«ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЕГДА АДЕКВАТНЫЕ?»

В Челнах разгорается новый скандал в системе здравоохранения. Главное действующее лицо — не вполне адекватный то ли от усталости, то ли от алкоголя врач-реаниматолог челнинской больницы скорой медицинской помощи (БСМП). На видео, снятом и выложенном накануне в соцсети «ВКонтакте», в кадре сидит женщина в униформе врача, которая принимает посетителя, но находится в несколько заторможенном, можно даже сказать, неадекватном состоянии. Она тщетно пытается всмотреться в медицинскую карту и кардиограмму пациента, которая лежит перед ней на столе. Кардиограмма в это время падает со стола, однако она ее успевает подхватить и начинает складывать и теребить в руках, снова тщетно предпринимая попытки разглядеть записи в медицинской карте.

В это время женщина, пришедшая на прием и наблюдающая за происходящим, не выдержала.

— Вы врач-реаниматолог, а сидите еле-еле в кресле! Что такое, а? Вы же пьяны, по-моему!» — заявила она. Перед ответом врач неуверенно отложила в сторону кардиограмму и подперла голову кулаком, в котором была зажата ручка. 

— Кто? — осведомилась доктор, неверно выговорив даже это короткое слово.

— Вы или сонные... Я что-то не пойму, — все еще пыталась разобраться женщина в красном пуховике, присев на стул напротив реаниматолога, которая в таком положении вряд ли могла бы кого-то вернуть с того света. Скорее наоборот. Тем временем врач отвернулась и обратила свой взор на часы, висящее на стене. 

— Почти три или полчетвертого... Вы думаете, что люди должны быть всегда... — здесь она выдержала паузу, придававшую вопросу философский смысл, но законила его буднично, — адекватные? 

— Конечно, вы же на работе. 

— Ммм, — промычала врач и кивнула головой. — Я посмотрю на вас, когда вы будете работать через сутки.

После этого посетительница воздержалась от претензий в надежде получить помощь для близкого человека: «Нет, но мы же по-хорошему вас спрашиваем: что сейчас делать, куда нам обращаться, кого мы сейчас ждем? Вы посмотрели медицинскую карту: что с ним (с пациентом прим. ред.)?»

На вопрос женщины реаниматолог сумела задать лишь свой вопрос: «Кого?»

— Что делать сейчас ему? — повторила женщина. Врач тем временем снова погрузилась в медицинские документы пациента, а голос за кадром (очевидно, еще одна женщина, наблюдающая за происходящим) подытожил: «Больше не ходить». 

От главврача БСМП Марата Мухамадеева пришел ответ, однако подтверждения или опровержения, находилась ли врач в состоянии алкогольного опьянения, там не былоФото: nabchelny.ru

На сигнал оперативно отреагировали в больнице. На запрос «БИЗНЕС Online» от главврача Марата Мухамадеева сегодня утром пришел ответ. Как выяснилось, описанный случай произошел 24 марта. Дежурный врач-кардиореаниматолог действительно находилась в неадекватном состоянии на рабочем месте, признали в больнице. Данный факт дежурный персонал незамедлительно довел до руководства больницы. Врач была отстранена от приема больных. Однако подтвердить или опровергнуть, находилась ли она в состоянии алкогольного опьянения, в больнице не сочли возможным, т. к. токсикологическая экспертиза не проводилась. Возможно, врач действительно устала или в наблюдаемое на видео состояние ее вогнала болезнь. Тем не менее из-за вызванного резонанса в коллективе она приняла решение об увольнении.

«Для больницы подобные ситуации не носят системного характера. Произошедший случай стал основанием для введения дополнительных мер в уже созданном и функционирующем в БСМП направлении с участием штатного психолога по оценке психологического состояния сотрудников и профилактике профессионального выгорания», — говорится в ответе учреждения.

После обнародования видео достаточно оперативно исчезло из группы в соцсетях, однако его копия осталась на других ресурсах.

В свете же последнего события в БСМП заметили, что очень дорожат своей репутацией и что в последние годы получили высокий уровень доверия населения не только Челнов, но и всего северо-восточного региона РТФото: bsmp.tatarstan.ru

ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА

БСМП — это целый городок, расположенный на территории площадью 9 га, основным из которых является 12-этажный стационар на 703 койки. За год БСМП Челнов лечит свыше 25 тыс. стационарных больных, выполняется более 9,5 тыс. оперативных вмешательств. Проект БСМП уникален. Во всем бывшем СССР таких крупных комплексов по оказанию неотложной медицинской помощи было всего несколько, и все они расположены в крупных городах — Таллине, Питере, Киеве, Минске, Новосибирске, Ростове на Дону и т. д.

