«Асад, по большому счету, единственный и безусловный союзник Путина» «Асад по большому счету единственный и безусловный союзник Путина» / Фото: kremlin.ru

СТОРОНЫ ПЕРЕШЛИ ЧЕРТУ, ЗА КОТОРОЙ ВИДИТСЯ ТОЛЬКО ОДИН ИСХОД – КАПИТУЛЯЦИЯ ОДНОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ

Мир, кусая губы, внимательно следит за «Твиттером» Дональда Трампа, где он озвучивает свои решения стратегической важности, не всегда согласовывая их со своим ближайшим окружением. Часто отдельные представители команды Трампа узнают из его «Твиттера» не только о каких-то важных вопросах внутренней и внешней политики, но и о том, что они отправлены в отставку, например. Так недавно случилось и с бывшим госсекретарем Рексом Тиллерсоном, который был удивлен, прочитав сообщение шефа о том, что он больше не руководит департаментом внешней политики. На его место пришел директор ЦРУ Майкл Помпео. Надолго ли, не знают даже самые погруженные в тайны Белого дома инсайдеры. В голову Трампа залезть они не могут.

Чехарда в голове Трампа сейчас поставила мир на грань мировой войны. Президент США пригрозил бомбардировкой Сирии, обвинив президента Башара Асада в применении химического оружия, а Владимира Путина  в поддержке его режима. Надо сказать, что гибридная фаза войны идет уже давно, а последние действия Трампа вполне могут перевести ее в горячую фазу. Хотя многие эксперты осознавали, что ситуация идет к глобальному кризису уже последние годы. И дело далеко не в поведении Трампа или Путина. Все сложнее, чем кажется.

Ставка Москвы на «нашего Трампа» себя не оправдала — он не самостоятелен в своих решениях. В его окружении и в конгрессе много противников линии на примирение с Путиным. Но сейчас все всерьез. Стороны перешли черту, за которой видится только один исход — капитуляция одного из участников. Европа не до конца готова к масштабному противостоянию с Москвой. На ней последствия войны (гибридной, горячей, холодной) отразятся сильнее, чем на США, которые, если взглянуть в историю, извлекли оптимальную выгоду из Первой и Второй мировых войн, став по итогам этих двух глобальных бойнь мировой державой.

АСАД ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ЕДИНСТВЕННЫЙ И БЕЗУСЛОВНЫЙ СОЮЗНИК ПУТИНА

Налицо кризис мирового порядка. Не системы, так как она никуда не денется, а порядка, сформировавшегося в постялтинской конфигурации. Мировой порядок коллапсирует, трещит по швам. Старые механизмы международного взаимодействия не действуют. США в лице Трампа отказывается от статуса гипердержавы. Принцип «America First» («Америка превыше всего») — определяющий для американских националистов-изоляционистов, альт-райтов, уайт-треша, составляющих фундамент политической поддержки Трампа. Создается смещение тектонических плит мирового порядка. Президент США решил сконцентрироваться лишь в нескольких базовых, в его понимании, зонах американского влияния. От Ближнего Востока он первоначально хотел отказаться. Пару недель тому назад он сказал, что американская военная группировка должна покинуть Сирию. Советники его отговорили оставить контингент еще на полгода. Как бы там ни было, все эти метания говорят об одном: Большой Ближний Восток стал ареной мирового противостояния одновременно нескольких центров влияния: США, Великобритании, Ирана, России, Турции, Израиля, ЕС. Клубок этих противоречий не в силах развязать даже Вашингтон. Да и некому там этим заниматься, потому что свою внешнеполитическую команду Трамп то и дело перетряхивает, как старый сундук, в надежде найти там что-то ценное.

Трамп олицетворяет собой противоречие мирового порядка. Он, конечно, мыслит себя императором мира. Цезарем XXI века. В его образе причудливо сплелись психотипы авторитарного лидера и бизнесмена, капризного озорника и тщеславного денди. Мировое сообщество стало безответственным. Конфликты и кровопролития множатся. ООН практически выпала из обоймы «решальщика проблемы». Тот случай, когда множество не переходит в качественную сущность. Кто помнит, как зовут нынешнего генсека ООН?

