На этой неделе случилась очередная годовщина продажи Аляски На этой неделе случилась очередная годовщина продажи Аляски Фото: Lance King / Stringer / gettyimages.com

«ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВЕРИТ В МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ, ЧЕМ В СТРОГОСТЬ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОВ»

История — это история войн, революций, завоеваний и поражений. Все остальные сферы, окружающие существование человечества, крутятся вокруг них как свободные радикалы по орбите ядра. Это больше волнует людей, будоражит их спящие большую часть времени умы. Что поделать, так устроен простой человек, далекий от понимания сути вещей.

Человек больше верит в мифы и легенды, чем в строгость объективных фактов. Примерно так складывается ситуация и с продажей Российской империей США Аляски и группы Алеутских остров 30 марта 1867 года. Большинство, подкрепив свое убеждение словами из песни группы «Любэ», считает, что столь недальновидный поступок предприняла Екатерина II. «Эх, корона Российской империи... Екатерина, ты была неправа», вводил в историческое заблуждение постсоветские массы любимый певец Владимира Путина Николай Расторгуев.

Это сейчас наши отношения с Соединенными Штатами находятся в нижней точке. 150 лет назад Российская империя активно поддерживала заокеанскую державу в ее стремлении отцепиться от домогательств Британской короны. Североамериканские территории были одним из оплотов антибританской борьбы. Российская же корона делала все, чтобы утереть нос Лондону.

Вашингтон к тому времени успешно реализовывал доктрину Джеймса Монро от 1823 года. Она заключалась в собирании земель, принадлежащих европейским державам, под началом молодого американского государства. Первой крупной сделкой еще до принятия доктрины являлась Луизианская покупка — приобретение французской колонии в Северной Америке (2 100 тыс. кв. км обжитой и освоенной территории) у императора Франции Наполеона I Бонапарта в 1803 году. Средства были выплачены не самые большие для этих земель — $15 млн золотом. Цена одного гектара составила каких-то 7 центов! Сейчас на этих территориях расположены штаты Миссури, Арканзас, Айова, Канзас, Оклахома, Небраска и значительные территории ряда других штатов современных США... А бывшие земли Мексики, которые сейчас составляют территорию всех южных штатов Америки, и того были присоединены бесплатно. То есть продажа земель США была ко времени ухода Аляски под юрисдикцию Вашингтона нормальным явлением.

«ТОГДАШНИЕ БИЗНЕСМЕНЫ БЫЛИ НЕ МЕНЕЕ СПЛОЧЕНЫ, ЧЕМ НЫНЕШНИЕ АКУЛы»

Официально факт открытия Аляски датируется 1741 годом капитаном А. Чириковым. Конечно же, это не означает, что к тому моменту она была terra incognita. Россия первой зафиксировала свое намерение, обозначала там свое присутствие, но неохотно вкладывалась в эти северные суровые земли, заселенные эскимосами и алеутами. Большая империя требовала огромных вложений. Они расходовались, как и сейчас, неэффективно. Воровство и нецелевое использование денег, выделенных на инфраструктурные проекты, были и остаются бичом России той эпохи и России сегодняшней. Поэтому императорский двор пошел на то, чтобы доверить тему освоения Аляски купцам, которые активно скупали пушнину у местного населения и реализовали их на мировых рынках. Они же создали ряд прибрежных поселений. Этим интерес к новой земле и ограничивался.

Тогдашние бизнесмены были не менее сплочены, чем нынешние акулы. Сибирские купцы, которые осваивали Аляску, оформили в Санкт-Петербурге документы и создали Российско-американскую компанию с монопольными правами на полезные ископаемые и промысловую добычу в Аляске. В конце ХX века этот же путь повторят ныне здравствующие олигархи, прибрав к своим рукам богатые недра распавшейся страны. Главными источниками дохода купцов на территории Аляски были добыча угля, промысел морского котика и лед. Лед самый обычный, поставляемый в США, — спрос на него был устойчив и постоянен, так как холодильные механизмы изобрели только в XX веке. Вот так вот уже тогда наши предприниматели научились продавать снег.

