«Мы очень надеемся, что уговорим руководство Национального музея республики», — говорит главный реставратор храма преподобного Сергия Радонежского Максим Андреев, мечтающий о возвращении церкви чудотворной иконы Божией Матери «Всеблаженная». Сегодня в праздник Сретения Господня икону впервые за десятилетия показали верующим, но только на один день. На освящении храма, которое провел митрополит Феофан, и открытии тематического музея побывали и корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Храм, здание которого было построено еще в 1848 году, под работой реставраторов действительно очень хорошо сохранился
«ХРАМ БЫЛ ГОТОВ ЕЩЕ ПРАКТИЧЕСКИ ГОД НАЗАД»
Сегодня православная церковь отмечает один из важнейших праздников – Сретение Господне, на который также приходится и День православной молодежи. Этот двунадесятый праздник Казанская епархия отметила совместной молитвой с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном в новом храме преподобного Сергия Радонежского, открытом сегодня утром после масштабной реставрации. Глава Татарстанской митрополии в услужении духовенства епархии совершил чин освящения отреставрированного храма, после чего возглавил в нем праздничную первую божественную литургию. А после торжественных мероприятий архипастырь открыл под храмом музей Казанской иконы Божией Матери, на который епархия возлагает большие надежды в свете приближающегося к завершению возрождения Собора Казанской иконы Божией Матери.
Ранним утром у дверей нового храма на улице Япеева выстроились священнослужители, готовившиеся встречать своего архипастыря, а вместе с ними и активисты православной молодежи – движения, в свое время созданного для встречи в Казани патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыку в назначенный час встретили по давней русской традиции с хлебом и солью, а также цветами. Видя вокруг столько молодых лиц, глава митрополии не смог устоять и сразу же заявил: «Это станет таким молодежным храмом». Среди прихожан корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил главных акул туриндустрии республики – замруководителя госкомитета РТ по туризму Лиану Саетову и директора комитета по развитию туризма исполкома Казани Дарью Санникову. Саетова, будучи мусульманкой, пояснила нашему изданию, что посетила открытие храма по личному приглашению владыки.
После этого митрополит проследовал в храм, где, соблюдя все православные обычаи, почти сразу же приступил к чину освящения нового собора – без этой процедуры ни одна церковь не имеет права проводить богослужения. Этим утром в отреставрированном храме, на удивление, было не так много прихожан – оказалось, что многие просто пока еще не в курсе, что в историческом центре города на улице Япеева открылся новый центр притяжения, готовый принимать своих гостей. Во время службы, пока митрополит с духовенством читали молитвы, многие оживленно осматривали внутреннее убранство. Храм, здание которого было построено еще в 1848 году, после работы реставраторов действительно выглядит достойно. Белая отделка стен, дубовый скромный иконостас, бронзовое паникадило в византийском стиле, теплые полы, под которыми специально проложили все коммуникации. Удалось реставраторам добиться и отличной акустики в зале. Особенно в глаза корреспонденту «БИЗНЕС Online» бросилась сохранившаяся старинная фреска на потолке, а также многочисленные иконы на стенах зала – по их виду сразу можно было понять, что это далеко не новоделанные копии. Местами потертые или выцветшие образы святых были переданы храму из частных коллекций, прямо во время службы объяснил нам профессор Казанского юридического института МВД России, директор духовно-просветительского центра «Казанский собор» Максим Андреев. Именно под его чутким руководством и восстанавливалась старинная церковь.
Митрополит проследовал в храм, где, соблюдя все православные обычаи, почти сразу же приступил к чину освящения нового собора – без этой процедуры ни одна церковь не имеет права проводить богослужения
«Вообще мы начали работы в 2014 году. Помню, тогда пришли в здание, оно было в аварийном состоянии, горы мусора. Из последнего тут располагался институт языка, и все было брошено, раскидано. Ни одной стены не было видно, все было за какими-то перегородками», – вспоминал начало реставрационных работ Андреев в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, по чистой случайности первые работы начались 8 октября, то есть как раз в день памяти Сергия Радонежского, в честь которого и был освящен главный престол.
