... Россельхознадзор отказался вводить запрет на поставки молочной продукции из Беларуси
Фото: ©Руслан Кривобок, РИА «Новости»

МОЛОЧНЫЙ РАЗВОРОТ

Россельхознадзор сегодня отказался от планов вводить запрет на поставки молочной продукции из Беларуси. Об этом сообщила пресс-секретарь ведомства Юлия Мелано. Вместо этого Россельхознадзор намерен лишь проинспектировать предприятия страны о соблюдении российских нормативов. Между тем одновременно ведомство Сергея Данкверта не исключает, что может ограничить импорт белорусских томатов — с формулировкой о том, что это связано «с фактами реэкспорта санкционных томатов через Беларусь». 

Напомним, что в начале года именно Татарстан встал во главе кампании против дешевого и не всегда качественного сухого молока, большие объемы которого, по словам участников рынка, идут из Беларуси, в том числе опять же из «санкционных» стран. Президент РТ Рустам Минниханов лично рассказал о проблемах молочников премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который поручил разобраться в этом вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Вскоре Россельхознадзор заявил о введении запрета поставок молока, сливок и другой молочной продукции из Беларуси с 26 февраля. Позже этот срок был перенесен на 6 марта, а теперь, как видим, гора и вовсе родила мышь.

Справедливости ради нужно сказать, что точечные ограничения для ряда белорусских производителей молочной продукции все-таки вводятся, но при этом поводом становятся серьезные нарекания по качеству. Как нам сообщили в Россельхознадзоре по РТ, на российском уровне меры были приняты из-за повторного выявления в их продукции запрещенных и вредных веществ, как правило, антибиотиков. Но эта некачественная молочная продукция перехватывается контрольными службами еще на границах страны, до Татарстана она не доходит.  

Сказать, что производители молока в шоке, — ничего не сказать, ведь еще пару дней назад президент РФ Владимир Путин на форуме сельхозпроизводителей в Краснодаре дал однозначно понять, что защитит производителей молочки от серого импорта, а также контрафактного сыра и молока. «Мы не просто время от времени, а постоянно ведем по этим вопросам диалог с нашими партнерами по ЕАЭС, в том числе и с нашими белорусскими друзьями», — заявил на форуме Путин. Он отметил, что поддерживает идею запрета производства и оборота сыроподобной продукции, а также обещал искоренить фальсифицированную молочную продукцию и серый импорт.

«Мы обязательно все эти инструменты будем внедрять, для того чтобы обеспечить вам здоровую, нормальную, честную конкуренцию. <...> Конечно, внешняя граница ЕАЭС не должна быть прозрачной для проникновения товаров, ограниченных ввозом на таможенную территорию России. Мы это прекрасно понимаем. Работаем над этим постоянно. Вот Данкверт сидит, улыбается», — поприветствовал Путин главу Россельхознадзора. Улыбка оказалась коварной.

Ведомство Сергея Данкверта (справа) намерено лишь проинспектировать предприятия Беларуси о соблюдении российских нормативовФото: kremlin.ru

«ЗА ЭТИ 10 ДНЕЙ ВСЕ СКЛАДЫ В БЕЛАРУСИ ПРОСТО ОПУСТЕЛИ»

Крайне удивлены непоследовательностью Россельхознадзора и производители молочной продукции из Татарстана. «Россельхознадзор то обещает, то не обещает — выживайте как хотите! Я лично расстроен отношением к переработчикам и производителям, потому что государство должно быть гарантом и создавать политику по отношению к производителям. Продукты питания — это социально значимая отрасль производства, и все понимают, что инфляцию нужно сдержать и что цен высоких не допустить. А когда в течение месяца позиция государства кардинальным образом меняется на противоположную, то это не добавляет нам как производителям уверенности в завтрашнем дне», — заключает гендиректор Казанского молочного комбината Александр Габдрахимов.

Он считает, что таким противоречивым поведением Россельхознадзор лишь усугубил ситуацию в молочной отрасли, поскольку первоначальные заявления о скором закрытии границ для молочки из Беларуси спровоцировали новую волну ажиотажа на эту продукцию. «Понятно, что процесс и так шел, но когда сказали: „Вот вам 10 дней, а потом все“, — то за эти 10 дней все склады в Беларуси просто опустели. Как рассказывают перевозчики, если раньше машина из Беларуси до Москвы стоила 50 тысяч рублей, то сейчас и за 100 невозможно было найти в эти дни», — рассказал Габдрахимов.

Александр Габдрахимов: «Мы уже сейчас по части молочной продукции не можем конкурировать, в первую очередь по сухому молоку, не исключаю, что и по другим продуктам будет достаточно сложно»Фото: «БИЗНЕС Online»

По его сведениям, за ту неделю, на которую Россельхознадзор изначально отложил введение запрета, в Россию было ввезено 14–15 тыс. т сухой молочной продукции, а это больше, чем месячная потребность страны в таких продуктах. Соответственно, теперь ожидается новая волна демпинга. «Давление продолжается по ценам на готовую продукцию, а мы (переработчики прим. ред.), соответственно, продолжаем давление на сырье», — с сожалением замечает он.

Глава молзавода говорит, что в условиях такой политической неопределенности уже невозможно спрогнозировать цены на сырое молоко и молочную продукцию. «Какие цены будут летом, сказать очень сложно. Мы уже сейчас по части молочной продукции не можем конкурировать, в первую очередь по сухому молоку, не исключаю, что и по другим продуктам будет достаточно сложно. Какая-то пока грустная картина», — заключает он.

Габдрахимов отмечает, что дополнительно на рынок продолжают давить такие факторы, как снижение покупательной способности, затоваривание складов молочных заводов, а также рост производства молока вследствие реализации инвестпрограмм и госпрограмм поддержки молочной отрасли.

