Город не собирается расширять свои границы. Площадь «муниципального образования города Казани» остается на уровне 63747,5 гектара Фото: metshin.ru

КОМПАКТНАЯ КАЗАНЬ: ПРЕЖНИЕ ГРАНИЦЫ, 17 МЛН «КВАДРАТОВ» НОВОГО ЖИЛЬЯ, УПЛОТНЕНИЕ ЗАСТРОЙКИ, НО НИКАКОЙ РЕНОВАЦИИ

Публичные слушания по генплану Казани намечены на конец мая – начало июня. Всего запланировано 13 заседаний в различных уголках города. Накануне в сборнике документов исполкома был опубликован проект документа, который планируется обсудить с горожанами. Важность его огромна. Только за последние недели люди, спокойно и годами жившие где-нибудь в поселках, неожиданно обнаруживали, что их спокойствию приходит конец вместе с вылетами перспективных дорог и магистралей. 

Так, бунтуют против дороги мимо своих домов жители Больших Клыков. В Новой Сосновке люди неожиданно обнаружили, что «стратегическая дорога» пустит под бульдозер их дома (правда, окончательного решения пока нет). Обеспокоены в жилом массиве Старые Горки: люди опасаются, что их поселок попадет в зону высотной застройки, уже давно создали группу в соцсети «ВКонтакте» «Мой дом — моя Родина. За Родину!» и пишут во все инстанции. Так что, дабы не обнаружить себя неожиданно напротив будущего небоскреба, нелишне изучить собственный район и записаться на слушания, если есть что сказать. Сделать это можно за неделю до их проведения. 

Реализация генплана рассчитана на два периода. Первая очередь — до 2025 года, расчетный срок — 20 лет (до 2035 года). Также предусмотрена 40-летняя перспектива вплоть до 2055 года. Какой будет столица РТ в будущем?

В целом в Казани просматривается стремление к формированию полицентричности, без ярко выраженных спальных и рабочих районов
Фото: «БИЗНЕС Online»

Самое, пожалуй, главное — город не собирается расширять свои границы, при этом численность и плотность населения возрастут. Площадь «муниципального образования города Казани» остается на уровне 63747,5 гектара. При взгляде на транспортный план становится понятно, что это некий синтез двух концепций — компактной и расширяющейся Казани. Такие версии развития обсуждались в первом приближении еще в 2016 году. Город не растет вширь, развиваясь за счет исторического центра и срединной части. А на периферии — индивидуальное жилье и комплексная застройка. В целом — стремление к формированию полицентричности, без ярко выраженных спальных и рабочих районов.

В историческом центре планируется преимущественное сохранение существующего функционального использования в зонах охраны объектов. Необходима  реконструкция объектов исторической застройки, сохранение морфологии застройки исторического центра при размещении новых объектов. Будет и новое строительство — с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых территорий (в том числе природных). 

Город не растет вширь, развиваясь за счет исторического центра и срединной части. А на периферии — индивидуальное жилье и комплексная застройкаПолная версия генерального плана здесь

В «срединном поясе» казанцев ждет реорганизация ряда участков многоквартирной застройки с целью ее уплотнения и размещения общественной застройки, новая жизнь сокращаемых промзон (в том числе за счет большей экологичности производств), а также уплотнение малоэтажной застройки. При этом свободные территории предполагается застраивать, обеспечив опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.

В целом площадь жилья вырастет в 1,6 раза: с нынешних 29,9 млн кв. м до 38,1 млн — через 7 лет, до 46,3 млн — к 2035 году. Чуть быстрее будет расти сектор индивидуального жилья — площади домов и коттеджей увеличатся с 4,4 до 8,4 млн «квадратов». Жилые зоны подрастут сначала на 18%, а затем и на 36% — до 16,6 тыс. га с нынешних 12,2. Однако темпы стройки останутся на уровне 0,8–0,85 млн «квадратов» ежегодно.

