«Это уникальная выставка, единственная возможность ознакомиться с совершенно исключительными памятниками древнерусского искусства», — заявила Зельфира Трегулова «Это уникальная выставка, единственная возможность ознакомиться с совершенно исключительными памятниками древнерусского искусства», — заявила Зельфира Трегулова

«МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО МНОГО ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЯТ ЗДЕСЬ ИКОНЫ»

«Это уникальная выставка, единственная возможность ознакомиться с совершенно исключительными памятниками древнерусского искусства», — заявила вчера директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии для прессы выставки «Сказание о граде Свияжске». Удивительно, но Татарстан на мероприятии не был представлен ни одним VIP'ом, сопоставимым с шефом Третьяковки. Более того, старт экспозиции из республики на столь престижной площадке удостоился лишь скромной анонсирующей новостной заметки на сайте минкультуры РТ, не более того.

По сути, новая выставка — это продолжение долгосрочного сотрудничества Татарстана с московской галереей. Как писал «БИЗНЕС Online», в конце апреля прошлого года Третьяковка привозила в Казань «Гения века». Опыт подобного экспонирования был признан удачным. «Выставку Третьяковской галереи в Казани посетили 75 тысяч человек — это абсолютный рекорд. Я не знаю ни одной другой выставки из столичных музеев, сделанных в регионе, которая бы получила такое внимание. Мы перенесли свое ноу-хау в регион и получили результат, соизмеримый с очередями на Серова», — считает директор Третьяковки.

Теперь же Казань нанесла ответный визит — два зала Инженерного корпуса посвящено Свияжску. Экспозиция должна напоминать посетителям об исторической значимости древнего города и продемонстрировать уникальные памятники, связанные с основанием Свияжска и дошедшие до наших дней, а это и иконы, и рукописи, и образцы лицевого шитья.

Как оказалось, идея подобной экспозиции родилась еще задолго до подписания соглашения между Татарстаном и Третьяковской галереей. Инициатором, по словам Трегуловой, была Татьяна Самойлова — сотрудник Третьяковки и куратор нынешней выставки. «Когда два года назад Татьяна Евгеньевна Самойлова пришла ко мне и предложила сделать этот проект, я сразу же согласилась», — вспоминала директор, добавляя, что уверенности в успехе ей добавляло то, что Самойлова уже курировала в музеях Московского кремля выставки, посвященные Ивану Грозному и Ивану III.

В свою очередь, старший научный сотрудник, хранитель фонда древнерусского искусства Государственного музея изобразительного искусства РТ (ГМИИ РТ) Вера Немтинова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспоминала, что с Самойловой Татарстан начал сотрудничество даже еще раньше — тогда, когда готовили документы, чтобы Успенский собор и Троице-Сергиев монастырь были признаны памятниками мирового наследия ЮНЕСКО. А еще раньше, в 2009 году, Татьяна Евгеньевна была одним из авторов книги о Свияжске. «Когда мы в очередной раз встретились, она предложила сделать такую выставку в Москве», — отметила Немтинова. Естественно, отказываться от такой возможности музейные работники республики не стали. «Понятно, что Казань — замечательный город, многих привлекает. Но это все-таки не Москва, где гораздо больше людей. Мы уверены, что много людей посмотрят здесь иконы», — отметила сотрудник ГМИИ РТ.

Создатели выставки пытались выстроить экспонаты так, чтобы посетители как будто отправлялись в путешествие в далекий 1552 год Создатели выставки пытались выстроить экспонаты так, чтобы посетители как будто отправлялись в путешествие в далекий 1552 год

АКЦЕНТ НА ЭПОХЕ ИВАНА ГРОЗНОГО И ОСНОВАНИИ СВИЯЖСКА

Создатели выставки пытались выстроить экспонаты так, чтобы посетители как будто отправлялись в путешествие в далекий 1552 год, когда в устье Свияги, впадающей в Волгу, на острове появился город, сыгравший немаловажную роль в истории региона, вошедшего в состав России после знаменитого Казанского похода Ивана Грозного. Впрочем, даже сам поход предстает на выставке не как военный триумф, а скорее как духовное паломничество. Кульминацией первой части выставки становится икона «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»). Как заверила Трегулова, эта икона ранее никогда не покидала места своей постоянной экспозиции. На ней изображено, как под предводительством архангела Михаила конные и пешие воины следуют от охваченного пламенем Земного Града к Граду Небесному. В центре композиции — фигура первого христианского императора Константина с крестом в руках. Считается, что опосредованно идея иконы связана с Казанским походом, который принес славу Ивану Грозному. Тот, подобно Константину, вошел в покоренный город и утвердил посреди него православный крест. «Это интересный тонкий рассказ о том, что такое Свияжск (мне посчастливилось там побывать) и какую важнейшую роль острова и оплота православия играл в очень сложном, только что завоеванном в результате победы Ивана Грозного над Казанским ханством регионе», — отметила Трегулова.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»)
Чтобы увеличить, нажмите

