Оперная труппа театра им. Джалиля начала свои очередные европейские гастроли. По этой причине ближайший оперный спектакль в Казани можно будет увидеть лишь в середине апреля Фото: «БИЗНЕС Online»

ШАЛЯПИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРОМУ НРАВИТСЯ БЫТЬ АНАХРОНИЗМОМ

«Я точно знаю одно: мы не можем позволить фестивалю быть анахронизмом. А значит, фестивальные события должны быть вызовом для публики. Более того, я считаю, что вызов — это высшая форма уважения, которое я по отношению к публике могу продемонстрировать», — говорил недавно в интервью «Коммерсанту» художественный руководитель Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер. И добавлял: «Понимаете, есть известная инерция в том, как люди привыкли потреблять классическую музыку, и это довольно вульгарно. Купили билет, пришли послушать что-то приятное...» Напомним, «БИЗНЕС Online» рассказывал, что этим летом на главном музыкальном фестивале в мире выступят сразу две оперные певицы не чужие для Татарстана — Альбина Шагимуратова и Аида Гарифуллина.

Так вот, отталкиваясь от высказывания Хинтерхойзера, можно твердо сказать одно: театр им. Джалиля и его традиционные фестивали могут себе позволить быть анахронизмом, причем в Казани не стесняются этого, да и по-своему гордятся. В поддержку такой позиции — пресловутые аншлаги и ручные СМИ, о чем наша газета писала еще несколько лет назад. Местная пресса ангажирована благодаря режиму «информационного партнерства», с некоторыми федералами тоже удается завязать дружбу. Хотя в основном про тот же Шаляпинский фестиваль подробно пишут только на не самых посещаемых интернет-порталах, посвященных классической музыки вроде belcanto.ru. Исключение составляет разве что политический обозреватель «Московского комсомольца» Александр Минкин, он уже несколько лет публикует восторженные материалы из Казани, при этом сам признается, что хоть и является профессиональным театроведом с дипломом ГИТИСа, но специализируется на драматическом театре, а не на оперном искусстве.

Но проблема в том, что москвичи уезжают, а театр им. Джалиля остается на своем месте и после Шаляпинского. Поэтому «БИЗНЕС Online» решил проанализировать круг серьезных вопросов, которые есть к самому богатому театру республики и на которые отвечать руководство этого госучреждения, судя по последней эпической пресс-конференции замдиректора Юрия Ларионова, не хочет и не собирается. Сразу заметим, что вопрос фактического отсутствия национального репертуара в театре, носящем имя Мусы Джалиля, — это лишь одна из проблем, причем далеко не главная.


1. ОТСУТСТВИЕ ДЕТСКОГО РЕПЕРТУАРА

На самом деле едва ли не проблема №1 театра им. Джалиля — это возмутительное отсутствие детского репертуара. В это сложно поверить, поскольку речь идет о государственном академическом театре оперы и балета.  Детских опер в афише нет вовсе — они все идут вечером с возрастным цензом 12+, из балетов в репертуаре есть и 3+ — «Белоснежка и семь гномов», «Щелкунчик», но они, естественно, появляются на сцене всего пару-тройку раз за сезон. Воспитательная и образовательная функция государственного культурного учреждения — это не то, что занимает руководство казанской оперы.

Кто-то может возразить: наверное, таковы тенденции развития современных театров оперы и балета? Но нет, посмотрев афишу Большого театра только до конца марта, мы заметим в ней театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных», «Петя и волк» и другие музыкальные истории» и того же «Щелкунчика». А уж на трех питерских площадках Мариинского театра и вовсе детское раздолье: опера для самых маленьких «Храбрый заяц», детская опера «Брундибар», опера (осенняя сказочка) «Кащей бессмертный» и т. д. Конечно, речь идет о самых богатых и авторитетных театрах страны, но и в Астрахани можно увидеть трижды в марте музыкальную сказку «Волшебник страны Оз», а в Челябинске познакомиться с мюзиклом «Иван Царевич и Елена Премудрая»...

