ВЯЧЕСЛАВ ЗУБАРЕВ (ТТС), НИКИТА СУХАЧЕВ («РРТ-КАЗАНЬ 3»), МИХАИЛ КОТЛЯРОВ (ГК «АКОС») ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ДЛЯ "БИЗНЕС ONLINE" ИТОГИ 2010 ГОДА 

Если говорить об автомобильном рынке Татарстана, то жителям республики по-прежнему интересны бюджетные модели преимущественно отечественного производства и стран СНГ, считают наши эксперты. Поэтому превалирования иномарок не случится и в этом году…

Вячеслав Зубарев - председатель совета директоров ООО "УК "ТрансТехСервис":

- Третий квартал года традиционно показывает возрастание деловой активности после летних отпусков, поэтому положительная динамика к осени 2010 года не удивительна. К тому же, в первом полугодии дилеры столкнулись с дефицитом автомобилей, количество желающих приобрести автомобиль в разы превышало  количество автомобилей в автосалонах. Во многом это было связано с запущенной программой утилизации автомобилей – в дефиците оказались именно категория автомобилей, заявленных для продажи по сертификатам программы утилизации. Переоценка производства бюджетных автомобилей на территории России, в частности мощностей Автофрамоса, производящего автомобили Renault Logan и Sandero, позволила частично удовлетворить потребности клиентов в третьем квартале прошлого года.  Также отсутствие достаточного количества интересующих моделей в автосалонах дилеров было связано с достаточно осторожными оценками уровня планируемых продаж автопроизводителями, что повлекло за собой сокращение квот на поставку автомобилей в первом полугодии прошлого года.

Эксперты называют предполагаемый прирост продаж автомобилей на российском рынке в 2011 году на 30 - 35% по сравнению с 2010 годом. И если учитывать, что в Татарстане было продано порядка 165 тыс. автомобилей в 2010 году, то при сохранении тенденции к увеличению объемов продаж автомобилей в России можно ожидать, что в 2011 году количество автомобилей в Татарстане достигнет миллиона, и даже немного превысит этот показатель.

Скорее всего, программа утилизации будет продолжена до конца этого года, однако планируемый объем потраченных средств не будет равен первым двум этапам. Предполагаемых 5 млрд. рублей хватит на продажу еще 100 тысяч автомобилей, это способно поддержать рынок отечественных автомобилей. По прогнозам экспертов, в среднем в РФ в 2011 году будет реализовано 2,24 миллиона новых авто. Из них 750 - 800 тысяч- импортируемые машины, 560  -580 тысяч - российские, 860 - 930 тысяч - иномарки российского производства. Если говорить об автомобильном рынке Татарстана, то жителям республики по-прежнему интересны бюджетные модели преимущественно отечественного производства и стран СНГ, поэтому превалирования иномарок не случится и в этом году.

В 2008 году компания "ТрансТехСервис" реализовала 31569 автомобилей, показав прирост в 20 процентов по сравнению с предыдущим годом. Однако кризисный 2009 год не позволил продолжить выдающийся прирост продаж, но реализованные 14958 иномарок показали стабильное положение компании на автомобильном рынке региона и России. Накопленный опыт работы в условиях экономической нестабильности дал преимущество компании «ТрансТехСервис» в 2010 году. Оптимизировав затраты и работая над сокращением издержек, компания показала почти вдвое больший рост относительно российского автомобильного рынка с реализацией 23,5 тысяч автомобилей. В нынешнем году компания ТТС планирует достичь докризисного уровня продаж и продать порядка 33 – 35 тысяч автомобилей в своих автосалонах.

В кризисном 2009 году автолюбителям больше всего были интересны недорогие автомобили, наибольшие продажи продемонстрировали марки Hyundai и Renault (модель Logan). В 2010 году по результатам продаж в нашей компании самыми продаваемыми марками могут считаться также Hyundai (ажиотаж появления новой модели  Hyundai Solaris, созданной специально для российских условий, внес немалую долю в продажи этой марки), KIA и Renault со своим бюджетным Logan, доступным, как и Hyundai Solaris, по программе утилизации. По статистике нашей компании, стабильно высокий спрос сохраняет и марка Toyota.

По итогам 2010 года по российскому авторынку АЕБ в своем рейтинге поставило Nissan и Toyota практически на одно место (7-е и 8-е соответственно) – разница в продажах составляет порядка 300 авто в пользу Nissan.  Разрыв в покупательских предпочтениях по РТ можно связать отличиями в позиционировании марок на рынке региона. К тому же можно отметить и количество автосалонов в городах республики, только в Казани имеется два дилерских центра Toyota, способных более полно удовлетворить потребности клиентов.

Что касается Mitsubishi, то по данным нашей компании эта японская марка демонстрировала достаточно стабильные продажи даже в кризисное время. Mazda не ощущает такого же прироста продаж, как другие японские марки, по большому счету из-за отсутствия заводов на территории России и осторожных оценок развития рынка производителями. А также по причине небольших квот по поставке автомобилей дилерам.

Никита Сухачев - генеральный директор ООО «РРТ-Казань 3»:

- Повышение объема продаж автомобилей, если судить по нашему автосалону, пришлось на третий и четвертый квартал прошлого года. Рост автомобильного рынка закономерно отражает рост экономики в целом. Если исходить из того, что авторынок в РТ насчитывает порядка 785 тысяч машин, а продажи автомобилей на рынке Татарстана колеблются на уровне 50 тысяч машин в год, то с уверенностью можно сказать, что автомобильный рынок республики едва ли достигнет миллиона машин к концу года.