В период с 1980 года по начало 90-х больница сформировалась как межрегиональный центр по оказанию некоторых видов неотложной помощи. Поскольку здесь было установлено самое современное оборудование, применялись передовые технологии, работали опытные и талантливые врачи, сюда везли больных из города и всей Закамской зоны. И по сей день профиль центра медицинского туризма больница сохранила. Основная миссия БСМП обозначена на сайте организации — оказание специализированной высокотехнологичной медицинской помощи населению Челнов и Северо-Восточного региона при жизнеугрожающих состояниях.

Новый этап развития для больницы начался в августе 2008 года, когда в БСМП провели реконструкцию. На два этапа глобального ремонта было потрачено 2,3 млрд рублей из средств федерального и республиканского бюджетов. После этого в больницу постоянно организовывают паломничество для высоких гостей города, всевозможных делегаций. Врачей БСМП даже приглашали принять участие в съемках программы Елены Малышевой на Первом канале, где медики рассказали о методах лечения инсульта по мировым стандартам, а пациенты — о своем выздоровлении. «С нами поехал и пациент из Мамадышского района, которому была оказана медицинская помощь. Данный пациент — пример того, насколько сегодня высокотехнологичная помощь доступна для жителя сельского района Татарстана, вне зависимости от социального статуса и экономических возможностей человека. Очень приятно, что город Набережные Челны будет известен не только командой „КАМАЗ-Мастер“, но и высокотехнологичной медицинской помощью, которая оказывается по мировым стандартам», — делился после поездки главный врач БСМП.

В свете же последнего события в БСМП заметили, что очень дорожат своей репутацией и что в последние годы получили высокий уровень доверия населения не только Челнов, но и всего Северо-Восточного региона РТ. «Это связано с высокими результатами лечения таких социально значимых заболеваний, как инфаркты, инсульты, травмы, онкология и другие. Так, в прошлом году команда хирургов БСМП была признана лучшей в Республике Татарстан после спасения жизни молодого человека, попавшего в ДТП: шансы выжить потерпевшего составляли не более 25 процентов. На сегодняшний день инсультный центр БСМП является одним из лучших в Европе, замыкая тройку лидеров в рейтинге», — констатировали в больнице. 

Кстати, совсем недавно по больничной теме проехался критикой президент РТ Рустам Минниханов, приезжавший на итоговую сессию в Челны. «Мы иногда увлекаемся индикаторами. В здравоохранении вы первые в рейтинге, но по отношению населения вы на 43-м месте, — отметил тогда Рустам Нургалиевич. — Вы сделайте для себя выводы. Если мы миллиарды тратим на красоту, а люди считают, что мы пока не можем оказать нормальные медицинские услуги, это очень плохо». После этого президент поднял с места присутствующего в зале замминистра здравоохранения Сергея Осипова. «Это не только для Челнов, в целом надо посмотреть, — дал наказ чиновнику Минниханов. — Люди говорят, что система плохо работает. Посмотрите, что нужно сделать, чтобы население было довольно. Мы же считаем, что качество жизни — это главный критерий».

Новый этап развития для БСМП начался в августе 2008 года, когда в больнице провели реконструкцию. На ремонт было потрачено 2,3 млрд рублей из средств федерального и республиканского бюджетовФото: bsmp.tatarstan.ru

«У МЕНЯ ПАПА УМИРАЛ, БРИГАДА ВРАЧЕЙ БЫЛА ПЬЯНАЯ. Я ИХ УВОЛИЛ С ТРУДОМ ЧЕРЕЗ МИНЗДРАВ»

Адель Галимзянов — заместитель руководителя по организационной работе МКДЦ:

— Если уж начистоту, свой медицинский путь я начал в 1995 году, и вот в то время, в конце 90-х, пили гораздо больше. А потом, в общем-то, у каждого врача практически появился автомобиль, на котором ему вечером надо возвращаться домой. Эта проблема решилась сама собой. Увольнять никого по такому поводу не приходилось ни разу. Это мое частное мнение, не более того.