По его словам, основную часть средств на восстановление в свое время «выпросил» у президента РТ Рустама Минниханова еще прежний митрополит Анастасий. Тогда глава республики выделил первый транш в 28 млн рублей. Изначально сметная стоимость проекта составляла около 65 млн, но реставраторы уложились в 45 млн рублей. Издательский дом «Логос», которым руководит Андреев, вложил свои 15 млн рублей. «Сам лично всю стройку контролировал, чтобы ни один рубль налево не ушел», – заметил Андреев.
Особой популярностью в это утро среди множества икон пользовалась лишь одна, которая на открытие и освящение храма была выставлена в зале, – это ранее утерянная и найденная икона Божией Матери Паммакариста («Всеблаженная»)
«ТЫ ВСЕГДА МЕНЯ ТОРОПИЛ ПО ПОВОДУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ...»
Особой популярностью в это утро среди множества икон пользовалась лишь одна, которая специально лишь на сутки, то есть на открытие и освящение храма, была выставлена в зале, – это ранее утерянная и найденная икона Божией Матери Паммакариста («Всеблаженная»). «Мы очень надеемся, что мы уговорим руководство Национального музея республики, с тем чтобы [передать икону Казанской епархии]. Вы посмотрите, тут у нас умная система отопления, вентиляция, видеонаблюдение, охранная и пожарная сигнализации – все условия, чтобы самые редкие и дорогие экспонаты, важные для города, были выставлены в стенах этого храма», – заявил Андреев. Пока этот вопрос подвис в воздухе – музейщики опасались, что церковь не сможет позаботиться о реликвии.
Но не успел корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересоваться, на какой стадии находятся эти переговоры с музейщиками, как владыка Феофан одернул Андреева. «Максим, потом пообщаешься», – вмешался в беседу архипастырь, помазывая и кропя святой водой стены храма. Духовенство епархии совершило небольшой крестный ход вокруг церкви – полностью пройти помешала стоянка рядом прилегающего офиса, на заборе которого сурово было прописано «Частная территория».
Завершив все таинства освящения храма, глава Татарстанской митрополии незаметно для прихожан перешел к первой праздничной литургии. Владыка выступил с небольшой проповедью, рассказывающей о смысле праздника Сретения Господня – о пересечении Старого и Нового Заветов и деятельности Симеона Богоприимца. Особое внимание в своей проповеди Феофан уделил внимание теме советского периода, когда в том числе и был поруган отреставрированный храм, а также напомнил о недавней авиакатастрофе в Подмосковье.
Уже после литургии и таинства причащения Феофан вдруг снова обратился к молодежи. «На празднике Христовом вас немного пока еще, а что, сколько было апостолов? Сколько избрал Христос? 12 всего? Потом 70. А затем миллиарды людей стали христианами. Вы не унывайте, если чувствуете свою малость по количеству. Количество восполнится величием церкви. Если будете добрым примером, люди за вами потянутся», – отметил Феофан.
«Ты всегда меня торопил по поводу восстановления: ну когда, ну что же это такое, чуть ли не за полу меня дергал. И я всегда говорил: давай не будем торопиться. Если раньше ты думал об одном направлении, о свидетельстве о Казанской Богоматери через музей, то теперь это стало более широко (владыка, вероятно, намекнул на воссоздание Казанского собора – прим. ред.). Этот храм должен стать храмом молодежи. Кому, как не им, нести слово Христовой истины», – обратился к Андрееву митрополит. Он думал, чем лучше наградить Андреева, и в итоге решил выдать медаль святителя Гурия: это святой начинал деятельность в Казани, но о нем мало упоминают. Владыка отметил, что мы должны сделать все, чтобы память о первосвятителе осталась в людских сердцах.