Сейчас существует совершенно явная тенденция, при которой количество иномарок растет, а количество отечественных автомобилей, в частности, АвтоВАЗа – стабильно и не растет. Получается, что чем больше растет автомобильный рынок (в основном за счет иномарок), тем меньше становится рынок машин АвтоВАЗа. И это естественно, и вполне объяснимо. При нынешних, хорошо развитых кредитных программах за незначительную доплату по сравнению с ценой русского авто, человек, покупая иномарку, получает значительно превосходящий по качеству автомобиль.

В нашем салоне мы увеличили продажи с 70 до 100 автомобилей и в этом году рассчитываем выйти на продажу 200 авто в месяц. Для нашего салона это получается 100-процентный рост.

На самом деле то, что Daewoo и Chevrolet не очень популярны по сравнению, скажем, с тем же Mercedes, связано с тем, что просто покупателей в ценовом сегменте Daewoo и Chevrolet больше. Эти брэнды популярны исключительно за счет своей низкой цены. Мы, к примеру, работаем в ценовом сегменте 800 тысяч рублей. В нем наиболее популярны Toyota и Hyundai, однако сейчас мы (Nissan) уже обогнали по продажам Toyota и планируем обогнать Hyundai.

Разрыв между позициями Nissan и Toyota был обусловлен отсутствием рекламной поддержки, люди успели подзабыть, какой Nissan замечательный автомобиль. Сейчас граждане снова интересуются им, много желающих купить и покупающих. Уже сейчас соотношение сил Toyota и Nissan значительно изменилось. На данный момент мы работаем только полгода и продажи Nissan в нашем салоне уже обогнали Toyota. Последние четыре месяца мы продаем суммарно больше, чем вся Toyota в Казани. У Nissan хорошее предложение в плане цены, также широкий ассортиментный ряд. Если у Toyota в целом всего лишь 4-5 моделей, то у нас линейка из 13 авто, где можно подобрать что-то по своему вкусу.

Михаил Котляров - заместитель генерального директора ГК «АКОС»:

- Рынок автомобилей составил в Татарстане в 2010 году всего порядка 37 тысяч иномарок, что больше на 40 процентов, чем в 2009 году. Есть еще, конечно, купленные в других городах и зарегистрированные в Татарстане, но, думаю, что их немного и на статистику они сильно не влияют. Что касается красивой цифры рынка в 1 миллион штук, то это миф. Скорее можно говорить о рынке в 100 тысяч легковых автомобилей в год. А парк автомобилей в 1 миллион - это не самая лучшая вещь, так как около 50 процентов в нем составляют машины старше 8 лет. Насчет программы утилизации автомобилей могу сказать следующее: ее, конечно, больше продлевать не будут, но недавно сказали, что вернут на рынок, кажется, порядка 100 тысяч испорченных и неиспользованных сертификатов. Но это на всю Россию. Так что после конца этой программы по автомобилям ВАЗа, несомненно, наступит некоторый спад, но не сильный. Также, наверное, будет некоторый спад у Renault, Ford, Fiat, может быть, у Chevrolet. По долям рынка иностранных и российских брэндов, вероятно, доли сравняются.

В 2010 году наши продажи по отношению к 2009 году увеличились на 30 процентов, но по отношению к 2008 году они пока меньше на 50 процентов. Так что нам есть, куда расти в 2011 году и далее. В этом году мы планируем продать в Татарстане более 2 тысяч автомобилей Nissan, порядка 1,3 тысяч автомобилей Suzuki, более 1 тысячи автомобилей Kia и столько же Daewoo. Предпочтения потребителей по отношению к 2009 году, конечно, изменились. В 2009 году ориентировались на более дешевые модели и комплектации. Начиная со второй половины 2010 года, спрос стал более разноплановым и распределился достаточно равномерно по всем модификациям. Но, конечно, в бюджетных и массовых моделях - постоянный спрос на более дешевые комплектации с ручными КПП. Производители же начали делать больший упор на автомобили с автоматическими КПП, которые дороже.

По данным АЕБ, в 2010 году продажи Daewoo в Татарстане меньше, чем у Chevrolet. Возможно, здесь играют роль вторичные регистрации автомобилей. Наши покупатели, несомненно, предпочитают эти марки, потому что они дешевы и надежны. Самые продаваемые марки в Татарстане по убыванию - это Chevrolet, Daewoo, Kia, Hyundai и Toyota.

Сборочные производства у Toyota и Nissan в России пока очень незначительные. У Toyota только Camry. У Nissan сначала была только Teana, в 2010 году добавился X-Trail и в 2011 добавился Murano. Понятно, что это не самые массовые модели. Так что производство пока сказывается лишь в ускоренной логистике. Отставание же Nissan от Toyota в Татарстане было обусловлено, во-первых, более высоким имиджем марки Toyota, а во-вторых, наличием в Татарстане трех дилерских центров Toyota против двух дилерских центров Nissan. Что обуславливало более высокие квоты поставок автомобилей. Но с появлением в Казани нового дилерского центра Nissan, в 2011 году соотношение, несомненно, изменится. И Nissan значительно приблизится, а может даже и обгонит Toyota в Татарстане.