Продолжается уникальная кругосветка известного предпринимателя, экс-депутата Казгордумы Ильдуса Янышева. Он уже проехал на велосипеде по Европе, по США, а в эти дни наматывает километры по Китаю Продолжается уникальная кругосветка известного предпринимателя, экс-депутата Казгордумы Ильдуса Янышева. Он уже проехал на велосипеде по Европе, по США, а в эти дни наматывает километры по Китаю

КИТАЙ СТРОИТ НЕ ПРОСТО ДОМА, А ГОРОДА ПОД КЛЮЧ

О Китае много говорят, пишут. Действительно, это страна, достойная внимания, — с ее полуторамиллиардным населением, с огромным экономическим потенциалом. Есть, наверное, три традиционных способа получения информации о любой стране. Это туризм — поездка в места отдыха; деловой туризм — посещение различного рода выставок, встречи с деловыми кругами; ну и третий традиционный способ — когда мы черпаем информацию из СМИ. Я же предлагаю взгляд на эту страну глазами путешественника, глазами велосипедиста.

Вот уже целый месяц я еду по Китаю — сначала от Шанхая в сторону Харбина, теперь от Харбина в сторону российской границы. Пройдено более 3 тыс. км, сотни разных городов, поселков. Прошли десятки встреч, причем не запланированных, не организованных кем-либо специально, а спонтанных. Я посещаю самые разные города, поселки, всевозможные другие места — и эти визиты именно по пути, программа заранее не прорабатывалась. У такого способа познания страны существует некая претензия на бо́льшую объективность, неангажированность. Прочувствовать страну через дороги, через посещение городов, домов, квартир, где живут люди, быть их гостем — это дает несколько другую информацию, нежели гостиница, выставка или завод...

Какие впечатления? Во-первых, конечно, хочется отметить огромные масштабы строительства — страна возводит не просто дома, она строит сразу же под ключ города! Возводится город на 50–100 тыс. жителей, где абсолютно все подготовлено для комфортного проживания, начиная от больниц, роддомов, школ, магазинов и заканчивая, наверное, моргом. В один прекрасный день в этот город заезжают 100 тыс. людей. Без всяких длительных процессов ремонта, продолжения строительства дорог, ожидания инфраструктуры. Просто взяли, въехали — и город ожил.

Второе — это, конечно, дороги, которые очень серьезно отличаются от российских и, я бы даже сказал, в чем-то лучше американских. Здесь дороги строят основательно, достаточно дорого, причем параллельно строится полоса для вело- и мототехники, отдельно отгороженная. Дороги (в четыре ряда, причем я видел даже в шесть рядов) сразу облагораживаются зелеными насаждениями, кустарниками, деревьями, газонной травой. И такие дороги не только в городах, они соединяют населенные пункты на десятки, а может быть, даже и на сотни километров.

«Китайцы получили экономическую свободу. Она в чем-то мне напомнила новую экономическую политику, нэп времен СССР, когда советская экономика развивалась тоже по 7-10% в год» «Хочется отметить огромные масштабы строительства — страна возводит не просто дома, она строит сразу же под ключ города!»

ЛЮДИ ЗДЕСЬ ФАНТАСТИЧЕСКИ ТРУДОЛЮБИВЫ

Китайцы получили экономическую свободу. Она в чем-то мне напомнила новую экономическую политику (НЭП) времен СССР, когда советская экономика развивалась тоже по 7–10% в год. Но НЭП свернули. А вот китайцы не стали этого делать, и реформы Дэн Сяопина дали большой эффект — в настоящее время Китай стал мировой державой, буквально поднявшись из руин. Вместо политических свобод и информационной свободы китайцы получили экономическую свободу, свободу предпринимательства — и, видимо, это всех устраивает, по крайней мере, бо́льшую часть населения.

Люди здесь фантастически трудолюбивы. Я обратил внимание, что в стране практически нет выходных — в субботу, в воскресенье действуют заводы, более того, я видел, что они работают в две-три смены, некоторые — в ночную. И практически нет праздношатающихся людей, все что-то делают, все — от маленького до самого престарелого человека.

«В Китае, в отличие от других стран, практически нет религиозных учреждений. Я встречал единицы церквей, мечетей...» «В Китае, в отличие от других стран, практически нет религиозных учреждений. Я встречал единицы церквей, мечетей...»

Я не раз видел, как на полях даже маленькие дети работают вместе с родителями. Думаю, одна из причин экономического чуда и предприимчивости китайцев в том, что у них дети — то ли в силу дороговизны детских садов, то ли из-за их нехватки — бо́льшую часть времени проводят вместе с матерями и с отцами на их рабочих местах. Не в детских садах, не в этих инкубаторских условиях, а в суровых жизненных реалиях. Дети чуть ли не с грудного возраста видят деловую активность родителей, учатся этому. А в юном возрасте, уже в 5–6 лет, в важнейший период жизни, у детей как раз и происходит программирование человеческого сознания, становление мировоззрения и характера. Видимо, эта система приобщения к труду даже малышей и принесла Китаю такой экономический и социальный эффект.

К слову, в Китае, в отличие от других стран, практически нет религиозных учреждений. Я встречал единицы церквей, мечетей... Но тем не менее преступность в этой стране невысокая, опасности на дорогах я особо не наблюдал. Люди, невзирая на то что отсутствуют религиозные скрепы, везде ведут себя пристойно, активно трудятся.

«Любой участок земли здесь востребован, буквально в любой луже или плавает птица, или разводят какую-то рыбу» «Любой участок земли здесь востребован, буквально в любой луже или плавает птица, или разводят какую-то рыбу»

НА ДОРОГАХ 100% ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ — КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Еще в Китае очень развито сельское хозяйство. Люди ходят с древнейшим орудием — мотыгой, их здесь миллионы, они мотыгами вспахивают поля, что-то там сажают. Любой участок земли здесь востребован, буквально в любой луже или плавает птица, или разводят какую-то рыбу. В этом отношении Китай, конечно, фантастически загружает свои земельные ресурсы. Я обратил внимание, что здесь нет импортных продуктов, китайцы кормят себя полностью, все 1,5 млрд населения питается местными, собственными продуктами.

На дорогах 100% грузовых автомобилей — китайского производства. Я здесь не встречал ни Volvo, ни MAN, ни Scania — того, что сейчас доминирует на российских дорогах. Каким-то образом китайское правительство смогло остановить нашествие иностранной автомобильной техники, как и сельскохозяйственной, и создало условия для того, чтобы китайский автопром развивался. Здесь производство автомобилей — 30 млн единиц в год, это в 20 раз больше, чем в России. А все мы прекрасно понимаем, что производство автомобилей — это локомотив экономики, он создает огромное количество рабочих мест и способствует развитию сырьевой, обрабатывающей промышленности. И китайское руководство в этом отношении оказалось намного мудрее нашего.

«Каким-то образом китайское правительство, руководство, смогло остановить нашествие иностранной автомобильной техники, как и сельскохозяйственной техники» «Каким-то образом китайское правительство смогло остановить нашествие иностранной автомобильной техники, как и сельскохозяйственной»

Интересно все-таки развивается история. В 1892 году Российская империя помогала отсталому Китаю в строительстве железной дороги (КВЖД) и основала город Харбин. СССР помог КНР в 1958 году построить первый автозавод. Сейчас в Китае более 6 тыс. (!) автозаводов, которые ежегодно производят, еще раз подчеркну, 30 млн автомобилей (в РФ — около 1,5 млн штук). Теперь уже Китай будет строить нам скоростные железные дороги и поставлять скоростные поезда.

Как могло так случиться, что мы потеряли лидерство? Может быть, еще догоним с нашими-то природными ресурсами? В Китае, и в Харбине особенно, помнят и благодарны СССР и России за помощь в развитии, в победе во Второй мировой войне, за настоящее экономическое сотрудничество. Но есть какое-то ощущение, что китайцы от этого выигрывают больше и смотрят как-то дальше нас...

«Большая проблема Китая – перенаселенность и связанная с этим проблема мусора» «Большая проблема Китая — перенаселенность и связанная с этим проблема мусора»

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОГИБНЕТ НЕ ОТ АТОМНОЙ БОМБЫ, А ИЗ-ЗА МУСОРА

Большая проблема Китая — перенаселенность и связанная с этим проблема мусора. Еще изобретатель атомной бомбы, великий физик Нильс Бор, предрекал, что человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, а похоронит себя под горами собственных отходов.

И Китай, по-моему, в последнее время это очень серьезно осознал. Он сильно контрастирует — от идеально чистых городов, которые недавно построены, до городов, утопающих в грязи и мусоре. Но здесь тоже включились какие-то интересные механизмы. В итоге, наверное, половину грузоперевозок, которые я наблюдаю в ходе своих перемещений по этой стране, составляет мусор или уже отсортированные его части — стекло, пластик, металл, картон... Борьбой с мусором занимаются здесь пенсионеры, которые вносят большой вклад в решение этой сложной проблемы: они разделяют отходы, грузят на свои велосипеды или мопеды, приспособленные под грузоперевозки, развозят на маленькие мусороперерабатывающие заводики. Такие в Китае я видел буквально через каждые 5–6 километров. На них сортируют, упаковывают и потом развозят отходы по большим заводам.