Как известно, в Казани нашли «изящный» выход из положения: в новогодние и весенние каникулы здесь «пашут» студенты хореографического училища, которые дают спектакли под фонограмму. В новый год давали 18 раз «Морозко», а до этого 20 «Щелкунчиков». А что, дело прибыльное. За 18 спектаклей театр им. Джалиля заплатил Казанскому хореографическому училищу 1 млн 380 тыс. рублей, а план по выручке за билеты на январь 2018 (репертуарных спектаклей в этот период фактически не было) составлял 10,5 миллионов. Бонусом директора училища Татьяну Шахнину еще и определили в исполнительные продюсеры «Үзгәреш җиле» (заметим, песенного фестиваля). Вот такое взаимовыгодное сотрудничество, качество же продукта мало кого волнует. Кстати, самому молодому из премьеров балетной труппы театра им. Джалиля, окончившему Казанское хореографическое училище, Михаилу Тимаеву, уже за 30. С тех пор местное профессиональное учебное заведение такие кадры в ТАГТОиБ не поставляет.

Так много спектаклей в театре им. Джалиля бывает только во время Шаляпинского и Нуриевского фестивалей Фото: «БИЗНЕС Online»

2. МАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕКТАКЛЕЙ

Как мы все прекрасно знаем, аншлаги на спектаклях театра им. Джалиля — это тот аргумент, который вроде бы является джокером, бьющим любые козыри оппонентов. Между тем причина постоянной заполненности зала очевидна — небольшое количество за сезон самих представлений. За год те же театры имени Камала или Качалова по общему количеству зрителей значительно опережают казанскую оперу. Подумайте сами, каким бы дефицитом стали заветные квиточки в Камаловский, если бы здесь давали спектакли два раза в неделю?

К сожалению, в министерстве культуры РТ нам не сумели предоставить информацию по точному количеству спектаклей, зрителей и проценту заполняемости в 2017 году в ведущих театрах республики, предложив обратиться в сами учреждения. Между тем, по информации «БИЗНЕС Online», госзаказ (обязательное количество репертуарных спектаклей) для казанской оперы едва превышает в год цифру 100.

Теперь давайте сравним театр им. Джалиля с аналогичными коллективами. В марте, если верить официальному сайту, в Казани дадут 14 спектаклей (все —  балеты), в апреле — 8 (3 оперы, 5 балетов). А, например, в статусном театре Екатеринбурга 22 представления — в марте, 20 — в апреле, а в более скромном театре Красноярска 24 — в марте, 25 — в апреле. В других подобных театральных учреждениях цифры аналогичные. Так что ценность казанских аншлагов естественным образом может быть подвергнута сомнениям.

В театре по-прежнему нет нормальной системы электронной продажи билетов и сохранились старые-добрые распространители по районам, которые делают львиную долю продаж, поэтому в кассе их и нет Фото: «БИЗНЕС Online»

3. СТРАННАЯ БИЛЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Притча во языцех — «непонятки» с билетами в оперный театр.

Вот комментарий читательницы «БИЗНЕС Online» к одной из наших статей (авторские орфография и пунктуация сохранены прим. ред.): «Захотелось чегой-то в театр в апреле... На балет... 5-ого февраля был первый день продажи билетов на апрель. Касса театра работает с 10 утра. И между 10 и 11 часами утра я уже была около кассы, несмотря на ужасную метель, бушевавшую в городе. Билетов в партер практически не было. Экран высветил пару-тройку штук по углам зала. И в основном — высокие ярусы НЕ первые ряды. После моих возмущенных речей, после моих маханий руками кассир милостиво согласилась поискать билетик — ну как же!!! первый день продажи!!! первый час открытой продажи!!! После 10 минут поиска пара билетов была найдена якобы специально ДЛЯ МЕНЯ. И выкуплена мною! Чудны дела твои, Господи...»