Вторая часть экспозиции сосредоточена вокруг двух иконостасов — из каменного Успенского собора и деревянной Троицкой церкви. Эти иконы экспонируются в Москве впервые, да и вообще ГМИИ РТ покидают всего лишь в третий раз. «Впервые это произошло в 1995 году, когда иконы вывозились в Голландию. В 2015 году 15 икон из Троицкой церкви было представлено в Сергиевом Посаде. И сегодня мы видим их здесь», — рассказала первый заместитель директора ГМИИ РТ Марина Кутнова. По ее словам, из 87 предметов выставки 63 иконы приехали из их музея, где они в основном входят в постоянную экспозицию. Первоначально, как отметила Немтинова, была идея делать экспозицию шире — показать всю свияжскую коллекцию, но в итоге было решено остановиться на половине каждого иконостаса. «Просто в силу того, что это затратно по всем музейным документам. Также площадь — это выставка, а не постоянная экспозиция, о которой мы мечтаем», — добавила она. Поэтому основной акцент решили сделать именно на эпохе Ивана Грозного и основании Свияжска, а также значимости города как для России, так и Казанской епархии.

ГМИИ РТ отправил в Третьяковку именно оригиналы икон, которые когда-то хранились в свияжских храмах ГМИИ РТ отправил в Третьяковку именно оригиналы икон, которые когда-то хранились в свияжских храмах

Кутнова заверила, что ГМИИ РТ отправил в Третьяковку именно оригиналы икон, которые когда-то хранились в свияжских храмах. «С 1970-х по 1990-е годы они постепенно вывозились из храмов. Они там просто стояли без ухода и соответствующего климата. Многие были сырые, разрушались. Они были перевезены в наш музей. Началась работа по наблюдению за ними, по реставрации, консервации. Иконы, как и любое произведение, требуют постоянного наблюдения, потому что живут своей жизнью, дышат, могут болеть, разрушаться, а тем более иконы хранились в ненадлежащих условиях и требовали большой работы. У нас есть хорошие реставраторы в музее, их руками осуществляется уход за иконами», — рассказала первый заместитель директора ГМИИ РТ корреспонденту «БИЗНЕС Online». Так что музею удалось за полтора года подготовить иконы к путешествию в Москву.

«ЧТОБЫ СКАЗАТЬ ЛЮДЯМ ВСЕГО МИРА...»

Какой же главный смысл несет данная экспозиция? «Чтобы сказать людям всего мира, что радость, красота, любовь — главные определяющие этого мира, чтобы мы все держались за руки и друг к другу обращались с любовью», — определила Немтинова. По ее мнению, именно об этом говорит Успенский собор — о радости бытия. «Ведь там нет Страшного суда — того, что обычно изображалось на западной стене, а только радость и прославление обновленного мира», — полагает сотрудница ГМИИ РТ.


Даже иконостас Троицкой церкви, по ее мнению, перекликается с Успенским собором своими богословскими идеями и устремлениями авторов. «В Троицком главное что было? Слово проповеди, сказанное первым людям, которые крестились. Это слово проповеди было сказано в этих иконах. Посмотрите на Одигитрию, на Троицу и поймете тот смысл, которым они проникнуты, — обращение к нам, к тому, чтобы человек не забывал, что время быстротечно, но мы зачем-то здесь есть, что есть наше предназначения для будущих поколений», — отметила Немтинова.

Кроме иконостасов Национальный музей РТ представил еще 11 экспонатов, среди них рукописи, а также редкие произведения лицевого шитья. Пожалуй, главный памятник этого раздела — пелена «Богоматерь Казанская». Как уверяют авторы экспозиции, это самое древнее из дошедших до наших дней изображений чудотворной иконы.

Выставка «Сказание о граде Свияжске» продлится до 17 июня. Но на этом, как заверила Кутнова, сотрудничество Татарстана с Третьяковской галереей не завершится. Вполне возможно, что в скором времени в Казани выставят работы художников-передвижников. Впрочем, это пока лишь не более чем идеи. «Планировалась выставка передвижников в Казани, но здесь пока есть вопросы, все на стадии обсуждения», — рассказала нашему изданию один из руководителей ГМИИ РТ.