История казанского храма в честь преподобного Сергия Радонежского началась в 1848 году, когда недалеко от Казанского кремля появилось трехэтажное здание в стиле классицизма богадельни, построенной на пожертвования купца Василия Ложкина
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРИШЛА БЛАГОДАРЯ... АМЕРИКАНЦАМ
Заодно владыка посетил и тематический музей иконы Казанской Божией матери, открывшийся на цокольном этаже нового храма. Сам музей выглядит очень современно и больше похож на лофт. Здесь уже четыре раза в неделю собирается православный клуб «Азбука». Экспонаты представлены согласно тематическим разделам. Это явление иконы девочке Матроне, обретение иконы, ее прославление во время Смуты 1612 года, покровительство во время Великой Отечественной войны, Ватиканский список... Обо всех этих событиях написаны живописные полотна и собраны артефакты. В музее можно взять видеогид и прослушать экскурсию, а на стене проецируется небольшой фильм. Открыт музей будет для всех желающих. Сама коллекция была создана с помощью сотрудников Национального музея РТ.
«Атмосфера располагает немного к тому, чтобы поразмыслить о чистоте, – признался владыка, глядя на неоштукатуренные кирпичные стены. – Ведите больше ребят сюда в этот клуб. Почему мы должны быть на задворках? И учитесь хорошо, чтобы мы были впереди не планеты всей, но на лидирующих позициях».
Феофан прошелся по выставке, оценил экспозицию и после этого подвел итог: «Очень важно, чтобы этот поруганный храм обрел святость, где бы люди находили помощь и утешение. Но в то же время это музейное пространство – это просветительская деятельность. Ответ – как церковь является просветителем в области нашей культуры, веры и традиций. С одной стороны, тут шумный центр города, рядом Кремль, шумные дискотеки, может, где-то есть, а вот в этой подклети на твердом фундаменте нашей культуры нашел приют молодежный центр. Тут не только боль за поруганное, но и возрождение и обновление православного сердца через новое поколение».
Андреев же рассказал, как пришла идея создания музея: «Я, находясь на научной стажировке в США, был впечатлен, как там гордятся всем. Даже тем, чем и не нужно было бы гордиться – начиная от американской еды и заканчивая победой в войне, которая совершенно им не принадлежит. Тогда владыкой был Анастасий, я ему изложил свою мысль, что у нас уникальная история обретения иконы, но совершенно нет никакого музейного пространства. В то время это здание уже было передано Казанской епархии. Проще, наверное, было снести это здание, чем реставрировать. Но нам удалось уговорить и руководство республики создать еще один храм в центре и музей».
ОТ БОГАДЕЛЬНИ – К ХРАМУ
История казанского храма в честь преподобного Сергия Радонежского началась в 1848 году, когда недалеко от Казанского кремля появилось трехэтажное здание в стиле классицизма богадельни, построенной на пожертвования купца Василия Ложкина. Позже на втором этаже богадельни уже на деньги купца Федора Королькова была открыта домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1861 году здание осело и треснуло, потребовалась его перестройка. Повторное освящение храма состоялось в 1863 году. В конце XIX века казанская купчиха Юлия Годяева построила новый корпус богадельни с трехпрестольным храмом. Главный Сергиевский престол церкви был освящен в 1891 году, а еще два придела – через пару лет.
Практически в неизменном виде корпуса богадельни и церкви сохранились к началу ХХ века. С приходом к власти большевиков культовое здание в 1918 году закрыли, а Ложкинскую богадельню превратили в дом престарелых. В постсоветское же время там располагался городской комитет по статистике.
Храм вернули в собственность Казанской епархии уже только в 2012 году с принятием закона о возвращении религиозного имущества церкви. Зданию храма был присвоен статус объекта культурного наследия, и на его реставрацию выделили около 80 млн рублей. Известно, что треть этой суммы была выделена на восстановление богатого фасада культового здания президентом РТ Миннихановым. Работы по реставрации церкви Сергия Радонежского начались осенью 2014 года и проходили под руководством директора духовно-просветительского центра «Казанский собор» Андреева.
