Тина Канделаки Тина Канделаки Фото: «БИЗНЕС Online»

Я НЕ ФУТУРОЛОГ И НЕ ФАНТАСТ

Недавно в газете The New York Times вышла статья о том, как искусственный интеллект показан в «Мире Дикого запада». Для американцев этот сериал — прообраз того, каким будет мир с человекообразными роботами. Издание поднимает вопрос: а нужны ли нам такие роботы?

В сериале показан мир, который создан человеком и абсолютно идентичен нашему. Люди погружаются в этот мир, чтобы освободиться от всех этических норм. Среди прочего они могут убивать роботов. Но возникает вопрос: насколько эти роботы ничего не чувствуют? Для себя мы приняли гуманистический закон, что человек не в праве убивать другого человека. Не дойдем ли мы до того, что у нас пропадет право отключать роботов, которые якобы обладают чувствами?

Я не могу ответить, будет это так или нет. Я не футуролог и не фантаст. Но могу сказать, что профессии IT-генетика, разработчика киберпроцессов, проектировщика виртуальных пространств и нейроинтерфейсов в будущем будут актуальны как никогда. Это неминуемо. А искусственный интеллект начнет входить в нашу жизнь еще до того, как данные профессии будут четко сформулированы.

«Не дойдём ли мы до того, что у нас пропадёт право отключать роботов, которые якобы обладают чувствами?» «Не дойдем ли мы до того, что у нас пропадет право отключать роботов, которые якобы обладают чувствами?» Фото: ©Александр Полегенько, РИА «Новости»

Возьмем как пример юридическую консультацию.

Представляете, какой объем знаний должен быть у юриста, чтобы он мог найти нужные статьи кодекса и проконсультировать вас? Робот же справится с обязанностями юриста лучше, чем человек.

Знаете ли вы, что робот Watson, который может обыграть любого шахматиста в мире, еще диагностирует онкологию в четыре раза точнее, чем любой врач? Почему так происходит? Врачу надо взять вас за руку, провести через все кабинеты, проверить разные показатели, сделать вывод и дать диагноз. Watson сканирует сетчатку глаза, анализирует кровь, воздух на выдохе — и сразу выдает диагноз по 54 показателям. Какой врач может такое сделать?

Мир, о котором я говорю, описан во многих книгах. «Четвертая промышленная революция» Клауса Шваба. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филиппа Дика. «Двухсотлетний человек» Айзека Азимова — советую еще посмотреть фильм с Робином Уильямсом.

«Профессии it-генетика, разработчика киберпроцессов, проектировщика виртуальных пространств и нейроинтерфейсов в будущем будут актуальны как никогда» «Профессии IT-генетика, разработчика киберпроцессов, проектировщика виртуальных пространств и нейроинтерфейсов в будущем будут актуальны как никогда» Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Когда изобрели фотоаппарат, появились целые профессии и индустрии. Затем люди получили возможность фотографировать себя на телефон — и такие понятия, как фотопленка, компакт-диск и VHS-кассета, исчезли в одночасье.

Разумеется, профессия фотографа сохранилась и по сей день. Но есть одно «но». Сейчас все еще есть места, где можно сфотографироваться на паспорт. Но, когда айфон сможет делать фото на документы, эти места исчезнут. Так же, как исчезнут профессии водителей и автоинспекторов, когда мир придет к самоуправляющимся автомобилям. Какими именно будут эти автомобили, неизвестно. Может быть, они будут летать. Может быть, они будут следующей версией айфона. Когда именно они появятся, тоже неизвестно. Но нет никаких сомнений в том, что человечество рано или поздно перейдет на эти машины и у нас будет идеальный технологический мир транспорта, где искусственный интеллект будет регулировать движение автомобилей.

Что делать людям, которые лишатся из-за этого работы?

Это отдельная, глобальная проблема. Мир не будет готов тащить всех на себе. Уже сейчас некоторые скандинавские страны, например Финляндия, отказываются выплачивать людям пособия по безработице. Так что всем нужно быть готовым к тому, чтобы переучиваться несколько раз в течение жизни. Но эти изменения произойдут не по щелчку пальца. В один прекрасный день всем водителям и инспекторам не скажут: «Знаете, друзья, всё». Мы пройдем через большие кампании по переходу из одного состояния в другое.

«Ошибочно думать, что в новом, цифровом мире с искусственным интеллектом, человек лишится работы. Технические профессии только расцветут, так как сфера обслуживания роботехники будет огромной» «Ошибочно думать, что в новом, цифровом, мире с искусственным интеллектом человек лишится работы. Технические профессии только расцветут, так как сфера обслуживания робототехники будет огромной» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас для многих из нас ролевая модель — это когда ты получил работу, постоянную зарплату и отдельный кабинет. Но нужно понимать, что само понятие «работа» неизбежно трансформируется. Уже сегодня 10% американской экономики — дистанционное.

Недавно разговаривала с Джастином Варилеком из HackPack. Он собирает на свою платформу журналистов, операторов и режиссеров. Ему не нужно давать рабочее место, постоянную зарплату и страховку — он просто выбирает лучших из массы людей, претендующих на выполнение задания. Это пример того, как можно работать дистанционно на телевидении. Очевидно, что такие платформы составляют конкуренцию классическому телевидению.

В будущем человек станет в большей степени ответственен за свою работу. В аналоговом мире люди стремятся в большие корпорации, и там нам говорят: «Твой рабочий день — семь часов». Мы на это подписываемся. Но в цифровом мире такого не будет. Ты сможешь работать 2 часа или 22 часа, ты сам будешь брать ответственность за формирование своего рабочего дня и, как следствие, за оплату этого дня.

«Особенно возрастёт роль креативщиков. Самый яркий пример — Марк Цукерберг. Он придумал виртуальное общество, и в это общество вошёл весь мир» «Особенно возрастет роль креативщиков. Самый яркий пример — Марк Цукерберг. Он придумал виртуальное общество, и в это общество вошел весь мир» Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

ГЛАВНОЕ — НЕ СИДЕТЬ НА МЕСТЕ

Ошибочно думать, что в новом, цифровом, мире с искусственным интеллектом человек лишится работы. Технические профессии только расцветут, так как сфера обслуживания робототехники будет огромной. Энергетика всегда требует участия человека, и никакая компьютеризация и роботизация этого не изменят. Надеюсь, и в армии все ключевые решения останутся за людьми. В культуре, индустрии развлечений и спорте тоже не обойтись без людей. Человеку соревноваться с роботом нет смысла. Ну что толку играть с Watson, если он все равно победит? Поэтому в спорте люди будут соперничать с людьми. Искусственный интеллект будет введен только в замеры и подсчеты.

Особенно возрастет роль креативщиков. Самый яркий пример — Марк Цукерберг. Он придумал виртуальное общество, и в это общество вошел весь мир. Что делать дальше? Создавать виртуальное пространство, виртуальные машины, виртуальные рестораны, переводить все в онлайн. Много лет назад я смотрела выступление Цукерберга — он делился планом построить отдельную закрытую экосистему. У таких креативщиков, как он, всегда есть представление своего идеального мира. Идеальные транспорт, образование, нет преступлений, коррупции, убийств — они все хотят воплотить в жизнь то, о чем писали фантасты в 50-х и 60-х. Это хотел сделать Стив Джобс, этого будет хотеть сделать Цукерберг. Другое дело, что столкновение с реальностью может откинуть эти идеи на много лет вперед. Но такие креативщики все равно будут пытаться. У них будет все больше и больше денег, чтобы реализовывать такие идеи.

Но напоминаю: все, о чем я говорю, — это долгосрочный процесс.

Некоторые прорывы могут произойти у нас с вами на глазах в течение 10–15 лет, но в отстающих странах тот же физический труд никуда не денется. В Бангладеше роботы точно не победят и не будут заниматься сельским хозяйством. Во-первых, физический труд — это все равно самый дешевый труд. Во-вторых, нельзя переходить на новые технологии, не амортизировав предыдущие. В авиации пробовали маневренные «Конкорды», но мы продолжаем летать на тех самолетах, которые есть. Для того чтобы сразу перейти на «Конкорды», нужны огромные затраты. То же самое с роботизацией. На старте это процесс будет очень дорогим, ведь роботов мало создать — их нужно обслуживать. И это создаст новые профессии.

«Некоторые прорывы могут произойти у нас с вами на глазах в течение 10 — 15 лет. Но в отстающих странах тот же физический труд никуда не денется» «Некоторые прорывы могут произойти у нас с вами на глазах в течение 10–15 лет. Но в отстающих странах тот же физический труд никуда не денется» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Бояться прогресса не нужно. Зачем бояться самолета, который может без остановки пролететь вокруг земного шара? Зачем нужно бояться технологического рывка? К этому просто надо готовиться. Кому-то может показаться, что процесс идет очень медленно. Но надо понимать, что это же не переход от лошадей к машинам. Тогда было очевидно, что машина удобнее и быстрее лошади, поэтому за короткое время человечество перешло от нескольких миллионов лошадей, задействованных в транспорте, до нескольких тысяч. В случае с роботизацией должна будет возникнуть целая индустрия новых профессий, которые эту роботизацию станут обслуживать. Как сегодняшние отрасли обслуживают люди, профессии которых могут исчезнуть, так и роботизацию будут обслуживать люди, профессии которых еще даже неизвестны.

Многие передовые технологии влияют на нашу жизнь уже сейчас.

Многие крупные газеты пользуются механизмом создания новостей, который даже выигрывал литературные конкурсы. Он может и найти новость, и перепроверить, и скомпоновать. Здесь не нужен талант, авторская интонация — нужно просто найти, проанализировать и поставить.

Недавно в «Лужниках» опробовали технологию распознавания лиц. Это придумали российские разработчики, которые выиграли много конкурсов на Западе. Сейчас технологию Face ID собираются применять на чемпионате мира по футболу. Как быстро эта система будет введена? Я разговаривала с людьми, которые занимаются ее внедрением, — все зависит от тестов. Они могут длиться месяц, могут — 10 месяцев.

«Многие передовые технологии влияют на нашу жизнь уже сейчас» «Многие передовые технологии влияют на нашу жизнь уже сейчас» Фото: «БИЗНЕС Online»

Говоря о российских разработчиках, могу лишний раз вспомнить и похвалить своего товарища Влада Мартынова. Он один из создателей проекта «София» — первой женщины-робота. Это же тоже пример использования искусственного интеллекта. Каждая новая технология не имеет границ, не подчиняется законодательствам отдельных стран. Именно поэтому любая разработка может поменять мир в кратчайшие сроки.

Сегодня у нас есть шанс, который не давался никому в истории человечества. Мы за одну биологическую жизнь можем прожить несколько профессиональных. Главное — не сидеть на месте и постоянно самообучаться. Поверьте, учиться никогда не поздно. Сейчас в 40 лет можно получить дополнительное образование, уйти в другую сферу и стать там лучшим. Раньше это было практически невозможным.

Единственное, что новая цифровая экономика не будет работать по правилам старой экономики. Понадобятся новые правила. Но это дело тех, кто возглавляет наше правительство и правительства других стран. Точно не мое. Можно только отметить, что государства уже сейчас думают, как регулировать профессиональные потребности граждан. Ученые подсчитали, что если всех людей перевести на веганскую пищу, то планета выдержит 10 млрд человек. А этого уровня мы достигнем уже в 2100 году. И далеко не все люди будут веганами. Поэтому с первыми проблемами, которые в том числе касаются процесса труда, мы столкнемся гораздо раньше.

Тина Канделаки