Mary Kay - один из самых престижных и дорогих мировых косметических брендов. С 2004 года одно из представительств компании работает в Казани. При этом уникален не только способ продвижения марки – никаких магазинов и каталогов, только консультации и мастер-классы специалистов по красоте, но и результат: за хорошие продажи компания дарит сотрудницам автомобили и бриллиантовые украшения.

Не менее занимательна история лидера казанского представительства Алсу Бариевой: начав работать рядовым консультантом, она за шесть лет смогла сделать неплохую карьеру самостоятельной бизнес-леди. О своей работе Алсу Раисовна рассказала в интервью корреспонденту "Бизнес Онлайн".

Визитная карточка Mary Kay
(представительство в Казани):
Основано в 2004 году
Количество сотрудников: 300 (вместе с дочерними подразделениями)
Доход сотрудников: начинающий консультант зарабатывает 4-5 тысяч рублей в месяц, профессионалы – 40-100 тысяч и больше.

Рынок прямых продаж: у всех равные условия

- Алсу Раисовна, не секрет, что существует негативный стереотип о сетевом маркетинге…

- Нас, действительно, часто сравнивают с финансовыми пирамидами. Но бизнес Mary Kay ничего общего с ними не имеет: мы занимаемся прямыми продажами, а не сетевым маркетингом. На российском рынке всего шесть косметических фирм, в том числе и наша, которые входят в Ассоциацию прямых продаж: здесь "низы" не работают на "верхи". В сетевом маркетинге начинающий консультант имеет мизерный процент с продаж, все остальное забирает себе тот, кто "сидит" выше. Там процент с продаж начисляется по нарастающей. У нас не важно, начинающий ты консультант или лидер - у всех равные условия и одинаковый, весьма солидный, процент с продаж. Доход консультантов складывается именно из этого процента. Начинающие зарабатывают в среднем 4-5 тысяч рублей в месяц, профессионалы – 40-100 тысяч и больше.

- Какие цели ставит перед собой Ассоциация прямых продаж?

- В 90-е годы появилось огромное количество сетевых марок. Большая часть из них вскоре развалились, но продавая некачественный, несертифицированный товар, они нанесли удар по репутации фирм прямых продаж. Вопрос сертификации, контроля качества и сейчас стоит очень остро, поэтому Ассоциация проводит постоянный контроль. Фирмы, которые входят в нее, имеют все необходимые косметологические и медицинские сертификаты. Это залог того, что некачественный продукт на российский рынок не пройдет.

- Сейчас в магазинах косметики представлено большое количество отечественных и зарубежных брендов. Чем вы привлекаете клиентов? За счет чего обыгрываете конкурентов?

- Конкуренция на косметическом рынке Татарстана просто огромная. Но поскольку Mary Kay - достаточно дорогая марка, из фирм, которые входят в Ассоциацию прямых продаж, "на одной полке" с нами не стоит никто. Если же брать рынок в целом, то это Lancome и Loreal .

Mary Kay заняла свою нишу. Наши клиенты – это люди, которые, может быть, и не очень много зарабатывают, но по-настоящему себя любят. Есть такая хорошая прослойка людей, и я рада тому, что она растет, потому что зачастую мы сталкиваемся с тем, что даже очень солидные, шикарно одетые дамы почему-то не позволяют себе покупать дорогие косметические бренды.  

"Типичная мерикейша" на розовом мерседесе

- Как построена работа Mary Kay ?

- В отличие от многих компаний, занимающихся прямыми продажами, мы не работаем по каталогам. Вся система Mary Kay строится на проведении бесплатных консультаций, во время которых клиентки, абсолютно ничем не рискуя, могут попробовать все, что предлагает наш бренд. Консультанты по красоте, проводя эти мастер-классы, за два часа делают женщину абсолютно другой не только внешне, но и внутренне. В этом наша задача.

Изначально задумка основательницы Mary Kay была в том, что вместо того, чтобы тратить деньги на аренду торговых площадей и рекламу, пустить их на вознаграждение консультантам. Поэтому мы и получаем от компании автомобили, бриллиантовые украшения, туры за рубеж…

- Какие карьерные перспективы есть у консультанта по красоте в вашей компании?

- "Лестница успеха" Mary Kay состоит из 11 ступеней. На первой ступени находятся   консультанты по красоте. Они самостоятельно создают свою клиентскую базу, продают косметику. При этом если во многих фирмах над торговыми представителями стоит шеф, который выше себя их не пустит, то у нас таких границ нет. Практически у любого консультанта со временем появляются знакомые женщины, которые тоже хотели бы работать в Mary Kay . Переходя на вторую ступень, консультант обучает новых женщин работать также профессионально, как она сама. При этом у нее появляется вторая статья дохода – комиссионное вознаграждение по итогам работы команды, которое впоследствии начинает перевешивать тот доход, который она получает от проведения мастер-классов. Я, являясь старшим лидером филиала, нахожусь на седьмой ступени, и это далеко не предел. Высшая, 11-я ступень – это статус национального лидера. Сейчас в России таких женщин 60. Они находятся на вершине успеха, это очень состоятельные дамы по российским меркам. Заветный розовый мерседес, о котором мечтают все консультанты по красоте, получают именно они. Национальными лидерами они называются потому, что оставляют за собой действительно огромное наследие консультантов и, соответственно, клиентов Mary Kay . По статистике карьера в Mary Kay с первой ступени до последней продолжается в среднем 15 – 20 лет, но есть у нас и рекордсмены, которые достигли вершины за 3 – 5 лет.

- Как вы думаете, каждая женщина сможет работать в Mary Kay ?