Спустя год митрополит Феофан уже 27 сентября совершил после литургии в Казанско-Богородицком мужском монастыре чин освящения накупольного креста реставрируемого городского храма. С 4 декабря 2016 года одно из помещений храма облюбовали активисты православной молодежи Татарстана, создавшие там молодежный клуб «Азбука».
Вместе с тем эклектичное здание храма Казанской епархии интересно не столько своей богатой историей и архитектурой, сколько будущими видами владыки Феофана на постройку в исторической части города. Дело в том, что сооружение имеет весьма удобное расположение – храм преподобного Сергия Радонежского расположился прямо между Казанским кремлем и местом обретения Казанской иконы Божией Матери. При окончании строительства Собора Казанской иконы Божией Матери сотни паломников должны хлынуть нескончаемым потоком через улицы Япеева и Миславского к Казанско-Богородицкому монастырю. Предполагается, что по этой причине и решили в отреставрированном храме обустроить еще и музей.
Планы по обустройству специальных помещений на цокольном этаже для просмотров фильмов о Казанской иконе Божией Матери возникли почти сразу. Позже они трансформировались в идею полноценного интерактивного музея, посвященного истории обретения и прославления казанской святыни.
ВЕРНЕТСЯ ЛИ «ВСЕБЛАЖЕННАЯ» К КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ?
В этом контексте, пожалуй, не случайно сегодня было присутствие в храме почитаемой иконы Божией Матери Паммакариста («Всеблаженная»), которую лишь на сутки после продолжительного отсутствия на публике достали из запасов Национального музея Татарстана.
Судьбы чудотворной иконы и Казани неразрывно связаны друг с другом. В 1904 году был украден первоявленный образ Казанской иконы Божией Матери, чем был потрясен весь мир: икона считается одной из самых почитаемых всеми православными. Близко к сердцу это известие принял патриарх Константинопольский Иоаким III, который тут же распорядился написать точный список (копию) с находящегося в константинопольском патриаршем храме святого великомученика Георгия оригинала иконы Богоматери Паммакаристы. Икона была изготовлена по всем традициям древнегреческой иконописи: использование деревянной доски, соблюдение всех размеров 63 на 93 см, и даже сохранение мозаичной художественной структуры – оригинал состоит из мозаики.
Патриарх Иоаким подарил Казани эту икону через митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония в 1905 году. Владыка Антоний передал икону в Казанско-Богородицкий монастырь, где образ был принят со всеми почестями. Подаренная икона практически заменила утраченный образ Казанской иконы Божией Матери и почти моментально обросла рассказами о многочисленных чудотворениях. Икону стали именовать на русский манер «Всеблаженной».
Икона находилась в монастыре вплоть до его закрытия с приходом советской власти, после чего была перенесена в Петропавловский собор, а оттуда все святыни перевезли в церковь Ярославских чудотворцев. Однако иконы Божией Матери «Всеблаженная» среди святынь не оказалось, и след ее простыл примерно с 30-х годов прошлого века. Обнаружена она была уже в новом тысячелетии по невероятной случайности в фондах Нацмузея РТ. Там чудотворная иконы хранилась в условиях строжайшей секретности и практически не видела годами белого света, так как ее не выставляли на экспозициях. Икону впервые после десятилетий достали из запасника для съемок документального фильма к приезду патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Сегодня икона Божией Матери «Всеблаженная» сделала первые шаги к Казанской епархии. При этом споры о ее принадлежности либо к фонду Нацмузея РТ, либо к церкви до сих пор не утихают. По некоторым данным, икона займет достойное место в возрожденном Соборе Казанской иконы Божией Матери, но на условиях музейной аренды, а не собственности епархии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.