Камияр Байтемиров (справа): «Вопрос не только о белорусских побочных продуктах, а о том, что в Беларусь они попадают из других стран. Видимо, договорились о том, чтобы прекратить проникновение такой молочной продукции»фото: Сергей Елагин

«НА КРЕСТЬЯНСКИХ ПОДВОРЬЯХ ИДУТ РАЗГОВОРЫ О СОКРАЩЕНИИ МОЛОЧНОГО СТАДА»

Расстроен новостями об отмене «молочного запрета» и глава Атнинского района Габдулахат Хакимов, который и запустил волну обращений к правительству, — в феврале на коллегии минсельхозпрода РТ он эмоционально рассказал Минниханову о молочном кризисе в Татарстане и снижении закупочных цен на 20–25%, попросив его обратиться лично к Путину.

«Я по этому поводу, наверное, буду молчать», — расстроенным голосом сказал сегодня глава Атнинского района в беседе с «БИЗНЕС Online». А затем добавил: «Любая страна защищает своего производителя, а тут открыли границы — и все, пожалуйста. Россия рубит свой сук, на котором сидит! Понимаете?! Разве так можно? Это же продовольственная безопасность. Дальше об этом говорить не буду, я свое слово сказал еще тогда, в феврале».

Глава ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров считает, что запретительные меры все же будут предприняты, но другого плана, «потому что документ, регламентирующий отношения с союзническим государством, по всей видимости, мы нарушить не можем». «Вопрос стоял не только о белорусских побочных продуктах, но и о том, что в Беларусь они попадают из других стран. Видимо, договорились о том, чтобы прекратить проникновение такой молочной продукции из других стран», — предполагает Байтемиров. Также он считает, что минсельхоз и Россельхознадзор намерены ввести регламентирование ценообразования на молоко.

«Третий момент — внутри России все-таки необходимо принять закон, который позволит собственным сельхозтоваропроизводителям увеличить производительность труда, также нормативные документы, которые будут регулировать взаимоотношения между производителями молока, переработчиками и продавцами», — говорит глава ассоциации фермерских хозяйств РТ.

При этом сельхозпроизводителей, разумеется, волнует то, в какие сроки будет наведен порядок, чтобы не получилось как у Черномырдина: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда».

Габдулахат Хакимов: «Россия рубит свой сук, на котором сидит! Это же продовольственная безопасность»фото: Сергей Елагин

«Хочется верить в то, что государство сделает правильные шаги, так как могут запуститься необратимые процессы, связанные с наличием молочного стада у фермерских хозяйств, крестьянских подворий. Нас это волнует. По фермерским хозяйствам сокращения молочного стада не наблюдается, а вот в крестьянских подворьях разговоры об этом идут», — с сожалением отмечает Байтемиров. Мол, до весны посмотрим, а там, может, и возьмемся за нож.

«ТРЕБУЮТСЯ ЖЕСТКИЕ МЕРЫ — КОНФИСКАЦИЯ И УНИЧТОЖЕНИЕ КОНТРАФАКТА»

В свою очередь, председатель правления национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко заявил «БИЗНЕС Online», что у него нет объяснения тому, по какой причине Россельхознадзор принимает те или иные решения. «Тем не менее мы подтверждаем, что проблема ввоза продукции, которая поступает на территорию Беларуси с Украины и из других стран и которая попадает с территории Беларуси на российский рынок, есть. Также стоит серьезный вопрос по поводу серого импорта, движения контрафакта и просто запрещенной продукции для ввоза в РФ. Мы считаем крайне важным навести здесь порядок, что тоже сыграло бы большую роль в стабилизации ситуации на рынке молока в России. Требуются жесткие меры — конфискация и уничтожение контрафакта», — говорит Даниленко.

«Сегодня на российском рынке сохраняется переизбыток молока и молочной продукции из сухого молока. Это создает серьезное напряжение для отечественных производителей. Для потребителей при этом никаких рисков ни ограничения, ни их снятие не несут: дефицита на полках не будет. Российские производители в последние два года устойчиво наращивают производство сырого молока, готовой продукции, в том числе сухого молока, сливочного масла. И в данный момент скопились достаточно большие запасы на складах в связи с тем, что спрос, к сожалению, падает и дешевый импорт составляет серьезную конкуренцию», — продолжает он рассказывать о проблемах на рынке. 

Даниленко считает, что сегодня нужно вмешательство государства. «Серьезно повлиять на ситуацию мог бы инструмент закупочных и товарных интервенций на сухое молоко и сливочное масло. Если данные меры не предпринять, то это экономически повлияет на производителей сырого молока — они сделали столько, чтобы нарастить объемы, что очень важно их сейчас поддержать, в том числе закупочной ценой на молоко», — считает глава союза.

По его словам, в России доля фальсифицированной молочной продукции составляет от 7% до 10%, однако по ряду позиций эти цифры значительно выше, к примеру, по сыру и сливочному маслу степень фальсификата может достигать уровня в 10% от реализуемой продукции. В числе причин сложившейся ситуации он видит то, что предприятия-нарушители в РФ получают незначительные для них штрафы. Этому способствует и колоссальное давление на производителей молочной продукции со стороны торговых сетей, которые считают, что чем дешевле, тем лучше.

«Государство сделало очень много для остановки падения производства молока и наращивания объемов производства. Теперь настал следующий этап — надо отрегулировать рынок, навести порядок. Здесь несколько острых проблем, требующих решения: контрафакт, фальсификат, контроль поставок из Беларуси, дальнего зарубежья и стимулирование экспорта в Китай, который активно наращивает потребление», — заявил Даниленко напоследок.