Разрубить гордиев узел земельной проблемы пытались вчера в Госсовете РТ депутаты и представители многодетных семей: участки последним выдали, а дороги и сети не подвели. В итоге «поселки многодетных» успешно зарастают бурьяном, ведь и продавать их запрещают. Тем временем, как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», семьям начали приходить штрафы за неосвоение земли.
Разрубить гордиев узел земельной проблемы пытались в Госсовете РТ депутаты и представители многодетных семей: участки последним выдали, а дороги и сети не подвели
«МЫ ПРОСИМ ХОТЯ БЫ ОТСЫПАТЬ ДОРОГИ СТРОИТЕЛЬНЫМ МУСОРОМ»
Программа предоставления бесплатной земли стартовала в России еще в 2011 году, с тех пор в республике 51 тыс. семей получили право на законный надел. Всего выдано 30 тыс. участков, но застроено из них лишь 1,5%. На совещание в Госсовет РТ 8 представителей многодетных семей пришли с конкретными предложениями. Ведущий встречи — глава комитета ГС по экологии Тахир Хадеев — взял с них обещание не критиковать, а предлагать пути решения проблемы. Депутаты разместились напротив гостей, как бы подчеркивая, что разговор пойдет на равных, а не с позиции начальник—подчиненный. Пообщаться с многодетными пришел солидный набор народных избранников — аж два вице-спикера — ГС РТ Римма Ратникова и Татьяна Ларионова, глава комитета по социальной политике Светлана Захарова и целый депутат Госдумы Айрат Фарахов.
«Большая семья — большая ответственность», — начал беседу Хадеев. Он признал, что местные власти оказались неготовыми к решению федеральных властей о бесплатной выдаче земли без выделения средств на их инженерное оснащение, и предложил всем вместе подумать, что делать дальше.
Председатель фонда развития городов и поселков «Солнечный город» Камиль Ангел уверен, что главное в решении проблем поселков многодетных — строительство дорог. «Проблема даже не в газе или в воде, мы просим хотя бы отсыпать дороги строительным мусором», — умолял Ангел. Он напомнил, что летом 2017 года в их поселке Подсолнухи в Набережных Челнах сгорело два дома — пожарная машина застряла на подъездах. Сейчас дороги в Подсолнухах построены лишь на 2% от требуемого — жители подсчитали. «В Подсолнухах за 6 лет прописаны 33 человека, такими темпами нужно 25–30 лет, чтобы освоить землю», — говорит представитель того же фонда Евгений Гольдфайн. Он подчеркивает: все проблемы от того, что у их поселка нет своего хозяина, девелопера. Скажем больше, у самой программы предоставления земель многодетным нет «своего» профильного министерства — за выделение участков отвечают минзеимущества и муниципалитеты, за строительство сетей — минстрой, дорог — минтранс. В итоге ответственных много, но дело не движется.
Камиль Ангел (второй справа) уверен, что главное в решении проблем поселков многодетных — строительство дорог
«Я ИЗ ТЕХ РЕДКИХ ЧУДАКОВ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ НА ЗЕМЛЕ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ ДОМ»
Вариант с самообложением в случае с многодетными совсем не вариант, потому что люди не прописаны на своих участках, а не прописаны они потому, что там нет ни детсадов, ни школ, ни больниц. Поэтому Гольтфаин уверен: без целевого финансирования проблем поселков многодетных из бюджета не обойтись. Впрочем, часть проблем можно было бы решить за счет коммерсантов — например, выделить им часть участков под магазины, стоянки, заправки и т. п., а взамен потребовать вложиться в строительство сетей.
«Я из тех редких чудаков, который три года назад уже построил на земле для многодетных дом, — говорит представитель многодетных семей РТ Айрат Зиятдинов. — С чем я сталкивался? Город мне говорит, что земли принадлежали Высокогорскому району, а Высокогорский район говорит, что они эти земли отдали городу». Чиновники гоняют людей по заколдованному кругу «город — район» уже не первый год. И даже названия поселкам до сих пор не присвоены. «Мы живем „близ Каймаров“, как „близ Диканьки“», — горько шутит Зиятдинов и жалуется, что даже таксистам не может объяснить, где живет. Говорит, что ему удается постоянно жить в Каймарах с семьей, но при этом бурить скважину, договариваться о подключении к электросетям и даже чистить дороги приходится за свой счет. Но у всех ли многодетных есть такие средства? Конечно, нет. В итоге лишь на 1,5% из выданных 30 тыс. участков ведется строительство, а всего в Татарстане уже более 51 тыс. многодетных семей. А тут еще нарисовалась новая проблема — многодетные начали получать штрафы за неосвоение участков.