В этом комментарии вся суть билетной политики оперного театра по созданию все того же искусственного ажиотажа. Еще много лет назад автор этой статьи услышал от одного знакомого с темой человека: «Билеты в театр имени Джалиля всегда есть, просто нужно знать, где искать». Как известно, здесь по-прежнему нет нормальной системы электронной продажи билетов, и сохранились старые-добрые распространители по районам. Якобы именно они и делают львиную долю продаж, поэтому в кассе их и нет.

Вот только одно но: согласно сайту госзакупок, казанская опера заплатила компании «Билетти плюс» 9,2 млн рублей агентских за осуществление продаж билетов только в период с сентября 2017-го по февраль 2018 года. Сумма — это 15% от ожидаемой выручки в 61,4 миллиона. Напомним, что «Билетти плюс» продают тикеты на культурно-зрелищные мероприятия на сайте Kassir.ru. Туда попадают примерно 20–25 штук билетов на каждый спектакль оперного театра. Откуда же такие солидные агентские? Разве «Билетти плюс» имеют какое-то отношение к дамам-распространителям, которые работают в театре имени Джалиля долгие годы?

4. СОМНИТЕЛЬНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ГАСТРОЛИ

Туры по Европе казанской оперы — еще одна «легенда».  Длящиеся часто не по одному месяцу скитания преимущественно по маленьким городам Центральной Европы (в основном Голландии), тушенка и макароны, взятые из дома в громадных количествах, родственники руководителей театра, оказавшиеся в составе многочисленной делегации... Об этом судачат в кулуарах. «Мы несем культуру Татарстана в Центральной Европе! 24 года! Там никого нет. Чтобы в таком количестве и таком качестве проходили гастроли нашего театра, нет. Были. Всех выжили», — горячился на недавней встрече с прессой замдиректора театра имени Джалиля Ларионов. 

Так стоит ли гордиться такими гастролями и наблюдаем ли мы в Казани толпы голландских туристов, узнавших о городе благодаря его оперному театру? Вот восторженная статья с бельгийского русскоязычного сайта про казанский балет «Ромео и Джульетта». «Почти три месяца с одним лишь выходным в неделю настроены трудиться татарстанцы в ходе европейских гастролей», — это похоже на режим работы балетных звезд? Нет, скорее на гастрольный график звезд татарской эстрады по селам и деревням. И вот еще: «На той же сцене, где вечером разворачиваются романтические страсти, трагедийные события, днем расставляют они переносные балетные станки, выполняют ежедневные растяжки...» Это при том, что даже в самом занюханном советском Доме культуры были те самые балетные станки. Так насколько подобные залы в принципе пригодны для в данном случае балетных спектаклей, является ли покрытие сцены безопасным для самих артистов? Вопросы без ответов. Ну и главная вишенка на торте — фото из «Фейсбука» штатного баритона оперной труппы казанского театра Юрия Ившина. Вот в таких бунгало, больше напоминающих летние домики заводских домов отдыха в СССР 80-х, живут певцы во время гастролей по Голландии.

Теперь об эксклюзивности подобного «чеса». «Всех выжили», — говорит Ларионов, видимо, подразумевая, что как минимум никто из российских трупп так по Европе не колесит.. Но вот новость о том, как балет театра из Челябинска отправляется на очередные регулярные многомесячные гастроли: «Всего в программе тура — спектакли в 67 городах, среди которых Орлеан, Лилль, Марсель, Ницца, Женева и другие. В Париже „Щелкунчик“ покажут на сцене Palais des Sports трижды. Всего за гастрольную поездку будет дано 73 спектакля». Вот в Астрахани рассказывают, как местные оперная и балетная труппы покоряли маленькие города Англии на протяжении полутора месяцев: «Это мужественные люди, за их плечами 94 спектакля. Это разные композиторы, разные залы, большая ответственность и эмоциональная нагрузка, да и физически это очень тяжело». Или Ростовский музыкальный театр дает полтора десятка «Щелкунчиков»: «Наши артисты выступят на лучших площадках Парижа, Лиона, Ниццы и Марселя, в том числе и в известном Дворце конгрессов, и дадут 16 показов...»