«Если для России основными источниками богатства являются нефть и газ, то для Китая нефтью и газом являются его люди, полтора миллиарда китайцев, которые смогли вместо природных ресурсов сделать свою страну богатейшей» «Если для России основными источниками богатства являются нефть и газ, то для Китая нефтью и газом являются его люди, полтора миллиарда китайцев, которые смогли вместо природных ресурсов сделать свою страну богатейшей»

ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ КИТАЙЦЫ НАЧИНАЮТ ПРЕВОСХОДИТЬ РОССИЯН

Хочу привести одну очень интересную метафору: если для России основными источниками богатства являются нефть и газ, то для Китая нефтью и газом являются его люди, полтора миллиарда китайцев, которые смогли вместо природных ресурсов сделать свою страну богатейшей.

О людях в Китае хочется сказать особо. Невзирая на то что у них практически нулевое знание английского языка, китайцы, в отличие от европейцев и американцев, демонстрируют удивительное гостеприимство, доброжелательность. По характеру китайцы мне очень напоминают наших сограждан времен СССР — открытых, доброжелательных, искренних, которые рады любым иностранцам, дорожат отношениями далеко не материального характера.

Когда говоришь, что ты из России, тебе в самом деле рады — наша страна для китайцев как бы «старший брат». Китайцы продолжают нас воспринимать как старших собратьев, которые дали им коммунистическую идею. Здесь чтят Ленина, кругом серпы и молоты на красных полотнищах. Иногда мне даже бывает неудобно — сейчас я скорее считаю уже их нашими старшими братьями, Китай — старший брат России, потому что мы потребляем большей частью товары, произведенные в КНР, привлекаем их специалистов. И масштабы их экономики, скорее всего, тоже говорят о том, что мы уже превратились в маленьких братишек Поднебесной. Но они все-таки хотят с нами дружить.

Я был гостем в нескольких семьях, видел их быт. Не сказать, что это бедные люди, они уже по уровню жизни начинают превосходить россиян, хотя, конечно, уровень автомобилизации в Китае пока еще низок. Он регулируется — купить автомобиль в Китае, особенно в больших городах, можно только по специальному разрешению.

«В Китае, конечно же, действует информационное регулирование – в стране практически не демонстрируются иностранные телевизионные каналы, нет доступа к Гуглу, к Фейсбуку, к Инстаграмму» Ильдус Янышев выступает перед студентами Хайбейского университета с лекцией «Велосипед и счастье»

МОНИТОРИТЬ ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ И МНОГО ДРУГИХ ПАРАМЕТРОВ

В Китае, конечно же, действует информационное регулирование — в стране практически не демонстрируются иностранные телевизионные каналы, нет доступа к Google, «Фейсбуку», «Инстаграму». Информационное поле Китая централизованно. Они пользуются мессенджером WeChat, который выполняет и множество других функций. Маленький пример: я обратил внимание, что в Китае практически нет кассовых аппаратов и наличного денежного обращения, здесь люди с помощью своего мессенджера заводят аккаунт, при покупке товаров и услуг просто считывают QR-код, который есть у продавца, и подтверждают оплату. Поневоле вспоминается затратная статья в российском предпринимательстве, когда мы покупаем каждые пять лет новую модификацию кассового аппарата. Здесь этой проблемы нет, все решает простой телефон. И это выгодно предпринимателям, удобно человеку — и выгодно государству, потому что данные деньги учитываются и облагаются налогами.

Китай, на мой взгляд, поступил очень технологически и мудро, когда вовремя смог создать систему информационного общения между людьми в рамках одного мессенджера WeChat, который здесь присутствует практически монопольно. У него миллиард подписчиков, преимущественно китайцев. Они с помощью WeChat проводят огромное количество операций, расчетов за все услуги и покупки.

При этом мудрость китайского руководства заключается в том, что страна смогла сохранить важнейший ресурс современного общества — так называемую big data. То есть все данные о гражданах, об их покупках, пристрастиях, поведении концентрируются в рамках одной информационной системы, что позволяет делать анализ большого количества параметров. В настоящее время китайские информационные технологии позволяют мониторить законопослушность человека, его кредитоспособность и много других параметров, которые облегчают жизнь как государству, так и физическим лицам. Для законопослушных граждан это, в общем-то, благо, а для людей, которые не хотят платить налогов или совершают какие-то правонарушения, это, конечно, становится препятствием и при обращении за кредитом, и при трудоустройстве, и при получении каких-то социальных льгот и преимуществ. Это огромный и мощный маркетинговый инструмент, ресурс, который позволит правильно планировать экономику, производство. Я уверен, что в недалеком будущем править миром будут не те, кто владеет углеводородами или иной собственностью, а те, кто будет владеть и умело управлять big data. Боюсь, что даже владельцам «ядерных кнопок» придется с этим согласиться!..

