6 377 речных транспортных средств зарегистрировано в челнинском инспекторском отделении ГИМС. Но, по оценкам специалистов, на самом деле судов эксплуатируется минимум в два раза больше. С этого года ответственность за отсутствие регистрации или судовладельческого удостоверения ужесточена — кроме штрафа нарушителю грозит помещение его плавсредства на спецстоянку. Что и как нужно сделать, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель отделения ГИМС Абузар Нугуманов.
«В прошлом году мы зарегистрировали порядка 150 новых маломерных судов, а сняли с учета 160–170. Но, думаю, начиная с этого года ситуация поменяется»
РЕАЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЕТСЯ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ СУДОВ, ЧЕМ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Ближе к лету всех нас тянет к воде: одних — на рыбалку, других — на шашлык, третьих — купаться. А есть и такая категория граждан, которая выезжает к речке исключительно с целью покататься на собственном аквабайке, катере или даже яхте. Всем известно, что при этом надо соблюдать необходимые требования закона. О том, как не стать нарушителем и не только, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель набережночелнинского инспекторского отделения Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) Абузар Нугуманов.
— Абузар Агзамович, для начала давайте определимся с термином «маломерное судно». Какие именно плавсредства подведомственны вашей организации?
— Согласно федеральному закону №36 под понятие «маломерное судно» подпадают суда, длина которых не превышает 20 метров, вместимость — не более 12 человек, использующиеся в некоммерческих целях. Если судно более крупное или его владелец занимается бизнесом, то это уже подведомственность Речного реестра. Кроме того, регистрации в ГИМС подлежат суда весом более 200 килограммов (вместе с нормой снабжения, положенной для данного вида судна), а также те, на которых установлен двигатель мощностью 10 и более лошадиных сил.
Кроме того, есть еще так называемые тюнинговые суда. Они, в принципе, тоже должны ставиться у нас на учет. Но там уже несколько другие требования, поскольку речь идет о переоборудовании лодок, что означает наличие особой конструкции. Нам должны быть предоставлены проект, сертификат, лицензия производителя и так далее. Но по большому счету в Челнах сейчас этим никто не занимается. Была одна компания, имеющая лицензию на переоборудование судов, но срок ее разрешительного документа уже истек.
«Просил бы рыбаков воздержаться от выхода на лед. Инстинкт самосохранения должен быть. Рисковать своей жизнью ради улова, я считаю, неправильно»
— Насколько популярны маломерные суда в Набережных Челнах? Какова динамика — растет их число или падает?
— На сегодня в набережночелнинском инспекторском отделении на учете состоит 6 377 маломерных судов. При этом данное количество каждый год понемногу уменьшается. В частности, в прошлом году мы зарегистрировали порядка 150 новых маломерных судов, а сняли с учета 160–170. Но, думаю, начиная с этого года ситуация поменяется. Дело в том, что в действующее законодательство внесены изменения, ужесточающие ответственность за нарушения в эксплуатации маломерных судов. В частности, Административный кодекс теперь предусматривает: управление судном лицом, не имеющим на то права, влечет наложение штрафа в размере 1–2 тысяч рублей; если судно не зарегистрировано соответствующим образом — 2–3 тысячи рублей. И в обоих случаях — обязательное помещение судна на специализированную стоянку. Придется не только заплатить сам штраф, но и устранить нарушение, то есть зарегистрировать судно или получить судоводительское удостоверение, в дополнение ко всему оплатить услуги по содержанию плавсредства на лодочной станции. То есть ответственность ужесточилась, поэтому мы надеемся, что теперь люди начнут более активно регистрировать свои маломерные суда.
— Следует ли ваши слова понимать так, что на самом деле судов эксплуатируется больше, чем у вас зарегистрировано?
— Именно так. Я считаю, что те суда, которые зарегистрированы в набережночелнинском инспекторском отделении, надо умножать как минимум на два, чтобы получить более-менее реальную цифру маломерных судов, имеющихся в наличии у граждан. Но тут надо заметить, что мы обслуживаем не только город Набережные Челны, но и еще 8 районов Татарстана — от Агрыза до Сарманово. К тому же следует учесть, что среди вышеупомянутых 6 377 судов есть и такие, которые ранее подлежали регистрации, а теперь данное требование на них не распространяется, но с учета они не сняты. Например, гребные лодки или даже резиновые с грузоподъемностью 220 килограммов. Так что в реальности, если говорить о соотношении судов, которые подлежат регистрации и которые на самом деле используются, там разница может быть и существенно больше чем в два раза. Взять, например, те же гидроциклы. Они, независимо от размера и веса, все идут с мощными моторами, так что автоматически подпадают под требования об обязательной регистрации. Но многие, кто их покупает, даже не знают об этом. Взял просто и катается, это же не лодка, не яхта, не катер. А учитывая скорости гидроциклов, преследовать их сложно и опасно для жизни в первую очередь водителя гидроцикла.
— Какие маломерные суда пользуются наибольшей популярностью среди жителей подведомственного вам региона?
— Конечно, есть среди них и прогулочные яхты, и большие катера. Но все-таки среди зарегистрированных больше всего деревянных или резиновых лодок с моторами — всем известные «Казанки», «Прогрессы» и так далее. В основном их владельцы — это любители рыбной ловли.
«Согласно федеральному закону №36 под понятие «маломерное судно» подпадают суда, длина которых не превышает 20 метров, вместимость — не более 12 человек, использующиеся в некоммерческих целях»
ПЬЯНЫЙ ЗА ШТУРВАЛОМ ОПАСНЕЕ, ЧЕМ ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЕМ
— Каков алгоритм действий для человека, который приобрел маломерное судно и хочет, чтобы к нему не было претензий со стороны контролирующих органов?
