автопрома будет совершенно иная, нежели сегодня»: «Через пару лет станет реально, когда автомобиль спроектирован для тебя, это будет конструктор. База останется та же самая, но двигатель, сидения, интерьер, коробка передач — все будет для тебя. Это как часть твоей семьи, автомобиль будет подсказывать, как твое самочувствие, рассказывать о своем, просить отвезти его на техремонт или долить маслица».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.