Знакомство певицы со столицей и самой ТАССР началось... в Москве, в оркестре знаменитых «казанских шанхайцев» под управлением Олега Лундстрема. «БИЗНЕС Online» рассказывает о некоторых «казанских историях» из жизни Примадонны.
Алла Пугачева. 1976 год
ОБРУЧЕНИЕ В ОРКЕСТРЕ «КАЗАНСКИХ ШАНХАЙЦЕВ»
С Татарстаном, его столицей и другими городами республики Аллу Борисовну Пугачеву связывает немало. Понятно, что это прежде всего ее феерические концерты, которые никого и никогда не оставляли равнодушными. Но вот парадокс – ее знакомство со столицей и самой ТАССР началось... в Москве. В начале 1970-х годов Алла Пугачева-Орбакене около года работала в биг-бенде Олега Лундстрема, известного в музыкальной истории страны прежде всего как оркестр «казанских шанхайцев» (материал, посвященный 100-летию великого джазмена, «БИЗНЕС Online» публиковал сравнительно недавно – прим. ред.). Певица только-только начала подниматься, это было в начале 1970-х годов. У Лундстрема вообще было много известных вокалистов – Ирина Отиева, Ирина Понаровская, Валерий Ободзинский, Майя Кристалинская, Аида Ведищева и другие. «Казанские шанхайцы» отдавали должное потенциалу 20-летней певицы, соответственно, окружали ее вниманием, но вот замуж она вышла не за какого-нибудь матерого джазмена или рок-музыканта и даже не за какого-нибудь лощеного выпускника элитного столичного вуза, а за 23-летнего Миколаса Эдмундаса Орбакаса, двухметрового гиганта, так же как и Пугачева, студента 4-го курса Московского эстрадно-циркового училища. Сельский самородок из Литвы оказался чертовски талантлив и удачлив – безо всяких связей сумел войти в число 20 принятых на отделение клоунады и речевых жанров. Опередил Миколас 3 тыс. человек.
Спустя 30 лет в своем первом в жизни интервью – «Экспресс-газете» – он вспоминал: «Вдруг мимо меня идет какая-то девчонка. Рыжая, в черном костюмчике, в белой блузке. Внешностью Алла, прямо скажу, не блистала, но характер был свойский. А когда садилась за рояль... Голос – просто магия».
«НУ ЧТО, ПОЙДЕМ ДЕЛАТЬ МНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?»
«Вскоре Пугачева и Орбакас в составе концертной студенческой бригады поехали по колхозам Тамбовщины, – читаем на сайте eg.ru. – Многочисленные биографы в стремительном развитии отношений Аллочки и Миколаса упирают на решающую роль парного молока и романтики сеновалов. Уже через четыре месяца, осенью 1969-го, влюбленные сыграли свадьбу. „Однажды утром Алла разбудила меня ни свет ни заря: „Ну что, пойдем делать предложение?“ – вспоминает Миколас. – Пришлось идти к ее родителям в старых джинсах и ковбойке. Костюма у меня не было... И как же долго мы стояли в очереди в Грибоедовский дворец бракосочетаний! Так долго, что хотелось плюнуть на все и уйти...“
Орбакас жил в цирковой общаге в Трифоновском переулке, и молодожены были на седьмом небе от счастья, когда райсовет Ждановского района Москвы выделил им 7-метровую комнату. Сюда в мае 1971 года принесли первенца – Кристину Орбакайте. Малышку пришлось заворачивать в голубое одеяльце – супруги ждали мальчика, загодя придумали ему имя – Станислав – и купили необходимые ребенку вещи совсем не девчачьих расцветок. Заниматься новорожденной Кристинкой молодой маме был недосуг – Пугачева с оркестром Олега Лундстрема месяцами гастролировала по Союзу и странам развитого социализма...»