«Вроде бы просто вопрос — чьи они, поселки-то эти? Чья земля, того и поселки, почему мы этот вопрос никак не можем пробить? — недоумевала Ратникова. — Для этого же, действительно, никакие деньги не нужны». Также она предложила выходить на Госсовет с инициативами по созданию поселков — это непросто, но делать надо.
«Хотелось бы хороший дом построить, но даже дрель включить некуда», — жалуется председатель РОО «Многодетные семьи РТ» Артем Кузнецов. Он предложил также принять программу по льготному кредитованию или субсидированию многодетных на строительство жилья. Здесь к слову пришлась принятая недавно программа субсидирования кредитов на покупку деревянных домов заводского изготовления. Депутаты рассудили, что неплохо было увязать вместе две программы.
Алексей Фролов тоже считает, что не надо продавать участки «в рынок»
ЗАМЕНИТЬ ЛИ ЗЕМЛЮ ДЕНЬГАМИ?
Еще один вопрос, который поднимают многодетные отцы, — то, что нельзя просто так продать выданную на халяву землю. Чтобы не ущемлять права детей, нужно на сумму стоимости участка купить другую недвижимость. Но опять же откуда на это деньги у многодетных? Эту тему бурно обсудили чиновники с депутатами. Первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов, например, тоже считает, что не надо продавать участки «в рынок».
«Чтобы они зарастали бурьяном?» — фыркнула зампредседателя социального комитета ГС Татьяна Воропаева. Ее поддержал и Фаррахов, который заметил, что продажа участка только увеличит капитализацию земли в поселках многодетных. Разве это плохо? Ларионова вспомнила опыт Ямало-Ненецкого автономного округа, где приняты «иные меры поддержки взамен земельных участков». Захарова также считает, что вместо земель многодетным по желанию можно было бы выделять некую «сумму поддержки». Мол, если сегодня люди построятся — завтра, чего доброго, начнут требовать детские сады, школы и хоккейные площадки. В этом смысле разовая подачка, конечно, куда более прагматичный вариант. Им вторила зампредседателя КЗИО Казани Юлия Артамонова — мол, земли вокруг столицы «тают», а где брать новые наделы для все прибавляющихся семей многодетных казанцев?
«Сегодня мы точно знаем: у муниципалитета денег нет, у республики денег нет, нужно федеральное финансирование!» — отрезала Воропаева и недвусмысленно намекнула сидящему неподалеку Фаррахову, что надо бы и федеральным депутатам активизировать работу. Подсчитано, что для обеспечения земельных участков многодетных в Татарстане инженерной, а также социальной инфраструктурой (школы, детские сады) потребуется 42 млрд рублей. Сколько лет муниципалитеты да и даже республиканский бюджет будут изыскивать эти средства? Наверное, к этому времени дети из многодетных семей сами станут родителями.
«В республике в 2017 году на программу по строительству и реконструкции коммунальной и инженерной инфраструктуры выделено 1,236 миллиарда рублей. Какие средства направлены именно на решение вопросов, связанных именно с многодетными семьями?» — строгим голосом спросила у замминистра Фролова Ларионова. Но за ворохом ответных оправданий конкретной цифры она так и не услышала — вероятно, этот показатель до смешного мал. Татьяна Петровна рекомендовала пересмотреть подходы к распределению средств программы.
Татьяна Воропаева (слева): «Сегодня мы точно знаем: у муниципалитета денег нет, у республики денег нет, нужно федеральное финансирование!»
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ДЕНЕГ, А МУНИЦИПАЛИТЕТ НИ ОСВЕЩЕНИЕ, НИ ДОРОГУ НЕ ДЕЛАЕТ?
