///Фото: Олег Спиридонов Пассажирский теплоход М-8, курсирующий между Челнами и Соколками много лет, в скором времени может стать историей
Фото: Олег Спиридонов

«ОДНИ СПЛОШНЫЕ УБЫТКИ»

«Навигация началась вчера 25 апреля, шлюзы открыли. Пошли грузовые суда, работники расставляют бакены, наводят навигационную обстановку. Но еще идет лед. В этом году нас очень подвела погода, лед мешает. Трамвайчик планируется пустить 30 апреля, но как получится...» — рассказал замдиректора ООО «Производственное объединение нерудных материалов „Набережные Челны“» Айдар Набиуллин. На балансе этой компании находится пассажирский теплоход М-8, а в народе — речной трамвайчик.

По словам Набиуллина, маршрут Челны — Соколки является исключительно социально ориентированным проектом. «Наша линия полностью дотирована государством. Никто вкладываться и работать на этой линии не будет. Потому что одни сплошные убытки. Даже с дотациями уходим по нулям», — рассказывает о мрачных реалиях Набиуллин. Благодаря дотациям тариф в этом году не повысится, цены останутся на прежнем уровне — от Челнов до конечной билет стоит 167 рублей. Не изменится и маршрут: Челны — Вишневка — Елабуга — Нижнекамск — Сентяк — Котловка — Свиногорье — Грахань — Соколки. А вот пассажиропоток может сократиться: с каждым годом число желающих прокатиться по реке все ниже. В прошлом году пассажирами тепохода стали 5 900 человек. «В этом году еще меньше станет», — предрекает Набиуллин.

Сам трамвай довольно старый — 1961 года постройки. Впрочем, состояние его хорошее, уверяет Набиуллин. Во сколько обходится ремонт трамвайчика — говорить не стали, а вот цена нового составляет 145 млн рублей. «Это ни одной компании не доступно. Никаких вариантов. Есть конкуренция автомобильного транспорта. У пассажирских перевозок трамвайчиком будущего, можно сказать, нет. Если построят мост в Соколках, там уже может отпасть надобность в нашей линии. Скорее всего, да, последние сезоны работает», — таков прогноз от эксплуатирующей компании.

Не способствует увеличению пассажиропотока и скорость речной услуги. Так, чтобы доехать по воде из Челнов до Елабуги, нужно потратить полтора часа, в то время как на машине этот путь составит не более 40 минут или один час на автобусе. Впрочем, вся надежда на государство. Пока оно поддерживает, теплоход будет ходить. Не будет поддержки — речной трамвай станет историей. Благо с грузоперевозками пока все в порядке. «Пока у нас будет развиваться строительная индустрия, все будет нормально. Как строительство прекратится, встанем и по грузоперевозкам. Оно раньше было так и сейчас так же — где-то 80–90 процентов грузоперевозок водным транспортом перевозились, это нерудные строительные материалы — песок, ОПГС, ПГС, гравий», — поясняет Набиуллин.

И все же спасти пассажирские речные перевозки может туризм. Но и здесь не все ясно: вложения большие, а туристический сезон короткий. Есть и сомнения в привлекательности региона. «В Казани туристическая сфера может реанимировать такие линии, как Казань — Свияжск, Казань — Болгары. А если передвижение по населенным пунктам осуществлять только за счет пенсионеров, малообеспеченных слоев населения, как это принято говорить, хотя я не люблю эту фразу, перспектив больших нет. Если будет в Елабуге такая туристическая инфраструктура, как в Санкт-Петербурге, — будут вкладываться. Но дело в том, что нет такой туристической привлекательности в нашем регионе», — рассуждает Набиуллин.

В Нижнекамске, где недавно отремонтировали набережную и регулярно встречают московских туристов, прибывающих по воде, думают иначе. По словам заместителя руководителя исполкома по инвестиционному развитию Радмира Беляева, речные прогулки востребованы, вопрос только в раскрутке проекта и программе поддержки государства.

«У людей есть потребность, они заинтересованы в прогулках по воде в летний период. Во-первых, надо понимать состояние трамвая. Во-вторых, надо понимать уровень сервиса. В-третьих, надо понимать раскрутку этого направления. Вот, например, вы мне говорите про этот трамвайчик — я слышал про него, но ни разу не видел в рекламе. Слышал только по роду деятельности. Многих спроси — наверное, они и не в курсе, что есть такое. А в целом у людей есть потребность отдыхать на воде в летний период», — рассуждает Беляев.

Однако есть проблемы с экономикой. Короткое лето может растянуть окупаемость на годы, а вложения все же немалые. «Развитие речного сообщения очень перспективно, с моей точки зрения. Единственный вопрос в экономике и инвесторах. В любом случае это направление будет успешно на дотациях. Без субсидирования, действительно, окупаемость сложно получить. С моей точки зрения, должна быть программа, которая поддерживает приобретение такого вида транспорта и субсидирует ГСМ. Или еще какие-то варианты, надо думать. Но вообще у людей потребность есть. Детям показать. Представьте: сели в Челнах, приплыли в Нижнекамск, погуляли по воде, сплавали в Елабугу, вернулись — это же совсем другой уровень. В летний период, в приятную погоду», — рисует перспективу Беляев.

К слову, в городе химиков на проблемы с речным туризмом не жалуются. В пристань Нижнекамска по пути в Елабугу за сезон заходит 54 судна, на нижнекамскую землю в прошлом году ступила нога 10 800 туристов, преимущественно московских. Им предлагают экскурсии по историческим местам, например по Красному Ключу. В планах поездки по городу. Сейчас разрабатываются маршруты, рассказать о них общественности Беляев обещает в ближайшее время.