По факту этими землями ведала семибанкирщина того времени, которая платила казне какие-то пошлины. И стороны были довольны таким сотрудничеством. Но ровно до того периода, пока там не нашли месторождения самородного золота. Геолог Владимир Обручев, к примеру, утверждал, что только в период до 1917 года американцы добыли там драгоценного металла на $200 миллионов. По тем временам это баснословная сумма.

Заселение шло вяло. Даже в ажиотажные и лучшие годы русское население Аляски не дотягивало до тысячи человек. Следует еще сказать, что боестолкновения на Дальнем Востоке в период Крымской войны показали незащищенность восточных земель империи и в особенности Аляски. При правящем дворе стали множиться разговоры о том, что геополитический противник России, Британия, захватит эти земли, поэтому от них надо избавиться. Постепенно шла колонизация британскими контрабандистами территории Русской Америки в начале 1860-х. У России не было ресурсов, да и политической воли, чтобы отстаивать свои заморские владения. Нужно было оклематься после поражения в Крымской войне, поднимать Сибирь, проводить реформы...

«НИКТО ОСОБО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НЕ ГОРЕВАЛ И НЕ ПРИЧИТАЛ НА ЭТОТ СЧЕТ»

Считается, что инициатива продажи Аляски Вашингтону принадлежала брату императора, великому князю Константину Романову, занимавшему пост главы Морского штаба России. Он обосновал необходимость продажи тем, что Аляска является серьезной обузой, найденное там золото неизменно привлечет внимание Лондона, который начнет оспаривать принадлежность этих земель России и развяжет войну. Великий князь лишь довел ходившие до этого разговоры до уха императора и придал им респектабельности и веса. Продать Аляску американцам, заклятым врагам британцев, — лучший выход из положения, убедил он главу государства.

В итоге североамериканские земли российской империи были проданы за $7,2 млн заокеанским друзьям, что эквивалентно современным $110 миллионам. Даже бразильский футболист Неймар стоит сегодня в два раза дороже.

Никто особо в Санкт-Петербурге не горевал и не причитал на этот счет. Не было массовых осуждений предательских действий императора, патриотические возмущения не сотрясали Сенатскую площадь и богемные салоны двух столиц в клубах табачного дыма не вздыхали тоскливо. Страна жила осмыслением отмены крепостного права, поражения в Крымской войне и новых масштабных предложений императора о реформе государственной системы. Цезарь прав всегда, его решения вне критики. Как, впрочем, и сейчас в России.

До сих пор находятся отдельные деятели, которые заявляют о некоторых нарушениях при передаче Аляски в распоряжение Вашингтона, о необходимости пересмотра факта купли/продажи и т. д. Особенно сейчас, в период обострения отношений с США, их голос часто слышен с экранов федеральных ТV и респектабельных изданий.

Пересмотр итогов исторических отношений — сфера тонкая и взрывоопасная. У каждой стороны свои аргументы, своя историческая правда. Где здесь объективная правда — сказать сложно, так как есть особый угол исторической оценки каждой из сторон.

Крым сыграл немалую роль в продаже Аляски США в XIX веке, а в середине века, есть такая версия, Иосиф Сталин собирался создать на базе Крыма на деньги американцев и еврейской диаспоры государственное образование евреев. Проект назывался «Крымская Калифорния», но он так и не увидел свет.

В новом веке Крым вновь стал причиной исторического крюка, изменившего не только внешнеполитический курс России, но и поменявший всю парадигму международной архитектуры межгосударственных отношений. Крымом кончился постялтинский (опять-таки крымский) мир и начался новый. А про продавшего имперские земли Аляски Александра II вспоминают только в контексте освобождения крестьянства, а вот Михаила Горбачева за этот же шаг проклинают.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции