Ренат Мистахов сообщил «БИЗНЕС Online», что технического задания на ввод в состав оборудования кораблей проекта 22160 безэкипажных катеров (БЭК) пока нет, но вопрос обсуждаетсяФото: «БИЗНЕС Online»

РОБОТЫ НА БОРТУ

В составе оборудования патрульных кораблей (ПК) проекта 22160 появятся дистанционно управляемые катера, написала газета «Известия» со ссылкой на главкомат ВМФ. Они смогут выполнять наиболее опасные (например, досмотровые) задачи и вести наблюдение на большом пространстве.

Комментируя эту информацию, генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов сообщил «БИЗНЕС Online», что технического задания на ввод в состав оборудования кораблей проекта 22160 безэкипажных катеров (БЭК) пока нет, но вопрос обсуждается.

«Использование на кораблях различных беспилотных систем уже давно – одна из ключевых тенденций развития военно-морских сил ведущих морских держав, — прокомментировал для „БИЗНЕС Online“ новости о БЭК независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин. — Основное внимание уделяется беспилотным летательным аппаратам, но и другие беспилотные системы — подводные и надводные также развиваются. Они рассматриваются в качестве сравнительно дешевого средства решения ряда задач, таких как разминирование, разведка, обследование различных объектов. Их применение на кораблях проекта 22160 — вполне логичное решение».

«ДЕМОНСТРАТОР» ТЕХНОЛОГИЙ

Отметим, что для 22160 (проектант — питерское Северное проектно-конструкторское бюро) БЭК могли бы стать еще одним шагом к статусу сверхсовременного корабля.

Водоизмещение такого ПК — 1300 т, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение всего лишь артиллерийское. Но дело в том, что главная задача 22160 — демонстрировать Андреевский флаг там, где это потребуется, в любой точке Мирового океана. Из чисто практических задач — охрана территориальных вод, судов и военно-морских баз, спасение, замена в операциях мирного времени (например, антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс. Среди прочего, 22160 интересен своим футуристически-зализанным внешним видом, высоким комфортом для экипажа, но главное, это первый российский корабль, созданный по модульному принципу: для каждого ПК делается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, противолодочную, спасательную.

Руководство минобороны сообщило, что такой корабль будет на каждом флоте. Ну а первый, как уже известно, пойдет на Черноморский. Головной («Василий Быков») заложили 26 февраля 2014 года и летом 2017-го спустили на воду (сдача – до конца 2018-го). Первый серийный («Дмитрий Рогачев») заложен 25 июля 2014-го. Второй («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Третий («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го. Четвертый («Виктор Великий») — 25 ноября 2016 года. Пятый («Николай Сипягин») – 13 января 2018-го.

Искатель «Искатель» Фото: ©Денис Федутинов

ПОКА НЕ ВЫШЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Как в России обстоит дело с безэкипажными катерами?

«Уже длительное время в рамках гособоронзаказа ведется опытно-конструкторская работа „Аркадак“, включающая безэкипажный катер „Аркадак-БЭК“ и базирующийся на нем автономный необитаемый подводный аппарат „Аркадак-АНПА“ (разработчик — московский Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика Семенихина), — рассказал „БИЗНЕС Online“ научный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Михаил Барабанов. — Есть и инициативные разработки, например, безэкипажный катер „Искатель“ санкт-петербургского Научно-производственного предприятия „Авиационная и морская электроника“. Но я полагаю, что их доводка — дело еще нескольких лет. Также на российском рынке известны БЭК Inspector MkII разработки французской ECA и  „Тайфун“ — российской компании „ПКФ Мнев и К“».

Inspector и «Тайфун» предполагалось использовать главным образом в целях противоминной обороны, в том числе, на новых тральщиках проекта 12700, уточняет в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов (к слову, он напомнил, что на ПК 22160 планировали использовать и воздушные беспилотники). Здесь отметим, что у французов даже закупили три «Инспектора», но в условиях санкций это сотрудничество вряд ли продолжится. К тому же специалисты указывают на многие недостатки французских БЭК, делающие их разумным приобретением исключительно в условиях отсутствия аналогичной техники собственного производства. Как указывает Барабанов, в целом в мире «фактически, как я понимаю, пока ни у кого это не вышло за пределы экспериментов».

«БЭК в минобороны красиво называют „Робототехнические комплексы — спутники кораблей“ (создаются в рамках программы „Роботизация ВМФ-2030“), — рассказывает источник „БИЗНЕС Online“ в кораблестроении. — Думаю, в ближайшие пару-тройку лет что-нибудь примут на вооружение, первоначально в качестве эксперимента, дальше будет видно. Нужен опыт разработки, опыт эксплуатации и в целом — понимание необходимости подобных БЭК. Теоретически БЭК должны быть эффективны, но что и как будет при реальном применении их в самых разных условиях погоды, противодействия со стороны противника и так далее, покажет только наработанный опыт. В принципе да, БЭКи — мировая тенденция, но это стоит недёшево, разрабатывается небыстро и пока работает не очень, но со временем освоят этот вид морской техники и он будет почти у всех».

ДШЛ могут превратить в беспилотный катер ДШЛ могут превратить в беспилотный катер Фото: mil.ru

СЕКРЕТНАЯ ЛОДКА

Источник предполагает, что все вышеперечисленные проекты БЭК на ПК 22160 не пойдут. Он считает, что речь идет о создании патрульного морского комплекса: проект 22160 плюс десантно-штурмовая лодка (ДШЛ) проекта 02800. «Патрульный БЭК, скорее всего, и создаётся на базе этой ДШЛ — были упоминания, — напоминает источник. — Это логично: как катер ДШЛ неплох, сложности могут быть только в отработке оборудования наблюдения и управления».

Интересно, что на одном из официальных мероприятий на заводе им. Горького напротив строящегося ПК под брезентом стояла лодка с табличкой «ДШЛ», подходить к ней запретили, фотографировать – тоже. Это странно, учитывая то, что внешний вид и характеристики ДШЛ 02800 (разработана и выпускается компанией Trident Aluminium boats из Ломоносова) к тому времени тайной уже не были.

Это десятиметровый скоростной (до 35 узлов) катер. Корпус — из алюминиевых сплавов, движители — водометные. ДШЛ, по информации Минобороны, предназначена для выполнения патрульных и противодиверсионных действий, скоростной доставки десантно-штурмовых и досмотровых групп на берег и задержанный корабль, огневой поддержки подразделений спецназа и морской пехоты. Лодка может быть вооружена крупнокалиберным пулеметом типа КПВТ, «Корд» и «Утес».

Сообщалось, что ДШЛ — штатное плавсредство ПК 22160, оно может спускаться на воду и приниматься обратно на борт на ходу. Также проходила информация о том, что разработчики предлагают беспилотный вариант ДШЛ.