В министерстве транспорта РТ ответили на вопросы «БИЗНЕС Online» о будущем речного транспорта в Закамье. «Татарстан сегодня — один из единственных регионов, сохранивших речные пассажирские перевозки в пригородном сообщении. С предприятиями водного транспорта ежегодно заключаются договоры по выделению субсидий на компенсацию выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан и регулирование тарифов, а также на содержание внутренних водных путей», — значится в официальном ответе. Также в минтрасе отмечают, что развитие перевозок внутренним водным транспортом сдерживает дефицит современных судов. «Высокая стоимость постройки пассажирских судов при относительно низкой рентабельности судоходного бизнеса обусловливают длительные сроки окупаемости инвестиций в строительство пассажирского флота, соответственно, не позволяют судоходным компаниям самостоятельно обновлять флот», — поясняют в ведомстве. Что касается трамвайчика, то на него есть небольшие планы. Так, в министерстве транспорта рассматривается вопрос по замене главного двигателя на теплоходе М-8.

. Чтобы доехать по воде из Челнов до Елабуги, нужно потратить полтора часа, в то время как на машине этот путь составит не более 40 минут или один час на автобусе
Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОБЫВАЛИ НА РЕЙНЕ И БЫЛИ ПОТРЯСЕНЫ, НАСКОЛЬКО ЭТО РАБОЧАЯ РЕКА»

Мы опросили экспертов на тему, нужен ли речной транспорт в Закамье, и главное — где взять деньги на его развитие.

Гульзада Руденко  генеральный директор Елабужского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

— В прошлом году мы приняли около 150 туристических теплоходов. В этом году планируем, что результат будет примерно такой же. График у нас почти готов. Это наши постоянные партнеры — туристические компании, с которыми мы работаем уже 15 лет. Мы совместно с ними составляем программы, расписание движения.

Конечно, речная навигация очень нужна Закамью. Те люди, которые не имеют своих дач, должны иметь возможность в выходные съездить на трамвайчике в Нижнекамск, Соколки, другие города, а уж в Елабугу сам бог велел. Они могут и пикники себе организовать, и достопримечательности посмотреть. И о новом трамвайчике я как генеральный директор музея-заповедника очень мечтаю. И очень надеюсь, что появятся люди, которые вместе с нами будут организовывать такие поездки.

В прошлом году мы с мужем побывали на объекте культурного наследия ЮНЕСКО — Среднем Рейне. И мы были потрясены, насколько это рабочая река. По ней везут грузы практически безостановочно, курсируют туристические теплоходы, даже из соседних государств, между городами прекрасно работают паромные переходы. И у нас река должна работать, а она используется слишком мало. Ни грузов, ни пассажиропотока в большом количестве пока, к сожалению, нет.

Решить проблему, я думаю, можно только за счет инвесторов, которые вкладывались бы в приобретение теплоходов или небольших трамвайчиков. В других странах это же тоже осуществляется не за счет бюджетов регионов. Везде задействованы частные инвестиции. Но людей, готовых вложиться в этот бизнес, нужно поощрять, например налоговыми преференциями или другими льготами. В любом случае этот вопрос очень важный. А чтобы инвесторы об этом задумались, нужно провести с ними серьезные разговоры на уровне глав администраций, попросить, чтобы нашли возможность этим заниматься. Мы в России настолько привыкли, что люди в субботу и воскресенье находятся в своих садах-огородах, и кажется, что так проводят выходные все 100 процентов населения. Отнюдь: достаточно большое количество людей в эти дни не знают, что делать. Как следствие, они заселяют базы отдыха, расположенные возле городов. А при наличии нормального речного сообщения их досуг стал бы гораздо разнообразнее и полезнее.

Дамира Тазиева  гендиректор туристической фирмы «Салам»:

— Перспективы речного туризма в Закамье всегда есть, потому что есть природный потенциал, богатая водная акватория. Но проблема в том, что в Челнах, например, пристань находится в частных руках, и частники на сегодняшний день не хотят вкладываться в поддержку пристани, чтобы она вошла во все реестры. Мы даже заключали договоры с круизными теплоходами, чтобы они заходили. Но были случаи, что теплоход уже стоял на рейде, а его пристань не принимала. В свое время я выступала с докладом в мэрии по этому поводу, чтобы там тоже подключились, но воз и ныне там.

Был интерес со стороны компаний, но ситуация такова, что заинтересовали — и на этом все. Интерес был, хотели заезжать в Челны, даже, по-моему, один теплоход приняли, а второй теплоход наша речная пристань отказалась принимать. Чтобы принять теплоходы такого класса, нужно чтобы пристань была технически готова и вошла в реестры.  

Вообще, поговаривали, что наш дебаркадер хотели увезти, но его отстояли. Он старинный еще, эпохи советских времен, с конца 1960-х годов стоит. Он сам по себе технический памятник. В принципе, мы занимаемся внутренним туризмом, но реальность такова, что перебороть это пока не в состоянии.

На речном трамвайчике ездят в основном местные жители по надобности. Как-то мы организовывали туры. Путешествие по воде – это всегда интересно, притягательно. Но... В свое время, когда у нас был теплоход «Москва» здесь на пристани, мы организовывали туры выходного дня, вывозили предприятия. Это было еще в 2000-е годы. Но потом его (теплоходприм. ред.) продали.

Набережные Челны и превратились в богатое село благодаря торговле, которая шла в основном через пристань. Ярмарки были возле пристани. Но, к сожалению, мы сами рубим сук, на котором сидим, лишаем себя возможности развивать туризм. Однозначно я выйду на руководство пристани, буду разговаривать. Может быть, действительно с туризмом как-то это связать. Попробуем связаться, чтобы придать этому маршруту какой-то другой статус.