У нас в России под либеральными лозунгами получилось так, что мы свою big data раздали, рассредоточили между владельцами разных государств, разных компаний. И теперь общество не имеет возможности представлять гражданам анализ и правильно планировать экономику и социальную жизнь. В будущем это очень мощный ресурс, которым Китай уже начинает обладать. Нам же это придется собирать по крохам, из «ВКонтакте», «Фейсбука», «Инстаграма» и других мессенджеров, поисковиков... Я думаю, выиграет то общество, которое будет владеть информационным ресурсом своих сограждан в целях их экономического процветания, благополучия и безопасности.

У Китая можно много чему поучиться. Не только, как мы поняли, в масштабах индустриализации, строительства, но и в технологиях ведения бизнеса, государственного администрирования.

«У меня сложилось впечатление, что, несмотря на начавшуюся массовую автомобилизацию, китайское руководство и бизнес придают велосипедному вопросу важнейшее значение» «У меня сложилось впечатление, что, несмотря на начавшуюся массовую автомобилизацию, китайское руководство и бизнес придают велосипедному вопросу важнейшее значение»

КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИИ ПО ВЕЛОПРОКАТУ OFO — $5 МИЛЛИАРДОВ

Моя любимая тема — велосипедизация. Мне удалось встретиться с руководством крупнейшей компании по прокату велосипедов Ofo. Эта фирма, которая буквально три года тому назад стартовала, была основана студентом Дай Вэй, ныне выпускником Пекинского университета. Поначалу это был байкшеринг, или прокат велосипедов в масштабах университета, потом система стала городской. А в настоящее время Ofo представлена в самых разных странах, включая Россию, и имеет велопарк в 20 млн единиц, капитализация этой компании составляет уже $5 миллиардов.

В Китае сейчас данная система бизнеса очень активно развивается, есть компания Mobike, которая также имеет огромные масштабы и экспансию во все крупнейшие города мира — Лондон, Париж, Нью-Йорк, Сан-Диего... Где бы я ни путешествовал, везде видел систему бесстанционного велопроката, когда велосипеды просто оставляют на улице и с помощью GPS-блокиратора они разблокируются и приводятся в действие. Сейчас это считается очень быстрорастущим видом бизнеса. Китайские города завалены такими велосипедами. Они, видимо, приносят неплохой доход инвесторам, которые вкладывают деньги в данные стартапы.

У меня сложилось впечатление, что, несмотря на начавшуюся массовую автомобилизацию, китайское руководство и бизнес придают велосипедному вопросу важнейшее значение. Новые города вообще не строятся без велосипедной инфраструктуры. Очень много социальной рекламы по этой теме. Огромное количество населения использует скутеры и велосипеды не только для перемещения на работу или учебу, но и для занятия различными бизнесами для миллионов китайцев. Это мини-кафе на колесах, продажа продуктов, промтоваров, доставка грузов, почты, еды, уборка улиц, мото-велотакси, сервис, не говоря уж и о самом многомиллионном производстве различной электро- и велотехники. В каждом крупном городе существует от 10 до 500 велоклубов, которые объединены в ассоциации. А ассоциации во всех столицах провинций КНР даже финансируются государством, чтобы они массово развивали велоспорт и велокультуру среди населения. При этом мини-фермерство, велосипеды и скутеры создают в Китае миллионы самозанятых людей, преимущественно пенсионного возраста. Они не сидят на шее у государства или своих детей и обеспечивают продуктами и услугами китайское общество. Их даже поддерживать не надо, просто им не мешают выживать. И никто не требует от бабушек сертификатов, кассовых аппаратов и не мешает ставить велосипед на улице для продажи печеной картошки или блинов.

...Конечно, в Китае не все идеально. Например, со здоровым питанием в их культуре абсолютно не вяжется либерализм в отношении производства и торговли алкоголем. Различного рода самодельные настойки можно купить в любое время и в любом месте, так же как и табачные изделия. И население эту «свободу» активно использует. Хотя, естественно, закрадывается мысль: а не компенсация ли это за отсутствие той самой информационной и политической свободы?..

Ильдус Янышев

Фото предоставлено автором