Европа переживает кризис роста. Она так и не смогла переварить ряд восточных стран типа Венгрии, Польши, Румынии, которые отторгают от себя брюссельские принципы. Непонятно, что делать с Сербией, Украиной, вроде определись, что Турция не Европа, и махнули рукой, в ответ Реджеп Эрдоган попрощался с идеей вступления в Евросоюз и принялся воссоздавать свое собственное внешнеполитическое идеологическое пространство. Анкара поменяла свой вектор.

Китай вступает в новую эру с императором Си, снявшим с себя бремя простого клерка высшего звена, подконтрольного бюрократическому аппарату КПК. Теперь он желает заключить пакт с императором Трампом и поделить мир пополам. Новый двойственный союз. Россию в упор не видят. Хотят лишить Москву последнего внешнеполитического бастиона на дальних подступах — Сирии. Асад по большому счету единственный и безусловный союзник Путина. Иран ведет свою игру и не очень доволен усилением влияния Москвы на Дамаск. В окружении Асада промосковская и проиранскаая партии ведут невидимую глазу борьбу. Куда-то в небытие закатились ЕврАзЭС и ОДКБ. Большинство механизмов, включая межгосударственные экономические и военно-политические союзы, старого мира уже не работают. Исчерпали свой ресурс.

ИМЕННО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ РЕШАЮТСЯ СУДЬБЫ МИРА, А НЕ В МОСКВЕ, БРЮССЕЛЕ ИЛИ ТЕЛЬ-АВИВЕ

Короче, мир перегрет. Ком противоречий достиг критической массы. Коллапс такого рода всегда приводит к войне всех против всех, как это было в 1914 и 1939 годах, поэтому нынешний выхлоп тяжелой энергии «страха и упрека» через возможную горловину войны во многом закономерен. Вопрос только в том, будет ли война повсеместной или прогорит локально по окраинам. Но в том, что пожара не миновать, лично у меня никаких сомнений нет.

Конечно, все началось не с шокирующего твита Трампа о «красивых, новых, умных» ракетах, которые прилетят в Сирию и с которыми российские ПРО ничего не смогут поделать. Дальше он закрутил интригу, написав еще одно сообщение, где выразил мысль о необходимости сотрудничества с Москвой, чтобы взаимоотношения не достигали отметки «хуже, чем во времена холодной войны». Президент США призывает Путина одуматься и прекратить поддержку Асада. В этом случае он готов помочь российской экономике, наладить сотрудничество и остановить гонку вооружений.

Трамп, конечно, давит для того, чтобы быстренько решить для себя проблему Сирии, отношений с Москвой и весь корпус проблем, которые вертятся по их оси, и поехать дальше играть в его любимый гольф. В его представлении Цезарь не должен неустанно заниматься государственными делами. Рим любит хлеба и зрелищ. Но этот системный кризис не разрешится так просто, даже потуги лидеров мира не смогут вернуть ситуацию на прежние рельсы.

Ближний Восток — это сакральный центр мира. Святыни и родина трех монотеистических религий, древнейших цивилизаций находятся в этом «пупе земли». Именно здесь решаются судьбы мира, а не в Вашингтоне, Москве, Брюсселе или Тель-Авиве, что бы там ни говорили закостенелые эксперты по геополитике и крикливые участники телевизионных ток-шоу. У истории своя логика. Своя стратегия.

Трамп и Путин — это тараны, ледоколы, которые взламывают, подымают на дыбы старый мировой порядок, осколками тяжелого льда падающий на нас. Повторюсь, это логика истории. Персоналии в ней не всегда важны. Рука истории ведет их по своему пути, а мы зачастую в ней простые статисты.

Остается вопрос, некогда заданный Юрием Шевчуком в его песне: «Что же будет с Родиной и с нами?!»

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции