Более 400 участников объединила видеоконференция, организованная сегодня фондом развития моногородов. В ходе онлайн-встречи было рассказано о мерах поддержки, которые могут получить как сами муниципальные образования, так и субъекты МСП в этих регионах, — кредитах, займах, продвижении бизнеса, госгарантиях... При этом сразу два челнинских проекта были упомянуты как идеально реализованные в сотрудничестве с ФРМ.
В ЧЕЛНАХ ПРОЙДЕТ СЕМИНАР АКАДЕМИИ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ
Сегодня в Российской академии народного хозяйства прошла видеоконференция, организованная фондом развития моногородов (ФРМ). В ней приняли участие более 400 человек из 61 региона РФ — главы муниципальных образований, представители госвласти, институтов развития и т. д. Модератором встречи был Евгений Подшивалов, руководитель департамента развития моногородов ФРМ. Главная тема мероприятия: актуализированный единый перечень мер поддержки моногородов. Подшивалов напомнил, что список изначально был подготовлен минэкономразвития России, но со временем видоизменился. В частности, сейчас в нем не 95 мер поддержки, а 91. Докладчик сообщил, что из перечня было исключено 37 мер в связи с истечением их срока действия, например завершение субсидирования минпромторгом затрат на утрату процентов по ряду кредитных продуктов. Зато добавились 33 новые строки. В основном за счет мер, предоставляемых корпорацией МСП, МСП-Банком, российским экспортным центром и федеральным центром проектного финансирования. Львиная доля мер поддержки — 62 из 91 — это субсидирование понесенных затрат, связанных с производством продукции, уплата процентов по кредитам, лизинговые платежи, НИОКР, сертификация продукции и т. д. Еще 20 мер связано с обеспечением кредитования реализации инвестпроектов.
«В текущем перечне мы постарались выделить те средства, которые предусмотрены федеральным бюджетом на финансирование соответствующих мер поддержки, — сообщил Подшивалов. — То есть сейчас против каждой меры поддержки в едином перечне стоят конкретные деньги, предусмотренные федеральным законом „О бюджете“ или бюджетом соответствующего института развития. Суммарно ежегодно на все меры поддержки, которые содержатся в едином перечне сейчас, предоставляется порядка 300 миллиардов рублей. В этой связи призываю: в своей деятельности по программам развития моногородов, по сопровождению и реализации инвестиционных проектов, проектов изменения городской среды активнее пользуйтесь данным перечнем и максимально заявляйтесь на те меры поддержки, которые предусмотрены», — призвал он представителей моногородов.
Далее модератор сообщил, что ФРМ действует по двум основным направлениям: софинансирование расходов субъектов РФ или муниципальных образований на строительство и реконструкцию инфраструктуры, которая необходима для реализации инвестпроектов, и, собственно, само участие в реализации проектов в форме займа или вхождения в уставный капитал инициатора инвестпроекта. К слову, если в начале работы ФРМ он занимался поддержкой только красной категории моногородов, то сейчас на поддержку могут рассчитывать все 319 муниципальных образований, вошедших в данный список. «Мы софинансируем до 95 процентов стоимости строительства либо реконструкции инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроекта, — доложил Подшивалов. — При этом софинансируем почти все существующие виды инфраструктуры. Что касается заемных средств, то их мы предоставляем в размере от 100 миллионов рублей до 1 миллиарда. Ставка — 5 процентов годовых на срок до 8 лет, предусмотрена отсрочка по выплатам на срок до 3 лет, при этом собственные средства инициатора инвестпроекта должны быть не менее 15 процентов. Есть типовые ошибки, зачастую они связаны именно с пониманием этого момента. Некоторые представляют, что 15 процентов должно быть от суммы, на которую они заявляются в фонд. Нет, это 15 процентов от стоимости всего инвестиционного проекта. Есть требования к самому проекту и заемщику: наши клиенты не должны быть связаны с деятельностью градообразующих предприятий».
По словам Подшивалова, привлечение ФРМ к реализации инвестпроекта в моногороде может снизить его стоимость примерно на 15–20%, а в некоторых случаях сокращаются и сроки его реализации. Кроме того, такой институт развития повышает устойчивость проектов. «Вот несколько идеальных примеров реализации нашей комплексной модели, — перешел чиновник к конкретике. — Это строительство маслоэкстракционного завода в селе Маячное, что возле моногорода Кумертау в Башкортостане. Фонд осуществлял софинансирование расходов субъекта на строительство инфраструктуры. Инициатор получил средства фонда — 1 миллиард рублей под 5 процентов годовых на 8 лет. К слову, в Кимертау создан ТОСЭР, и он на третьем месте по количеству резидентов. Второй комплексный пример — это КИП „Мастер“, Набережные Челны. Там в том числе с нашей помощью строилась инфраструктура, мы также участвовали в форме займа в реализации самого инвестиционного проекта (фонд моногородов профинансировал КИП „Мастер“ на 1 млрд рублей — прим. ред.). А Челны — это чемпион по развитию ТОСЭРа. Наши коллеги ноздря в ноздрю идут с Тольятти по количеству резидентов, по объему привлекаемых инвестиций, по создаваемым рабочим местам. Третий пример, также реализован в Набережных Челнах, — Сервисный металлоцентр (компании „Кама-Трейд Татарстан“ — прим. ред.). Там в реализации участвовал не только фонд развития моногородов, но и другие институты развития — корпорация МСП, Промсвязбанк и гарантийный фонд РТ».