Безусловно, беседы организационные у нас проводятся, хотя коллектив в нашем центре уже давно сложился. С теми врачами, которые поначалу вызывали сомнения — не в части алкоголизации, а вообще в принципе, давно распрощались. Проблема алкоголизации не настолько актуальна, на мой взгляд. Гораздо более актуально, что кто-то на кого-то пожаловался, кто-то что-то взял. А то, что кто-то выпил... Да врачи сами не заинтересованы, чтобы пить на рабочем месте. Это билет в один конец. Врачи не дураки и понимают это. Чтобы обвинить человека в факте опьянения, необходимо произвести кое-какие контрольные лабораторные измерения. На том, что кому-то что-то показалось, обвинения строить никак нельзя. Возможно, у этого врача уже был багаж ошибок. Так просто его бы никто не уволил. Может быть, начальство давно на него зуб держало, это уже стало последней каплей в чаше терпения. Всякое бывает. Если бы это был врач, который всегда характеризовал себя с положительной стороны, никогда не было нареканий, я не думаю, что работодатель бы от него избавился только из-за кого-то пустого наговора.

Работать сутки через сутки ненормально. Законодательство у нас не позволяет совмещать больше чем полторы ставки. Тут надо разобраться с работодателем этого врача, понять, почему она работает сутки через сутки. Если врач не дежурит под чужой фамилией, то такого быть не может.

Рустам Гилязев — главврач клиники «Прозрение»:

— У меня частная клиника, отбор. И у меня нет таких случаев и не может быть в принципе, потому что у меня жесткая дисциплина. На самом деле у меня свой личный опыт, не как врача. Есть негатив. Когда у меня папа умирал, бригада врачей была пьяная. Я их уволил с трудом через минздрав, через жалобы. На самом деле в смене у меня тоже был случай: я дежурил в БСМП, анестезиолог был пьяный, мне пришлось писать докладную и заставить, чтобы его уволили. Я этого абсолютно не приемлю и не стесняюсь проявлять свою гражданскую позицию.

Мне кажется, что усталость — это лишь отговорки. Сутки или не сутки. Считаю, что это недоработка руководителя этого конкретного подразделения. Например, с тем же анестезиологом заведующий не смог выстроить данную систему. Если руководитель выстроит нормальную систему, никакого пьянства на рабочем месте не будет.

У всех людей есть свои слабости. Если за этим следить, если руководитель этому препятствует, то такого не будет. Большинство врачей проходили через дежурства, но это же не повод спиваться. Усталость лишь отговорка. Я не считаю, что это повальное явление. Просто есть люди больные. У нас в силу определенного менталитета не принято доводить до логического завершения эти случаи. Бывает, что покрывают. Все зависит от руководителя. Вполне допускаю, что в бюджете не хватает врачей и они вынуждены мириться с такими случаями, а в итоге нарываются на какие-то неприятности.

В частных клиниках такие случаи легче отследить и потребовать, чем в обычных бюджетных учреждениях. Все же упирается, как и всегда, в нехватку кадров, в то, что некем заменить. Поэтому сквозь пальцы смотрят. На самом деле данная проблема гораздо шире. Ситуация по обеспечению врачами плачевая. «Майские, апрельские указы» — надо обеспечить заполняемость первичного звена. Сейчас студентов вместо того, чтобы учить на узкие специальности, заставляют отрабатывать три года в поликлиниках, в деревнях, не давая материальных стимулов. Половина народа разбежится. Те, которые вернутся, будут еще три года учиться на узкую специальность. Должны быть нормальные условия, надо уважительно относиться к врачам. Когда я был молодым специалистом, людям предоставлялось жилье, какие-то подъемные.

Степан Криницкий — заместитель главного врача Республиканского наркологического диспансера по детской наркологии:

— Вообще тема неактуальна. Если такие люди и бывают, они обычно со временем сами увольняются. А так, чтобы уволить за то, чтобы на рабочее место пришел пьяным... такого не было. В нашей сфере проблема не распространенная. Может быть, есть специалисты, которые под нагрузкой работают, — судмедэксперты, реаниматологи, травматологи. Вот так, наверное, больше. У нас тоже народ не святой, но так, чтобы на рабочем месте пить, — нет.

Нагрузки все равно сказываются, если будешь на «голой» ставке сидеть, будет и зарплата «голая». Поэтому врачи, чтобы заработать прилично, вынуждены работать, невзирая на время, силы. Многие набирают дежурств. Конечно, устают — это понятно. И тут уже зависит от тех предпосылок, которые есть в человеке изначально. Если он имеет какие-то предрасположенности, если есть сопутствующие условия, то возможна и алкоголизация, конечно. Никто не застрахован: ни врач, ни пожарный.