А вот реновации в генплане, похоже, не планируется. К сносу предназначено всего 0,6 тыс кв. м — и это за целых 20 лет. Хотя о ней в Казани уже задумываются. И не только на уровне президента республики, но и в минстрое России

Концепция предполагает формирование природно-экологического каркаса. Одно лишь число парков, скверов, бульваров должно вырасти не менее чем в 5 раз Фото: «БИЗНЕС Online»

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ДО 1,5 МЛН И УДВОЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ЗЕЛЕНЫХ ЗОН

Теперь о других показателях. Если на 1 января 2016 года в столице РТ было 1,217 млн человек, то к 2025 году проектировщики ожидают роста на 152 тыс. человек, а через 20 лет будет как минимум 1,43 млн человек. При этом социальную инфраструктуру рассчитали на 1,5 миллиона. В ближайшие 7 лет в 1,6 раза возрастет число мест в детских садах до 124 тысяч. А в школах — со 111 тыс. до 191 тысячи. Из самых динамичных цифр — неожиданный рост числа помывочных мест в банно-оздоровительных комплексах: более чем вдвое, до 3,7 тыс., уже через 7 лет. А к 2035 году — еще вдвое, до 7,5 тысяч. 

Изменится территориальное зонирование. Так, если сейчас в Казани более 10 тыс. га сельхозугодий, то к 2025 году их площади сократятся до 9,4 тыс. га, а к 2035 году не останется ни гектара. Площади общественных территорий вырастут с 1,2 тыс га до 1,7 тыс га в ближайшие 7 лет, а к концу реализации генплана достигнут 1,9 тыс. гектаров.

Наконец, зеленые зоны вырастут в 1,8 раза — с нынешних 9,8 тыс. га до 10,7 тыс., а затем и до 17,9 тыс. гектаров. Концепция предполагает формирование природно-экологического каркаса. Одно лишь число парков, скверов, бульваров должно вырасти не менее чем в 5 раз. Вместо 360 га их площади должны составить более 2,3 тыс. гектаров. Площади зелени на человека вместо 38 кв. м должны превысить 70. В общем, даешь зеленый рекорд за четыре пятилетки. Один лишь перечень зеленых территорий занимает 115 страниц генплана.

Похоже, крест поставлен на развитии казанского метрополитена. До 2035 года ни одного километра новых туннелей не предусмотрено Фото: metshin.ru

ТРАНСПОРТНЫЙ ПЛАН: КОНЕЦ МЕТРО, НОВЫЕ МОСТЫ, 83 РАЗВЯЗКИ, ДОРОГИ И... ЗАПРЕТ НА ВЪЕЗД В ЦЕНТР?

Но главная сенсация в другом — похоже, крест поставлен на развитии казанского метрополитена. До 2035 года ни одного километра новых туннелей не предусмотрено. Хотя, если взглянуть на карту развития, можно проследить трассировку еще двух линий метрополитена. Но протяженность линий остается на уровне 17,3 километра. Получается, что последняя станция первой линии метро «Дубравная» станет последней вплоть до 2035 года. Лазейку-таки оставили. Земля под развитие метро будет резервироваться, но не для подземки, а «с возможностью использования данных коридоров в развивающихся периферийных районах для строительства линий легкого рельсового транспорта», сиречь трамвая.

Вместо метро рывок совершит наземная транспортная система. Напомним, что именно такую альтернативу в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» обрисовал председатель транспортного комитета исполкома Айдар Абдулхаков. Сейчас под землю уже закопано свыше 45 млрд рублей. Но при этом час пик метрополитена приходится либо на дни снегопадов, либо на дни масштабных перекрытий дорог. А в целом пассажиры штурмуют трамваи и автобусы. Не лучше ли потратить 15,5 млрд рублей — цена пары станций с туннелями — на новую схему наземного транспорта? Пустить 6 линий трамвая и метробуса, увеличить скорость перемещения пассажиров из пункта А в пункт Б...