Алла Пугачева выступает на сцене казанского Дворца спорта. 1977 год
«НОСИЛЬЩИКОМ В КАЗАНИ У МЕНЯ БЫЛ ФЕЛИКС»
В Казани концерты певицы проходили несколько раз начиная с далеких 1976 и 1978 годов. С ней удалось тогда пообщаться и взять интервью известному казанскому журналисту, впоследствии хорошему другу нашей редакции Феликсу Наумовичу Феликсону (увы, ушедшему из жизни в 2016 году – прим. ред.). О тех встречах он написал в своей книге «История в блицах», в которой собрал краткие интервью с десятками людей, известных всей стране. Книга была издана очень небольшим тиражом и поэтому является библиографической редкостью. Предлагаем вашему вниманию отрывок из нее, который автор так и озаглавил: «Алла Пугачева: „Носильщиком в Казани у меня был Феликс“».
«В книге „Певцы советской эстрады“ издательства „Искусство“ выпуска 1977 года читателю был представлен список лучших исполнителей советской песни. В нем всего 20 имен. Но каких! Леонид Утесов, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Георг Отс, Людмила Зыкина... И конечно, стремительно выдвинувшаяся в первый ряд представителей этого жанра Алла Пугачева.
Май 1978 года. Певицу ждут в Казани. Два года назад она уже приезжала с ансамблем „Веселые ребята“ Павла Слободкина. Из Казани Алла увезла тогда воспоминания о теплом зрительском приеме и мутоновую шубку местного мехового объединения для пятилетней дочери („БИЗНЕС Online“ уже публиковал некоторые подробности этих гастролей в изложении их организатора Марата Тазетдинова, руководившего в то время Татгосфилармонией, – прим. ред.).
В день ее приезда мне, корреспонденту молодежной газеты, позвонил директор Татгосфилармонии Марат Тазетдинов и произнес единственную фразу: „Будешь носильщиком у Аллы!“ Поэтому, встретив певицу на вокзале, я без лишних слов подхватил в вагоне ее объемный чемодан. Приехали в гостиницу „Татарстан“, поднялись к ней в номер на 7-м этаже. „Не вижу пианино, как мне распеваться?“ – голосом, не предвещавшим ничего хорошего, произнесла гостья, оглядев апартаменты. И тут я допустил промах, ляпнув с ученым видом знатока: „Пианино было только в номере Муслима Магомаева“.
Вечером меня нашел Марат. Передаю дословно его гневную тираду: „Пугачева выдала мне по первое число! Видите ли, в ее номере нет пианино! Даже пригрозила, что петь не будет! Я не успел и рта раскрыть, как она заявила: „А вот Феликс сказал, что у Магомаева оно было“. Мне срочно пришлось найти грузчиков, и те за семь рублей (по рублю за этаж) подняли ей в номер инструмент (для сравнения: самый дорогой билет на концерт АБ стоил тогда три рубля с полтиной – прим. Феликсона)“. Но я пропустил этот разнос мимо ушей – ведь меня ждала назначенная Пугачевой встреча!
На удивление, она говорила с „носильщиком“ долго и вполне откровенно.
«С «ВЕСЕЛЫМИ РЕБЯТАМИ» Я СМОГЛА БЫТЬ САМА СОБОЮ»
– Моя жизнь в музыке никакая не случайность – сколько себя помню (лет с пяти, наверное), меня сопровождала музыка. А началось все, как обычно, с пианино, которое заменило мне многие из детских игр, о чем я ничуть не жалею. Кстати, Марат выполнил мою просьбу – у меня была возможность попеть в номере, спасибо ему.
Любовь к музыке привела меня на дирижерско-хоровой факультет музыкального училища имени Ипполитова-Иванова. Здесь в самодеятельном ансамбле я впервые вышла на сцену. В 1965 году счастливый случай свел меня с двумя Александрами – Левенбуком и Лившицем, постановщиками эстрадной программы „Пиф-паф“. Я тогда исполнила песню „Робот“, которую считаю своим дебютом и до сих пор люблю. Потом работала концертмейстером в выездной бригаде радиостанции „Юность“, была солисткой ВИА „Новый электрон“ в Липецкой филармонии, пела в оркестре Олега Лундстрема.