Таких заметок на просторах интернета можно встретить немало. Кроме того, по миру бродит еще огромное количество коллективов, не имеющих отношения к стационарным театрам, но прекрасно спекулирующих, к примеру, на бренде «русский балет». Скажем, артисты из Нижнего Новгорода рассказывают, как в составе некой «московской труппы» давали по три балета в день в Чили и даже выступали в холле казино.

«Французские балетоманы много лет возмущаются, да и не только французские, этими „королевскими русскими балетами“, „русскими государственными балетами“ и так далее, но ничего не меняется. Настоящие балетоманы, но не широкая публика, раздражаются, что их дурят этими лженазваниями, они рыщут по интернету, пытаясь выяснить, какая именно труппа к ним едет. В эпоху интернета они сами хотят и составляют свое мнение, стоит ли платить за очередной русский „королевский — имперский — государственный“...», — рассказывала «БИЗНЕС Online» московский балетный критик Анна Галайда, комментируя летние гастроли казанского балета под брендом ушлых импресарио с армянскими корнями Opera National de Russie.

Так что нужно понимать: европейские «чесы», подобные тому, что устраивает театр им. Джалиля, — это обычная практика для средних по уровню отечественных театров, к которым и относится казанская опера, цель которых одна — заработок. Между прочим, и здесь к директору Рауфалю Мухаметзянову есть вопрос: а где и как идет учет заработанного на зарубежных гастролях? В официальных цифрах доходов театра, озвучиваемых на годовых коллегиях минкультуры РТ, эти суммы не фигурируют. 

Политика театра им. Джалиля понятна — ставка на то, что можно продать в Европу. Другие задачи попросту отсутствуют Фото: «БИЗНЕС Online»

5. ЧРЕЗВЫЧАЙНО СКУДНЫЙ РЕПЕРТУАР

Репертуар театра имени Джалиля вряд ли соответствует представлениям о современном оперном театре. Шедевры Верди, Пуччини, Доницетти и Бизе — это неотъемлемый атрибут любого театра. Но наряду с кассовыми хитами, безусловно, должны быть спектакли, которые подразумевают не только приятное времяпрепровождение в красивом здании и селфи на фоне больших люстр, но определенное воспитание зрителя (вспоминаем слова директора Зальцбургского фестиваля).

Афиша казанской оперы — это как если бы в театре имени Камала шли только деревенские комедии (да простит нас гений Верди за такое сравнение), которые столь любимы аудиторией. Но почему-то тамошний главный режиссер Фарид Бикчантаев ставит «Дон Жуана» и «Три сестры», а административное руководство театра потом прикладывает титанические усилия, чтобы обеспечивать этим спектаклям достойное их количество публики. Зачем, если можно два-три раза в неделю показывать, как замечательный Эмиль Талипов очень смешно пародирует Шаймиева?

Политика театра им. Джалиля понятна: они ставят то, что можно продать в Европу. Другие задачи попросту отсутствуют. Это понятно, в том числе анализируя в афише названия русских опер. Их в Казани идет ровно три: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама». При этом хорошо известно, что в мире есть как раз-таки три главные и популярные русские оперы: это... «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Казанский зритель не знает ничего об опере XX века, не знает барочных опер... Хотя, например, последние делают славу российским театрам в последние годы. Недавняя премьера Большого театра — «Альцина» Генделя в постановке Кэти Митчелл — имела большой успех и резонанс, одна из главных работ дирижера Теодора Курентзиса в Перми — это «Королева индейцев» Перселла, которую дирижер сделал вместе с режиссером Питером Селларсом. А для того чтобы лучше понимать, что такое современный оперный театр, от создания которого так далека Казань, можно прочесть интервью «БИЗНЕС Online» с директором Екатеринбургского театра оперы и балета Андреем Шишкиным.


6. ВСЯЧЕСКОЕ НЕЖЕЛАНИЕ РАЗВИВАТЬСЯ

Любопытный факт: мало какой провинциальный город России, помимо Казани, может похвастаться тем, что сюда за последние год с небольшим приезжали два самых известных в мире оперных режиссера из России. С мастер-классами здесь выступали Дмитрий Черняков и Василий Бархатов. Так вот, их приезд не вызвал ни малейшего интереса у оперного театра, ни один из его руководящих сотрудников не был замечен даже на этих встречах. Это театру им. Джалиля не нужно.

Не нужна малая сцена, которая есть в уважающих себя театрах, где как раз и можно было делать экспериментальные постановки. Заметим, что Казань — это город, в котором есть собственная консерватория и хореографическое училище. Не нужно казанской опере и мнение профессиональных критиков. Например, в этом году на Шаляпинском фестивале собрали целый круглый стол на эту тему, на котором от самого театра присутствовал... пресс-секретарь. Так что гости, которых позвал на Шаляпин-фест сам театр, поговорили между собой и, видимо, разошлись довольные друг другом. Но галочку о проведенном мероприятии в театре поставили. Кстати, один известный театральный критик, в прошлом году по линии «Золотой маски» приезжавший в Казань на премьеру «Пиковой дамы», говорил, что директор Мухаметзянов в кулуарах честно признавался: он считает пишущую братию обслуживающим персоналом.

Кажется, для того чтобы получить серьезное приглашение в театр имени Джалиля, режиссер, композитор или хореограф должен как минимум достичь пенсионного возраста Фото: «БИЗНЕС Online»

7. ГЕРОНТОКРАТИЯ В КАЗАНСКОЙ ОПЕРЕ

Рискуя впасть в эйджизм — дискриминацию по возрасту, все-таки заметим: кажется, для того чтобы получить серьезное приглашение в театр имени Джалиля, режиссер, композитор или хореограф должен как минимум достичь пенсионного возраста. Директору театра Мухаметзянову 68 лет, его правой руке замдиректора Ларионову — 65, руководителю балетной труппы Владимиру Яковлеву — 67. Наиболее активно работают в Казани режиссер Юрий Александров — 68 лет, художник Виктор Герасименко — 68. Между прочим, и вышеупомянутому журналисту Минкину уже исполнился 71 год.

А еще театр чрезвычайно дорожит сотрудничеством с великим танцовщиком Владимиром Васильевым (77 лет) и планирует поставить в 2020 году оперу «Война и мир» композитора Алексея Рыбникова как раз к его.... 75-летию. При том что самые знаменитые произведения Рыбникова — рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» — были созданы еще в 1970-е.


8. НЕВНИМАНИЕ К ЗВЕЗДАМ ИЗ ТАТАРСТАНА

Появление всего лишь раз в год на сцене родного театра Шагимуратовой уже стало традицией, хотя она якобы еще числится штатной солисткой казанской оперы. В столице РТ мы не видим ни Венеры Гимадиевой, ни Гарифуллиной, хотя даже единичные появления именитых артисток в театре им. Джалиля, безусловно, стали бы событием. Очевидно, что дело не в отсутствии средств — только по гранту президента РТ театр получает более 100 млн рублей в год. А сами певицы не раз говорили, что совсем не против выступить на родине. К примеру, титульные партии Гимадиевой — Виолетта в «Травиате» и Лючия в «Лючия де Ламмермур». Обе эти оперы есть в репертуаре театра им. Джалиля, в них нет особых режиссерских изысков (хотя в «Лючии» и выезжают на сцену байкеры), так что на разучивание мизансцен достаточно нескольких дней репетиций. А еще в Большом театре Кармен поет молодая Юлия Мазурова — меццо-сопрано из Казани.

