В Кремле и Белом доме решают вопрос: как снизить налоговую нагрузку на бизнес и при этом не навредить бюджету страны. Общего решения пока не принято. 

Стенания бизнеса по поводу непосильной налоговой нагрузки услышали в Кремле и в Белом Доме

С начала года представители бизнеса и отраслевые эксперты не переставали повторять, что увеличение ЕСН с начала года негативно влияет на экономическую деятельность и вынуждает компании вновь уходить «в тень». 

Напомним, что до 2011 года предельная ставка ЕСН составляла 26% (эти деньги шли в систему здравоохранения и Пенсионный фонд). 

В кризис для спасения пенсионной системы, которая с каждым годом требовала все больше дотаций из бюджета, социальный налог решили превратить в страховые взносы. Ставка с 1 января текущего года была увеличена с 26 до 34%. 

По оценкам экономистов, собираемость налогов стала снижаться. Еще в 2010 году компании начали подготовку к уходу «в тень», собираемость взносов сократилась на 1% ВВП, отмечали в Центре стратегических разработок. Организация среднего бизнеса «Деловая Россия» предрекла массовый уход предпринимателей «в тень» и сокращение инвестиций. Руководство объединения малого бизнеса «Опора России» еще в конце прошлого года обратилось к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой инициировать публичное обсуждение законодательных инициатив и отложить рост налоговой нагрузки. По мнению главы организации Сергея Борисова, отсутствие серьезных мер компенсационного характера при проведении реформы ЕСН способно за несколько месяцев нивелировать все основные успехи государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса. 

На защиту «малышей» встал даже глава Сбербанка Герман Греф. Он утверждал, что если государство не прислушается к недовольству в секторе малого бизнеса, то произойдет переход предприятий этой сферы из открытого сектора в теневой. «Нельзя раздеть голого и обирать сейчас малый бизнес, который является источником роста», – указывал Греф. 

Позже, уже в начале года, решением правительства ставка в 26% была на время – до конца года – возвращена для некоторых видов малого бизнеса. 

Чиновники оправдывались: решение о повышении взносов принималось в кризис, когда доходы бюджета стремительно снижались. Сейчас доходы растут, но до последнего времени снижать налоговую нагрузку на весь бизнес никто не собирался. 

Вчера на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске президент Дмитрий Медведев заявил, что ставка страховых взносов на уровне 34% «может оказаться непосильной для многих видов деятельности». В связи с этим он поручил правительству «до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года». Для этого, по словам главы государства, как минимум потребуется снижение госрасходов на госзакупки и изменение шкалы страховых взносов. «Конечно, по-хорошему, максимальная ставка должна быть установлена где-то в пределах, близких к прежним, но это сделать непросто», – добавил президент. 

Компенсировать выпадающие доходы от снижения ставки налога в Минфине предложили через существенное повышение ставки акцизов на алкоголь и табак. В случае реализации предложения Минфина пачка сигарет могла бы подорожать до 200 рублей, а 1 литр водки – до 400 рублей. 

Это сразу могло бы убить двух зайцев – сократить алкоголизм и курение и наполнить госказну деньгами. 

Однако сегодня премьер Владимир Путин выступил и против возврата к прежней ставке социального налога, и против повышения акцизов. 

Он посчитал, что от снижения ставки по социальным взносам бюджет потеряет 400-800 млрд рублей, и заявил, что было бы неправильно «снять нагрузку с бизнеса и переложить ее на простых граждан». 

При этом он попросил правительство не предлагать «простых и линейных» решений при разработке предложений по снижению страховых взносов и компенсации выпадающих доходов. 

«Проблема есть, и ее нужно решать. Но прошу простых, линейных решений не формулировать и не делать, а подойти к решению этой задачи с полной ответственностью и профессионально», – сказал он.

 Будет ли найден компромисс в данном вопросе, пока не ясно. Чиновники предлагают ряд решений, но пока их эффективность и жизнеспособность не доказаны. 

Например, глава Минфина Алексей Кудрин предложил частично компенсировать выпадающие доходы от снижения ставки страховых за счет увеличения зарплат, с которых берутся взносы. В настоящее время максимальный доход, с которого выплачиваются обязательные страховые взносы, составляет 463 тыс. рублей в год. 

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предлагает делать ставку на сокращение расходов бюджета. Снизив расходы, можно думать и о снижении налоговой нагрузки. «Это один из самых сложных вопросов, – сообщила она журналистам после заседания президиума правительства. – Он требует серьезной проработки и тонкого подхода. Повышение эффективности госрасходов могло бы помочь решить проблему». В частности, Набиуллина считает, что повысить эффективность госрасходов могло бы совершенствование закона о госзакупках – 94 ФЗ. Она привела слова президента, который подсчитал, что снизить расходы на госзаказ можно на 15%. Это освободило бы около 800 млрд рублей.

Эксперт