В завершение своей речи Подшивалов заявил, что ФРМ в этом году планирует начать новый образовательный проект — Академию развития моногородов. «Этот проект является логичным продолжением той образовательной программы, которую мы реализовывали ранее. Академия развития моногородов — это ряд однодневных образовательных семинаров-конференций с деловой игрой. В их рамках мы будем встречаться, рассказывать о мерах поддержки, которые есть, о том, как их получить, какие препятствия есть, как привлекать инвесторов, обменяемся опытом. Одна из сессий так и будет называться — „Заберите у нас деньги“. Ждем, команды, управляющие проектами развития моногородов, органы местного самоуправления, приглашаем бизнес-сообщества и институты развития». Модератор встречи также добавил, что по предварительному графику один из семинаров академии пройдет в Набережных Челнах — либо 21 июня, либо 22-го.
«МИНИСТР ОБЕЩАЕТ, ЧТО В КАЖДОМ ГОРОДЕ ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО. НО СКОРО ЕМУ НЕ БУДУТ В ЭТОМ ВЕРИТЬ»
Далее были озвучены конкретные меры поддержки, которые на сегодня представляют различные институты развития — корпорация МСП, МСП-Банк, российский экспортный центр, фонд развития промышленности и т. д. Подробно на них мы останавливаться не будем, так как информация специфичная и ее всегда можно найти в открытых источниках. Затронем лишь одну меру, которая наиболее актуальна для Татарстана, — ТОСЭР. Напомним, что в нашей республике целых 6 моногородов, четыре из них получили статус территории опережающего развития — Челны, Нижнекамск, Чистополь и Зеленодольск.
С положением дел по ТОСЭРу присутствующих ознакомил Игорь Голубинский, начальник отдела содействия развитию территорий с особым статусом департамента регионального развития минэкономразвития РФ. По его словам, такая мера поддержки, как ТОСЭР, пользуется спросом у многих регионов, но не все работают активно по развитию территорий. Есть такие, где очень хорошие результаты, но есть и такие, где они откровенно плохие. Голубинский попросил отстающие регионы уделить этой тематике больше внимания. «На ваши результаты смотрит правительство нашей страны, — сказал он, обращаясь к представителям местной власти. — И к сожалению, пока смотрит не очень хорошо. Как правило, заявки готовятся моногородами, смотрятся регионами, но... по результатам мы получаем оторванную от реальности картину. Два года моногорода имеют статус ТОСЭРа, а там до сих пор либо ничего нет, либо есть что-то, но этого явно недостаточно. Недостаточно не для Медведева (Дмитрий Медведев — премьер-министр РФ — прим. ред.) или Шувалова (Игорь Шувалов — первый зампредседателя правительства РФ — прим. ред.), недостаточно для вас. Используя в моногородах такой серьезный инструмент, как ТОСЭР, и не получать результат — это прискорбно. У многих ТОСЭРов в моногородах, которые являются малоэффективными, остается не так много времени, чтобы привлечь максимальное количество резидентов, потому что через год у вас не будет такого большого набора льгот и преференций. Мы об этом постоянно говорим, но нас не очень-то слушают. Сейчас ситуация такая, что по каждой территории опережающего развития, по каждому городу министр наш ходит и разговаривает с Медведевым: в этом городе есть такие-то резиденты, начиная от тех, что занимаются сбором ягод, заканчивая серьезными инвестиционными проектами, обещает, что в каждом городе все будет хорошо. Но, я думаю, ему в этой части скоро уже не будут верить».
Голубинский также призвал активнее развивать ТОСЭР там, где он создан, а где не создан, подавать соответствующую заявку. При этом он сообщил, что дополнительных льгот или преференций для резидентов ТОСЭРа пока ждать не приходится, хотя не исключено, что в будущем они появятся. «Пока та конструкция, которая существует, будет оставаться, — сказал в завершение докладчик. — Игорь Иванович Шувалов сказал, что в ближайшее время именно на те условия, что имеются, нужно ориентироваться. Инвестору наобещать можно очень много, но лучше говорить о том, что есть. А вот если появятся еще какие-то льготы, для него это будет дополнительный бонус».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.