Ну а с тенором Ильгамом Валиевым и вовсе произошла какая-то полудетективная история. Лауреат «Золотой маски» давно не скрывал своего желания работать на исторической родине. За лучшего татарского тенора современности, как говорят, даже хлопотали в высоких коридорах Разиль Валеев и прочие деятели татарской интеллигенции, но воз и ныне там. Мухаметзянов не захотел брать в театр певца, тащившего ходовой теноровый репертуар в статусном Екатеринбургском театре оперы и балета, видимо, ему куда удобнее приглашать певцов примерно того же класса, как Валиев, но платить им за один спектакль столько же, сколько штатный солист мог бы получать за целый месяц.

При этом директор Мухаметзянов, как уже писал «БИЗНЕС Online», не забывает о своих несовершеннолетних внуках, которые исполняют детские партии в спектаклях и получают за них вполне взрослые гонорары, причем они повышаются. Так, внук директора Милан Салахов (2005 года рождения) ранее получал 10 тыс. рублей за один спектакль «Борис Годунов», где исполнял партию царевича Федора. А вот на Шаляпинском он за ту же работу получил уже 23 тыс. — тинейджер успел где-то повысить квалификацию? Интересно, что некоторые из певцов-внештатников театра имени Джалиля, окончивших Казанскую консерваторию, за подобные же выходы на сцену в небольших партиях получают гонорар меньше, чем юный Милан.

Искусственные аншлаги и методы работы четвертьвековой давности сказываются и на деятельности других служб театра Фото: «БИЗНЕС Online»

9. ОТСУТСТВИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Искусственные аншлаги и методы работы четвертьвековой давности сказываются и на деятельности других служб театра. Загляните на его официальный сайт — в январе там вышло ровно три новости. То есть в казанской опере не происходит ровным счетом ничего. Группа «ВКонтакте» — это анонсы спектаклей и ссылки исключительно на восторженные статьи, в конце которых непременно будет фраза, что-то вроде «зал встретил артистов оглушительной овацией». Огромные претензии и к полиграфической продукции — буклеты к спектаклям традиционно малоинформативны и включают в себя приветствие президента РТ, биографии главных создателей спектакля и либретто оперы. Ни малейших стимулов для улучшения качества работы у сотрудников, видимо, нет.

Нет в театре и никаких специальных событий, которые могли бы привлекать аудиторию. На этом фоне несколько мероприятий с участниками нынешнего Шаляпинского фестиваля в банальном формате творческих встреч выглядят почти революционно, правда, проходили они почему-то в Доме актера. Так зачем что-то делать, если и так все хорошо? Кроме того, например, многие ли могут успевать с работы на спектакли, начинающиеся в 18:00?

Нет в театре и никаких специальных событий, которые могли бы привлекать аудиторию Фото: «БИЗНЕС Online»

10. КАЗАНИ НУЖЕН ЕЩЕ ОДИН МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Практически любой крупный российский город, помимо театра оперы и балета, имеет еще один музыкальный театр. Так дело обстоит в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде и т. д. Говорят, что директор Мухаметзянов — главный противник создания такого театра в Казани и его можно понять — конкуренции в театре им. Джалиля не терпят. Но, очевидно, появление такой структуры стало бы отличным стимулом и для развития «забронзовевшей» казанской оперы.

Кто бы мог возглавить такой театр? Выдвигал на страницах «БИЗНЕС Online» свой подобный проект продюсер Рифат Фаттахов, есть фонд Sforzando Данияра Соколова, у которого даже есть собственный оперный репертуар. А известный композитор Резеда Ахиярова предлагает поддержать оперную студию при Казанской консерватории. В общем, люди, которые могли бы за это взяться, есть. Как есть и профессиональные солисты, невостребованные театром оперы и балета. Да и деньги для этого нужны не такие уж астрономические, достаточно ограничить бесконтрольные «голландские каникулы» боссов театра имени Джалиля.