«Изначально, когда земли выделялись, люди рассчитывали, что будет помощь, потому и брали все участки, не думая о том, есть у них деньги на дальнейшее строительство дома. Но когда началась эта кампания, министерство [строительства] должно было предложить какие-то варианты строительства домов: то ли это деревянный, то ли блочный дом, чтобы люди имели реальные представления, какие нужно иметь для этого деньги», — продолжала критиковать минстрой другая Татьяна — Воропаева.
«Была такая установка, что освещение и дороги — на муниципалитете. Вариантов было первоначально много, но когда мы упустили момент, земли стали зарастать сорняком. Что делать, если у тебя нет денег, а муниципалитет ни освещение, ни дорогу не делает. Конечно, люди пришли к выводу, что земли надо продавать. У людей другого выхода нет: денег нет, а это хоть какая-то копейка, которая может им помочь с решением жилищного вопроса», — заступилась за многодетных депутат Госсовета.
В зале слышались предложения создать межведомственную комиссию или поручить ее межведомственной комиссии по семейным вопросам, которую теперь ведет вице-премьер Лейла Фазлеева. Но Воропаева считает, что в решении запутанного вопроса очередной межвед без бюджета и полномочий не поможет. «Все будет упираться в деньги», — уверена Воропаева, в прошлом глава района с большим опытом работы «на земле». Многодетных давно пора «привязать» к какому-то министерству, создать отдел, определить курирующего замминистра. Несложно вспомнить, что вопрос с обманутыми дольщиками начал решаться, только когда работа была поручена минстрою.
Айрат Фаррахов заметил, что продажа участка только увеличит капитализацию земли в поселках многодетных
«ВЕСЬ ЭТОТ «ФУТБОЛ», ЗА КОТОРЫМ СУДЬБЫ И СЕМЬИ, НУЖНО ПРЕКРАТИТЬ»
«Отсутствие уполномоченного органа на федеральном уровне и на уровне субъектов создает неэффективные решения. Очевидно, что у муниципалитетов отсутствуют возможности для решения этой проблемы, и весь этот „футбол“, за которым судьбы и семьи, нужно [прекратить]», — решительно завил Фаррахов.
Он намекнул, что именно сейчас самое удачное время для регионов выступить с конкретными предложениями по изменению федерального законодательства: экономика страны на подъеме, допдоходы еще не поделили, бюджет будущего года верстать не начинали, а не сегодня-завтра назначат новое правительство. Понравилось Айрату Закиевичу и предложение законодательно закрепить понятие «поселение многодетных семей», и инициатива принять закон о поддержке строительства домов для многодетных. Он попросил облечь все эти идеи в понятную чиновникам форму. Именно сейчас папочка с подобными предложениями могла бы удачно лечь на стол какому-нибудь вновь назначенному начальнику, который, посмотрев на проблему незамыленным глазом, глядишь, и даст зеленый свет решению наболевшего вопроса?
Ратникова попыталась тактично расспросить думца, не разрабатывается ли в недрах российской власти какая-то программа для многодетных, но тот ограничился лишь общими фразами, мол, «демографическая ситуация в нашей стране в ближайшие годы будет очень сложной, и меры поддержки рождаемости, многодетных семей будут очень широкими».
«Арифметика очень простая. 50 тысяч многодетных семей — это же город на 250–300 тысяч человек!» — патетично заявил напоследок Хадеев. Он считает, что у многодетных должен быть «свой человек» в правительстве республики, а один из замов министра строительства должен курировать этот вопрос. Также он добавил, что надо заранее готовится к 2019 году, чтобы успеть предусмотреть в бюджете необходимые траты. «Для этого нужен постоянно действующий штаб», — заключил он.
Фото: gossov.tatarstan.ru
По данным на 4 апреля 2018 года, в Татарстане 51,064 семей, имеющих право на получение земельного участка, из них принято решение о включении в списки 46,040 семей, на кадастровый учет поставлено 35,445, в собственность предоставлено 30,413 участков, или 68% от включенных в списки.
Больше всего многодетных в Казани — 12,934 (4,265 получили участки) и в Челнах — 6,518 семей ( 2,599 получили землю).По данным министерства строительства РТ, на 1 марта 2018 года уровень обеспеченности земельных участков для многодетных линиями электропередач составляет 42% от предоставленных участков, водоснабжения — 12,2%, газоснабжения — 8,5%, асфальтированным дорогами — 4%, грунтовыми дорогами — 56%.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.