– Но настоящее признание пришло к вам все-таки с „Веселыми ребятами“?
– Можно и так сказать. Работу с этим ансамблем эпизодом не назовешь. Именно с „Веселыми ребятами“ я смогла быть сама собою. И, расставшись, мы по-прежнему дружим.
– Наверное, с особым чувством вы вспоминаете Болгарию?
– Конечно, „Золотой Орфей – 75“ собрал лучших представителей эстрадной песни из многих стран. Но с не меньшей теплотой вспоминаю всесоюзный конкурс артистов эстрады 1974 года, на котором я впервые стала лауреатом. А международный песенный фестиваль в Болгарии стал для меня как бы его продолжением. Здесь я спела своего „Арлекино“, очень дорогую для меня вещь.
– Судя по репертуару, к выбору песни вы относитесь очень придирчиво.
– А как же, ведь она определяет душу певца! Стараюсь органически соединить в ней музыку, слова и исполнение. И когда про „Все могут короли“, „Посидим, поокаем“, „Волшебника-недоучку“, того же „Арлекино“ говорят, что это песни Пугачевой, мне очень приятно. Значит, я нашла в них что-то свое.
– Но вы же не просто поете, вы играете!
– Всегда считала, что песню нужно не только спеть, но и преподнести.
– Наслышан о вашем кинодебюте...
– Как раз перед отъездом в Казань закончились съемки фильма „Женщина, которая поет“. Он музыкальный, на экране жизнь певицы Анны Стрельцовой, которую играю я.
Прощаясь, моя собеседница выразила желание снова приехать в Казань, пообещав, что мы обязательно встретимся еще.
Пять лет спустя Пугачева вновь вышла на сцену Дворца спорта. Но после двух дней выступлений у нее перехватило горло. Перенести концерты на два-три дня не было возможности – на ледовой арене дворца продолжались игры чемпионата страны по хоккею. Отложенные гастроли состоялись лишь два месяца спустя. И все это время зрители жили ожиданием любимой певицы и верили, что она не подведет, – билетов в кассу было сдано не больше десятка.
И она не обманула их ожиданий! Сдержала и данное мне слово встретиться для нового интервью. На этот раз мы беседовали в люксе Молодежного центра. Пока Илья Резник и Евгений Болдин сражались в бильярд, мы с коллегой Юрием Алаевым задавали Алле Борисовне свои вопросы. Она заметно оживилась, когда они коснулись дочери.
– Кристине уже двенадцать, и она давно выросла из шубки, которую я когда-то привезла ей из Казани. Скоро на широкий экран выходит фильм „Чучело“, поставленный прекрасным актером Роланом Антоновичем Быковым. Он уговорил меня отдать ему Кристину на главную роль. Ну как было ему отказать? Ведь дочкиными учителями оказались Юрий Никулин, Елена Санаева, сам Ролан. А какую музыку написала к картине композитор София Губайдулина! Кстати, мне сказали, что она ваша землячка. Как Кристина Орбакайте справилась с ролью школьницы Лены, оценит зритель. Сама же я вышла из зала потрясенной! Думаю, дочь вполне может стать актрисой, она и петь старается, и танцевать. Что из этого всего получится, посмотрим...
Р. S. Дочь сполна оправдала мамины надежды. Сегодня Кристина Орбакайте под стать ей выступает на сцене и снимается в кино. Ее концерт в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в июне 2009-го прошел с аншлагом. А у меня с Примадонной состоялась еще одна встреча. Правда, на этот раз виртуальная. В апреле 1987-го я прилетел в Юрмалу в санаторий „Яункемери“. И в течение получаса регистратор, дежурная по этажу и даже горничная дотошно выясняли у меня, кто я такой. Оказывается, в 324-м номере, который достался мне по горящей путевке, каждый год останавливается Алла Пугачева с дочерью. Возможно, они заподозрили во мне их родственника?»
Подготовил Михаил Бирин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.