Асфан Галявов По словам Асфана Галявова, цены на проезд в электротранспорте в ближайшее время расти не будут, но все зависит от президента и комитета по тарифам Фото: Максим Кирилов

ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ: БОЛЕЕ ТРЕТИ ИЗ 65 МЛН ПАССАЖИРОВ ЕЗДЯТ НА МЕТРО

Сегодня генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов пригласил журналистов республиканских изданий на отчетную пресс-конференцию, чтобы вместе с ними обсудить итоги прошедшего 2017 года. А год, судя по настроению и риторике Галявова, был весьма насыщенным и сложным.

Для начала он в общих чертах напомнил всем, что из себя представляет сегодня «Метроэлектротранс»: это два троллейбусных и одно трамвайное электродепо, 14 поездов метрополитена с 47 вагонами, 96 трамвайных вагона и 201 троллейбус, а также 133 км трамвайных линий, 207 км троллейбусных сетей и 17,3 км путей метрополитена, и вся эта электротранспортная махина стоит на балансе предприятия. К слову, с учетом ожидаемой станции метро «Дубравная» протяженность метрополитена должна достигнуть 18,5 километров. Ежедневно улицы Казани «патрулируют» 72 трамвая на 6 маршрутах, 140 троллейбусов на 11 маршрутах и 9 поездов на 10 станциях метрополитена.

Всего электротранспорт в 2017 году было перевез более 65 млн пассажиров, это четверть от всех перевозок общественным транспортом города. Лидером остается метрополитен, услугами которого за год воспользовались 26,3 млн пассажиров — в среднем 92 тыс. человек ежедневно. При этом горожане и гости столицы все чаще стали пользоваться проездными билетами, перевозки по которым выросли на 72%. Казанцы ищут способы удешевить свои путешествия по городу —  стоимость поездки по проездному составляет 23 рубля, а за наличный расчет все те же 25 рублей.

Чтобы увеличить, нажмите

Самыми популярными наземными маршрутами стали трамвай №5 и троллейбус №1, которые ежедневно перевозят 27 и 15 тыс. человек соответственно. А вот самым «бесполезным» и непопулярным маршрутом по итогам года стал трамвай №2. За сутки в среднем он перевозит лишь около 260 пассажиров, половина из которых — льготники, пользующиеся соцкартой. Особое внимание Галявов, докладывая о результатах работы за 2017 год, обратил на регулярность и плановость маршрутов. Он привел сравнительную таблицу, из которой следовало, что при меньшем объеме трамваев и троллейбусов в Казани отмечен самый высокий среднемесячный пробег, нежели в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

Чтобы увеличить, нажмите

В прошлом году, по словам главы «Метроэлектротранса», его водители были причастны только к четырем дорожно-транспортным происшествиям (по всей видимости, с пострадавшими), и эта динамика с 2016-го никак не изменилась. «В 2017 году мы не убили никого, так скажем. По нашей вине никого. Это очень больно и неприятно, когда тебе звонят и говорят, что там человек погиб, кого-то задавили. Бог нас уберег, что мы не стали участниками таких ДТП», — заметил Галявов. Во многом это заслуга, конечно, и самого транспорта, который проходит постоянное обновление. Так, только в прошлом году было куплено 7 новых обычных, 3 «длинных» трамваев и 15 троллейбусов.

Чтобы увеличить, нажмите

Практически безаварийную работу электрического транспорта города обеспечивают и грамотные кадры, которыми очень гордится Галявов. Средняя зарплата сотрудников предприятия составляет 29,5 тыс. рублей. А если водитель отъездит год без ДТП, то ему выписывается надбавка в 10 тыс. рублей, за три года без ДТП — 50 тыс. рублей. По словам Галявова, на его предприятии есть водители, которые получают и по 45–50 тыс. рублей.

. В казанском метро установят радиационный контроль
Фото: «БИЗНЕС Online»

«БОЛЬШОЙ БРАТ» В КАЗАНСКОЙ ПОДЗЕМКЕ, ЖЕТОНЫ-СУВЕНИРЫ И УДЛИНЕНИЕ МАРШРУТА №5

Отдельного внимания заслужила в его докладе тема казанского метрополитена.

«Усиленно идет строительство станции „Дубравная“. Мы надеемся, что 9 мая 2019 года... Ой, 2018 года, извиняюсь, запустим эту станцию», — оговариваясь, напомнил Галявов. После этого он подробно остановился на новшествах казанского метро, например, рассказал об установке радиационного контроля, об оборудовании станций метро элементами доступной среды. Последнее нововведение — 61 аппарат по оплате проездных билетов. «Вы, наверное, заметили, что кассиров, как во всем мире, практически нет. Вот мне всегда начинают притыкать — мол, почему убрали кассиров, мы делаем не то. Ну нет, не должно быть кассиров! Мы должны уйти, чтобы наши работники меньше прикасались к деньгам. Все автоматизировано!» — с гордостью рассказывал директор «Метроэлектротранса», призывая всех чаще пользоваться картами, а не наличностью.

«У нас очень много на сторону жетонов уходит. Люди покупают жетоны как сувениры. Много туристов сейчас увозят их к себе домой. Чтобы уйти от этого, мы в этом году заказали специальные сувенирные жетоны. Если себестоимость проездного жетона 72 рубля, то этого сувенирного — 7 рублей. У нас уменьшился отток проездных жетонов. Мы очень мучились с этим, потому что в месяц 12–15 тысяч жетонов просто исчезало. А их оборотность — это наши деньги, эти жетоны должны работать, а не лежать в кармане!» — призывал Галявов. Всего в обороте казанского метрополитена находится около 200 тыс. жетонов.

Чтобы увеличить, нажмите

Вместе с новыми аппаратами по продаже жетонов установили и новые турникеты. На входе в подземку теперь стоят специальные камеры распознавания лиц — метрополитен полностью переходит на автоматизированное управление, и скоро камерами будет оснащена каждая станция метро (пока они работают в тестовом режиме). Камеры заточены на поиск фигурантов разыскных списков полиции — в случае их обнаружения сигнал будет отправлен «соответствующим службам», пояснил гендиректор «Метроэлектротранса». Напомнил Галявов, что еще в прошлом году завершили ремонт второго вестибюля станции «Кремлевская», однако все по привычке продолжают пользоваться только одним входом. Кроме того, МУП давно и прочно встал на рельсы экономии — за 2017 год на электроэнергии предприятие сберегло 12 млн рублей, а с приобретением новых светильников в метро — еще 10,5 млн рублей.

Из новостей также — продление маршрута трамвая №5. Галявов напомнил, что это делается по поручению мэра Казани Ильсура Метшина. «Солнечный город» разросся, но трамвайная ветка все еще имеет конечную остановку лишь в самом его начале. 

Чтобы увеличить, нажмите

«Алла бирса, в этом году будет продление 5-го трамвайного маршрута от „Солнечного города“ на 900 метров. Надеемся, что на две остановки трамвай будет ходить. Ильсур Раисович [Метшин] дал соответствующие указания, чтобы сделали проект и выделили деньги на проектные работы. Раз проект будет, значит, и трамвайные пути будут!» — заявил Галявов. Маршрут будет продлен до ул. Булатова, а протяженность пути составит 1800 м (в обе стороны) с разворотной петлей. «Я сроки назвать не могу, не знаю. Километр пути у нас около 17 миллионов [обходится], а там 900 метров. Сами посчитайте», — отметил он.

Также в планах строительство трамвайных путей по ул. Зорге, замена и реконструкция кабельных линий, которые, по словам Галявова, еще с 37-го года развешаны по городу. Кроме того, планируется капитально отремонтировать троллейбусное депо №1, но основные и ближайшие планы предприятия коснутся подготовки к ЧМ по футболу. Например, Галявов пообещал, что к мундиалю все турникеты начнут работать по системе PayPass  (пока что на каждой станции есть хотя бы один такой турникет). 

. В метро начали тестировать систему распознавания лиц, соответствующие камеры в скором времени появятся на всех станциях Фото: metshin.ru

О ЗАКОЛЬЦОВКЕ 5-ГО ТРАМВАЯ: «ТАМ НУЖНО СТРОИТЬ МОСТ, СПУСКАТЬСЯ ДО БОРИСКОВО»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», гендиректор «Метроэлектротранса» сообщил, что планы по закольцовке 5-го трамвайного маршрута, о чем когда-то говорил мэр Казани Метшин, никуда не делись. Однако обсуждение и составление такого проекта идет не слишком активно из-за вопроса финансирования: «Там надо будет и мост, и эстакаду строить, потом спускаться до Борисково». Но, несмотря на это, спикер все-таки заверил, что проектные работы по этому вопросу ведутся, продление маршрута на 900 м в сторону «Солнечного города» — это как раз-таки один из этапов более глобального плана.

Чтобы увеличить, нажмите

Поинтересовались журналисты и темой неоднократных поломок электротранспорта, которые в буквальном смысле перекрывают многие дороги. Галявов признал, что случаются поломки, но заверил, что несмотря на них те же троллейбусы способны доехать до обочины. Почему этого не происходит, вопрос отдельный... «Я на это большое внимание уделяю. Даже чтобы у них эти конденсаторы работали, я внутри депо убрал провода, чтобы машины сами выезжали на маршрут до контактной сети. Если у них не работает свободный ход, то они не смогут проехать этот участок. Если же машины стоят на дороге, то, наверное, поломка произошла или водитель неопытный», — заявил Галявов. По его словам, неисправный троллейбус с полным салоном способен еще проехать 20–30 метров до обочины.

Вообще, факт неоднократных поломок глава «Метроэлектротранса» скрывать не стал. Он напомнил, что в городе есть 24 старых трамвая, есть и неопытные кадры. Галявов уже попросил руководство республики о помощи по замене старой техники. «Наши трамваи очень много бегают, они работают очень интенсивно», — подчеркнул он.

. Трамвайный маршрут №5 продлят почти на километр в сторону «Солнечного города» Фото: metshin.ru

НОВЫЕ ВАЛИДАТОРЫ В ТРАМВАЯХ И ТРОЛЛЕЙБУСАХ И PAYPASS НА СТАНЦИЯХ МЕТРО

А далее Галявов перешел еще к одной новинке. В течение двух-трех ближайших месяцев все трамваи и троллейбусы обзаведутся новыми валидаторами, которые будут выдавать чеки. «Мы хотим, чтобы было меньше воровства, всяких махинаций. Те валидаторы, которые мы внедрим, будут давать чеки. На них пробивается время до секунды, и второй раз этот чек уже не продашь. Это для того, чтобы отучить недобросовестных кондукторов», — пояснил Галявов. Оператором новых устройств будет «АК БАРС» Банк.

Закончил он последними событиями. «Буран нам денег не прибавил, а наоборот только, — посетовал он. — Из-за него трамвайные маршруты стояли, увеличение [простоя] составило 15 процентов. Почему такой ажиотаж создали, я не знаю. В соцсетях писали, что в метро была толкучка. Никакой толкучки не было! Самое интересное, что кто-то в соцсетях пустил фотографию, как народ выходил с „Кремлевской“, и подписал, что это народ стоит на вход. Чего только народ не пишет! Никакой толкучки в этот день не было! На „Проспекте“ еще писали, что там очереди. Этого не было! Это старая какая-то фотография. Этого не было! Но я не стал выступать по этому поводу, подумал, что напишут и перестанут. Мне пришлось оправдываться перед мэрией, доказывать, что это не так. И я доказал!» — сообщил глава «Метроэлектротранса».

Напоследок он ответил на болезненный для всех казанцев вопрос стоимости проезда в электротранспорте. По словам Галявова, цены в ближайшее время расти не будут, но все зависит от президента и комитета по тарифам. «Там просто так никто не повышает цены. Прежде чем принять решение о повышении или нет, нас выворачивают наизнанку», — заключил он.