- Наш бизнес хорош тем, что мы выбираем себе в коллеги тех людей, с которыми нам лично приятно работать. У нас даже есть такое понятие – "типичная мерикейша". Хотя, приятная внешность, безусловно, важна. Текучесть есть, как и везде – в прямых продажах находят себя не все. Как правило, из ста пришедших сюда женщин остается примерно половина. Сейчас у нас работают триста женщин по всей республике. Мы постоянно проводим обучение сотрудников, поощряем их стремление к развитию. Я сама закончила Университет Mary Kay .

- Кто она – "типичная мерикейша"? Были ли случаи, чтобы женщины уходили со своей основной работы ради карьеры в Mary Kay ?

- Приведу два потрясающих примера. У нас работает девушка с консерваторским образованием, которая осталась одна с ребенком. Ей очень нравилось работать в музыкальной школе, но денег, которые там платили, было недостаточно. С помощью друзей она смогла обзавестись маршруточным бизнесом. Денег стало много, но автобусные перевозки – это чисто мужское занятие. Она пришла в Mary Kay и нашла здесь работу, приносящую и удовольствие, и хорошие деньги.

А совсем недавно мы отправили на оформление в главный офис документы директора школы, мамы двоих детей. Казалось бы, хорошая, руководящая должность, но она выбрала Mary Kay .

- Расскажите о ваших клиентах. Кто среднестатистический потребитель продукции Mary Kay ?

- Наша работа уникальна тем, что наша клиентская база не иссякнет никогда. Девочки рождаются, одно поколение подрастает, другое стареет. Мы не ведем такую статистику, но если раньше нашими клиентками были в основном зрелые женщины, потому что основной акцент делался на средства против старения, то сейчас выходят прекрасные коллекции и для подростковой кожи.

- Какие продукты Mary Kay пользуются спросом у казанских женщин? Сколько они стоят?

- Очень популярна наша тушь "объем плюс длина", цена которой 430 рублей. Тушь других марок этого класса, которые стоят на магазинных полках, стоит 800-1000 рублей. Пользуется успехом система по уходу за кожей рук стоимостью 1080 рублей. Нашей "фишкой" являются средства по уходу за кожей лица, средства против старения кожи. При этом если в магазине комплекс по уходу за кожей лица хороших марок стоит $200–700, то у нас он стоит 3–4 тысячи рублей. Кстати, все системы Mary Kay рассчитаны на 8–10 месяцев и если несколько тысяч рублей разложить на несколько месяцев, получится сумма, которую ежемесячно может позволить себе потратить практически любая женщина.

- Как в условиях жесткой конкуренции вы видите дальнейшее развитие бизнеса Mary Kay в Татарстане?

- Москва делает большую ставку на Татарстан. Когда шесть лет назад я только пришла в этот бизнес, то очень часто слышала слово "дорого". Сейчас я слышу его гораздо реже. Платежеспособность татарстанцев, действительно, растет. Последние года три – четыре бизнес Mary Kay развивается гораздо интенсивнее. Как ни странно, Набережные Челны дают больший оборот, чем Казань. Но в сравнении с сибирскими регионами России татарстанский бизнес выглядит достаточно скромно. А сколько у нас людей, которые еще и не слышали о Mary Kay?!

Я уверена, что вбудущем процветать будут те компании, у которых сильнее сервис. А сервис у Mary Kay развит очень сильно: наши консультанты по красоте – настоящие асы косметологии и визажа.

На Западе давно принято иметь не только личного врача, юриста, психолога, но и личного консультанта по красоте. Сервис консультанта по красоте содержит в себе индивидуальный подход к клиенту: он не рискует приобрести средства, которые ему не подходят, что нередко происходит в магазинах. Мы в России к этому только идем. Так что перспективы развития огромные.

Министр своей красоты

- Алсу Раисовна, как вы пришли в Mary Kay?

-  После института, два месяца проработав по специальности на госслужбе в одном из министерств, я поняла, что эта работа никогда не даст мне того, что я хочу. Лет через пять, в лучшем случае, повысят до начальника отдела. Но я прекрасно понимала, что министром точно никогда не стану!

Я начинала рядовым консультантом – проводила консультации и мастер-классы. Конечно, были опасения в том, что бизнес несерьезный. Мой папа бывший госслужащий, и в семье считалось, что я пойду по его стопам. Идея, что, имея высшее образование, я буду продавать косметику, конечно, не принималась всерьез. Но мама - современная женщина, была уверенна, что все получится.

- Как вы стали директором филиала?

- Никогда бы не подумала, что эти "игрушки" зайдут так далеко! И никто, кроме моего супруга, не верил, что молодая мама с полугодовалым ребенком сможет стать настолько самостоятельной. Сейчас, в 26 лет, я зарабатываю во много раз больше, нежели госслужащие, получила три высших образования, имею возможность покупать недвижимость, автомобили.

Особенно меня радует свободный график работы. Я считаю, что женщина должна работать столько, чтобы у нее оставалось достаточно времени, чтобы побыть с семьей и уделить время себе. Раньше я не могла понять, кто посещает все эти салоны красоты, которых в городе огромное количество, ведь большинство женщин находятся на работе с утра до вечера. А теперь знаю, что ходят туда такие бизнес-леди, как я, которые имеют свободный график работы и средства для этого.

- А какой косметикой вы пользуетесь?

- Я - лучший клиент Mary Kay .

Алсу Бариева
Родилась в Казани.
2003 г. - Окончила Казанский Государственный Технологический Университет по специальности "государственное и муниципальное управление".
2006 г. - Окончила Саратовский Государственный Университет по специальностям "юриспруденция" и "бухгалтерский учет и аудит".
С 2002 года работает в Mary Kay .
Замужем, воспитывает дочь.
 

Жанна Печенко