— Чтобы человек зарегистрировал маломерное судно, он может обратиться как к нам напрямую, так и через портал госуслуг. На сайте можно разместить свое заявление, прикрепив к нему копии необходимых документов. За саму регистрацию надо заплатить 1 600 рублей госпошлины, еще 200 рублей — за выдачу судового билета. Но при уплате через госуслуги уже идет скидка в 30 процентов. Мы все данные проверяем, если есть недостатки, отказываем или продлеваем срок рассмотрения. Если же все нормально, приглашаем владельца судна к себе, назначив ему день и час визита. Прийти он должен уже с оригиналами всех документов — паспортом, документами на лодку и двигатель, договором купли-продажи, если таковой имеется, и так далее — и мы еще раз все проверяем. Затем осматриваем лодку (либо он к нам ее доставляет, либо мы сами выезжаем), актируем ее, после этого уже регистрируем в течение трех рабочих дней.
— Но зарегистрировать судно мало. Надо же иметь еще право встать за штурвал...
— Для этого человек уже должен иметь судоводительское удостоверение. У нас в городе есть школы, которые обучают судоводителей. Курсы длятся месяц-полтора, после чего сдаются внутренние экзамены. Потом уже мы принимаем теорию и практику. Записаться на экзамен к нам можно опять-таки через портал госуслуг или лично. После этого в течение 15 рабочих дней соискатели получают судоводительское удостоверение на внутренние пути России. Впоследствии, если у кого-то будет такое желание, можно и на морские пути получить разрешительные документы.
— Вы говорили, что самые большие суда, которые регистрируются в ГИМС, имеют длину до 20 метров. А много таких стоит на учете, такой транспорт явно же не из дешевых? И кто, как правило, является владельцем таких судов?
— Точное число я сказать не возьмусь, но где около полутора десятков. Понятно, что хозяевами их являются не слесари и не плотники. Но нельзя сказать, что владельцы — это какая-то определенная категория граждан. Люди там бывают разные: и крупные руководители, и бизнесмены, а есть и просто ребята, которые имеют какие-то доходы.
«На нарушителей в прошлом году мы составили 283 административных протокола»
— Кроме собственно регистрации судов ваша инспекция занимается и надзором за их эксплуатацией. Как это происходит? Часто ли выявляются нарушения и какого они характера?
— Мы и сами, конечно, патрулируем, но чаще проводим совместные мероприятия — с сотрудниками полиции, экологическими службами, исполнительным комитетом, Рыбнадзором, МЧС и так далее. Плюс к этому проводим массированные рейды — дня на три-четыре каждый. Патрули же, как правило, проходят чуть ли не каждый день, в зависимости, правда, от погоды. Когда нет навигации, патрулируем на автомобилях или пешком. В районе нижнего бьефа Нижнекамской ГЭС у нас же 5 километров запретной зоны, там находиться вообще нельзя никому — хоть зимой, хоть летом. Но бывает, что обнаруживаем людей и там. А сейчас ниже Бетьков река уже открылась, очень опасное место, и там проверяем. Есть у нас еще река Мелекеска — тоже место постоянных нарушений. Там и несанкционированные переправы по льду, и рыбаки сидят...
На нарушителей в прошлом году мы составили 283 административных протокола. Так что нельзя сказать, что таких фактов у нас мало. Наиболее серьезное нарушение — это в первую очередь управление судном в нетрезвом состоянии. Тут надо заметить, что есть определенная специализация в выявлении пьяных. Все-таки это вода, это окраина города. Человека, чтобы освидетельствовать, надо везти в ГНД, а его судно (а оно может быть дорогим или очень дорогим) нужно ставить под охрану. Но мы на эту специфику не смотрим, работаем совместно с полицейскими. В прошлом году составлено 7 протоколов за управление судном в нетрезвом состоянии. Наверное, стоит заметить, что данное нарушение на воде особо опасно. Наверное, даже опаснее, чем пьяный водитель за рулем автомобиля. Все-таки у судов своя специфика, не каждый может их чувствовать, правильно управлять, выбирать траекторию движения. Да и если нетрезвый водитель может просто где-то оставить свою машину и поехать домой на общественном транспорте, то катер посреди реки не бросишь, обязательно надо пришвартоваться. Но и тут своя особенность — тормозов как таковых у судов нет. Отсюда и швартовка — маневр сложнее, чем парковка автомобиля, а для пьяного особенно.
«Управление судном лицом, не имеющим на то права, влечет наложение штрафа в размере 1–2 тысяч рублей; если судно не зарегистрировано соответствующим образом — 2–3 тысячи рублей»
— Скоро начало навигации. Понятно, что народ потянется на речку: будет и на гидроциклах кататься, и на яхтах. С какими словами вы бы обратились к любителям такого отдыха?
— Хотелось бы озвучить просьбу — как предупреждение: зарегистрируйте свои суда и получите судоводительское удостоверение, если вы до сих пор этого еще не сделали. Повторюсь, что ответственность за данные нарушения ужесточилась. Кроме того, сейчас весна, лед крайне неустойчивый, а во многих местах очень тонкий. В связи с этим просил бы рыбаков воздержаться от выхода на лед. Инстинкт самосохранения должен быть. Рисковать своей жизнью ради улова, я считаю, неправильно. Ну и всех, кто вообще будет отдыхать у реки, прошу не употреблять спиртные напитки и не оставлять детей без внимания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.