В генплане мы видим: через 7 лет улично-дорожная сеть с нынешних 1796 тыс. км возрастет до 1904. А затем, к 2035 году, до 2213 км, то есть прибавит 417 километров. Широкими мазками можно обозначить появление дороги вдоль высокоскоростной магистрали Москва – Казань от трассы М7 до пересечения с проспектом Фатыха Амирхана. Запланирована улично-дорожная сеть в районе бывших артиллерийских складов — эта земля, напомним, «ушла» в республиканский фонд поддержки клиентов рухнувших банков. Должна появиться магистраль общегородского значения из Адмиралтейской слободы до улицы Васильченко и далее — до трассы М7. Улицу Гаврилова соединят с массивом Кульсеитово, а Вознесенский тракт выйдет на М7 к 2035 году. Для повышения связности территорий предусмотрен дублер Кировской дамбы со стороны Волги, причем к 2025 году. В перспективе до 2035 года — мост в створе Чистопольской до улицы Новаторов, мосты в створах улично-дорожной сети через малые реки. А далее, в сорокалетней перспективе, и мост через Волгу на Верхний Услон. Перечислить здесь все новые дороги, туннели, мосты, развязки нереально — в описании генплана эти таблицы занимают около 80 страниц.

Запланировано увеличение числа развязок: сейчас их в городе 21, а через 7 лет должно быть 44, к 2035 году — 83! Фото: «БИЗНЕС Online»

Запланировано и увеличение числа развязок: сейчас их в городе 21, а через 7 лет должно быть 44, к 2035 году — 83! Ни с финансовой, ни с технической точки зрения такой темп, скорее всего, выдержан не будет. Вспомните, когда начали готовить Универсиаду, а ведь она дала лишь дюжину развязок. Разве что Казань внезапно примет Олимпиаду, а федеральный центр озаботится безвозмездным вливанием нескольких десятков миллиардов, дабы не ударить лицом в грязь перед мировым сообществом...

Бросается в глаза ставка на то, что казанцы будут чаще пользоваться общественным транспортом (ОТ) и меньше — автомобилями. Так, число поездок на ОТ возрастает через 7 лет в 1,2 раза до 320 на одного жителя в год, а на авто — лишь в 1,01, со 177 поездок до 180. Увеличится сеть внутригородских железных дорог — с 87 до 102 километров. Среднее время поездки казанца из дома на работу, по расчетам авторов генплана, должно сократиться с 33 минут до 32 через 7 лет и до 28 минут к 2035 году. Должно появиться 9 транспортно-пересадочных узлов.

Резко вырастет протяженность трамвая — с нынешних 59,7 до 85,2 км через 7 лет и до 98,5 км к 2035 году. Хорошая новость для соципотечников — проектировщики хотели бы видеть трамвайную линию «„Салават Купере“ — улица Несмелова» с подключением к существующим линиям трамвая. Плохая новость — построить ее хотят к 2025 году. Кроме того, планируется линия по ул. Васильченко – Химическая с присоединением к трамваю в районе Беломорской. Нужна новая ветка от речного вокзала по улице Меховщиков и далее — на Магистральную и т. д. А в 2035 году — новая линия на территории Казанского финансового района (в который превратится Ново-Татарская слобода). Сам речной порт, кстати, подлежит выносу — в Свияжский мультимодальный логистический центр.

Резко вырастет протяженность трамвая — с нынешних 59,7 до 85,2 км через 7 лет и до 98,5 км к 2035 году Фото: metshin.ru

Не забыты и пешеходы. Постулируется установление баланса в организации пешеходного и транспортного движения на улицах исторического центра, обеспечение доступа ко всем акваториям городского округа (река Волга, река Казанка и озеро Нижний Кабан) и организация пешеходных пространств и коммуникаций по берегам водных пространств. Кроме того, три набережные — Волга, Казанка, Нижний Кабан — должны быть обеспечены пешими связями между собой. Пешеходные пространства должны быть на улицах исторического центра и вокруг всех озер системы Кабан и т. д.

«На сладкое» добавим: чтобы спасти казанцев в случае масштабных ЧП, решено создать более 1,3 млн мест в различных бомбоубежищах.

А для комфорта с точки зрения экологии — 100-процентный сбор и сортировка мусора, преимущество развития электротранспорта и создание «зон низких выбросов» в историческом ядре и на природных территориях. Судя по всему, при переводе с чиновного на русский это может означать запрет на въезд автомобилям в центр. Впрочем, кто знает: может быть, к тому времени КАМАЗ уже «родит» свою летающую машину?

Заметим, что все попытки «БИЗНЕС Online» получить разъяснения от авторов генплана и исполкома Казани успехом не увенчались. Видимо, до публичных слушаний казанцам предложено понимать документ кто как хочет.